Методическая разработка. Урок в 5 классе. Малые жанры фольклора
план-конспект урока по литературе (5 класс)

План-конспект урока в 5 классе, как мне кажется, может помочь в практической работе учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_klasse_malye_zhanry_folklora.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  урока по литературе в 5 классе, автор учебника                                 В. Я. Коровина

Тема урока:  «Фольклор. Малые жанры фольклора.»

Цель:  дать понятие о фольклоре, его особенностях, разновидностях малых жанров.

Задачи:  повторить материал об устном народном творчестве, изученный ранее, продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, научить составлять загадки самостоятельно, воспитывать чувство гордости за родную литературу.                                                                                                   Оборудование: интерактивная доска, учебник, раздаточный материал, рисунки учащихся.

                                 Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Разминка. Найти четвертое «лишнее» 

Безоблачное небо,

бегут ручьи,

непроходимый лес,

бескрайние поля

(Повторяем уже известные по курсу начальной школы средства выразительности – эпитеты, олицетворения.  С помощью учителя попытаются понять роль в создании яркой поэтической картины)

  1. Проверка (выборочно) домашнего задания. (Учащимся было дано задание подготовить рассказ о самой любимой своей сказке, но такой, который заинтересует одноклассников)
  2.  Работа по теме урока.

Рождение фольклора или устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста – губы, рот.) Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве. В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов.                                                                     6. Работа по учебнику. Чтение статьи о фольклоре.

Беседа по вопросам:

1. Что такое «фольклор»?

2. Устное народное творчество – это жанр (genre – (фр.) вид) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, частушка, сказка.) Работа по схеме, выведенной на интерактивной доске. Закрепление: выполнение задания по учебнику № 4.

7. Беседа о малом жанре устного творчества – загадке.

«Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки»- в свое время так сказал  Ю. Г. Круглов. Так что же такое «загадки»?

Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

(Эту формулировку ребята записывают в рабочую тетрадь)

Но все загадки разные, и иносказательность есть не во всех. Вот, например, в загадке «Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат» иносказательно представлены небо, звезды, месяц. А в загадке «Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь» нет иносказания, а есть описание ящерицы и момента в ее поведении.

Есть загадки-вопросы. «Без чего человеку жить нельзя?» – «Без имени». Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Да! Человек не может жить без еды, без воды, без воздуха. Но ведь не только человек не может обойтись без еды, воды и воздуха. Животные тоже не могут обходиться без них! Но только человеку дается имя. Значит, с ответом – «Без имени» – согласятся все.

Еще один вид загадки-задачки. Вот, например, такая: «Шел охотник по лесу. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько ворон осталось на дереве?» Ответ: «Осталось две вороны». Но это не так. Одну он убил, а остальные улетели.

Итак, чему помогают загадки? (Учащиеся ищут ответ коллективно -загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность, тренируют сообразительность. Это тоже необходимо записать в тетрадь).

8. Практикум. Обучение составлению своей загадки.

1. Загадка-иносказание.(работа по интерактивной доске)

Посмотрите, ребята, на рисунок гриба-мухомора, крупного, нагнувшегося под тяжестью своей шляпки. Мы с вами можем сделать вывод, что  гриб уже давно вырос, ему тяжело стоять прямо, значит, этот гриб – старожил леса, или «старичок». Согласитесь, что его шляпку можно сравнить с колпачком. А теперь посмотрите, как наша загадка уже почти сложилась:

Стоит в лесу старичок,

Надел красный колпачок.

2. Загадка-описание. (работа по интерактивной доске)

Ребята представьте себе горную реку. Подберите глаголы-синонимы, характеризующие движение реки, например: бежит, катится, шумит, несется. Обращаю ваше внимание  на то, что поток никогда не кончается. И вновь происходит рождение загадки:

Бежит – бежит, шумит – шумит, а все никак не вытечет. (Река.)

  1. Подведение итогов урока, комментарий отметок.

Узнал ли ты на уроке то, что тебе пригодится в жизни?

Что нового вынес с занятия? Хотелось бы тебе еще присутствовать на похожем уроке?

10. Домашнее задание: прочитать из учебника статью «Фольклор», составить план. Дополнительное задание составить загадку, по возможности проиллюстрировав ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"

Урок проводится в 5 классе при изучении фольклора. Даёт полное представление учащимся о жанрах пословицы и поговорки. В ходе урока используются игровая технология, уделяется внимание развитию речи уча...

Урок литературы в 6 классе "Малые жанры фольклора. Пословица и поговорка".

Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Разработанный урок помогает в игровой форме лучше усвоить сложное понятие «пословица», знакомит со значениями многих поговорок и по...

Урок по литературе в 5 классе "Малые жанры фольклора"

Урок по литературе  в 5 классе. Цель урока:расширить знания учащихся о русском фольклоре, его особенностях, разновидностях малых жанров. Особое внимание уделяется пословицам и поговоркам. Во внеу...

методическая разработка урока "Загадки" тема - Малые жанры фольклора

Цель: познакомить с русским народным творчеством – загадками.Планируемые результаты:- познакомить с русским народным творчеством – загадками; отрабатывать навыки чтения; развивать реч...

Урок литературы в 5 классе "Малые жанры фольклора"

Урок литературы в 5 классе "Малые жанры фольклора"...

Конспект урока литературы в 5 классе "Малые жанры фольклора"

Конспект урока по теме "Малые жанры фольклора". Литература, 5 класс. УМК Коровиной В.Я....