Материалы открытого урока по обществознанию. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня, завтра.
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Есина Наталья Игоревна

Урок по обществознанию "Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня и завтра"  Предлагается методический материал открытого урока по технологии "Социальный проект" для студентов первого курса СПО. Показана работа в   группах.  Каждая группа представляет свое видение семьи:  в прошлом, настоящем и будущем, используя компьютерные технологии, проводя социологическое исследование. Организуется игра по типу "Умники и умницы". Оформляется карта рефлексии. Урок отличает вовлеченность студентов в разнообразные виды деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Есть ли у семьи будущее? Семья вчера, сегодня, завтра.

     1 курс. Группа ЮС-109

Есина Н.И., преподаватель обществознания Санкт-Петербургское ГБОУ СПО «Политехнический колледж городского хозяйства»

Тип занятия: социальный проект

Форма занятия: групповое занятие

Учебный предмет: обществознание

Группа и количество времени для занятия: 1 курс, группа ЮС-109, 2часа

Ожидаемые результаты

- В результате проведения занятия студенты приобретут опыт  проектной деятельности (совокупность поисковых, проблемных,творческих, учебных действий, приёмов); получат навыки общеучебных (межпредметных умений),

- получат опыт социализации

- приобретут умения использовать  знания  различных общественных наук – истории, социальной психологии, социологии, философии, юриспруденции, экономики, демографии, педагогики.

- совершенствование надпредметных умений: постановка целей, планирование своей деятельности, разделение задачи на этапы, определение пути поиска, распределение обязанностей в группе, накоплении, классификации и обработки необходимой информации, представления результатов работы в публичном выступлении.

- совершенствование коммуникативных умений в процессе групповой работы и публичного выступления, на презентации

- развитие правовой культуры студентов в области Семейного права.

- выработка умений получать правовую информацию из различных, в том числе неадаптированных источников: преобразовывать её и использовать для решения учебных задач, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций.

- формирование представлений о круге юридических специальностей, об особенностях профессиональной деятельности в области юриспруденции, о требованиях, предъявляемых к работникам правоохранительных органов.

- понимание юридической деятельности как формы реализации права и знание специфики основных юридических профессий.

-  умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, вырабатывать и доказательно аргументировать собственную позицию в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

-усвоение всеми студентами содержания проектной деятельности

- умение каждого студента оценить работу своей творческой группы и свой индивидуальный вклад в проект

На данное занятие по программе отводится 2 часа. Ранее в теме «Общество как сложная система» студенты изучали тему «Социальные институты» и семью как социальный институт. В разделе «Экономика» изучали тему «Экономика семьи» и выполняли практическую работу по этой теме.

Тема урока предполагает социологический подход  к семье как малой социальной группы. На данном занятии также студенты активно используют юридические знания по теме «Семья и брак».

На занятии используется работа индивидуально и в группах с определением точного содержания деятельности каждого участника группы, происходит предварительный сбор, анализ информации из СМИ, устные выступления по итогам работы групп с применением компьютерных презентаций, обсуждение, работа с текстами, заполнение информационных и оценочных листов.

Основные понятия (словарь занятия): семья, брак, традиционная патриархальная семья, нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья, демографический кризис

Ресурсы к занятию:

-Обществознание : учеб. пособие для студ.сред. проф. учеб. Заведений / А.Г.Важенин. – 5-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Обществознание: учеб.для 10кл./Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

- Конституция Российской Федерации

- Семейный кодекс

- Компьютер, мультимедийная установка, тексты статей, информационные листы, инструкции группам по составлению своих презентаций, критерии оценивания групповой работы (материалы к уроку даны в приложении)

Предварительная работа

Учебная группа разделена на 3 группы по 9 человек. Каждая группа получила задание, выполнение которого предполагает совместный поиск решений и алгоритм работы.

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

Этапы

Формы и методы

Ожидаемые результаты

Формы контроля и оценивания

Мотивационный

Фронтальная работа.

1. Создание ассоциативного ряда с понятием «семья». 2.Составление синквейна на тему семьи и брака.

3.Объяснение высказывания о семье философа, писателя, поэта, политика, религиозного деятеля

1. Определяются ассоциации с понятием «Семья», «брак».

3. Составление синквейна.

Демонстрация результатов.

2.Объяснение мудрых мыслей писателей, философов, художников.(Краткая запись в

  1. Оформление страницы газеты «Моя семья».
  2. Устные ответы- ассоциации в виде кластера.
  3. Каждая группа объясняет смысл изречения, получает одобрение или дополнение со стороны других групп.

Проблемный

Формулировка преподавателем обществознания проблемного вопроса:  1)проблемы современной семьи.      Перспектива развития семьи на период 2050г.

Студенты называют проблемы семьи:

Разводы, неполные семьи, уменьшается число законных браков, социальное сиротство, дети- отказники, снижение рождаемости, беспризорность детей тяжелая старость.

Оценка умения выявить проблему и ее проанализировать

Информационный

Группы представляют свои работы в виде презентации или в другом формате:

  1. Группа «Традиционная семья, ее особенности
  2. 2 группа-«Современная семья»
  3. 3 группа «Какая она семья будущего»

Организуется работа по методике РКМЧИП

Оцениваются выступления групп и заполнение листа семейной газеты

Аналитический

Работа по методике игры «Умники и умницы».

По 2 человека от группы отвечают на вопросы с кратким анализом, в случае затруднения им помогает группа

Умение анализировать и аргументировать свою позицию

Рефлексивный

Обсуждение проблемных вопросов, которые были поставлены в начале урока .Взаимооценивание. Работа с картой рефлексии и самооценки

Ожидаемые результаты соотносятся с достигнутыми

Умение аргументированно отстаивать свою точку зрения. Полнота заполнение листа семейной газеты

ХОД УРОКА

Мотивационный этап

Содержательная часть

 Звучит музыка. Песня «Погода в доме».  Начинает урок преподаватель обществознания. Актуальность темы. Роль семьи как базового социального института в обществе. Связь с будущей специальностью. Студентам предлагается составить кластер и синквейн, связанный с понятием семья и продемонстрировать свою работу.

 Организационная часть

Группы получают оценочные листы, в которых необходимо оценить свою работу в конце урока. Студенты работают в группе из 9 человек и заносят результаты работы в листы ватмана.

В результате проведения занятия студенты смогут:

- расширить свои знания о семье в прошлом, о её традициях и устоях;

-принять участие в групповой работе, обсуждении;

- высказать своё мнение по вопросу о роли семьи как малой социальной группы и социального института

Проблемный этап

Преподаватель обращается к теме урока. В российском обществе также как и в развитых европейских странах семья претерпевает изменения. Есть ли будущее у семьи, и какое оно вам представляется? Как связаны традиционные устои, православные традиции и либерализация современной жизни. Преподаватель демонстрирует презентацию о  семье традиционной и современной в произведениях изобразительного искусства.

Информационный этап

В ходе предварительной работы студенты собирают материал по выбранной теме. 1-я группа – «Традиционная семья»; 2-я группа – «Семья сегодня»; 3-я группа –есть ли будущее у семьи? Моделирование семьи 2050года. На данном этапе происходит работа с материалами СМИ, используются ресурсы Интернета, словарей, энциклопедии.

1группа представляет информацию о традиционной семье, её устоях, традициях с использованием компьютерной презентации. В материале необходимо отразить, как выполняла семья свои функции. Роль религии в семейном воспитании и сохранении её устоев. Исторические источники о семье. Положение женщины в семье, её роль в обществе. Демографическая ситуация.

2 группа готовит информацию о семье сегодня в России 21 века, используя материалы СМИ, Интернета. Группа проводит исследовательскую работу о своей семье в 90-е годы, когда появилась семья их родителей. Проблемы современной молодой семьи. Демографический кризис  в России. Положение женщины в обществе и семье. Современное российское законодательство о семье и браке.

3 группа представляет своё видение развития семейно-брачных отношений в будущем ( 2050г.)  Опираясь на тенденции развития современной семьи предложить вниманию своё представление о модернизации, которую переживает семья, которая развивается вместе с динамично развивающимся обществом. Развитие законодательства о семье и браке. Предложения в Семейный кодекс по поддержки молодых семей.

Преподаватель проводит игру по типу «Умники и умницы»

Вопросы тестового задания по правовым вопросам семьи и брака.

Аналитический этап

Преподаватель предлагает студентам проанализировать тексты и ответить на вопросы к тексту.

  1. Текст «Из работы русского педагога, писателя, журналиста А.Н.Острогорского «Образование и воспитание»
  2. Текст «Сент-Экзюпери «планета людей»
  3. Текст «Конвенция государственной политики в отношении молодой семьи»

Обсуждение результатов работы с текстами.

Рефлексивный этап

Студенты должны высказать своё мнение об обоснованности высказывания « Семья – ячейка общества»

«Семья – это кристалл общества» - В. Гюго, французский писатель

Студенты, работая в группах, формулируют ответ на вопрос и фиксируют его в информационных картах.

Домашнее задание: написать эссе «Моя будущая семья».

Обсуждение работы групп по предложенным критериям

Критерии оценивания работы групп

1.Важность. Группа выбрала в ходе совместного обсуждения самые значительные аспекты предложенной темы и представила её в презентации.

2.Понимание. Презентация показала, что студенты группы хорошо понимают тему. Применили в работе исследовательские навыки: анализ, синтез, исторический подход к явлению общественной жизни, умения проводить социологические исследования, делать выводы и обобщения

3.Аргументация. Студенты проявили умения аргументировано представлять свой проект, отвечать на вопросы.

4.Ответы на вопросы. Ответы на вопросы имели исчерпывающий характер, показывали знания, умения концентрироваться на поставленной проблеме.

5. Совместная работа группы. Как распределялась работа в группе. Уважалось ли мнение каждого.

Студенты обсуждают и совместно выставляют баллы другим группам согласно критериям.

Карта рефлексии и самооценки студентов на уроке

Отметьте «+» или «-» выражение, которое соответствует вашему состоянию

«+»

«-»

1.Своей работой на уроке я в целом доволен

2.Своей работой в группе я доволен

3.Мое настроение улучшилось

4.Материал урока мне был понятен

5.Материал урока мне был полезен

6.Материал урока мне был интересен


Алгоритм работы группы по подбору и анализу материалов

- Собрать материал по теме «Семья как социальный институт и малая группа»

- Выяснить, как функции семьи решаются в различных типах семейно-брачных отношений.

- Суметь объяснить своё понимание семьи в высказываниях писателей, поэтов, философов, политиков, церковных деятелей.

- Осознание проблем современной семьи

- Знание законодательства о семье в РФ

-Умение давать сравнительную характеристику типов семьи (традиционной, современной партнёрской )

- Умение  и готовность моделировать свою семью в будущем

- Умение давать морально-нравственную оценку современного состояния семьи

Подготовить устную и компьютерную презентацию

1 группа: подготовить устную и компьютерную презентацию о семье традиционного типа, используя СМИ, Интернет. В работе приветствуется обращение к истории, искусству, литературе. Христианские ценности в семье традиционного типа.

2 группа: подготовить устную и компьютерную презентацию о современной семье 21 века в РФ, используя материалы СМИ, Интернет.Группа проводит исследовательскую работу о своей семье в 90-е годы, когда появилась семья их родителей. Проблемы современной молодой семьи. Демографический кризис  в России. Положение женщины в обществе и семье. Современное российское законодательство о семье и браке.

3 группа: представляет своё видение развития семейно-брачных отношений в будущем ( 2050)  Опираясь на тенденции развития современной семьи предложить вниманию своё представление о модернизации, которую переживает семья, которая развивается вместе с динамично развивающемся обществом. Развитие законодательства. Предложения в Семейный кодекс по поддержки молодых семей.

Группа проводит мини- исследование «Традиции моей семьи». Разрабатывает анкету, содержащую 3-5 вопросов (в том числе, закрытых, с примерными вариантами ответов). Провести анкетирование среди студентов своей группы по вопросу, какие традиции существуют в их семьях. Данные анкетирования следует обработать и представить наглядно или в виде презентации.

Из работы русского педагога, писателя, журналиста А.Н. Острогорского «Образование и  воспитание».

В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьёй, жизнью семьи. Здесь получают свою первую пищу его склонности, здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер…Но жизнь семьи, её нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад её, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества.

….В семью приносятся и здесь переживаются общественные успехи и неудачи…Здесь отец или мать срывает своё сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать…Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку, всегда содержат рассказ о глубоких следах, оставленных в них пережитыми впечатлениями. Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живёт в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд – и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по-человечески, а по-звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причём все кругом кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными, - и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи – ссоры и брань. Общественная распущенность всегда забирается и в семьи, понижение интересов отражается в семейном быту. Вместо литературных, эстетических, общественных разговоров слышатся речи о картах, домашнем хозяйстве, проделках прислуги, наживе, костюмах и пр.

Если есть семьи, на которые общественные нравы и жизнь оказывают, можно сказать, подавляющее влияние, то есть и  такие, которые охраняют «святая святых» от всякого рода бурных волн житейского моря. В этих семьях живут любовь и согласие… в них верят в добро и правду… В этих семьях дети – радость…тогда как в других они  - лишние рты, обуза, помеха устроиться, ими тяготятся, и дети живут в загоне и пренебрежении.

Вопросы и задания к документу

1. В чём основная идея документа?

2. Какая социальная функция семьи в центре внимания автора?

3. Как характеризует автор влияние общества на семью?

4. Какие выводы из прочитанного документа можно сделать для понимания взаимосвязи семьи и общества?

5. Как вы думаете, почему данный текст, написанный около ста лет назад, не потерял своей актуальности?


Из Конвенции государственной политики в отношении молодой семьи.

Целью государственной политики в отношении молодой семьи являются становлениеи развитие благополучной молодой семьи и улучшение качества её жизни; обеспечения выполнения молодой семьёй социально-демографических функций, в том числе стимулирование рождаемости детей и их воспитания.

Задачами государственной молодёжной семейной политики являются:

- Законодательное предоставление молодой семье самостоятельного социального статуса объекта государственной семейной политики и практическая реализация потенциала этого статуса во всех сферах её жизнедеятельности:

- Обеспечение государством соблюдения прав молодой семьи в решении социальных проблем;

- Совершенствование системы государственных социальных гарантий для обеспечения достижения уровня благосостояния молодых семей;

- укрепление института российской семьи на основе народных, традиционных социокультурных ценностей, духовности и национального образа жизни;

- формирование позитивного, просемейного общественного мнения, пропаганда семейного образа жизни, повышение престижа социально-благополучной семьи;

- обеспечение сохранения семейной среды как среды личностного саморазвития и самореализации супругов, воспроизводства, воспитания и развития детей  - полноценных граждан российского общества;

- учёт интересов молодой семьи в процессе духовно-нравственного, экономического и социокультурного развития общества при разработке и реализации разнообразных федеральных и региональных программ, в деятельности органов власти и управления различных уровней;

- оказание содействия молодой семье в подготовке и реализации её воспитательной функции по социализации супругов и детей, в развитии культуры семьи, в том числе родовой культуры;

- поддержка развития молодой семьи как субъекта собственности и предпринимательства, направленных на формирование новых источников доходов, обеспечивающих достижение экономического благополучия молодой семьи;

- обеспечение возможности молодой семье самостоятельно достичь уровня доходов, достаточного для её стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций и репродуктивных установок;

- оказание молодым семьям необходимой информационной поддержки в её становлении и стабильной жизнедеятельности;

- развитие и поддержка общественных организаций молодых семей;

- Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов, эффективная государственная политика  в отношении молодых семей, как и вся социальная политика 21 века, должна стать политикой приоритетов. Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит молодым семьям возможности для самостоятельного решения возникающих проблем. Только такой подход будет способствовать улучшению качества жизни подавляющей части молодого поколения, связанному с развитием страны в целом.

Задание: на основе приведённого материала составьте подборку материалов из периодической печати о реализации политики государства по поддержке молодых семей.

Критерий достижения планируемого результата:в представленной подборке имеются материалы прессы, отражающие не менее трёх направлений реализации концепции.

Приведите примеры государственной политики по поддержке молодых семей




Приложение к уроку:

Рабочий лист по теме «Семья вчера, сегодня, завтра».

Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Есть ли у семьи будущее?

Цели урока:

  1. Изучение социальной и правовой структуры общества.
  2. Формирование умений анализировать историческую преемственность судеб народа и государства.
  3. Формирование морально-нравственной оценки семейных отношений.
  4. Осуществлять проектную деятельность

Повторение: Дайте характеристику института семьи и брака

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья – институт, регулирующий отношения между родственниками, на основе индивидуального права.

Брак – институт, регулирующий отношения супругов.

Основные отношения в семье: экономические, морально- нравственные, правовые.

Нравственной основой семьи являются любовь и совместной воспитание детей.

Правовой основой семьи являются взаимные обязательства и отношения собственности.

Экономической основой семьи является совместный быт и отношения собственности.

Функции семьи в обществе:

  1. Репродуктивная функция (воспроизводство человека)
  2. Социально-статусная функция (наследственная передача ребенку статуса семьи: национальность, религия, социальный слой, культура)
  3. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция (ведение общего хозяйства, удовлетворение материальных и хозяйственно-бытовых потребностей)
  4. Эмоциональная функция (потребности человека в любви, заботе, интимном общении)
  5. Функция сексуального регулирования (упорядочение естественных сексуальных потребностей)
  6. Функция социализация детей (подготовка детей к выполнению необходимых социальных ролей и адаптации в обществе)

( Социализация – процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу).

Исходя из задач сохранения устойчивости и процветания народа, запрещены браки между близкими родственниками, полигамия (многоженство).

В современном демократическом обществе нормой супружеских отношений является их добровольность, согласие обеих сторон на брак и свободное расторжение брака, взаимное уважение.

Выделяется нуклеарная семья (мама, папа и дети) -63%
Расширенная семья (все близкие родственники). -22%

Моногамная семья основана на браке одного мужчины с одной женщиной.

Полигамная семья – брак одного супруга с несколькими лицами противоположного пола.

Патриархальная семья – ее возглавляет отец.

Матриархальная семья –ее возглавляет мать.

Неполная семья – семьи из одного родителя и детей  - 15%

По количеству детей выделяют:

Бездетные семьи – нет своих или приемных детей;

Малодетные, в которых один-два ребенка;

Среднедетные – три- четыре ребенка;

Многодетные – пять и более детей.

По характеру распределения домашних обязанностей выделяют:

- традиционная семья – в ней роль лидера принадлежит мужчине, который обеспечивает семью материально. Домашние работы четко разграничены на «мужские и женские».

- Нетрадиционная семья, в которой мужчина не в состоянии экономически обеспечить семью, и женщина вынуждена принимать участие в общественном производстве, а в то же время за ней сохраняются домашние обязанности;

-коллективистская паритетная семья. В такой семье все виды домашних работ выполняются и мужем и женой взаимозаменяемо.

Правила написания синквейна:

1.первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

2.вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3. третья строка – описание действия  в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

4. четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5.пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

 ТЕСТ: СЕМЕЙНОЕ ПРАВО (Игра "Умники и умницы")

1.В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» ребенком считается человек в возрасте до…..лет.

А) 12лет; Б) 16 лет; В) 14 лет; Г) 18 лет.

2. К функциям семьи относится:

1. социализация личности;

2. определение минимального размера оплаты труда;

3. установление системы школьного образования;

4. определение размеров коммунальных платежей.

3. Согласно Семейному кодексу РФ не является верным утверждение:

А) семья является добровольным союзом мужчины и женщины, заключивших брак;

Б) семья представляет собой союз, в котором  на матери лежит большая часть ответственности за воспитание детей;

В) муж и жена принимают равное участие в семейном воспитании детей.

4.Что из перечисленного не относится к правовым основания брака:

А) порядок заключения брака;

Б) брачный контракт;

В) порядок расторжения брака;

Г) выбор супругами места регистрации брака.с

5. Кризис современной семьи связан:

1)  с ростом стремления людей к личной свободе и автономности;

2)  с увеличением рождаемости в обществе;

3) с юридическим неравенством  в правах мужчин и женщин;

4) с недостатком школьного образования.

6). Какие права несовершеннолетних детей закреплены нормами Семейного кодекса Российской Федерации?

А) право жить и воспитываться в семье;

Б) право на общение с родителями и другими родственниками;

В) право на образование;

Г) право на защиту;

Д) право выражать свое мнение;

Е) право на медицинское обслуживание;

Ж) право на имущество родителей.

7). Кризис современной семьи вызван:

1) увеличением рождаемости;

2) отсутствием равноправия мужчин и женщин;

3) возрастанием трудовой занятости женщин вне дома;

4) различием политических взглядов супругов.

8.Какие из перечисленных прав  являются личными правами супругов:

А) право выбора места жительства;

Б) право на выбор фамилии;

В) права на вещи и предметы личного пользования;

Г)право на выбор рода занятий.

9. Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы  человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и другтми нормативными правовыми актами.

А) ДА; Б) Нет

10. Воспитание детей для родителей, это

1) право; 2) обязанность;.3) право и обязанность одновременно.

11. В РФ не допускаются:

1) браки с иностранцами; 2) однополые браки; 3) браки между двоюродными братьями и сестрами; 4) все вышеперечисленное.

12. Вступление в брак до достижения возраста 16 лет:

1) возможно при наличии разрешения органов местного самоуправления;

2) невозможно;

3) возможно, если это предусмотрено законом субъекта РФ.

13. Согласно принципам семейного права:

1) главой семьи является мужчина;

2) вопрос о том, кто будет главой семьи, решается по общему согласию супругов;

3) супруги обладают равными правами по решению семейных вопросов.

14. Какое имущество семьи подлежит разделу в случае расторжения брака?

1) вещи индивидуального пользования;

2) предметы роскоши;

3) вещи, подаренные каждому супругу в отдельности.

15. Укажите правильный ответ:

1) лишение родительских прав окончательно;

2) возможно восстановление в родительских правах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль социальных способностей в малых социальных группах школьников

В статье рассматриваются особенности малых социальных групп, каковыми являются, например, ученические классы. Дается определение понятия "группа", "социальная группа", "малая группа".Особенностями вза...

"Семья как социальный институт и малая группа"

"Семья как социальный институт и малая группа"...

Семья как социальный институт и малая группа презентация для урока Обществознания в 11 классе

презентация к уроку  обществознания в 11 классе . Тема:" Семья как социальный институт и малая группа"...

Открытый урок по обществознанию "Семья как малая группа"

Семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней мы растем, воспитываемся, усваиваем моральные и нравственные нормы, приобретаем вкусы и манеры, привычки, в семье складывается характер и ид...

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”.

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”. Урок обобщения и повторения раздела "Социальная сфера". Класс - 10....