Урок по литературе в 5 классе "Малые жанры фольклора"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Урок по литературе  в 5 классе. Цель урока:расширить знания учащихся о русском фольклоре, его особенностях, разновидностях малых жанров. Особое внимание уделяется пословицам и поговоркам. Во внеурочное время была продолжена работа над темой и создан проект "Как работают пословицы и поговорки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malye_zhanry_folklora.docx753.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Класс: 5

Тема урока: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки

Цель: расширить представление о фольклоре, его особенностях, разновидностях малых жанров.

Планируемые результаты обучения:

личностные: воспитание уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; с помощью пословиц развивают устную речь, память, артистические способности

предметные: знать малые жанры фольклора, понимать мудрость, поучающий смысл пословиц;

метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

  Оборудование: компьютер, экран, учебник, сборники пословиц и поговорок; распечатки пословиц, поговорок.

        

Сценарий урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. (Учащимся было задано подготовить сообщение по материалу учебника стр. 18-20. Придумать загадки)
  3. Работа по теме урока.
  4. Деятельность учеников. Ответы на вопросы учебника о загадках.

(Что помогает придумывать и отгадывать загадки? Загадайте придуманные дома загадки друг другу. Какие признаки помогают отгадать их?)

Вывод: все загадки разные. Есть загадки-описания, есть загадки-вопросы, есть загадки -задачки «Какой рукой лучше всего размешивать чай?» – Ответ: «Ложечкой». Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Еще один вид загадки-задачки. Вот, например, такая: «Грузовик ехал в деревню, по дороге он встретил четыре легковые машины. Сколько машин ехало в деревню?» Ответ: «Одна».

Итак, загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность, тренируют сообразительность.

5. Слайд №1. Устное народное творчество – это жанр (genre – (фр.) вид) литературы. Какие ещё, кроме загадок, малые жанры этого творчества вы знаете?(прибаутка, считалка,  частушка, пословица, поговорка, сказка).

           Слайд №2. Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся с пословицами и поговорками. Какие пословицы и поговорки     вы знаете? Часто мы их употребляем в своей речи?

(Ответы учащихся)

- А вот прежде чем сказать их, вы думаете, какую из пословиц или поговорок лучше произнести?

(Нет. Они возникают в сознании человека непроизвольно. Это метко подмеченное происшествие, случай.)

Слайд №3. Каждая пословица и поговорка имеют прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц и  поговорок, объясните причину  их употребления.

 1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» - если случайно упадёшь, поскользнешься.

2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» - о навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека.

3. «Семеро одного не ждут» - об опоздавшем.

4. Тише едешь – дальше будешь – об излишней торопливости

5. Чужим богат не будешь.

6. Смелость города берет

6. Работа с учебником. Прочитайте определения пословиц и поговорок и запишите их.

 Деятельность учителя и учеников:

Сравнительный анализ:

Заполните таблицу, которая поможет увидеть наглядно, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.

Обсуждение и заполнение таблицы «Сходства и различия пословиц и поговорок»

Сходство

Различие

Образность

Пословица – законченное суждение, поговорка не имеет законченного смысла

Краткость

 Пословица содержит скрытые оценки. Поговорка называет качества, свойства предмета, действия, дает оценки ситуации

Ритмичность

Пословица обычно делится на две части (содержит суждения, советы),  поговорка создает образ, замещающий обычное слово, является частью суждения.

иносказательность

Пословица всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению. Поговорка часто является средством речевой характеристики человека

Рифмованность

поговорка – украшение речи (цветок), а пословица – суждение

Отражение народной мудрости

7. Слайд №4. Определите, какие выражения относятся к пословицам, а какие к поговоркам? (обсуждение в парах; 1в. записывает пословицы, 2в. – поговорки)

8. Деятельность учеников.

Слайд №5. Учащиеся делятся на группы по 5 человек. Каждая группа получает пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова). Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.

  1. каравай, не, рта, чужой, на, разевай 
  1. волка, лес, глядит, корми, всё, как, ни, в
  2. труда, не, пруда, и, рыбки, из, выловишь, без
  3. на, Варваре, нос, базаре, оторвали, любопытной
  4. один, отмерь, семь, отрежь, раз один, раз

      6.    крепкую, топором, и, разрубишь, не, дружбу,  

Закрепление изученного материала:

Домашнее задание. Сочинение мини-рассказов.

- Вы познакомились с жанрами пословиц и поговорок. Теперь мы будем учиться употреблять их в речи. Дома сочините небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки о школе, о дружбе, о знаниях.  (Учитель читает образец сочинения)


        


Малые жанры фольклора

потешки                              дразнилки                           песенки  

 

                  прибаутка                                      частушка

                                          

     скороговорки                 считалки                       небылицы    

загадки                            поговорки                            пословицы        



Назовите, в какой колонке перечислены пословицы, а в какой поговорки. Почему так считаете?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе. Жанры фольклора.

Цели урока:- раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора- познакомить с происхождением и природой загадок- разв...

Урок на тему "Запреты как жанр фольклора"

рассмотрены особенности жанра фольклора Запреты,определение жанра, структура, содержание. приведены примеры запретов, сфера их употребления. может помочь в системе уроков по устному народному творчест...

Открытый урок по литературе по теме: "Жанр и композиция романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Роман "Мастер и Маргарита" -главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фонтазии....

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора"

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора".Учебник: Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. 5-е изд. - М.: 2016. Ч.1 - 358 с...