«Нравственное воспитание учащихся в среднем звене средствами литературы с использованием малых жанров фольклора»
статья по литературе (7 класс) по теме

Паульс Марина Валентиновна

статья о нравственном воспитании посредством малых жанров фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nravstvennoe_vospit.uch-sya.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Нравственное воспитание учащихся в среднем звене средствами литературы с использованием малых жанров фольклора»

учителя русского языка и литературы МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа № 3» Пронского района Паульс Марины Валентиновны. Р.т.2-25-77

       

        Нравственное воспитание подрастающего поколения в нашем обществе является задачей первостепенной важности. Об этом сказано и в законе об образовании. В ее решении художественной литературе принадлежит особая роль, так как она взаимодействует с одинаковой силой на мысли и чувства человека. « Насыщая идеи плотью и кровью, писал А.М.Горький, - она дает им большую наглядность, большую убедительность, чем философия и наука».

        Произведения, вошедшие в школьную программу, показывают жизнь в сложнейших противоречиях,' раскрывает борьбу различных убеждений, идеалов. Практика показывает, что усвоение материала на' нравственную тематику обычно сопровождается трудностями в 7,8 классах и требует значительной педагогической помощи. Причина здесь кроется не только в возрастных особенностях учащихся, но и в новизне предлагаемого материала. Именно в этот период нередко возникает глухая стена между современным миром растущего человека и изучаемой -им литературой, которую, порой, так трудно разрушить. В связи с этим пытаюсь решить задачи нравственного воспитания в единстве с поисками оптимальных путей изучения произведений. Это связано с раскрытием современной значимости художественных произведений, личностного смысла для юных читателей, что обеспечивает развитие у них устойчивого интереса к литературе. Литературные произведения 10,11 классов уже воспринимаются учащимися правильно и с интересом.

          Главный принцип моей педагогической деятельности состоит в том, что я ориентирую своих учеников войти «внутрь изображаемой жизни», помогаю занять определенную нравственную позицию в разрешаемом конфликте. Мой опыт показывает, что организация такой сложной духовной деятельности учащихся при изучении литературы требует серьезного педагогического руководства. Поэтому стараюсь обеспечить активность каждому учащемуся не только на этапе анализа произведения, но и при первоначальном его восприятии. Вступительное слово, чтение произведения, эмоционально - образный комментарий, задания творческого и репродуктивного типа призван возбуждать воображение учащихся, способствуют чувствовать состояние героя.

Конкретность изображения вызывает ассоциации с виденным, пережитым раннее, помогает ребятам понять героя, испытывать для себя новые чувства, обогатив свой нравственный опыт. Так, например, при изучении духовной литературы мои ученики пришли к выводу, что' человечество может жить дружно и счастливо, подчеркнули высокий нравственный смысл жизни и поступков Иисуса Христа, вместе с героями библейских преданий рассуждали об уважительном и достойном поведении человека в обществе.

        С.Л.Рубинштейн писал: «Все дело как раз в том, чтобы сделать моральные требования внутренне значимыми для людей... А для этого нужно нащупать внутреннюю зацепку». «Зацепить» ученика, с моей точки зрения, возможно только через эмоциональное восприятие литературного

произведения. Особенно, если соотнести его содержание с личностным, пусть еще совсем небогатым, жизненным опытом учащихся, с реальными событиями окружающей их действительности. Как мне кажется, этот путь помогает ученику найти в произведении что-то значимое для себя.

Данное условие, на мой взгляд, самое важное, ибо определяет переход нравственных знаний в убеждение. Вера в нравственные ценности, поиск истины, эмоциональный отклик, развитие морального сознания - основа моей педагогической деятельности.

Еще К.Д. Ушинский писал, что дети должны усвоить «генеральные понятия», составляющие убеждения человека, ибо на них основывается направление всей человеческой жизни. Такие «генеральные понятия» как честь, совесть, добро, истина, любовь мы прививаем детям с самого раннего возраста. Необходимо непрерывно обогащать эти нравственные, понятия на материале литературы, что способствует возникновению образа- идеала, который необходим в ранней юности. Поэтому целесообразно ввести в методику уроков различные мини-сочинения как форму обобщения и контроля за уровнем усвоения знаний учащимися: «Общенародный идеал - это...», «Почему образ Христа, созданный так давно, дорог верующим и неверуюьцим людям?» «Что есть добро и что есть зло в человеческих отношениях?» Так, например, изучая Библию, учащиеся раскрывают тайну происхождения мира, человека и смысл бытия. В своих, сочинениях они пишут не только о грехопадении человека, но и о его спасении, о том, что христианство осудило угнетателей, искоренило рабство, стало опорой гуманности, просвещения, высокой нравственности.

Начиная с 2008/2009 учебного года я работаю по программе, разработанной авторским коллективом под руководством А.Г.Кутузова. В' среднем звене предусматривается знакомство учащихся с жанрами фольклора. Считаю правильным направить интерес сегодняшнего школьника к этапам родного языка и культуры, к осмыслению Духовной жизни своего народа. Принимая во внимание, что на изучение фольклора отводится малое количество учебных часов, расширила сведения теоретического характера, категории жанров и жанровой классификации. В классификацию, основанную на признаке рода словесности, включила не только сказки, пословицы, поговорки, загадки, но и «неканонические жанры» (поэзию пестования, заклички, приговорки, прибаутки, небылицы, молчанки, скороговорки, частушки, игры). Это позволяет решать многие цели и задачи.

Цели.

1 .Формирование у учащихся четкого представления о специфике, письменной и устной культуры, их различиях и в взаимовлияниях.

2.Углубление знаний о малых жанрах фольклора, формирование понятий на основе современных научных критериев.

3.Отработка умений определять основные жанры фольклора и отдельные тексты по их функциональной направленности и словесному оформлению.

4. Совершенствование навыков связной устной речи.

  1. Расширение понятийно-терминологического и лексического запаса.

6.Совершенствование        коммуникативных навыков, умение слушать, анализировать устную речь, вести диалог, организовать ситуацию общения.

Задачи.

1.Углубление        о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем.

2.Усвоение        нравственно - поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в традиционной культуре.

3.Воспитание        уважительного отношения к культуре и собственного этноса, и иноэтническим культурам.

4.Развитие'эстетического        вкуса.

5.Развитие        коммуникативной компетенции в единстве вербальных и невербальных норм.

Пробудить самостоятельность, творчество учащихся при постижении нравственных знаний в процессе освоения фольклорных произведений помогают эвристический и исследовательский методы обучения. Решая проблемную нравственную ситуацию, школьники высказывают моральные суждения, дают оценку поступку, сопоставляют с оценкой коллектива. Такое состояние целесообразно повторять, закреплять. Так при изучении фольклора были включены сочинения — рассуждения на нравственные темы. Сочинения на тему «Что такое Общее Счастье?» заставляет задуматься о взаимоотношениях с родителями, оценить свое поведение, о силе единства людей.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональной контакт, общение. Интересное содержание малых жанров привлекают, доставляют радость, оказывают- воспитательное воздействие, обучают навыкам поведения, обогащают, облагораживают. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, прибаутка, сказка, пословица, загадка входила в жизнь в ту пору, когда маленький человечек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Достаточно организовать коллективную игру, где дети получают навыки партнёрства и сотрудничества, что способствует взаимной заинтересованности всех участников, создается психологический комфорт. Целесообразно провести урок - путешествие по стране Фольклории. Моих учеников заинтересовало не только необычное название, они с удовольствием пели колыбельные, инсценировали сказки, сочиняли частушки, загадки, пословицы. Этот этап получил ' название «Проба пера» и нашел свое отражение в фольклорных альбомах.

       

Сколько добрых струн задевает в детских сердцах русское народное творчество и как это важно сейчас! Мир школьника заполняется американизированным духовным «ширпотребом» самыми разными путями; противостоять видео-, кино-, фото- и книгопродукции, воспитывающей космополитичного эгоиста - супермена, можно только воспитанием гражданственности, любви к отечеству, чувства причастности к родным истокам. Все это возможно, с моей точки зрения,. через нравственный диалог с прошлым. Это и есть отличие моей системы работы от традиционной. Ученики, обращаясь к непрозвучавшим жанрам в традиционной программе, сами отыскивали темы, обращались к бабушкам и дедушкам, сочиняли вместе с ними, рисовали, готовили костюмы к инсценировке.

         Приобщение детей к народному творчеству - важная и благородная задача, решить которую можем только мы, взрослые.

          Изучение данной программы строится с учетом возросших возможностей ребят. Это нашло отражение в усложнении самостоятельных заданий, в повышении роли теоретических обобщений, дискуссионности выдвигаемых проблем.

Так, например, при изучении былин необходимо было доказать, что Илья Муромец является общенародным  идеалом. Учащиеся, обращаясь к различным текстам об Илье Муромце, доказали, что он любит свою' родину, держит данное слово, всегда приходит на помощь нуждающимся, красив душевно и физически. Этот жанр формирует у читателей чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность защищать отечество от врагов. Герои былин вызывают у школьников уважение к историческому прошлому своего народа, формируют патриотические чувства и уважение к другим народам.

        Предлагаемые варианты изучения фольклора через нравственные критерии вскрывают преемственные связи между русской и зарубежной литературой. (Баллады А.С.Пушкина, В.А.Жуковского + Стивенсон, Гете). Это позволяет ретроспективно взглянуть на историю развития нравственного сознания не только русского народа, но и других народов, постигнуть процесс «кристаллизации лучшего, передового», что вошло в фонд мировой классической литературы.

        Изучение устного народного творчества заканчивается в 8 классе (по базовой программе); но вопросы экзаменационных билетов, темы сочинений и задания учебников предусматривают уровень фольклористических знаний и умений. В связи с этим желательно продолжить освоение фольклора в старших классах, чтобы не нарушалась преемственность в обучении. Например, 6,7 классы Н.В.Гоголь - устное народное творчество + бытовые сказки, обрядовый фольклор. 10 класс творчество Л.Н. Толстого + народно — христианские легенды. 11 класс В.Быков, Б.Васильев — тема ВОв + былины (борьба с внешним врагом)

Учителю литературы дана прекрасная возможность подвести своего ученика к важной формуле:

«автор - читатель»

«учитель - ученик»

«ученик - общество»

        Задача учителя - помочь ученику определить главное в жизни поверить в силу человеческого духа, в добро, способность преодолеть трагическую безысходность, исполнить гражданский долг, оценить человеческое сострадание, быть милосердным, победить равнодушие.

 

Список используемой литературы.

  1. Балатон Ц.П. и В.Д. Воспитательное чтение. Беседы по методике

обучения литературе.-М.,1913.

  1. Волкович В.А. Второй международный конгресс по нравственному

воспитанию. -С-Пб., 1913.

  1. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина и современный

мир. Беседы о России.

  1. Выготский Л.С. Педагогическая методика. М., 1991г.
  2. Карпов И. А. Азбука нравственного воспитания.
  3. Перевозная Е.В. Нравственное воздействие литературы. Минск.

1981г.

  1. Прыгунова Е.Н. Преподавание фольклора. Полный курс. С.Петербург 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме: «Духовно-нравственное воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции».

Проблема, на решение которой направлен проект: Недостаточный уровень сформированности духовно- нравственных качеств личности учащихся,   препятствующий  успешной социальной адаптации....

Инновационные технологии в работе по нравственному воспитанию учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Компетентностный подход, который  предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе,- основа инновационного процесса....

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта

В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы  по духовно-нравственному  воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются  огромные возможности работы в ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках углубленного изучения литературы

Литература в школе способствует духовно-нрав ственному становлению личности, познанию и самопознанию человека. Уроки литературы должны содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса, по...

Духовно - нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием национально - регионального компонента( выступление на муниципальном семинаре)

Поделилась опытом работы по духовно - нравственному воспитанию обучающихся на уроках русского языка и литературы с использованием национально - регионального компонента. Включила выступления моих учен...

Религиозно-нравственное воспитание учащихся - осуждённых в контексте художественной литературы

Статья представляет собой творческий отчёт по теме самообразования...

Использование малых жанров фольклора для развития речи и мышления ребенка с общим недоразвитием речи

Очень важно, что содержанием речи является продукт познания, продукт мышления. Поэтому развитие речи ребенка должно опираться на развитие познания окружающей действительности, то есть на развитие мышл...