Конспект урока литературы в 5 классе "Малые жанры фольклора"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Волкова Наталья Александровна

Конспект урока по теме "Малые жанры фольклора". Литература, 5 класс. УМК Коровиной В.Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_malye_zhanry_folklora.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Малые жанры фольклора»
Цели урока: 

Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Устное народное творчество».

- Формировать представление о разнообразии малых жанров фольклора

Планируемые образовательные результаты

Личностные

 умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

воспитание интереса к устному народному творчеству.

Предметные:

Знание понятия фольклор, основных особенностей фольклора; знание особенностей малых жанров фольклора, умение различать их; понимание значения малых жанров фольклора в речи.

Метапредметные:

развитие речи и творческого мышления обучающихся;

формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как умение строить собственное устное высказывание)

Тип урока: комбинированный, обобщающий
Форма урока: урок-практикум с элементами игры
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная
Возрастная категория5 класс
Вид урокаурок систематизации и обобщения знаний

УМК:

— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2020

— раздаточный материал.

Оборудованиекомпьютер, проектор, карточки с заданиями.

                                                                                       Эпиграф:

«Необходимо знать наш богатый фольклор.

Держитесь ближе к народному языку,

ищите простоты, краткости, здоровой силы,

 которая создаёт образ двумя-тремя словами».

М. Горький 

Организационная структура урока:

1.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Работа с эпиграфом.

Эпиграф к нашему уроку – это слова русского писателя Максима Горького. Давайте попробуем выразительно их прочитать (эпиграф спроецирован на доске).

- Как вы понимаете слова писателя?

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

2. Актуализация знаний.
- Что такое фольклор?

- Как вы понимаете слова устное народное творчество?

- Какие виды устного народного творчества вы уже знаете?

      3. Обобщение и систематизация знаний.
Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности

Работа с учебником. Чтение статьи на стр. 7,8.

Обсуждение статьи учебника.

- С какими из малых жанров фольклора вы знакомы?

- С какими сталкиваетесь в повседневной жизни, общаясь с родителями?

- Какие из них используете, играя с друзьями?

Слово учителя

Существуют фольклорные жанры, с которыми мы встречаемся ежедневно, которые прочно вплелись в нашу речь, стали её частью. Это малые жанры фольклора, прежде всего пословицы, поговорки. Они отличаются краткостью, ёмкостью, ритмичностью, а значит, легко запоминаются.

К малым жанрам фольклора относятся также загадки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, анекдоты, то есть небольшие по форме произведения. Они создаются и рассказываются не только взрослыми, но и детьми. Получается, что и вы участвуете в сохранении и передаче народных произведений, а порой и в их создании, потому что каждое время рождает новые загадки, поговорки, анекдоты, отражаясь в них.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации, решение нестандартных лингвистических задач.

1. Практическая работа. (На экране таблица, детям раздаются карточки, которые они заполняют). Обучающиеся работают в парах.

К определениям малых жанров фольклора, приведённым в левой колонке, надо подобрать соответствующие термины, указанные в правой колонке.

Определение малых жанров фольклора

Термины

1

Песня, которой убаюкивают ребёнка

А

Потешки

2

Приговоры, которыми сопровождают первые сознательные движения ребёнка

Б

Закличка

3

Песенки и стишки, сопровождающие игры с маленькими детьми

В

Колыбельная               песня

4

Смешной небольшой рассказ или смешное выражение

Г

Пестушки

5

Обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Д

Скороговорка

6

Стихотворное обращение к живым существам

Е

Приговорка

7

Произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры.

Ж

Считалка

8

Вид фольклора, представляющее собой вопрос, который требует разгадки.

З

Прибаутка

9

Фраза, в которой специально собраны труднопроизносимые слова

И

Загадка

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

2. Игра по малым жанрам фольклора.

Работа в группах (2 команды).

  1. Продолжи пословицу:

Без труда не ………………….;

Любишь кататься ……………;

Семь раз отмерь ……………..;

Одна голова хорошо, а ……...;

Терпенье и труд ……………...;

Труд кормит, а ……………….;

Слово не воробей, ……………;

Как аукнется, так и …………..;

Что посеешь, то и ……………;

Маленькое дело лучше ……...;

  1. Отгадай загадку:

Дороги имеются – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя, луга есть – косить нельзя, в реках, морях воды нет. (географический атлас)

Говорит она беззвучно, а понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней - будешь вчетверо умней. (книга)

Белый камушек растаял, на доске следы оставил. (мел)

Кулик невелик. Целой сотне велит: то сядь да учись, то встань, разойдись. (звонок)

Сговорились две ноги делать дуги и круги. (циркуль)

На странице букваря тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей. (буквы)

В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу. (дневник)

  1. Кто быстрей и четче проговорит скороговорку

1 группа:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

                     На дворе трава, на траве дрова.
                                 Не руби дрова на траве двора.

             Карл у Клары украл кораллы,
                       Клара у Карла украла кларнет.

                       2 группа

В недрах тундры Выдры в гетрах
          Тырят в вёдра ядра кедров!

Расскажите про покупки,
          Про какие про покупки?
          Про покупки, про покупки,
          Про покупочки мои.

             Сшила Саша Сашке шапку,
                       Сашка шапкой шишку сшиб.

5.  Рефлексия (подведение итогов занятия). Формирование выводов по изученному материалу.

-Давайте повторим. О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня?

-Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)

-А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным?

Вы все хорошо справились с заданиями, но большее количество баллов заработала ___ команда, она имеет право получить звание команды Эрудитов.

6. Выставление оценок за урок. Домашнее задание: 
Выполнить проект по малым жанрам фольклора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе "Малые жанры фольклора. Пословица и поговорка".

Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Разработанный урок помогает в игровой форме лучше усвоить сложное понятие «пословица», знакомит со значениями многих поговорок и по...

Урок по литературе в 5 классе "Малые жанры фольклора"

Урок по литературе  в 5 классе. Цель урока:расширить знания учащихся о русском фольклоре, его особенностях, разновидностях малых жанров. Особое внимание уделяется пословицам и поговоркам. Во внеу...

Методическая разработка. Урок в 5 классе. Малые жанры фольклора

План-конспект урока в 5 классе, как мне кажется, может помочь в практической работе учителя...

Урок литературы в 5 классе "Малые жанры фольклора"

Урок литературы в 5 классе "Малые жанры фольклора"...