Системы счисления. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую.
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему

Стороженко Татьяна Игоревна

Первое занятие в рамках темы "Системы счисления. Алгоритмы перевода". Занятие рассчитано на студентов 1 курса на базе 9 классов. Время - 90 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryt_urok.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Михайловский филиал ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж»

Методическая разработка

рассмотрена и одобрена

на заседании УМО  дисциплин

ОП, ОГСЭ и ЕН цикла

протокол № _____ от ________

Председатель УМО

_______________Е.С. Чепалова

Методическая разработка комбинированного занятия

Тема: Системы счисления. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Дисциплина: Информатика и ИКТ

Курс 1. Группа М-911

Специальность: Сестринское дело

Количество часов: 2 часа.

Разработчик: Стороженко Т.И., преподаватель информатики и ИКТ, информационных технологий в профессиональной деятельности

Михайловка, 2014

Мотивация изучения темы: Изучение дисциплины Информатика и ИКТ, темы «Системы счисления. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую» является важным звеном общего образования среднего звена. В ходе изучения темы, студенты приобретают знания о появлении и использовании различных систем счисления людьми и ЭВМ, навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую, необходимых для понимания представления информации в ЭВМ и функционирования ЭВМ.

Цели занятия:

а) Учебная:

  • познакомить учащихся с историей возникновения и развития систем счисления;
  • указать на основные недостатки и преимущества непозиционных систем счисления;
  • сформировать у учащихся понятие «позиционные системы счисления» и указать их основные достоинства;
  • научить переводить из одной системы счисления в другую.  

б) Развивающая:

  • развивать логическое мышление, память, внимание, навыки устного счета;
  • развивать познавательную активность, самоконтроль;
  • расширять кругозор студентов.

в) Воспитательная:

  • развивать интерес к совместной работе над единой  целью;
  • прививать интерес к предмету;
  • воспитывать чувство долга, ответственности.

Интеграционные связи:

Межпредметные  связи:

Математика: Раздел «Основы дискретной математики, теория вероятности, математическая статистика, их роль в медицине и здравоохранении»  

История: Разделы «Древнейшая стадия истории человечества», «Цивилизации древнего мира».

Внутрипредметные связи: Темы: «Арифметико-логическое устройство компьютера», «Кодирование и представление (числовой) информации в ЭВМ»

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

Оснащение (средства обучения):

  • мультимедийный проектор,
  • презентация «История развития систем счисления»
  • видеоролики «Перевод из двоичной системы в десятичную» и «Перевод из десятичной системы счисления в десятичную»;
  • карточки с заданиями по теме «Системы счисления»;
  • доска;
  • мел.

Основные этапы занятия:

1. Организационный момент – 4 мин.

2. Проверка знаний и умений – 5 – 8 мин.

3. Изучение нового материала –  50 - 53 мин.

4. Закрепление нового материала – 15-17 мин.

5. Подведение итогов занятия – 5-6 мин.

6. Задание на дом – 2 мин.

Использованная  литература:

  • Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: Учебник / Е.В.Михеева, О.И.Титова.  – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 352 с.: ил. - (Среднее профессиональное образование).  
  • Хлебников А.А. Информатика: учебник / А.А.Хлебников. – Ростов-н/Д Феникс, 2007. – 571 с: ил. – (Среднее профессиональное образование).  
  • Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: учебник для 10-11 классов / Н.Д.Угринович. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511 с.: ил.
  •  http://goldlara.narod.ru/numbers/numbers.htm
  •  http://festival.1september.ru/articles/644820/ 
  • http://informatika.edusite.ru/lezione10_17i.html 

Ход занятия

№ п/п

Название

этапа

Описание этапа

Педагогическая цель

Время этапа

1.

Орг. момент.

- приветствие студентов;

- проверка готовности к занятию и  внешнего вида;

- беседа с дежурным;

- сообщение темы и цели занятия;

- мотивация на изучение темы.    

Сегодня мы поговорим о том, как люди научились считать, узнаем о различных системах счисления, используемых человеком и ЭВМ и алгоритмах перевода из одной системы счисления в другую и потренируемся в этом. Ваша активная работа в конце занятия будет оценена комплексной оценкой.

Создание рабочей атмосферы, формирование познавательного интереса к учебной деятельности по данной теме, дисциплинирование учащихся, мотивация студентов.

4 мин.

2.

Проверка знаний и умений

Проверка уровня усвоения понятий по дисциплине. Игра «Что это такое?»

Преподаватель вносит поправки в ответы, отмечает лучших.

Определение уровня усвоения изучаемого материала, выявление слабых мест

5-8 мин.

3.

Объяснение  нового материала.

Сообщение учащимся новых знаний.

Запись в тетради темы занятия.

Просмотр и комментирование презентации «История развития систем счисления».

Запись основных понятий, достоинств и недостатков различных систем счисления в тетрадь,  запись одного и того числа в различных системах счисления по мере просмотра презентации. Заполнение таблицы «Позиционные системы счисления».

Изложение преподавателем алгоритмов перевода из двоичной системы счисления в десятичную и обратно. Решение несколькими студентами примеров у доски.

Формирование познавательного интереса к данной теме, побуждение учащихся к осознанию предстоящей самостоятельной работы, помощь в осмыслении действий.

50 – 53 мин.

4.

Закрепление.

 

Организация самоконтроля и взаимоконтроля при закреплении пройденного материала.

Самостоятельная работа с карточками (Приложение 1), в ходе которой на экране показывается видео алгоритмов перевода из одной системы счисления в другую.

Взаимопроверка.

Определение уровня усвоения изучаемого материала, выявление слабых мест. Формирование практических умений, нужных для овладения последующими учебными дисциплинами.

Выработка умений самостоятельной работы по данной теме.

Приобретение практического опыта.

Формирование ОК.

15 – 17 мин.

5.

Подведение итогов занятия.

- проверка карточек по эталону ответов (на экране).

- анализ работы группы и отдельных студентов;

- выставление и комментирование оценок;

- выводы о проделанной работе.

Побуждение студентов к рефлексии, стимулирование интереса к учебе и ее результатам, создание ситуации успеха.

5–6 мин

6.

Задание на дом.

- выучить определения из лекции

- записать дату своего рождения используя 3 различных системы счисления,

- перевести числа 20710 и 5670310 в двоичную систему счисления, а числа 100112 и 11101012 в десятичную.

2 мин.

Приложение 1

Вариант 1.

Задание 1. Переведите числа:

6710 = _______________2 

1101012= ____________10

Задание 2. Ответьте на вопросы «да» или нет»:

  1. Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счисления? _________
  2. Верно ли, что в Древнем Вавилоне цифры изображались с помощью иероглифов? ________
  3. Верно ли, что на Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом»? ________
  4. Верно ли, что в современной Европе иногда применяется двенадцатеричная система счисления? __________
  5. Верно ли, что в Китае изобрели десятичную позиционную систему счисления? _________

Вариант 2.

Задание 1. Переведите числа:

5910 = _______________2 

01100112= ____________10

Задание 2. Ответьте на вопросы «да» или нет»:

  1. Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счёта? _________
  2. Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы? ___________
  3. Верно ли, что компьютер использует двоичную систему счисления? __________
  4. Верно ли, что римская система счисления является непозиционной? __________
  5. Верно ли, что на циферблатах часов пишут древнерусские цифры?__________

Вариант 3.

Задание 1. Переведите числа:

4910 = _______________2 

101101012= ____________10

Задание 2. Ответьте на вопросы «да» или нет»:

  1. Верно ли, что в компьютерах используется римская система счисления? ____________
  2. Верно ли, что десятичную позиционную систему счисления изобрели в Древней Индии? ___________
  3. Верно ли, что запись цифр с помощью иероглифов применяли на Руси? __________
  4. Верно ли, что мы пользуемся в быту шестидесятеричной системой счисления древних шумеров? ___________
  5. Верно ли, что клинописью пользовались в Древнем Египте? _________

Эталон ответов

Вариант

Примеры

Номера вопросов

1

2

3

4

5

1

6710=1000112;           1101012=5310

-

-

+

-

+

2

5910=11100112;            01100112=5110

+

-

+

+

-

3

4910=1100012;           101101012=18110 

-

-

-

+

-

Критерии оценки самостоятельной работы

7 правильных ответов – оценка «5»

5 – 6 правильных ответов – оценка «4»

3 – 4 правильных ответов – оценка «3»

0 – 2 правильных ответов – оценка «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую".

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:приобрести практические навыки для перевода чисел из одной системы счисления в другую.    ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:...

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Конспект урока с презентацией по информатике для 8 класса по теме: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"...

Урок информатики по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Конспек урока с презентацией по теме "Перевод чисел из одной системы в другую" по учебнику Информатика 10 класс профильный уровень Семакина....

Опорная схема по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Схема может использоваться при изучении темы "Перевод чисел из одной системы счисления в другую" в 9 классе и в старшей школе для подготовки к ЕГЭ. Очень помогает детям в коррекционных классах для усв...

План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР

План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР...

«Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. Двоичная арифметика. Практическая работа №4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»»

Конспект урока по информатике разработан по учебнику Угриновича для 8 класса фГОС. Содержит цели и результаты обучения, технологическую карту урока. В уроке рассматриваются задания по указанной теме, ...

Презентация к уроку по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

Урок по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления.  Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»...