Методическая разработка урока: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи»
методическая разработка (8 класс) на тему

Тема: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи» важна как для обучающихся 8 класса, так и для их родителей, поскольку   проблема  соотношения доходов и расходов в условиях экономического кризиса и роста инфляции касается каждой семьи. Понимание важности формирования основных источников  семейного бюджета и грамотности их распределения, зависимости благосостояния семьи и государства. Осознание подростком значимости карманных денег, возможности распоряжаться собственными средствами.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppa_6.docx81.89 КБ
Файл prezentatsiyagruppa_6.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:

D:\FILATOVA_SE\desktop\logo.png

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Итоговая аттестационная работа на тему:
Методическая разработка урока: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи»

Разработчики:

Злобина Татьяна Алексеевна

Родина Любовь Ивановна

Арженовскова Татьяна Ивановна

Тертышникова Марина Васильевна

Теплинская Елена Анатольевна

Старший методист

РМЦ Ростовской области

Е.А. Чекунова

г. Ростов-на-Дону, 2017 г.


Введение

Тема: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи» важна как для обучающихся 8 класса, так и для их родителей, поскольку   проблема  соотношения доходов и расходов в условиях экономического кризиса и роста инфляции касается каждой семьи. Понимание важности формирования основных источников  семейного бюджета и грамотности их распределения, зависимости благосостояния семьи и государства. Осознание подростком значимости карманных денег, возможности распоряжаться собственными средствами.  


Основная часть

  1. Общая характеристика занятия

Объект: школа

Место: слобода Кашары Ростовская область

Название образовательной организации: МБОУ Кашарская  СОШ

Участники проекта:

Педагог: Злобина Т.А., учитель истории и обществознания

Учащиеся: класс 8

Другие: родители

Название предмета: обществознание

Место занятия в логике реализации предмета: урок

Характеристика условий реализации проекта:

Вид деятельности учащихся: урочная деятельность

Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 2 /1

Тип занятия: урок предъявления новых знаний

Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: интерактивная доска, кейсы, презентация, калькулятор.

Учебно-методическое обеспечения:

Методические материалы для учителя: Обществознание: учебная программа 5-9 классы общеобразовательных организаций. /Л.Н.Боголюбов. М.: Просвещение, 2014.

Для ученика: Учебник Обществознание. 8 кл. Л.Н.Боголюбов. М.: Просвещение, 2014.

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя 8-9 классы общеобразовательных организаций. /Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015

  1. Педагогическая характеристика занятия

Тема: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи» .

    Цели занятия: на занятии необходимо сформировать понимание того, что существует определённая взаимосвязь между доходами семьи и её структурой, с одной стороны, и уровнем благосостояния — с другой. Учащиеся в ходе занятия должны понять, что существуют дополнительные источники доходов и как следствие улучшения благосостояния семьи; рассчитывать личный и семейный доход, читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; определять и оценивать варианты повышения  личного и семейного доходов.

    Предметные образовательные результаты: достижение не менее 85 % учащимися следующих образовательных результатов:

    Усвоение (применение) понятий по теме (структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, составление структуры доходов семьи на основе учебных ситуаций, близких к реальной жизни);

понимание и правильное использование экономических терминов;  осмысление важности контроля доходов семьи; проведение простых финансовых расчётов; применение полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики;

    Овладение предметными умениями:

Понимание различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи; осмысление основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов семьи, о роли государства в экономике семьи; формирование социальной ответственности: оценка возможностей нахождения других источников доходов семьи.

Метапредметные образовательные результаты:

 осознание себя как члена семьи, общества и государства; восприятие экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; понимание цели своих действий;  готовность слушать собеседника и вести диалог;  умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;

– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;

– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.

Умения:

– рассчитывать личный и семейный доход;

– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;

– различать личные расходы и расходы семьи;

– вести учёт доходов и расходов;

– развивать критическое мышление.

Компетенции:

– устанавливать причинно-следственные связи между источниками доходов и благосостоянием семьи;

– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

–сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

– оценивать свои ежемесячные доходы, расходы;

– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей.

Этап

Продолжи-тельность

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

  1. Организационный момент

3 мин

Разделения учащихся на 4 группы с помощью  карточек. Перед началом урока учащиеся и родители выбирают карточку с надписью фамилии семьи (Ивановы, Петровы, Сидоровы, Чижовы).

Учащимся предлагается разделиться на группы согласно карточкам, выбрать «главу семьи» , распределить « семейные роли» (эксперт-родитель).

  1. Проблемная ситуация

3 мин

Работа с кейсами. «Глава семьи» выбирает кейс и представляет его для разбора семье, определяются с задачами перед каждым из членов семьи (приложение №1)

  1. Выдвижение гипотез

3 мин

Учитель предлагает учащимся сформулировать проблему  урока.

Учащиеся выдвигают свои гипотезы по проблемной теме.

  1. Поиск решения проблем

15 мин

Работа «семей» с кейсами по составлению схемы структуры доходов семьи (кейс 1: семья Ивановых, состав семьи 4 человека, основной род занятий: отец – предприниматель среднего уровня, мать – домохозяйка, дети – студент и учащийся школы, семья имеет счет в банке; кейс2: семья Петровых, состав семьи 5 человек, основной род занятий:  отец – тракторист, мать – доярка, бабушка – пенсионерка, инвалид, дети – воспитанники дошкольной группы, имеется приусадебный участок;  кейс 3 семья Сидоровых, состав семьи 5 человек, основной род занятий: отец – врач, мать – учитель, дети – старший – студент, подрабатывающий курьером, средний – школьник – выпускник, младший – ученик начальной школы, имеет акции АО, кейс 4 семья Чижовых, состав семьи 5 человек, основной род занятий: мать – менеджер среднего звена, дедушка и бабушка – пенсионеры, дети – совершеннолетние, старший безработный, младший – инвалид детства, имеет дачу, получено наследство). Каждая семья составляет схему источников доходов.

  1. Выводы и предъявление результатов. Подведение итогов

14 мин

Выступление эксперта от каждой группы с выводом по кейсу (предоставление схемы) . Просмотр презентации «Структура доходов семьи» с решением поставленной цели урока.

Учащиеся слушают оценку своей деятельности экспертами, в лице родителей. Закрепляют материал. (приложение №2-5)

  1. Рефлексия

7 мин

Учащиеся высказывают свою  аргументированную точку зрения по теме урока «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи».  Консультант-учитель подводит итоги работы групп. Учащимся предлагается закончить предложения:

Я сегодня узнал ……..

Меня заинтересовало …….

Меня сегодня удивило …….

Мне понравилось ……, потому что…….

Я испытал трудности …………

Новым для меня стало ……..

Я понял, что смогу ……….

Этап

Метод

Типы заданий контрольно-измерительных процедур

1

Понятийный

Понять термины и правильно их использовать

2

Метод анализа и выдвижения гипотез

Представление информации в виде таблиц (кейсы)

Оценка экономических ситуаций

3

Рассуждающий метод

Обсуждение и способы выхода из данных ситуаций и поиск решения

4

Оценочный метод

Алгоритм решения ситуаций

5

Рефлексия

Учащиеся высказывают свое мнение о составления семейного бюджета, аргументируя свой ответ

Заключение

      Занятие по теме: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи» в рамках курса «Финансовая грамотность» способствует расширению  компетенций по установлению причинно-следственных связей между источниками доходов и благосостоянием семьи, определению и оцениванию вариантов повышения личного дохода, соотношению  различных потребностей и желания с точки зрения финансовых возможностей и в случаях финансового затруднения – поиску дополнительных источников дохода семьи обучающимися восьмого класса. 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации». 12.07.1999. № 28. Ст. 3492.
  2. Липсиц И.В., Рязанова О .  Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О . Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О . Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей.  — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  5. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О . Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  6. Боголюбов Л.Н.  Обществознание: учебная программа 5-9 классы общеобразовательных организаций. /. М.: Просвещение, 2014.
  7. Боголюбов Л.Н.  Учебник Обществознание. 8 кл. М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература

1. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

3. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

Интернет-источники

1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ

2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ

3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики

 4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ

5. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»

6. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам

7. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике

8. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету


Приложение №1.

Кейс 1: семья Ивановых, состав семьи 4 человека, основной род занятий: отец – предприниматель среднего уровня, мать – домохозяйка, дети – студент и учащийся школы, семья имеет счет в банке.

Кейс 2:  семья Петровых, состав семьи 5 человек, основной род занятий:  отец – тракторист, мать – доярка, бабушка – пенсионерка, инвалид, дети – воспитанники дошкольной группы, имеется приусадебный участок.

 

Кейс 3:  семья Сидоровых, состав семьи 5 человек, основной род занятий: отец – врач, мать – учитель, дети – старший – студент, подрабатывающий курьером, средний – школьник – выпускник, младший – ученик начальной школы, имеет акции АО.

Кейс 4:  семья Чижовых, состав семьи 5 человек, основной род занятий: мать – менеджер среднего звена, дедушка и бабушка – пенсионеры, дети – совершеннолетние, старший безработный, младший – инвалид детства, имеет дачу, получено наследство).

Приложение №2

Задание №1

Реши анаграммы и вычеркни лишнее слово:

РЕДАНА                     НИСЕПЯ              ЛАПАЗРАТ         ОСОИЕБП

Приложение №3

Задание №2

Объясни экономические термины:

- заработная плата

- пособие

- проценты

- пенсия

- арендная плата

Приложение №4

Задание №3

Какие существуют виды доходов?

  1. Писатель, адвокат, актер получают _____________
  2. По завещанию люди получают _________________
  3. Есть доходы, запрещенные законом – это _____________

Приложение №5        

Задание №4

 Соотнеси отдельные виды доходов в группы. Номера внести в таблицу

Заработная плата

Пособие. Дотации

Проценты

Арендная плата

  1. Чиновник получает оклад
  2. Сотрудник фирмы получает 50 т.р. в месяц
  3. Рабочий получает 200 рублей за каждую изготовленную деталь
  4. Лучшие сотрудники компании получают премии
  5. Писатель получил гонорар
  6. Владелец банковского вклада получил доход 1000 руб.
  7. Владелец облигации получил доход 1000 руб.
  8. Государство платит стипендии студентам
  9. Собственник помещения сдает его в наем
  10. Автомобиль можно арендовать
  11. Вещи можно взять напрокат
  12. Пожилые люди могут не работать, получая деньги от государства
  13. Владелец бизнеса получает прибыль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОДЕЙСТВИЕ В СОЗДАНИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЕЙ, МЕТОДИСТОВ, АДМИНИСТРАТОРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ, А ТАКЖЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 22 февраля 2017 года

Слайд 2

Команда проекта : Злобина Татьяна Алексеевна Родина Любовь Ивановна Арженовскова Татьяна Ивановна Тертышникова Марина Васильевна Теплинская Елена Анатольевна

Слайд 3

Тема итоговой аттестационной работы (проекта) Методическая разработка урока обществознания в 8 классе по теме: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи»

Слайд 4

Общая характеристика занятия

Слайд 5

Характеристика условий реализации проекта ОБЪЕКТ

Слайд 6

Характеристика условий реализации проекта

Слайд 7

Характеристика условий реализации проекта

Слайд 8

Характеристика условий реализации проекта

Слайд 9

Педагогическая характеристика занятия

Слайд 10

Цель занятия

Слайд 11

Описание учебного процесса Этапы и типы задания для учащихся Этап Продолжительность Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся Организацион-ный момент 3 мин. Разделение учащихся на 4 группы с помощью карточек с фамилиями семей Проблемная ситуация 3 мин. По предложению учителя ученики формулируют проблему урока Выдвижение гипотезы 3 мин. Учащиеся выдвигают свои гипотезы по проблемной теме Поиск решения проблем 18 мин. Работа в 4 группах с разноуровневыми кейсами по составлению схемы структуры доходов семьи (кейс №1, кейс №2,кейс № 3, кейс №4), подтверждение или опровержение представленных гипотез

Слайд 12

Описание учебного процесса Этапы и типы задания для учащихся Этап Продолжительность Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся Выводы и предъявление результатов Подведение итогов 14 мин. Выступление эксперта от каждой группы с выводом по кейсу. Просмотр презентации «Структура доходов семьи» с решением поставленной цели урока. Учащиеся слушают оценку своей деятельности экспертами в лице родителей Рефлексия 4 мин. Учащиеся высказывают аргументированно свою точку зрения

Слайд 13

Описание учебного процесса Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися Этап Метод Типы заданий контрольно-измерительных процедур 1 Понятийный Понять термины и правильно их использовать 2 Метод анализа и выдвижения гипотез Представление информации в виде таблиц (кейсы) Оценка экономической ситуации 3 Поисково-исследовательский метод Обсуждение и выход из данных ситуаций и поиск их решения 4 Оценочный метод Алгоритм решения ситуаций 5 Рефлексия Учащиеся высказывают свое личностное отношение к проблеме важности построения рационального семейного бюджета

Слайд 14

Методическая характеристика занятия

Слайд 15

Перечень методик ( технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке

Слайд 16

Методика оценки педагогической эффективности занятия

Слайд 17

Б лагодарим за в нимание!