Рабочая программа по информатике для 8 класса
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)

Обмачевская Дарья Викторовна

Разработана для 8 класса с нагрузкой 2 часа в неделю. К учебнику Л.Л.Босовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_2_chasa.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по учебному предмету «Информатика» для 8 класса (2 ч в неделю) 

Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)[1].

Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане основной школы информатика может быть представлена как:

  1. расширенный курс в V–IX классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов);
  2. базовый курс в VII–IX классах (три года по одному часу в неделю, всего 105 часов);
  3. углубленный курс в VII–IX классах (VII – один час в неделю, VIII и IX классы – по два часа в неделю, всего 105 часов).

В зависимости от условий, имеющихся в конкретном образовательном учреждении, возможно увеличение количества часов в рамках каждого из представленных выше вариантов учебного плана.

Предлагаемая программа рекомендуется при реализации расширенного курса информатики  в V–IX классах.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Номер урока

Тема урока

Параграф учебника

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Введение.

2.

Актуализация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы»

№  1-9

3.

Актуализация изученного материала по теме «Компьютер»

№  10-14

Тема «Математические основы информатики»

4.

Общие сведения о системах счисления. Непозиционные системы счисления

§1.1.1. № 15-22

5.

Позиционные системы счисления. Развёрнутая и свёрнутая форма записи чисел.

§1.1.1. № 23-37

6.

Двоичная система счисления.

§1.1.2.  № 44-49

7.

Восьмеричная система счисления.

§1.1.3.  № 50

8.

Шестнадцатеричные системы счисления.

§1.1.4.  № 51, 53-54

9.

Перевод чисел из 2-й, 8-й и 16-й в десятичную систему счисления

§1.1.1.  № 38-43

10.

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

§1.1.5.  №52

11.

Двоичная арифметика

§1.1.6. № 55-57

12.

Решение задач по теме «Системы счисления». Проверочная работа

§1.1. № 58-60, 61

13.

Представление целых чисел в компьютере

§1.2.1. № 62-64

14.

Представление вещественных чисел в компьютере

§1.2.2. № 65-67

15.

Представление текстов в компьютере

№ 68-73

16.

Представление графических изображений в компьютере

№ 74-75

17.

Проверочная работа по теме «Представление информации в компьютере»

§1.2.

18.

Элементы алгебры логики. Высказывание.

§1.3.1. № 76-77.

19.

Логические операции.

§1.3.2. № 78-82.

20.

Построение таблиц истинности для логических выражений

§1.3.3. № 83.

21.

Свойства логических операций.

§1.3.4. № 84-86.

22.

Решение логических задач с помощью таблиц истинности

§1.3.5. № 89-90.

23.

Решение логических задач путем преобразования логических выражений

§1.3.5. № 91-92.

24.

Логические элементы

§1.3.6. № 93.

25.

Проверочная работа по теме «Элементы алгебры логики»

26.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики».

§1.3. № 94

27.

 Контрольная работа по теме «Математические основы информатики»

§1.1.-1.3.

Тема «Основы алгоритмизации»

28.

Понятие алгоритма

§2.1.1. №95

29.

Исполнитель алгоритма. Работа с исполнителями в среде Кумир

§2.1.2. №96-101

30.

Разнообразие исполнителей алгоритмов

§2.1.2. №102-109

31.

Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека.

§2.1.3., §2.1.4. №110

32.

Способы записи алгоритмов

§2.2. № 111-114.

33.

Объекты алгоритмов. Величины и выражения. Арифметические выражения.

§2.3.1-2.  № 115-119

34.

Логические выражения

§2.3.2. № 120-121

35.

Команда присваивания.

§2.3.3. № 122-125

36

Табличные величины

§2.3.4.

37.

Алгоритмическая конструкция «следование». Линейные алгоритмы для исполнителя Робот

§2.4.1. № 126.

38.

Определение значений переменных после исполнения линейных алгоритмов

§2.4.1. № 128-131.

39.

Составление линейных алгоритмов

§2.4.1. № 127, 132, 133.

40.

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Исполнение разветвляющихся алгоритмов.

§2.4.2. № 135, 136.

41.

Полная и неполная формы ветвления.

§2.4.2. № 137, 139.

42.

Простые и составные условия

§2.4.2. № 138.

43.

Составление разветвляющихся алгоритмов.

§2.4.2. № 140-146.

44.

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.

§2.4.3. № 147-149, 151

45.

Циклические алгоритмы с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот

§2.4.3. № 150

46.

Составление циклических алгоритмов с заданным условием продолжения работы.

§2.4.3. № 152

47.

Цикл с заданным условием окончания работы.

§2.4.3. № 153-155

48.

Составление циклических алгоритмов с заданным условием окончания работы.

§2.4.3. № 156-157

49.

Цикл Работа с исполнителями Робот и Черепаха

§2.4.3. № 158-161

50.

Составление циклических алгоритмов с заданным числом повторений.

§2.4.3. № 162-166

51.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации».

§2.1-2.4 № 167

52.

Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации».

§2.1-2.4

Тема «Начала программирования»

53.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

§3.1.  № 168-173

54.

Организация ввода и вывода данных. Первая программа

§3.2.  № 174-176

55.

Программирование линейных алгоритмов

§3.3. № 177-179

56.

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

§3.4. № 180-183

57.

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

§3.4. № 184-187

58.

Анализ работы программ, содержащих циклы с заданным условием продолжения работы.

§3.5. № 188-190

59.

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

§3.5. № 191-195

60.

Анализ работы программ, содержащих циклы с заданным условием окончания работы.

§3.5. № 196

61.

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

§3.5.

62.

Анализ работы программ, содержащих циклы с заданным числом повторений.

§3.5. № 197-198

63.

Программирование циклов с заданным числом повторений.

§3.5. № 199-201

64.

Различные варианты программирования циклического алгоритма.

§3.5. № 202

65.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования».

§3.1-§3.5.

66.

Контрольная  работа по теме «Начала программирования»

§3.1-§3.5.

Итоговое повторение

67.

Основные понятия курса. Итоговое тестирование.

68.

Резерв учебного времени.


[1] Полное описание УМК представлено в разделе программы «Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина

Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....

Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа по информатике  к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень

Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень

Программа рассчитана на 4ч. внеделю.              Учебно-методический комплект:...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида

Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной  программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...

Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 к...