Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс на тему "Семья как социальный институт и малая социальная группа"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Кунахова Наталья Викторовна

Урок по обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обществознания

ТЕМА: «Семья как социальный институт и

малая социальная группа»

( профильный уровень).

                                                                            Кунахова Наталья Викторовна,

                                                               учитель МБОУ – СОШ №2 г. Аркадака.

Цели урока:

  • Формирования представлений о семье, отношениях между мужчиной и женщиной, детьми и родителями;
  • определение признаков семьи как малой группы и социального института
  • Формирования умения сравнивать, анализировать текст, документы, использовать различные  источники (учебник, подлинники документов, фотографии, материалы газет)
  • Овладение навыками первичного анализа и использования социальной информации, решения познавательных задач, нравственной оценки конкретных поступков людей, обобщения знаний в форме презентации;
  • Познакомить учащихся с основными дидактическими единицами темы «Семья  и быт»

Эпиграф к уроку:   Семья от века к веку опора человеку.

Тип урока: урок проблема с элементами ролевой игры.                                                Оборудование урока: Учебник обществознание  под редакцией Л.Н. Боголюбова, М., «Просвещение» 2012 г. Медиапроектор, компьютер, раздаточный материал, подлинники документов, материалы СМИ.

    Мотивация.                                                                          

Учитель мотивирует деятельность учащихся на уроке через актуализацию субъектного опыта учащихся:

- Ребята! Я предлагаю вам проранжировать  ценности, перечисленные на доске ( т.е. поставить их в порядке важности для вас)

  1. Крепкое здоровье
  2. Хорошее образование
  3. Полная благополучная семья
  4. Верный друг
  5. Настоящая любовь .

Учитель обобщает полученные результаты, записывая на доске ценности поставленные на 1 место, их количество .

Подводит итог беседы,  актуализируя роль важнейшего социального института общества – семьи через афоризм Ф.Искандера « Счастье- это , когда утром с радостью бежишь на любимую работу, а вечером с радостью возвращаешься в любимую семью.»

Определяет акценты  урока: « Тему семьи мы будем рассматривать с позиций науки социологии, побуждающей нас взирать на семью беспристрастно, не используя ценностного подхода.»

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока : « Семья как  малая  группа».

Определяют цель урока: определить признаки семьи как малой группы и социального института, выявить тенденции развития современной семьи ( её типов, форм и функций).

Учитель: Я уверена, что не найдется на свете человека, которого бы  не интересовала тема семьи. Мы с вами не исключение. К сожалению, проблем, связанных с семейной жизнью, очень много. Попытаемся в них вникнуть...

Мы на сегодняшнем уроке рассмотрим следующие вопросы:

План урока:

  1. Особенности семьи как малой группы
  2. Психология семейных отношений
  3. Гендерное поведение
  4. Воспитание в семье

Первый этап

Работа с учебником.

  1. Откройте, пожалуйста, параграф 18 просмотрите вступление и назовите, какие науки занимаются изучением семьи
  2. Определите интерес каждой из названных наук к семье.

Работа с текстом

А)Актуализирует знания учащихся из курса обществознания  основной школы , предлагая сформулировать определение понятия «семья», определить различия между понятиями «семья» и «брак ».

Предлагает сверить  получившиеся  определения с определениями,  данными в  тексте №1, и записать в тетрадь.

Б)Мотивирует учащихся на знакомство с основными признаками семьи и её функциями: «Чтобы глубже понимать процессы, происходящие в рамках современной семьи , тенденции в развитии семейных отношении и социальной политике государства необходимо знать основные признаки семьи, её основные функции»

Предлагает учащимся , поработав с текстом №2 , кратко выписать в два столбика признаки  семьи как малой группы и семьи как соц. института, и озвучить их для всего класса.

Семья как малая группа

Семья как социальный институт

Работа с компьютером.

Чтобы ответить на вопрос, какие формы и типы ,функции семьи  существуют сегодня в обществе ,  я предлагаю вам обратиться к страницам Интернет, к энциклопедии Википедии , где целая страница посвящена теме «Семья» .

Присаживаемся к компьютерам , в адресной строке набираем адрес  http://ru.wikipedia.org.

  Полученную информацию о формах и типах семьи изображаем схематично выписываем в тетрадь, раскрывая незнакомые понятия

( альтернативно, при отсутствии Интернета , можно использовать  текст №3)»

Учащиеся  зачитывают записанное в тетради, участвуют в обсуждении , выдвигают гипотезы о преобладающей в наше время типологии семьи и брака.

Усвоение содержания на уровне восприятия, осмысления и запоминания; на уровне применения знаний по образцу.

Учитель: Давайте попробуем предположить какая типология семьи преобладает в наше время.

Для подтверждения гипотезы выдвинутой детьми, предлагаю провести мини-исследование, сделать социологический срез на  основе анкетирования учащихся класса, т.е. предлагаю учащимся вступить в роли респондентов.

Форма анонимной анкеты

(нужно поставить знак + в той клеточке,  

которая соответствует типу вашей семьи).

Формы семьи

Тип семьи

нуклеарная

неполная

неполная

расширенная

эгалитарная

патриархальная

Заполняют анкету, подводят итоги на доске ( по группам).Отвечают на вопросы:

1.Какие выводы можно сделать из полученных статистических данных?

2.Можно ли считать данные результаты , соответствующими существующей в стране ситуации?

3.О каких новых тенденциях в семейной структуре свидетельствуют результаты, полученные в ходе исследования?

 

Вывод: сегодня в современной семейной структуре преобладает тенденция к увеличению количества нуклеарных , демократических семей.

Второй этап.

      Психология семейных отношений.

Кто-то из великих людей сказал; «Нет ничего  проще семьи, нет ничего сложнее семьи».И это так , потому что семейные отношения охватывают огромный спектр взаимоотношений:

Муж – жена

Родители – дети

Дети – дети

Дети – бабушка и дедушка

Супружеская семья – родительская семья.

 Представьте себя в роли семейного психолога, к которому на прием пришла молодая семейная пара. Супруги не знают психологические особенности семейных взаимоотношений. Ваша задача – продумайте советы, которые в можете дать молодым людям в их семейной жизни. Помогут вам правильно вести беседу материал п.2&37 и сведения у вас на столе.

1 группа.

Мужу не нравится, когда жена пользуется косметикой.

(Касается меня – решаю я.)

2 группа.

Муж заботится о своем здоровье и хочет, чтобы жена заботилась о своем – делала зарядку. Жене – лень. Может ли он натаивать на этом.

3 группа.

Супругам надо выходить из дому, с ними ребенок, они торопятся. Но тут она спохватывается: «Давай переоденем маленькому рубашечку! Она не красивая!».Он: «Нет, это не самое главное, пойдем так».Кто прав?

(прав он т.к. его позиция определяется внешними обстоятельствами , он опаздывает), а не внутренними желаниями  (ей хочется одеть ребенка красивее).

Третий этап.

3. Гендерное поведение .

- Какие ассоциации возникают у вас при слове «женщина»?

- Какие ассоциации возникают у вас при слове «мужчина»?

- А теперь посмотрите, какие черты их объединяют, а какие делают совершенно различными?

- Чего больше: сходства или различия? Сделайте общий вывод.

- Ученые говорят о гендерных различиях. Что они понимают под ними?

1. Биологические отличия.

2. Психологические отличительные свойства.

3. Поведенческие отличительные свойства.

Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли - нормативные предписания и ожидания «правильному мужскому или женскому поведению». Выполнение соответствующей тендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида.

Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в разные исторические времена и эпохи (эпоха античности, Средневековья, Новое время).

- Как они развивались на протяжении веков: что изменилось в наши дни?

- Что осталось неизменным?

На с. 385 приведены результаты опроса группы выпускников российских вузов. Цель опроса - выяснить, какие качества нужно воспитывать в современных мальчиках и девочках. Познакомьтесь с результатами и прокомментируйте их.

- Изложите свое мнение относительно особенностей тендерного поведения современных мужчин и женщин. Свой ответ аргументируйте.

Четвертый этап.

4.Воспитание в семье.

Семейное воспитание – осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи.

-Какой из стилей воспитания вам кажется самым разумным, почему?

Вы получили листочки с выражениями, отражающими отношение к молодежи различных социальных групп:

- «Яйца курицу не учат»

-«Молодо – зелено»

- «Молодым везде у нас дорога».

Определите, какой группе соответствует данное выражение?

(1 – родители; 2 – старшее поколение, 3 – молодежь)

1 группа(родители) – составить портрет идеального ребенка.

2 группа – старшее поколение – составить портрет идеальной жены и идеального мужа.

3 группа – молодежь – составить портрет идеального родителя.

Закрепление: выполнение задания (Приложение №4).

Подведем итоги.

В родительской семье формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным , идейным и культурным ценностям.

Но современная семья уже не играет той самодавлеющей роли, которая была у нее в предшествующую эпоху..Сказывается как возрастание роли общественных институтов социализации (детских садов, школ), так и изменение структуры и функций самой семьи(ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщины и т.д.)

Родительский авторитет уже не является абсолютным ,все чаще вместо методов принуждения и запрета в воспитании используются доказательства и убеждения.

Мы говорим сегодня не о родительской власти , а о моральном авторитете родителей. Но, как известно, поддерживать моральный авторитет гораздо труднее, чем власть, основанную на силе. Дети хотят , чтобы у них были не авторитарные , а авторитетные родители. Следовательно, можно говорить о том, что молодые люди должны серьезно готовиться к выполнению своих супружеских и родительских ролей.

Предлагаю сыграть в игру «Мой собеседник». Продолжите фразы:

-«На уроке я узнал(а)…»

-«На уроке я понял(а)…»

-«После изучения материала на уроке я хочу…»

-«После изучения материала на уроке я могу…»

Домашнее задание.

Творческое задание - написание  эссе

используя  высказывание О. Бальзака  «Семья всегда будет основой общества»  , изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные на уроке , соответствующие понятия, а также факты из общественной жизни и своего опыта

Приложение №1

Документально- методический комплекс

«Семья как малая группа и  социальный  институт»

Текст №1

Семья – это малая группа и особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Основой семьи является брак. Под институтом брака, как правило, понимают социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства.

Брак имеет санкционированный характер,  то есть признаваемый обществом, которое берет на себя определенные обязательства по его защите и налагает на вступающих в брак ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым за будущее семьи. Общество, признавая в определенной культурной форме законность брака, оказывает материально-финансовую помощь семье, проводя соответствующую семейно-демографическую политику,  особенно в тех случаях, когда семья является многодетной или в ней отсутствует один из родителей.

Текст №2

В социологии семья исследуется как социальный институт и как малая социальная группа. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Специфика семьи как  социального института состоит в том, что семья обладает устойчивой структурированной организацией, включающей двух или более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами или усыновлением.

Семья как социальный институт имеет и еще две особенности. Отметим, что семья это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи.

И еще важно подчеркнуть такую особенность: семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью. Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции:

1)  воспитательная  –  социализация  молодого  поколения,  поддержание культурного воспроизводства общества;

2) хозяйственно-бытовая  –  поддержание  физического  здоровья  членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

3) экономическая – получение материальных средств одних  членов  семьи для   других,   экономическая   поддержка   несовершеннолетних    и нетрудоспособных членов общества;

4) сфера первичного социального  контроля  –  моральная  регламентация поведения членов семьи  в  различных  сферах  жизнедеятельности,  а также регламентация ответственности  и  обязательств  в  отношениях между супругами, родителями и детьми,  

5) духовного общения  –  развитие  личностей  членов  семьи,  духовное взаимообогащение;

6)  социально-статусная  –  предоставление  определенного  социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

7) досуговая  –  организация  рационального  досуга,  взаимообогащение интересов;

8) эмоциональная –  получение  психологической  защиты,  эмоциональной поддержки,    эмоциональная    стабилизация    индивидов    и    их психологическая терапия.

9)Репродуктивная - воспроизводство  людей

Как уже выше отмечалось, семья в социологии рассматривается не только как социальный институт, но и как малая социальная группа. Каковы же отличительные признаки ее в последнем качестве?

Во-первых, семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями.

Во-вторых, в семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности.

В-третьих, семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп  достаточно наличия общих интересов.

Итак, под семьей понимаются межличностные интересы между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Текст №3

Одним из самых отличительных и самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способности адаптироваться к особенностям "всех времен и народов", семья создала огромное многообразие типов семейных структур, порой видоизменяя свое лицо до неузнаваемости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института, социальной общности и малой группы.

Каждый из рассматриваемых социальных институтов - брак и семья - подразумевает существование различных своих форм.

Так, доминирующей в современном мире формой брака, является моногамия (единобрачие) как брак одного мужчины с одной женщиной. Но существует полигамия (многобрачие), причем наиболее распространенной его формой является полигиния (многоженство) как культурно одобряемая и закрепленная в законах форма брака в мусульманских странах, и  полиандрия, при которой женщина может иметь одновременно нескольких  мужей. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.  

Из форм семьи наиболее распространенной, например, в современном российском обществе является нуклеарная семья, то есть семья, состоящая из супругов (они - ядро семьи, лат. nucleus означает ядро) и их детей. Наряду с такой семьей распространена также сложная  семья, включающая, кроме родителей и детей, родственников мужа или жены, проживающих вместе с ними, то есть состоит из представителей нескольких поколений

По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные. Патриархальный тип семьи - необычайно устойчивый тип семейных отношений. Это, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое абсолютистское государство с авторитарным стилем правления. Авторитет главы семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, правовых, политических, воспитательных) находилось только в его руках, индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

Эгалитарная семья - это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. В такой семье признаются права личности ребенка, его права на свободу, автономию и инициативу. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости.

Текст №4

Тенденции в развитии современной семьи.

Проследить тенденции развития современной семьи можно исходя из изменений  её  функций, поскольку функции  семьи  в  ходе  истории  изменяются,  как  и  изменяется  сама  семья.

  1. Экономические функции. В любом обществе семья играет  основную  экономическую  роль ( в производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ) .  В крестьянском, сельскохозяйственном и ремесленном производстве семья  является  совместным кооперативным  трудовым  объединением.  Обязанности  распределяются  в   соответствии   с возрастом  и  полом  членов  семьи.  Среди  огромных  перемен,  вызванных  возникновением промышленного   производства,   произошло   уничтожение   этой   кооперативной    системы производства. Рабочие стали трудиться вне дома и экономическая роль семьи свелась лишь  к трате денег, заработанных кормильцем семьи ( то есть только на стадии потребления)
  2. Передача статуса. В промышленном обществе существовали различные обычаи и законы, более или менее автоматически закреплявшие статус, занимаемый семьями из разных слоёв общества. Наследственная монархия представляла собой яркий  пример  такого  обычая.  Аристократы, владевшие  землёй  и  титулами,  могли  передавать  свой  высокий  статус  детям.   Среди представителей низшего класса существовали системы гильдий  и  обучения  ремёслам;  таким образом, профессии могли передаваться от одного поколения к следующему.Революции, происходившие в 19-20 веках, осуществлялись с целью  уничтожения  привилегий некоторых групп. Среди этих привилегий было и право передачи титула, статуса и  богатства следующему  поколению.  В  некоторых  странах,  в   том   числе   и   США,   наследование аристократических титулов объявлено вне закона. Прогрессивные налоги, а также  налоги  по страхованию и в случае смерти, также  ограничивают  возможность  сохранения  богатства  и передачи его по  наследству.  Однако  богатые  высокопоставленные  семьи  всё  ещё  имеют преимущества,  когда  встаёт  вопрос  о  передаче  богатства  и  статуса  детям.  Но  это осуществляется скорее не на основе наследования, а в форме подготовки детей  к  получению такого образования и такой работы, которая обеспечивает  высокий  статус.  Члены  высшего класса имеют возможность оплачивать элитарное образование  и  поддерживать  “знакомства”,способствующие высокому статусу. Но эти преимущества в значительной  мере  утратили  своё  значение, став менее устойчивыми и надёжными чем прежде.
  3. Социальное благосостояние. В традиционных крестьянских и  ремесленных  обществах  семья осуществляет множество функций по поддержанию “благосостояния” людей, например, заботу  о больных и пожилых членах семьи.  Но  эти  функции  коренным  образом  изменились  в  ходе возникновения и  развития  общества.  Врачи  и  медицинские  учреждения  почти  полностью заменили семью в отношении заботы о здоровье людей, хотя члены семьи по-прежнему  решают, существует ли необходимость обратиться за медицинской помощью. Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению полностью  ликвидировали  необходимость для семьи брать на себя помощь её членам в  период  их  экономических  трудностей.  Точно также социальные пособия, больницы, и дома для  пенсионеров  облегчили  для  семьи  бремя заботы о престарелых.
  4. Социализация. Семья является главным агентом социализации во всех обществах.  Именно  в ней дети усваивают  основные  знания,  необходимые  для  исполнения  ролей  взрослых.  Но индустриализация и связанные с ней социальные перемены в какой-то мере лишили семьи  этой функции. В нуклеарной семье значительно усложняется проблема воспитания  детей.

 Это  связано  с тем, что, во-первых, в большой семье в  воспитании  детей  принимали  участие  все  члены семьи. Материнские  обязанности  в  такой  семье  разделялись  сёстрами  отца  и  матери, отцовские- с братьями отца и матери; заметную роль  играли  бабушки  и  дедушки,  старшие братья и сёстры. Сейчас все эти влияния сведены к минимуму, а малодетность даже устраняет воспитательное воздействие старших братьев и сестёр.

  Во-вторых, внесемейная работа родителей вынуждает их всё в  большей  мере  передоверять уход за детьми и их воспитание даже в самом  раннем  возрасте  общественным  учреждениям: яслям, детским садам, школе и т.д. В этом отношении нуклеарная семья становится предельно открытой, общественное воздействие на характер семейных отношений оказывается всё более весомым.

  В-третьих, относительная изоляция нуклеарной семьи от старших родственников  затрудняет усвоение социальных ценностей, житейской мудрости и нравственного богатства,  накопленных прежними поколениями.

  В-четвёртых, отделение труда от семьи усложняет проблему трудового  воспитания.  Раньше ребёнок воспитывался на труде, на примере и под надзором старших членов семьи.  Он  знал,что его труд необходим семье. У него были обязанности, которые  он  не  мог  ни  на  кого переложить. Общественные  формы  трудового  воспитания  пока  ещё  не  сумели  восполнить отсутствие трудового семейного воспитания. Они скорее являются  трудовым  обучением,  чем воспитанием.

  1. Семья выполняет прежде всего  репродуктивную  функцию-  воспроизводство  людей.  Сегодня  значительный  удельный  вес  занимает  семья  с  1 ребёнком. Наличие 1 ребёнка характерно для большинства городских семей. И хотя в 90-х годах количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот  процесс  не  остановлен,  сохраняется  вполне  реальная  возможность депопуляции населения в ряде регионов страны.

  И в этом смысле практически во всех  индустриальных  странах  наблюдается  тенденция  к сокращению величины населения (в результате снижения уровня рождаемости).Одним из важных факторов, влияющих на данную функцию является занятость замужних женщин в сфере производства.

  Занятость женщин оказывает глубокое влияние на семьи, где имеются маленькие  дети.  Тем не менее число семей с младенцами и детьми дошкольного возраста,  где  работают  женщины, возрастает.  

  На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы,  поэтому  общество  не  может безучастно относиться к этому явлению. В  последние  30  лет  возросло число разводов. На протяжении многих веков разводы разрешались в крайне  редких  случаях. Некоторые страны, например, Испания, ещё до сих  пор  не  признаёт  право  на  развод,  а референдум,  состоявшийся  в  1986  г.,  запретил  разводы.   Чаще всего дети  остаются  жить  с матерью. Поэтому резко возросло число семей, возглавляемых женщинами.

По количеству разводов Россия занимает первое место в мире. В 1994 г. на 1000 человек разводы впервые составили 105,3%, значительно превысив число заключенных браков. С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. В 1994 г. рождаемость составила 9,6 ребенка на 1000 человек, а смертность - 16,2 человек. Идет процесс тотальной депопуляции населения.

  За последние десятилетия возникло несколько других альтернатив  семейной  жизни.  Среди них основными являются совместная жизнь без вступления в брак (сожительство)  и  создание коммуны.

 

Приложение №2

Семья как малая группа

Семья как социальный институт

1

1

2

2

3

3

Приложение №3

Форма анонимной анкеты

(нужно поставить знак + в той клеточке,  

которая соответствует типу вашей семьи).

Формы семьи

Тип семьи

нуклеарная

неполная

неполная

расширенная

эгалитарная

патриархальная

Приложение №4

Для первой группы.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из прелагаемого ниже списка слова, которые необходимо поставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже, помните, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пробелов.

A.Дети.
Б. Брак.

B.Социализация.
Г. Коллектив.

Д. Обязанности.

Е. Институт.

Ж. Отношения.

3. Группа.

И. Любовь.

 К.Уважение.

Семья - это основанная на _____________1) и (или) кровном родстве малая_______2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными        3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный_________4). т.е. устойчивая форма взаимоотношений между  людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей

(сексуальные отношения, деторождение, первичная        ________5) детей. значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к        6) и лицам пожилого возраста.

Для второй группы.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже, помните, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пробелов.

A.        Потребности.
Б. Психика.

B.        Личность.
Г. Культура.
Д. Общение.
Е. Семья.

Ж. Контакты.

3. Группа.

И. Гуманизм.

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них-о значении стиля общения с ребенком для развития его        1). Теперь уже стало бесспорной истиной, что___________        2) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен  постоянных_________        3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и

физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение бывает не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет»        ______________4) ребенка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а

впоследствии, конечно, и его судьбу.

Для третьей группы.

Анализ текста.

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой- в одно и то же время может быть много возможностей,- но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Вопросы и задания к тексту.

  • В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в
    современном обществе
    1? Укажите два его проявления.
  • Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере
    семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?
  • Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое. Опираясь
    на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три
    причины.

Выполните задание.

В одной газете была помещена заметка о счастливой многодетной семье Рыжовых. Семья дружная, хотя есть и проблемы с материальным обеспечением. Ниже приводится два отклика на эту заметку. Выскажитесь, кто, по-вашему, прав. Г) Я против многодетных семей. Разве в количестве детей выражается любовь супругов друг к другу? Жаль мне таких детей. Ведь все в доме делается их руками. Они и варят, и убирают, и еще за хозяйством смотрят. Младшим еще ничего, а старшим? Ведь у них своя взрослая жизнь впереди, столько забот. Так нужно ли их уже так запрягать в домашние дела?

2) Я никогда не сомневалась, что истинное счастье семьи- в детях. Но сколько приходится в последнее время слышать «убедительных» аргументов против большого количества детей: женщина хочет многого добиться в жизни, в своей профессии. Хочет как можно больше дать ребенку, считая, что одному больше достанется. Хочет наконец, и себя не забыть- хорошо выглядеть, красиво одеться... И все-таки все эти доводы, по-моему, оказываются несостоятельными перед «аргументами» Рыжовых. Что потеряли они в жизни, позволив себе десять ребятишек? Работают прекрасно. Оба молоды и красивы. А дети, оказывается, не осложняют их жизнь, а, наоборот, облегчают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 7 классе с использованием адаптивных технологий.(Работа в малых группах). Тема: "Многочлены"

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации  знаний. Урок исследование.Цели урока:  Формировать познавательный интерес на основе изменения способов организации изучаемых знаний, с...

Методическая разработка урока для 11 класса по теме "Отклоняющееся поведение и социальный контроль"

Урок организован в форме практикума,  применяются следующие виды деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. В ходе всего урока работает группа  экспертов, которые в ходе уро...

Материалы открытого урока по обществознанию. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня, завтра.

Урок по обществознанию "Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня и завтра"  Предлагается методический материал открытого урока по технологии "Социальный проек...

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс тема"Социальные различия в обществе"

"Благоразумен тот, кто не печалится о том,чего не имеет" Демокрит, древнегреческий философ...

Методическая разработка урока по обществознанию для учащихся 10 профильного социально-гуманитарного класса "СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. КТО Я? КАКОЙ Я? ЗАЧЕМ Я?"

       Данная разработка посвящена методике организации и проведения интегрированного урока в профильных (социально-гуманитарных )  классах на старшей ступени обучения ...

Методическая разработка. Урок в 5 классе. Малые жанры фольклора

План-конспект урока в 5 классе, как мне кажется, может помочь в практической работе учителя...