Духовно - нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием национально - регионального компонента( выступление на муниципальном семинаре)
учебно-методический материал по теме

Неясова Шафика  Шикуровна

Поделилась опытом работы по духовно - нравственному воспитанию обучающихся на уроках русского языка и литературы с использованием национально - регионального компонента. Включила выступления моих учеников в качестве оппонентов на семинаре. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание

на уроках русского языка и литературы

с использованием национально – регионального компонента.

                                                    Есть много родов образования и развития,
                                         и каждое из них важно само по себе, но
                                      всех выше должно стоять образование
нравственное.

                                                                                 В.Г.Белинский.

                                                 Нам бы про душу не забыть…
                                          Нам бы немножко добрее быть…

                                                                                 В.М.Шукшин

В настоящее время человечество переживает бум развития техники, уникальных технологий и адекватных времени экономических

систем. Техногенная цивилизация Запада внесла в смысл жизни потребительство, она породила тенденцию дегуманизации общества. За материальный прогресс мы расплачиваемся падением духовности и нравственности.

Причиной такой  дисгармонии является отрыв от собственных корней, потеря исторической памяти, забвение культурных традиций.

 Определенная часть молодежи стесняется говорить на родном языке, говорить о принадлежности своему народу, все больше предпочитает западную культуру и западный образ жизни.

 Как отмечал Мустай  Карим, народный поэт Башкортостана:

 “...Род людской может погибнуть не от землетрясений, не от потопа, не от космических катаклизмов, даже не от атомной войны, погибнет он от водки, от наркотиков, от выхлопных газов, от духовного разложения людей, если не опомнится сегодня”.

Только сочетание достижений научно-технического прогресса и испытанных веками   этнокультурных традиций может обеспечить стабильное развитие общества. Возврат к духовности сегодня является не только потребностью беспокойной души, но и  жизненной необходимостью.

В «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» ( Данилюк А.Я. И другие) говорится:

Преумножение российского народа в численности, повышение качества его жизни и труда, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие культуры и творчества — важнейшая национальная задача.

Воспитание ответственного, инициативного и компетентного

 гражданина России - одна из приоритетных задач

общества и государства, цель современного образования  

В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей.

В наши дни духовные основы российского общества,

«то, что можно назвать исконными ценностями россиян» были определены В.В.Путиным в докладе «Россия на рубеже тысячелетий».

 

В качестве важнейших национальных приоритетов были названы

ПАТРИОТИЗМ, ДЕРЖАВНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСТВО,

СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ.

Бездуховность народа – бедствие в современном мире. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому литература как предмет очень благодатна для воспитания духовных ценностей, внутреннего мира молодого поколения, его отношения к окружающему миру.

  В своей работе руководствуюсь словами педагога С.И.Гессена, который отметил, что « только в меру осуществления народом общечеловеческих ценностей становится он индивидуальностью, занимающей свое особое незаменимое место в общечеловеческой культуре». Именно  этот подход лежит в основе формирования духовных ценностей при изучении предмета.

    Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно – нравственного понимания. Но на занятиях мы заменяем это понятие его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, милосердие, порядочность…

Невольно вспоминаются слова Василия Макаровича Шукшина, писателя, актера, режиссера»:  «Нам  бы про душу не забыть.. Нам бы немножко добрее быть…Мы один раз, так уж случилось, живем на земле. Ну так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…» Его произведения  писались 30 – 40 лет назад. И вот сегодня они вновь  становятся нужными, актуальными, к ним повышается интерес. Почему?

Потому что  духовность, о которой так много говорят, истощается.

                                        Как же с совестью  жить нам согласно,

                                            Если столько повсюду соблазнов,

                                            И в мирской суете, и в тиши

                                            На медяк не потратить души? –

 пишет поэтесса Людмила Симонова. На уроках стараюсь подвести учащихся к мысли, что  Василий Макарович Шукшин остается нашей совестью. Он сгорал в каждом созданном им образе. Сердце его было болеющее, ранимое. Быть может, поэтому и сгорел он так скоро.

   Нет с нами Шукшина, но остались его книги, его мысли; и каждый его рассказ заставляет задуматься: что с нами происходит; всегда ли мы по - человечески поступаем?

  Все книги Василия Макаровича – история души русского человека. А душе, утверждал писатель, нужны моменты взлета, радости, освобождения – праздник нужен, чтоб звенел, слышался чистый ее голос  как колокол!

                                         До конца, до самого креста

Пусть душа останется чиста, -

писал  прекрасный русский поэт, современник Шукшина, Николай Рубцов.

У поэта Юрия Левитанского есть замечательное стихотворение, очень уместное по отношению к нашему разговору и к жизненной позиции В.М.Шукшина:

                                           Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

      Дьяволу служить или Пророку  -

Каждый выбирает для себя.

                                               Каждый выбирает по себе

                                                          Слово для любви и для  молитвы,

                                                         Шпагу для дуэли, меч для битвы.

                                               Каждый выбирает для себя.

Поводя итог  урока по Шукшину, говорю ребятам: « Каждый   из вас должен решить – как жить, какой дорогой шагать, строить ли, созидать ли или быть разрушителем…» Счастлив тот человек, в чьей душе совестливость, доброта, умение видеть прекрасное.

Не секрет, что далеко не всё из школьной программы можно изучать  с интересом. Однако если у ученика формируется  нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.

     У меня есть ученица 9 класса Салехова Аэлита, которая интересуется современной литературой в жанре антиутопия ( раньше  не расставалась с книгами Кира Булычева).  Она взахлеб  пересказывает нам содержание этих книг, делится  впечатлениями  от прочитанного. Однажды она сумела убедить нас, своих одноклассников и меня, поехать  в Саранск на экранизацию книги «Виноваты звезды»… Только потом сама же сказала, что не надо было вначале читать – эффект не тот. Не зря мы говорим,  что фильм отличается от книги. Хочешь получить удовольствие от произведения  - прочитай его, а потом и фильм посмотри.

 (Слово Аэлите- давайте послушаем, как она сама об этом говорит, как она относится к книгам вообще  )

Мои   любимые книги

Каждая книга-это не просто отдельная история ,нет ,это целая вселенная со своими героями и историей. Уникальная и неповторимая.

Книг на нашей планете много: тонкие и толстые, художественные  и научные.

Моим любимым жанром является Young Adult Books.

Что такое Young Adult Books?

Young Adult Books-это молодежные книги, рассчитанные на подростковую аудиторию.

                      Очень популярны

                       книги- антиутопии:

 

 «Голодные игры»,

 

«Дивергент», «Отбор»...

Что ждет нас в будущем? По какому пути пойдет человечество? Возможно, люди, наконец, научатся на ошибках прошлых поколений и построят совершенное общество. Или изберут пагубный путь, сделав жизнь отдельного человека абсолютно невыносимой. Фантасты не раз пробовали найти ответы на подобные вопросы.

Антиутопия изображает мир, в котором все, что могло пойти не так, не так и пошло. Как правило, точкой отсчета служит современная автору общественная модель. Антиутопия — ее самый пессимистичный вариант.

На сегодняшний день антиутопия — одно из самых востребованных направлений научной фантастики, которое во многом смыкается с фантастикой политической. Наше общество, несмотря на глянцевый блеск, далеко от совершенства, а перспективы его развития вызывают обоснованную тревогу. Мир меняется у нас на глазах — вот только в лучшую ли сторону?..

Антиутопия - описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. 

В Америке особый всплеск интереса к антиутопиям наступил после

событий 11 сентября, когда под предлогом борьбы с террористами

правительство повело наступление на права граждан. Уже лет пять

из списков американских бестселлеров не исчезают книги

Оруэлла, Хаксли, Брэдбери, Берджесса.

Их  страхи  оказались    небеспочвенны... 

Тахира Мафи
            «Разрушь меня»

Джульетта.
Обычная девчонка, которую насильно держат в закрытой психиатрической клинике. 
Обычная девчонка с необычным даром - она умеет убивать прикосновением.
Ее считают монстром, "идеальным оружием". Но как заставить ее работать на спецслужбы?
Чтобы манипулировать Джульеттой, в ее камеру помещают "подсадную утку" - Адама, парня, с которым она дружила в детстве. 
Но эти двое никому не позволят их использовать. Они решаются на отчаянный шаг. На смертельно опасный шаг.

Кира Касс     «Отбор»

Отбор для тридцати пяти того, что было уготовано для них с рождения. Очутиться в мире сверкающих платьев и бесценных украшений. Жить во дворце и бороться за сердце прекрасного принца Максона. Но для Америки Cингер, Отбор — это кошмар. Это означает, что она должна оставить позади  свою тайную любовь к Аспену, парню, принадлежащему к касте ниже ее собственной. Она не хочет оставлять свой дом, чтобы жестоко бороться за корону, жить во дворце, на который постоянно нападают повстанцы. Но потом Америка знакомится с принцем Максоном. Постепенно она начинает сомневаться во всех тех планах, которые построила еще до приезда во дворец, и понимает, что жизнь, о которой она всегда мечтала, не может сравниться с будущим, какое она себе и представить не могла.

Сьюзен Коллинз

«Голодные игры»

          Эти парень и девушка знакомы с детства и еще могут полюбить друг друга, но им придется стать врагами…

         По жребию они должны участвовать в страшных «Голодных играх», где выживает только один — сильнейший. Пока в жестком квесте остаются хотя бы какие-то участники, Китнисс и Пит могут защищать друг друга и сражаться вместе.

       Но рано или поздно кому-то из них придется пожертвовать жизнью ради любимого…

       Таков закон «Голодных игр». Закон, который не нарушался еще никогда

Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет.

Человек, который никогда не читает, проживает только одну.

Джордж Мартин, "Танец с драконами"

Спасибо, Аэлита.

   

Указом Президента РФ от 12.06.2014 № 426 в целях  привлечения внимания общества к литературе и чтению 2015 год в России объявлен Годом ЛИТЕРАТУРЫ.  Для нас, уважаемые коллеги, это ничего нового не дает, лишь большие  дополнительные хлопоты по участию в намеченных мероприятиях.

Каждый год для нас — это год литературы. Поэтому в нашей жизни  ничего не изменится: работаем и будем работать по – прежнему.

  Когда президент говорит о том, что нужно увеличивать количество часов на литературу, этому, безусловно, рады мы. Но вместе с  кандидатом филологических наук, доцентом кафедры романо-германской филологии Школы региональных и международных исследований ДВФУ Максимом Жуком меня беспокоит формирование литературного канона, который будет изучаться в средней школе.

 Отвечая на вопросы корреспондента, он сказал: » Очень важно, произведения каких писателей туда войдут. Вполне возможно, что кому-то захочется убрать из программы неудобных левых авторов. И дети останутся без сатиры Салтыкова-Щедрина, гражданской лирики Некрасова и пьес Островского. В любом случае, интерес к гуманитарной сфере меня радует. Хорошо, что он хотя бы есть, но какие будут результаты и в каком идеологическом направлении все это будет двигаться — большой вопрос.

Удивительным образом сейчас снова становится актуальной советская классика. Выясняется, что это литература высокого качества, которая, что немаловажно, рассказывает об утраченных сейчас ценностях и смыслах. Электронная и бумажная книга будут друг друга дополнять.»

     Проблем много. Их надо решать. Обучая детей, надо самим учиться вместе с ними, показывать пример. На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать  бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений.  Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества.

Например,  полезно использовать ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни таких авторов как Д.С.Лихачёв, В.А. Сухомлинский   Назрела необходимость в наблюдении над текстом, внимательном прочтении его для того, чтобы понять  главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму, статью. А следовательно, прийти к выводу о том, чему учит данное произведение..

Например, работу по обучению  написанию сочинений – рассуждений в 11 классе  начинаю с текста Д.С.Лихачева «О зависти». Проблемы, поднятые автором статьи, не потеряли актуальности и сейчас.(Текст сочинения помещен на моем сайте ).

В этом году вместе со всей страной будем отмечать 70 – летие Победы. Для нас, литераторов, тема войны является сложной. Многие учащиеся не читают книги о войне. Для них война – это прошлое, это неинтересное. К сожалению, и писателей, которые знали о войне не понаслышке, становится все меньше и меньше, но они оставили для нас в своих книгах проникновенное видение событий военных  лет.

  Работая над книгами  о войне, обязательно  нахожу время и сама вслух читаю «Гуси – лебеди» Константина Воробьева. Читаю, глотая слезы. Такой трогательный  этот рассказ.  Раньше произведения Воробьева  не были включены в школьную программу. Наверное, потому, что ни в одном из советских произведений не было показано оборотной стороны войны так, как это было свойственно всем произведениям Воробьева. Слишком откровенная правда была.

Константин Воробьев - писатель высокоодарённый и человек отважный, наделённый настоящим гражданским мужеством, в то же время глубоко чувствующий и сопереживающий чужому горю и боли.

  «Гуси – лебеди» -  рассказ маленький, но поднимает множество нравственных проблем:  смысла жизни, верности, памяти, выбора человека, ответственности за другого, и даже бережного отношения к природе. А все проблемы связаны одной темой – война и любовь. 


                                                                                 
 ... Вынесу войну,
                                                                                            сто ран приму, но выстою.
                                                                                          Себя верну, любовь верну,
                                                                                                        и щедрую и чистую.
                                                                                                                                   
 
   Этими строками начинается рассказ. И именно любовь помогает преодолеть все преграды главным героям, Сергею Марьянову и Татьяне Лебедевой. Каждый из них не верит в гибель любимого человека. Татьяна уходит самовольно из партизанского отряда на поиски Сергея, не вернувшегося из разведки.

Сергей приезжает после войны в семью Татьяны, в надежде увидеть любимую, и пишет повесть о Тане, в которой "спасает её от врагов". Молодой писатель хочет продлить жизнь своей героини, доведя её до подвига, и никак не может решить, каким же будет конец повествования.

 Продолжение написала сама жизнь, когда, будучи в мирное время в партизанских местах, Марьянов случайно услышал рассказ о судьбе Тани. Окончание рассказа  доброе, какое-то сказочное… Жизнь сильнее войны!  


Да, война и любовь, вроде, несовместимые понятия. Но война – это и испытание и проверка больших чувств. Герои рассказа с честью и достоинством пронесли через горнило войны верность своим чувствам. Мы восхищаемся ими.

Константин Воробьев - писатель настоящий. Его перечитывают, даже если любят только позитив. Просто чувствуют - так надо, ЭТО забывать нельзя.

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам. Молодежь должна гордиться своей культурой, своим родным языком.  Необходимо создавать условия для саморазвития национальной культуры, народных обычаев и родного языка.

     В нашей школе проводится большая работа в этом направлении. Основной задачей работы по этнокультурному компоненту мы считаем формирование духовно – нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

     В прошлом учебном году учащийся 10 класса Потапов Алексей принял участие в муниципальном конкурсе «Ученик года – 2014» с проектом  «Я- частица  культуры  России» (Возрождение  и  сохранение  татарского  народного  праздника  «Сабантуй»  в  селе  Татарская  Пишля (создание площадки для проведения праздника)). Я была в составе комиссии по подготовке проекта. (Алексей несколько слов скажет о своей работе)

     Я родился и живу в многонациональной республике. Учусь в школе, в которой большинство учащихся татарской национальности. Но здесь все равны. Я участвую в разных национальных праздниках, уважаю традиции и обычаи всех народов.

     Непревзойденное изобретение татарского народа -  веселый, мудрый Сабантуй . За последние несколько десятилетий он приобрел всемирный характер  и включен в  список  шедевров  устного и  нематериального  наследия человечества ЮНЕСКО.

    Через века дошли до нас основные виды состязаний, игрищ Сабантуя. Сабантуя не бывает без скачек и борьбы. Здесь и бой с мешками верхом на бревне, и бег в мешках, и выжимание двухпудовой гири, и поход за призом  по наклонному бревну, и перетягивание каната, и многое другое.

Огромна  социальная  значимость  праздника «Сабантуй». Он  несет  в  себе  дух  толерантности, патриотизма, сплочения. Он   объединяет вокруг  себя  людей  всех возрастов и  профессий, наций и  верований.

Сохраняя и оберегая вековечные традиции татарского народа, его обряды и обычаи, родной язык и песни, мы укрепляем свои устои как нации и народа, разрушая их - разрушаем себя.

                                      Пусть не знают ни горя, ни скуки,

                                    Пусть крутые берут виражи.

                                    Пусть продолжат и дети, и внуки

                                    Нашу речь, наш язык – нашу жизнь!    (Спасибо, Алексей

Также я веду уроки татарской литературы в 5 классе. Вот где благодатный материал для духовно – нравственного развития учащихся!  Красивый, певучий, богатый татарский язык и высоконравственная, милосердная татарская классика. Читаешь некоторые произведения – и на глазах невольно появляются слезы.

Все произведения обязательно переводим  на русский язык для остальных учащихся. Весь класс знает содержание прочитанных текстов. Конечно, нельзя передать   по - русски  всю красоту татарской речи – настолько она богата выразительными средствами, что трудно подобрать точные слова на русском языке.

 Сочинения пишем тоже на татарском и на русском языках.

  Отрывок из стихотворения татарского драматурга, писателя, переводчика Нэкыя Исэнбэта «Туган ил» («Родной край») прочитает ученица 5 класса  Муратова Аэлита.

            Китми кунелемнэн минем hич

Шул соекле илкэем;

Анда сойгэн ярлы халкым.

Анда сойгэн энкэем.

Анда таннар жэйге дингез

Балкуыннан нурлырак;

Анда жырлар сандугачнын

Сайравыннан монлырак.

Анда, сайрар кош шикелле,

Кой суза гармуннары,

Сызыла иркен тын hавада

Анда ил зар – моннары.

Анда жырлый жирдэ hэр таш,

Кул изи hэрбер агач.

Анда кайтсам, мин дэ башка:

Анда мин дэ сандугач!

 В родном краю поет каждый камень,

 Каждое дерево машет рукой.

 Если вернусь, и я там другой,

 И я там соловей!

Это стихотворение действительно  стало песней. Послушайте ее в исполнении  Айгуль Хайри.

Татарский классик сказал: «Татарча да яхшы бел, русча да яхшы бел. Икесе дэ безнен очен ин кирэкле, затлы тел.»( И татарский знай хорошо, и русский – оба для нас нужны, оба дороги.)

     Кроме того, на своих уроках использую и произведения мордовских авторов. Например, на уроке – путешествии по стране имен прилагательных прочитала стихотворение поэта С.Кинякина.

 На примокшанский луг иди ты…

А еще на мордовском языке прочитала величальную песню – колядку, которая воспевает трудолюбие членов семьи.

 Те кудосонть бабатне –

Конев коцтонь кодытне… ( В  этом доме женщины   -словно бумага, холст ткущие…)

Не зря мордовская пословица гласит:

 Цебярь ломань вакса,

Цебярь ломань улят.(С хорошим человеком и сам хорош будешь)

         Мордовский поэт Михаил Бебан сказал:

              Земли есть и красивей –

               Мне не надо иной.

               Ты ведь тоже Россия,

               Край мордовский родной.

                               

 Заключение

        На уроках русского языка все учителя-словесники обращают внимание на культуру речи, мы проводим внеклассные мероприятия на эту тему, предметные недели, занимательные беседы, учим любить родной язык, раскрываем его красоту, призываем беречь его.

 И на занятиях дети с нами соглашаются, даже иногда очень интересно высказываются по этому поводу.

А после занятий они общаются друг с другом СМСками или в «аське», искажая слова, а то и просто смайликами, забыв, что сами говорили о необходимости сохранять культуру речи. И мы понимаем, что остановить это не можем, это - технический прогресс. Интернет все больше и больше входит в нашу жизнь, заменяет живое общение.

 Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества – это дети экранной информации, которая  воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Страшно, что ученик не испытывает воздействия самого искусства, а лишь получает информацию о литературе. Вот и обращается наш ученик к краткому содержанию произведений школьной программы. Там и роман пересказан, и сочинение написано умными учителями и преподавателями вузов.  Тут и думать не надо, все уже написано умными дядями и тетями, и свое отношение дано так, как должно быть. Не зная текста, ученик не может увидеть красоту языка, духовно – эстетические принципы, заложенные в произведение

  Поэтому, если мы хотим, чтобы урок был интересен ученикам, а разговор о  нравственных категориях был не формальным, а актуальным, необходимо проводить его на новом современном уровне. А это значит, что необходимо сочетать традиционное обучение и новые современные информационные технологии обучения, благодаря которым можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя  или поэта, побывать в его музее, услышать  мастерское  чтение  любимых  классических 

 произведений, увидеть фрагмент кино и театральной экранизации.

  Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет.  Но если   после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то  такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.

Уважаемые коллеги!   Желаю вам здоровья!

Чтоб всё вам  было по плечу, чтоб вас уважали,

Чтоб родители всегда вас оберегали,

Будьте веселы душой и оптимистичны,

Пусть будет счастье и покой  в жизни личной!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся

Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

       В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения,  но и воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой с...

"Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы по теме самообразования"

Статья содержит материал по теме самообразования, цели, задачи, обоснование  выбора темы, план работы...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта

В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы  по духовно-нравственному  воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются  огромные возможности работы в ...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Статья посящена проблемам духовно-нравственного воспитания и рассматривает вопросы, связанные с возможностями уроков литературы и русского языка у осуществлению духовно-нравственного воспитания ш...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Предметом данного исследования является духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы....

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы (выступление на педагогическом совете)

Духовно-нравственное воспитаниена уроках русского языка и литературы(выступление на педагогическом совете)...