Урок на тему "Запреты как жанр фольклора"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Савинцева Наталья Аркадьевна

рассмотрены особенности жанра фольклора Запреты,определение жанра, структура, содержание. приведены примеры запретов, сфера их употребления. может помочь в системе уроков по устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zaprety.rar20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок: русская литература и ИКН. 8 класс.

Тема: Запреты как один из малых жанров фольклора.

Цели:

  1. Рассказать о выражениях запретах  как одном из малых жанров фольклора.
  2. Определить значение в системе малых жанров фольклора, научить отличать от пословиц.
  3. Раскрыть потенциал запретов в современном воспитательном процессе, в системе формирования мировоззрения в контексте гуманистического воспитания.

План урока:

  1. Определение термина.
  2. Тематика запретов.
  3. Запреты  в системе малых жанров фольклора.
  4. Значение запретов в наши дни.

Ход урока.

1. Организация труда.

а) Поздороваться , предоставить слово дежурным.

б) Посадить, задать вопрос:

- Приходилось ли вам слышать такую фразу ?– Не садитесь за угол.

- Вы никогда не спрашивали, почему?(Останешься один, сиротой).

- А почему, как вы считаете?

- Кто верит, что случится именно так?  А кто сомневается?

- А кто придумал эту фразу: ваша мама, бабушка, или они появились совсем давно

 2. Работа по теме урока.

В традиционной культуре марий в глубокой древности сложились некие мысли, содержащие запреты  - нельзя. Их современная фольклористика (наука, изучающая фольклор, методы сбора и анализа) определяет термином ойоро.

Записать тему урока в тетрадях.

  1. Определение термина.

Ойоро – от слова ок йоро -  нельзя. Иначе, это запрет, табу. Если дать определение, ойоро – выражения, содержащие разного рода запреты, часто с объяснением, почему нельзя.

2) Актуализация темы: работа с детьми.

а) Приходилось ли вам слышать другие выражения? Приведите свои примеры. (Предварительно записать на доске).

- Нельзя трясти ноги, черта качаешь.

-Нельзя книгу оставлять раскрытой.

-Возле водоема о воде не говорят.

- Нельзя садиться на порог и др.

б) Почему появились эти ойоро? На что они направлены? Чему учат?

(Смысл этих высказываний: научить вести себя сдержанно, прилично; уберечь от беды, оградить; научиться уважать окружающих, в том числе и неживые предметы, в первую очередь природу во всех ее ипостасях).

в) Какая из этих запретов  учит вести себя сдержанно, учит , как вести себя?

г) Какая пытается уберечь, оградить от беды?

д) Какая связана с религией древних марий?  

3)  Актуализация знаний, полученных в предыдущие годы.

- Что вы знаете о религии древних марий?

- Каким богам поклоняются марий?

- Какие запреты связаны с язычеством марий?

Нельзя плевать на огонь.

Нельзя пить воду с водоема, нагнувшись, водяной схватит.

В роще, на кладбище нельзя рубить деревья – беда в семье.

В системе ойоро мы находим те, которые связаны с язычеством марий и призваны научить уважительному отношению к природе, как предметам поклонения. В глубокой древности марийский народ начал обожествлять природу, т.к. жил в природе, зависел от нее. Тогда же начал поклоняться солнцу, земле, воде. Отсюда и бережное отношение к обожествляемому предмету, формирующие запреты, табу. Они формируют систему экологического воспитания.

  1. Тематика ойоро.

Значит, в тематике ойоро можно выделить:

а) призваны формировать уважительное отношение к природе как к божеству.

б) связаны с календарем, обычаями.

-На Пасху нельзя деньги давать взаймы.

в)  призваны формировать модель поведения.

-Молодым людям нельзя долго спать – жених состариться.

-Нельзя проливать чай – муж будет пьющим.

Чему они учат, на что направлены? (В этих запретах желание воспитать достойного сына/дочь, привить те или иные качества).

д) призваны оградить от беды, от возможных опасностей, предугадать судьбу, будущее.

-Нельзя бить по головешкам – будет беда.

-Невесте, уезжающей с родного дома, нельзя оглядываться, быть несчастной.

5) Обобщение на данном этапе урока, запись в тетрадях.

- Давайте обобщим все сказанное об ойоро.

- Что такое ойоро? Какие группы ойоро запомнили?

Ойоро – это высказывание, содержащее запрет. По тематике ойоро делятся на:

  1. Формирующие уважительное отношение к природе, к ее ипостасям.
  2. Призванные оградить от беды, несчастий.
  3. Призванные формировать воспитанную, гуманную личность.
  1. Связь с русской, финно-угорской культурой.

- Как вы думаете, ойоро есть только у марийского народа?

- А почему?

Всем народам важно воспитать достойного человека, воспитанную, нравственную личность. Также всегда хочется оградить себя, своих близких от несчастий, болезней. Поэтому и для славянских народов, и для финно-угорских народов характерно наличие и такого жанра фольклора, как ойоро, высказывание-запрет.

  1. Ойоро в системе малых жанров фольклора.

- Какие признаки доказывают нам, что это жанр фольклора?

(Появилось в глубокой древности, передано из поколения в поколение в устной форме).

- Почему ойоро следует относить к малым жанрам фольклора? Какие жанры относятся к малым.

Пословицы, приметы, загадки. Так же, как приметы, пословицы, это короткое высказывание, содержащее глубокую мысль, народные знания.

а) Дать определение приметам.

б) Загадкам.

в) Пословицам.

8) Практическое задание: разграничить малые жанры фольклора. (Работа с карточками: прочитать, попробовать доказать принадлежность к жанру).

9) Значение ойоро в наши дни.

- Как вы считаете, устарели жанры фольклора?

-  Нужны ли они  в наши дни?

Малые жанры фольклора, а мы говорим именно о них, остаются актуальными и в наши дни. Загадки развивают наш ум, учат сравнивать предметы и явления. Приметы во многом помогают предугадать погоду, если даже не все. Пословицы содержать народную мудрость, воспитывают нас. Также ойоро носят воспитательный характер, помогают формировать правильную, нравственную личность.

10) Иллюстрация книг по фольклору.

Трудами собирателей, ученых-фольклористов малые жанры фольклора изучены и изданы отдельными сборниками. (Проиллюстрировать). Они могут помочь выполнить домашнее задание.

3.Подведение итогов.

1) Оценки за урок.

         2) Домашнее задание: а) Подобрать примеры запретов, которые не прозвучали на уроке. б) Доказать, что запреты  остаются актуальными и в наши дни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"

Урок проводится в 5 классе при изучении фольклора. Даёт полное представление учащимся о жанрах пословицы и поговорки. В ходе урока используются игровая технология, уделяется внимание развитию речи уча...

Фольклор. Малые жанры фольклора.

Урок позволяет  познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ...

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора"

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора".Учебник: Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. 5-е изд. - М.: 2016. Ч.1 - 358 с...