Методическая разработка занятия "Какими бывают пожары"
методическая разработка на тему

«Какими бывают пожары» (слайд № 1)

Цели:

  1. Пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни;
  2. Познакомить с причинами возникновения пожаров;
  3. Систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара;
  4. Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся;
  5. Воспитывать чувство самосохранения, формировать умения правильно вести себя в экстремальной ситуации, быстро реагировать на опасность.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель:   Не случайно говорят: огонь одинаковый, а пожары разные. Действительно по своей природе и масштабам, пожары различаются. (слайд № 2)

Природные пожары имеют сложное научное название – агрометерологическое стихийное бедствие. Это лесные, степные пожары, возникшие во время грозы от ударов молнии. Это самовозгорание торфа и сухой травы во время летнего зноя, возгорание природного газа и нефти в природных месторождениях.

Геологическое стихийное бедствие – извержение вулканов. В природе вулканы бывают потухшие, дремлющие, действующие. Как вы уже догадались, действующие вулканы представляют угрозу для окружающей живой природы и человека.

Как только человек «приручил огонь» и впустил его в свое жилище, в свой быт, так сразу и пришла в его дом угроза пожаров. Пожары, происходящие по вине самого человека в его доме, называют бытовыми пожарами. (слайд № 3)

Основная часть:

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, у огня есть помощники?

Дети:  есть.

Воспитатель: Какие?

Дети: ветер.

Воспитатель: Правильно, ребята. Ветер придает огню силы. Так и говорят: ветер раздувает огонь. Даже почти потухший уголек, или самая крошечная искорка от легкого дуновения ветра и притока свежего воздуха, наполненного кислородом, способны вспыхнуть ярким пламенем. (слайд № 4)

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать:

Я точка золотая,                                          Он красив и ярко-красен.

Но ты меня не тронь,                                  Он и жгуч, горяч, опасен. (Огонь)

Иначе вмиг взовьется

Мой старший брат огонь. (Искра)

 

 

Что к небу поднимается 

Без крыльев  и без лестниц?   

           На улице столбом, в доме облачком.      (Дым)(слайд № 5)

Ответы детей.

Воспитатель:  Молодцы, все загадки правильно отгадали.

Ребята, а вы знаете, что бывают пожары, которые охватывают огромные территории. Например, лесные и степные пожары. Чаще всего они возникают в летнее, засушливое время года. В жару высыхают болота, мелеют реки и озера, становятся сухими почвы. Происходит самовозгорание торфа, горят сухая трава, кустарники и деревья. Особенно, если долго не было дождей, а ветер-суховей быстро распространяет пламя от очага возгорания. Или, например, дети часто любят поджигать сухую траву, в этом случае ветер также очень быстро разносит пламя и загорается лес и рядом стоящие дома.(слайд № 6)

Лесной пожар легче тушить с воздуха. Специальные самолеты и вертолеты, их еще называют «амфибиями», оборудованы большими баками на борту, в днище. Такие баки, или цистерны,  вмещают до шести тысяч  литров воды каждая. Пожарный самолет способен садиться не только на землю, но и прямо на воду. У него на крыльях есть поплавки. Пролетая на большой скорости над водоемом, он как бы скользит на поверхности воды. И в это время вода через отверстия вливается и заполняет баки.

Самолет может многократно совершить полет туда и обратно, доставляя большое количество воды к месту тушения пожара. Раскрываются клапаны баков, и вода мощным дождем выливается сверху. И снова пожарные летят к ближайшей реке, озеру, морю, чтобы взять новую порцию «искусственного дождя». (слайд № 7)

Воспитатель: А как вы думаете, бывает, так что море горит?

Дети: Нет.

Воспитатель: Бывает. По морским волнам плавают не только прогулочные яхты, пассажирские корабли, рыболовецкие траулеры, но и особые плавучие суда – танкеры. Они перевозят по воде нефть и другие горючие вещества. (слайд № 8)

Случается, что в море из поврежденного танкера выливается нефть. На поверхности образуется нефтяное пятно, которое может в любой момент загореться. Тогда оно превращается в пылающий плавучий остров.

Кто приходит на помощь?

Дети: Пожарные.

Воспитатель: Правильно, на помощь приходят пожарные катера, имеющие специальное оборудование  для тушения пожаров на воде. Это и водометы, и пенные пушки (их еще называют лафетными стволами), и пеносмесители, и высоконапорные рукава.

Чтобы собрать разлившуюся нефть с поверхности моря и не дать ей переместиться дальше, пожарные должны быстро окружить пятно надувными ограждениями.(слайд № 9)

А что же делать, если нефть уже горит? Водой горящую нефть не потушить. Пожарные катера – это плавучие насосы: воду для тушения огня они забирают прямо из моря, из-под собственного днища. Но для тушения горящей нефти воду смешивают с пенообразующим порошком. И тогда мощные струи из пенных пушек выстреливают на расстояние до ста метров. Словно белым пуховым одеялом, бушующее пламя накрывается слоем пены, которая перекрывает доступ воздуха к горящей нефти и пожар прекращается.(слайд № 10)

А как же может возникнуть пожар у нас дома?

Дети: Когда играем со спичками.

Воспитатель: Правильно, ребята, а ещё как?

Дети: Нельзя зажигать бенгальские огни, играть с электроприборами.

Воспитатель: Молодцы. А если в квартире всё-таки начался пожар, что тогда надо делать? Как вы думаете?

Дети: Надо вызвать пожарных.

Воспитатель: Совершенно верно, если пожар случился в квартире, ваша задача – спасти свою жизнь, а значит немедленно вызвать пожарных и покинуть горящее помещение. Закройте рот и нос мокрой тканью (носовым платком, шарфом и т.п.) немедленно убегайте, не забыв, однако, о младших детях. Не пытайтесь взять с собой свои любимые игрушки, вы потеряете драгоценное время.

Закройте за собой входную дверь, но не запирайте её на ключ. Предупредите о пожаре соседей и попросите их тоже вызвать пожарных.

Спускайтесь вниз по лестнице пешком, во время пожара лифтом пользоваться нельзя. Оказавшись на улице, оставайтесь около дома, встречайте пожарных, отвечайте на все их вопросы.(слайд № 11)

Игра.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Огнеопасные предметы».

Детям выдаются картинки с изображением огнеопасных и обычных предметов, и предлагается разделить их на две группы: огнеопасные предметы и предметы, не представляющие угрозы для возникновения пожара.

Воспитатель:

Случайными редко пожары бывают.

Они происходят, когда забывают,

Что правила есть обращенья с огнём,

А помнить о них нужно и ночью и днём:

Когда мы разводим костёр возле речки,

И топим дровами камин или печку,

И в доме используем электросеть,

И спички берём, чтобы свечку зажечь,

Когда на плите мы конфорку включаем

И в праздничный день фейерверк запускаем.

С огнём нам нельзя быть беспечными, дети!

Пожалуйста, помните правила эти!

 

А теперь вы мне скажете, какие правила надо соблюдать при обращении с огнём.

Воспитатель раздаёт  карточки, на которых написаны правила, дети по очереди читают свои карточки.

 

ПРАВИЛО 1. Не играй со спичками и зажигалками сам и не позволяй этого делать другим.

ПРАВИЛО 2. Уходя из комнаты или из дома, выключай электроприборы. Даже оставленный в режиме «ожидания» электроприбор представляет собой потенциальную опасность.

ПРАВИЛО 3. Не суши белье на электрообогревателях или над плитой: высохнув, оно может упасть и загореться.

ПРАВИЛО 4. Ни в коем случае не зажигай дома фейерверки, свечи или бенгальские огни (и вообще это нужно делать только вместе со взрослыми).

ПРАВИЛО 5. В деревне или на даче без взрослых не разжигай огонь в печи и не открывай печную дверцу: от выпавшего уголька может загореться пол.

ПРАВИЛО 6. Не поджигай сухую траву и самостоятельно не разводи костры: горение сухой травы или тополиного пуха контролировать практически невозможно.

ПРАВИЛО 7. Если заметил огонь или дым, почувствовал запах гари, немедленно сообщи об этом в пожарную охрану (позвони диспетчеру по телефону 01).

Воспитатель:

Есть слово строгое НЕЛЬЗЯ,

Приятней слово МОЖНО.

Но без запретов жить друзья,

На свете очень сложно.

НАМ В ЖИЗНИ ПРАВИЛА НУЖНЫ,

И СОБЛЮДАТЬ МЫ ИХ ДОЛЖНЫ.

 

Воспитатель: Эти правила ребята, вы должны запомнить. Но помните, что выезд пожарных для тушения бесплатный. Но заведомо ложный вызов пожарной команды является административным правонарушением и наказывается штрафом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozhar.odp2.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Пожар. Причины возникновения пожара. Правила противопожарной безопасности»

Цели: Образовательные:дать определение пожара;познакомить учащихся с причинами возникновения пожаров и с поражающими факторами огня и правилами поведения в случае его возникновения;рассмотреть источни...

Методическая разработка "Мы говорим пожару нет"

В разработке рассматриваются вопросы пожарной безопасности обучающихся...

Отчего бывают пожары.

Расширить предоставления воспитанников об опасностях, связанных с огнём;  разобрать ситуации возникновения пожара ;обучать воспитанников  навыкам пожаробезопасного поведения, правильным дейс...

Беседа "Отчего бывают пожары"

Беседа для воспитанников 5-6 классов коррекционной школы -интернат Цели: познакомить воспитанников с основными причинами пожаров,  расширить представления  об опасностях, связанных с ог...

Воспитательная беседа "Отчего бывают пожары"

Цель.  Дать воспитанникам понятие о пожарах, причинах их возникновения и возможных последствиях.Задачи.Развитие познавательного интереса воспитанников, расширение кругозора знаний2.  Фо...

Беседа «От чего бывают пожары»

Беседа «От  чего бывают пожары» Цель.  Дать воспитанникам понятие о пожарах, причинах их возникновения и возможных последствиях.Задачи.Развитие познавательного интереса восп...

Методическая разработка урока ОБЖ "Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»

Методическая разработка урока ОБЖ "Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»...