Методическая разработка урока по теме "Файлы и файловые структуры"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Шенкнехт Тамара Александровна

В настоящее время, понятие «грамотность» включает в себя и компьютерную грамотность. И чем раньше человек овладеет ею, тем больше возможностей он получит для своего дальнейшего развития.

Чтобы мы не делали, работая с компьютером, мы всё время имеем дело с файлами. Все программы и данные в компьютере хранятся на жестком диске в виде файлов. Их очень много. Очевидно, что если навести порядок в их хранении, то нужную информацию найти практически невозможно. Нужна какая-то организация, а у всякой организации есть структура. Поэтому тема «Файлы и файловая структура» занимает важное место в курсе информатики и целесообразно её изучение в виде комбинированного урока.

В ходе этого урока освоение основных понятий информатики проходит успешнее, используются задания в занимательной и различной форме.

Для того чтобы сохранить интерес к урокам информатики, нужно построить урок так, чтобы он был глубоким и информативным, эмоционально ярким и воспитывающим. Этого можно достичь, используя на уроке различные активные методы и ИКТ, тем самым, повышая наглядность, доступность изложения материала, облегчая труд современного учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon faylovaya_struktura.doc295 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования мэрии г. Новосибирска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 48»

        

Т.А.Шенкнехт

Файлы и файловые структуры

Методическая разработка урока

г.Новосибирск,2018

Содержание

Введение                                                                                                3

1. Обоснование принципов отбора содержания                                                        4

2. Технологическая карта урока                                                                        5

3. Ход занятия                                                                                        6

Заключение                                                                                                12

Список использованной литературы                                                                13

Приложения                                                                                                 14

Введение

В настоящее время, понятие «грамотность» включает в себя и компьютерную грамотность. И чем раньше человек овладеет ею, тем больше возможностей он получит для своего дальнейшего развития.

Чтобы мы не делали, работая с компьютером, мы всё время имеем дело с файлами. Все программы и данные в компьютере хранятся на жестком диске в виде файлов. Их очень много. Очевидно, что если навести порядок в их хранении, то нужную информацию найти практически невозможно. Нужна какая-то организация, а у всякой организации есть структура. Поэтому тема «Файлы и файловая структура» занимает важное место в курсе информатики и целесообразно её изучение в виде комбинированного урока.

В ходе этого урока освоение основных понятий информатики проходит успешнее, используются задания в занимательной и различной форме.

Для того чтобы сохранить интерес к урокам информатики, нужно построить урок так, чтобы он был глубоким и информативным, эмоционально ярким и воспитывающим. Этого можно достичь, используя на уроке различные методы и ИКТ, тем самым, повышая наглядность, доступность изложения материала, облегчая труд современного учителя.

1.Обоснование принципов отбора содержания

Описание места урока в образовательном процессе

Урок (45 мин.) в 7 классе в ходе изучения курса информатики, соответствует разделу «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Также может быть использован на любом уроки информатики и может быть полезен любому пользователю ПК.

Комбинированный урок играет ведущую роль в решении задач образования, воспитания и развития обучающихся, в усвоении ими основного содержания. На данном уроке решается комплекс взаимосвязанных задач: изучение нового материала, его закрепления, повторения и проверки ранее изученных знаний, на базе которых строится усвоение нового содержания.

Соблюдаются требования ТБ и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером. В качества раздаточного материала используются карточки с текстовыми заданиями, практическая работа.

        Для подготовки учащихся к восприятию нового материала, активизации их умственной деятельности в качестве мотивационного начала урока в течение 3-5 минут проводится фронтальная беседа. Изложение нового материала проводится с применением современных компьютерных технологий. Для закрепления и проверки знаний проводится практическая и тестовая работа.

        Познавательная деятельность обучающихся на уроке стимулируется переходом от одного вида деятельности к другому: участие в беседе, работа в парах, практическая работа.  Она реализуется на следующих этапах учебной деятельности студентов: просмотр слайдов, работа с терминами, формулирование выводов, выполнение практической работы, краткие записи в тетради. Такой урок обеспечивает развитие познавательной деятельности, даёт возможность проявить себя, заставляет работать в напряженном ритме, что стимулирует умственную активность, вырабатывает умение учиться и формирует метапредметные навыки.

        Использование на уроке ИКТ обеспечивает научную организацию труда учителя на современном уровне.

Описание информационных источников

На данном уроке используются:

1. Презентация «Файлы и файловая структура».

Большую помощь в развитии и поддержки мотивации оказывает использование мультимедийных презентаций. Использование на данном уроке мультимедиа-технологии увеличивает наглядность обучения, вызывает у обучающихся интерес, а также включает в себя поэтапный показ информации в виде картинок, текстов, благодаря введенной в программу анимации позволяет в регулируемом режиме делать акценты на наиболее важную информацию. Дает возможность возвращаться (по мере необходимости) к пройденным этапам, перемещать объекты, работать с цветом, добавлять комментарии к текстам, рисункам и схемам, выделять ключевые области. К тому же тексты, рисунки или схемы можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока.  

2. Тестовая программа написана на языке гипертекстовой разметки HTML с применением java-script, открывается в Internet Explorer —  предназначенная для проверки знаний по подготовленным учителем тестам.

Для закрепления и проверки знаний проводится тестовая проверочная работа. При использовании такой технологии полностью сохраняется педагогическая доминанта, и учитель ни на минуту не исключается из учебного процесса. При этом в полной мере могут быть учтены и дидактические задачи, и творческие интересы педагога, и особенности группы, и индивидуальные склонности каждого ученика. То есть она позволяет расширить вариативность информационного и учебно-методического обеспечения урока и полнее реализовывать принципы личностно - ориентированного образования.

2. Технологическая карта урока

Предмет

Информатика, 7 класс

Тема занятия, количество часов

Файлы и файловые структуры, 45 минут

Вид занятия: 

Комбинированный урок

Цели урока:

Образовательная:

Развивающая:

Воспитательная:

- актуализировать знания о понятии «файл», «имя файла», «тип файла», «действия над файлами»;

-познакомить обучающихся с понятиями: «логический диск», «иерархическая файловая структура», «каталог», «дерево», «путь к файлу», «полное имя файла»;

- проверить первичное понимание понятий.

.

- способствовать формированию навыков:

- устанавливать причинно-следственные связи.

-способствовать формированию умений:

- осуществлять планирование своих действий, выбирать наиболее рациональное их сочетание и чередование с учетом вида работы;

- формировать и развивать умения анализировать;

-применять ранее полученные знания в новых ситуациях.

воспитывать отношение к компьютеру, как инструменту информационной деятельности человека.

- формировать у обучающихся опыт равноправного сотрудничества в процессе обучения;

- стимулировать познавательный интерес,

- способствовать организации собственной деятельности.

- воспитывать самостоятельность выполнения практических заданий на компьютере.

Методическая:

Показать эффективность разработки урока по данной теме для выработки умения учиться, развития ответственности, активности, формирование метапредметных навыков

Основные понятия, термины

Файловая система, файловая структура: одноуровневая и многоуровневая, навигация по файловой  структуре.

Формы работы учащихся:

фронтальная, индивидуальная, практическая.

Внутрипредметные связи:

«Программное обеспечение», «Пользовательский интерфейс».

Оснащенность занятия:

Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор; аудиоколонки., интерактивная доска.

Программное обеспечение: Приложение Microsoft PowerPoint, проигрыватель Windows Media., тестирующая программа, ОС MS Windows 8.1.

Раздаточный материал, опорный конспект, инструкции.

Планируемые результаты:

Предметные:

- понимать понятия «логический диск», «иерархическая файловая структура», «каталог», «дерево», «путь к файлу», «полное имя файла»;

- представления об объектах файловой системы и навыки работы с ними;

- уметь объяснять понятия.

Личностные: -понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных;

- воспитание положительной мотивации к учению, формирование интереса к изучению информатики.

Метапредметные: умения и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве;

умение сравнивать, анализировать полученную информацию, находить необходимую информацию в источниках, формирование навыка монологической и диалогической речи.

УУД

Личностные УУД: 

-самоопределение, смыслообразование;

- развитие познавательных интересов и учебных мотивов;  

-умение находить ответ на вопрос; формирование границ собственного знания и незнания;

-формирование адекватной позитивной самооценки личности, -самоуважения и самопринятия;

-оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностно- моральный выбор.

Регулятивные УУД:

-принятие и сохранение учебной задачи;  

-внесение необходимых корректив;  

-оценка правильности выполнения действия, внесение необходимых корректив;

контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном с   целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-осуществление итогового и пошагового контроля по результатам; адекватное восприятие оценки учителя.

Коммуникативные УУД:

-понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной;

- участие в коллективном обсуждении проблем;

- оценка своей деятельности и деятельности других людей;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;  

-формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия;

владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;

формулирование собственного мнения.

Познавательные УУД:

-построение речевого высказывания;

- выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

-анализ объектов и синтез.

-поиск разнообразных способов решения задач;

-анализ объектов с целью выделения признаков,

-использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

-осуществление поиска необходимой информации;

-выделение информации из текстов;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.  Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент

(2 мин.)

- проверка готовности к занятию;

- проверка присутствующих.

Цель: Создать благоприятную атмосферу на уроке.

Метод: беседа c использованием упражнения «Улыбнемся друг другу»

Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас сегодня видеть, надеюсь, что занятие пройдет интересно и плодотворно. Давайте, подарим улыбку друг другу: сперва дарим мы улыбку соседу по парте, затем своим одноклассникам с соседнего ряда, потом тем, кто сидит на следующей парте.

После этого в тетради на полях, рядом с изобразите смайлик, который отражает ваше сегодняшнее настроение.

Организуются, настраиваются на учебную деятельность.

Улыбаются соседу по парте, одноклассникам, учителю. Рисуют смайлик на полях

II. Ответы на вопросы учащихся по предыдущему материалу

 (1 мин.)

- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке.

- Какие вопросы у вас возникли по предыдущему материалу? Что было непонятно?

Задают вопросы.

III. Проверка знаний, умений по предыдущему материалу.

(7 мин.) 

Метод: графический диктант

Проверим, как вы подготовились по предыдущему материалу.

Это будет графический диктант (см. приложение 1) Я объясняю правила. Я читаю предложение два раза; вы рисуете арку вверх, если предложение правильное; вы рисуете арку вниз, если предложение неправильное. Давайте начнем.

Сейчас я предлагаю Вам обменяться листочками с ответами и выполнить проверку соседа по парте. Для этого посмотрите эталон ответов. Сравните его с работой и посчитайте количество верных ответов.

Работают индивидуально (письменно). выполняют задания на листочках. Взаимопроверка

IV. Актуализация опорных знаний.

(5 мин)

Метод: фронтальная беседа .

Внимание на экран:

1 Что вы видите на экране?

2.Как вы различаете файлы и папки?

3.. Назовите из них папки? Файлы?

4 Что такое файл?

Отвечают на вопросы:

 На экране отображены папки, файлы, ярлыки.

- Вы знаете, что и программы и данные в компьютере хранятся на жестком диске в виде файлов. Их очень много. Очевидно, что если навести порядок в их хранении, то нужную информацию найти практически невозможно. Нужна какая-то организация, а у всякой организации есть структура.

Как можно сформулировать тему урока?  

Ставят цель урока:

- углубить знания о файлах и файловой структурой диска;

- сформировать навыки создания папок и файлов.

V. Изучение нового материала.

(10 мин.)

Метод: беседа с демонстрацией учебного материала, лекция. (Изучение сопровождается презентацией «Файлы и файловые структуры»)

Тема нашего урока «Файлы и файловая структура».

План урока:

1.

  • Логическое имя устройства внешней памяти
  • файл
  • правила именования файлов
  • каталог
  • корневой каталог
  • файловая структура
  • путь к файлу
  • полное имя файла

2. Решение задач

3. Самостоятельная работа за ПК.

4.Тестирование. (см. приложение 4)

(Объяснение темы урока (см. Приложение 2  и презентацию)

Записывают число, тему и урока в тетради.

Записывают опорный конспект

VI Физкультминутка

(1 мин.)

Активный метод релаксации

Давайте проведем алгоритм- физкультминутку.

Услышав имя текстового файла – закройте глаза, звукового – откройте глаза: письмо.doc, проба. mp3, гимн. doc, лето.txt, музыка.wav, песня. mid, доклад. txt. Услышав имя папки – встаньте на правую ногу, имя файла – на левую ногу: Школа.ipg, Моя музыка, уроки, List.doc, 7 классleto.doc, мои документы, Иванов, завучи.doc

Выполняют алгоритм - физкультминутку

VII. Закрепление изученного материала.      

(12мин.)

Метод:

1) метод упражнений;

2) самостоятельная работа за компьютером (работа индивидуально или в парах, в зависимости от количества имеющихся компьютеров и наличия обучающихся),

3) тестирование.

А теперь для закрепления, изученного выполним несколько упражнений.

Посмотрите на слайд и выполните следующие упражнения:

1. Запишите полные имена всех файлов

2. Пользователь работал с каталогом

C:\Физика\Задачи\Механика. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем ещё раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Экзамен, в котором находится файл Вопросы.doc.  Каков путь к этому файлу?

3. Учитель работал в каталоге

D:\Уроки\7 класс\Практические работы.  

Затем перешёл в дереве каталогов на уровень выше, спустился в подкаталог Презентации и удалил из него файл Введение.ppt. Каково полное имя файла, который удалил учитель?

  Выполняют данное задание со слайда. Ответ:

C:\Мои документы\Иванов\ QBasic.doc

C:\Мои документы\Петров\ Письмо.txt

C:\Мои документы\Петров\ Рисунки\Море.bmp

C:\Фильмы\ Интересный фильм.avi

Полный путь к файлу имеет вид: C:\Физика\Экзамен

Полное имя удалённого файла:

D:\Уроки\7 класс\Презентации\Введение.ppt

Садитесь за компьютер и приступайте к выполнению практических заданий.

 (см. приложение 3 )

Садятся за компьютеры и   приступают к выполнению практических заданий.

2. Тестирование (см. приложение 4)

А для того, чтобы оценить себя самостоятельно, мы выполним тестовую работу. На рабочем столе откройте папку «Тест» и запустите его.

Выполняют тест

VIII Домашнее задание, инструктаж (2 мин.)

Цель: закрепление и применение полученных знаний, развитие творческих способностей.

Дома повторить изученный материал, воспользовавшись конспектом и учебником

§2.4. На выбор: Составить структуру управления школой с помощью вложенных папок или сочинить историю из 5 предложений с понятиями: файл, тип файла, полное имя файла, путь к файлу, каталог, дерево и иерархическая структура.

Записывают дом.

задание

IX. Рефлексия Подведение итогов (5 мин.)

-  подведение итогов;

-выставление оценок, комментирование.

Цель: определение результатов работы, фиксирование успехов и затруднений у учащихся.

Подводя итог нашего урока, скажите все ли поставленные цели были выполнены?

-Что еще нового вы узнали на уроке?

Давайте дадим характеристику файлу.

Для этого составим Синквейн.

-Кто скажет, что это такое?

Файл -

Тематический, именной

Хранит, передает, объединяет

Файл – это именованная область внешней памяти.

Папка.

Давайте дадим характеристику нашему уроку

Урок –

(какой?) интересный, познавательный

(что делали?) составляли, отвечали, работали

(обобщение в одном предложении) Повторяли файлы и файловую систему

(описать одним словом урок КАК?) Интересно!

Оцените свою работу на уроке по шкале

успешности. (см. приложение 5)

Надеюсь знания и умения, которые вы получили пригодятся вам в дальнейшем.

Спасибо вам за интересный урок и за вашу работу. Мне было приятно с Вами работать. Урок окончен. Благодарю всех за внимание!

Да

Познакомились с понятиями путь к файлу, полное имя фала, научились строить иерархическую структуру.

пятистрочник

Работают со

шкалой успешности

Заключение

        Данный урок обеспечивает развитие познавательной деятельности обучающихся, даёт им возможность проявить себя, заставляет работать в напряженном ритме, что стимулирует умственную активность. Урок прошел живо и интересно, он носит практический характер и реализует принципы новизны и научности.

Ребята показали хорошее владение компьютером. На уроке были созданы условия, побуждающие учащихся к активной деятельности через востребованность своих знаний, которые коллективными усилиями были классифицированы и заняли своё место в коллективном знании.

Для стимулирования мыслительной деятельности обучающихся их внимание акцентируется на теме в ходе диалога. В результате учащиеся проявили хорошую степень усвоения учебного материала: по итогам тестовой работы 60% получили «5», 40%- «4».

Это доказывает, что цели урока были достигнуты.

        

Список используемой литературы

1.Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 7 класса, -М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017.-224 с.

2. Босова Л.Л., Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса, - М: Бином. Лаборатория знаний, 2017.-200 с.

http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.php

https://moi-universitet.ru/index.php?route=account/login

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Графический диктант

  1. Первый компьютер был создан в 1945 г. в США.
  2. Центральным устройством компьютера является процессор.
  3. Процессор не обрабатывает поступающие нему электрические сигналы.
  4. Основной частью персонального компьютера является монитор.
  5. Системный балок, клавиатура, мышь и монитор образуют минимальный комплект устройств, обеспечивающих работу компьютера.
  6. Совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере, называют программным обеспечение компьютера.
  7. Системное ПО включает в себя только сервисные программы
  8. Офисный пакет OpenOffice.org является свободным программным обеспечением.
  9. Компьютерный вирус-это специально написанная вредоносная программа, способная нанести ущерб данным на компьютере или вывести его из строя.
  10. Основными характеристиками процессора являются тактовая частота и разрядность.

Приложение 2 (лекция)

Файлы и файловая система.

Вся информация в компьютере хранится в памяти в виде файлов, т. е. совокупности однотипных данных, хранящихся на внешнем носителе под одним именем. Хранение данных разного типа в одном файле приводит к резкому увеличению используемой памяти.

 Имя файла состоит из двух частей: собственного имени и своего расширения, отделяемого точкой. 

Именно по расширению можно определить, какие типы данных хранятся в данном файле и при помощи каких программ они создавались.

Файлы объединены в особые структуры - в каталоги, директории, папки. Эти названия означают одно и тоже, просто произошли в разное время. Каталогом (директорией) называют совокупность файлов, выполняющих какую-либо единую задачу и использующих иерархическую структуру. Данная структура позволяет располагать сотни файлов на одном диске в строго определенном порядке в пределах одного подкаталога.

Другой характеристикой является путь к файлу, он представлен в виде последовательности, состоящей из имен каталогов, которые необходимо пройти, перемещаясь по дереву каталогов, начиная от текущего каталога до искомого, чтобы добраться до каталога, в котором непосредственно хранится файл. Полное имя файла - это последовательность из имени дисковода, пути к файлу от корневого каталога и имени файла, разделенные косой чертой.

Файловая система - это часть операционной системы, основное назначение которой - обеспечение пользователю удобного интерфейса при работе с данными, хранящимися на диске, и возможности совместного

Действия над файлами

Над файлами можно производить следующие основные операции: копирование, перемещение, удаление, переименование и пр.

Приложение 3

Практическое задание

1.На рабочем столе создать папку ФАЙЛЫ.

2. В папке ФАЙЛЫ создать папки ДОКУМЕНТЫ, РИСУНКИ, МУЗЫКА.

3. По полным адресам файлов найти их в компьютере и скопировать в соответствующие папки

 1) C:\Информатика\Урок\Конспект.doc

2) C:\Новый год\Елки2.mp3

3) C:\Рисунки\Пингвин.jpg

4. Переименовать файлы: 1) в Инструкция, 2) в Елки1, 3) в Птицы.

Приложение 4

ТЕСТ «Файлы и файловая структура»

Введите вашу фамилию: 

Файл- это...

объект в виде совокупности данных, хранящихся во внешней памяти компьютера
команда запуска
группа программ
часть дискеты

Расширение имени файла указывает на ...

тип файла
как запустить программу
какой объём информации содержится в файле
имя файла

Выбери правильное имя файла

BABY.EXE
B?Y.BABY
EXE.+2
DOC EXE

Расширение имени файла может состоять...

из 8 символов
его вообще нет
из команды-выход-
чаще всего до 3 символов

Каталог – это:

поименованная совокупность файлов и подкаталогов
поименованная область внешней памяти
часть ОС
хорошая вещь

Windows-приложения это:

компоненты Windows
калькулятор, Блокнот, Графический редактор
документы по Windows
DOS-программы

Экран монитора называют:

окно Windows
рабочий стол Windows
панель Windows
обои Windows

Значки свернутых программ находятся:

на рабочем столе
в главном меню
на панели задач
на панели индикации

Чтобы просмотреть содержимое окна, не поместившегося в рабочую область, нужно воспользоваться:

заголовком
полосой прокрутки
строкой меню
кнопкой Свернуть

Файловая структура

совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними
функциональная часть ОС, обеспечивающая выполнение и операций над файлами
контекстное меню
совокупность файлов

Приложение 5

Шкала успешности

         Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

«Я»           1 –работал

                  2- допускал ошибки

«МЫ»       1- мне помогли  одноклассники

                  2- учитель

                  3- я одноклассникам

«ДЕЛО»   1-понял материал

       2.узнал больше, чем знал.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики " Файлы и файловые структуры"

Урок информатики с применением ЦОР.Цель урока:Дать учащимся общие представления о файлах и файловых структурах.Тип урока: урок изложения нового материала.Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, ...

Методическая разработка урока английского языка по теме"What is the family?" в 6 классе по УМК Биболетова с применением отдельных структур Сингапурского метода обучения, Шаймарданова Гульшат Ришатовна, учитель английского языка

Методическая разработка урока английского языка по теме"What is the family?" в 6 классе по УМК Биболетова с применением отдельных структур Сингапурского метода обучения, Шаймарданова Гульшат Ришатовна...

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой «Тема, основная мысль и структура текста»

Данный урок "Тема, основная мысль и структура текста"  разработан в соответствии с ФГОС....

методическая разработка урока ОБЖ по теме Структура Вооруженных Сил

План конспект -урока по ОБЖ : Структура Вооруженных Сил...

Методическая разработка урока по экологии "Структура сообщества". 10 класс

Разработка урока на основе программы  по экологии автора В.В.Пасечник.  Данный урок знакомит обучающихся с особенностями видовой, морфологической, пространственной, трофической структуры эко...

Методическая разработка урока на тему "Сравнение грамматических структур Past simple/Past continuous"

Пример методической разработки урока с фокусом на обучение грамматике (Past simple/Past continuous), учебник Challenges.Педагогические технологии: коммуникативная, личностно-ориентированная, груп...

Методическая разработка урока: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи»

Тема: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи» важна как для обучающихся 8 класса, так и для их родителей, поскольку   проблема  соотношения доходов и расходов в услови...