Перевод чисел из одной системы счисления в другую
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Кузнецова Юлия Владимировна

Конспект урока с презентацией по информатике для 8 класса по теме: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon perevod.zip31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №4»

г. Рузаевка, Республика Мордовия  

Конспект урока по информатике в 8 классе

«Перевод чисел из одной системы       счисления в другую»

        

                Подготовила: учитель информатики

        Левачева Юлия Владимировна

г. Рузаевка, 2011

Тема урока:  «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»

(урок закрепления знаний)

Цели урока:

  1. Закрепить у учащихся навыки и умения перевода чисел из одной системы счисления в другую систему счисления;
  2. Развитие внимания, памяти учащихся; привить навыки самостоятельности в работе, воспитание аккуратности и дисциплинированности.

Учебник: Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос)

Учитель задает следующие вопросы учащимся (слайд №1):

  1. Что такое система счисления?

Дети: система счисления – это совокупность правил для обозначения и наименования чисел.

  1. Какие виды систем счисления вы знаете?

Дети: различают два типа систем: позиционные и непозиционные

  1. Чем отличаются позиционные системы от непозиционных?

Дети: в непозиционных системах счисления значение любой цифры не зависит от занимаемой позиции. В позиционных системах счисления значение любой цифры в числе зависит от ее положения в ряду цифр, изображающих это число.

  1. Что называется основанием системы счисления?

Дети: основанием системы счисления называется количество знаков используемых для изображения числа в данной системе счисления.

  1. Какое основание имеют двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная системы счисления?

Дети: 2; 8; 10; 16.

  1. Алгоритм перевода чисел из любой системы счисления в десятичную

Дети: Алгоритм перевода чисел из любой системы счисления в десятичную:

  1. Представьте число в развернутой форме. При этом основание системы счисления должно быть представлено в десятичной системе счисления
  2. Найдите сумму ряда. Полученное число является значением числа в десятичной системе счисления
  1. Алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую

Дети: Алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в любую другую

  1. Последовательно выполнять деление данного числа и получаемых целых частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получится частное, меньше делителя.
  2. Полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления.
  3. Составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка.
  1. Алгоритм перевода чисел из двоичной системы счисления в системы счисления с основанием 2n и обратно

Дети: Алгоритм перевода целых двоичных чисел в систему счисления с основанием q=2n

Двоичное число разбить справа налево на группы по n в каждой

Если в левой последней группе окажется меньше n разрядов, то ее надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов.

Рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q=2n

  1. Закрепление изученного материала

Задание №1:

Соедините числа, имеющие равное значение

32310

1011001112

10110001110112

С5916

150110

101101110112

13278

3618

316110

5DD16

111100012

5478

146710

163В16

5038

2D716

Ответ:  представлен в презентации к конспекту (слайд №2)

Задание № 2:

Разгадайте кроссворд (слайд №3)

2

3

        4

1

5

6

7

8

9

12

10

11

13

Перевести числа из данной системы счисления в указанную систему счисления

По горизонтали:

1.  11710         Х2

2.  200410             Х16

5.  36528             Х10

6.  673310             Х16

7.  11011001112             Х8

8.  96116            Х10

9.  23F16            Х8

10. 116118             Х10

11. 427310             Х16

13. 704916              Х8

16. 11110001110002          Х16

17. 111011011112               Х10

По вертикали:

1. 7318        Х16

2. 390B116        Х8

3. 635D916        Х10

4. 1111011002        Х16

5. 2638        Х2

8. 4E014916        Х8

10. 1010000110012        Х8

12. 9E16        Х2

14. 14310        Х2

15. FD16        Х2

18. 22D116        Х10

Ответы: По горизонтали: 1. 1110101; 2. 7D4; 5. 1962; 6. 1A4D; 7. 1547; 8. 2401; 9. 1077; 10. 5001; 11. 10B1; 13. 70111; 16. 1E38; 17. 1903

               По вертикали: 1. 1D9; 2. 710261; 3. 407001; 4. 1EC; 5. 10110011; 8. 23400511; 10. 5031; 12. 10011110; 14. 10001111; 15. 11111101; 18. 8913

      IV. Итоги урока.

Оцениваю работу класса и называю учащихся, отличившихся на уроке.

Домашнее задание (слайд №4)

  1. Заполните следующую таблицу

Х2

Х8

Х10

Х16

110101

217

261

4AC

Ответы: 1строка: 65; 53; 35

2 строка: 10001111; 143; 8F

3 строка: 100000101; 405; 105

4 строка: 10010101100; 2254; 1196


Список использованной литературы:

  1. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 272 с. – (В помощь школьному учителю)
  2. Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике: 10 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 400 с. – (В помощь школьному учителю)
  3. Увлекательная информатика. 5-11 классы: логические задачи, кроссворды, ребусы, игры / авт.-сост. Н.А.Владимирова. – Волгоград: Учитель, 2011 – 141 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кодирование информации. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Тема урока: Кодирование информации. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Перевод чисел из ...

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Урок для 9 класса

Познакомиться с системами счисления. Научиться переводить числа из десятичной системы счисления в другие системы счисления и наоборот....

Системы счисления. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Первое занятие в рамках темы "Системы счисления. Алгоритмы перевода". Занятие рассчитано на студентов 1 курса на базе 9 классов. Время - 90 минут....

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

«Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. Двоичная арифметика. Практическая работа №4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»»

Конспект урока по информатике разработан по учебнику Угриновича для 8 класса фГОС. Содержит цели и результаты обучения, технологическую карту урока. В уроке рассматриваются задания по указанной теме, ...

Конспект урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока:            обучающие -  обоб...

Технологическая карта урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока:            обучающие -  обоб...