Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности
статья по информатике и икт

Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.

Дистервег

В соответствии с целью и задачами моей  педагогической деятельности реализую посредством использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов.

Все дети имеют различный уровень успеваемости в школе.  В самой большей степени успеваемость ребенка зависит от эффективности методики обучения, которой пользуется тот или иной учитель. В современной педагогике существует достаточного много самых различных методик обучения детей. Я применяю личностно-ориентированное обучение. Главной задачей является КАК именно эффективнее всего учиться. Если педагогу удастся объяснить ребенку то, как правильно учиться, он может быть уверен в том, что обеспечил 70% хорошей успеваемости ребенка.

Информационно-коммуникативные технологии - неотъемлемая часть уроков информатики, хотя любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование  информации.

Технология деятельностного подхода обеспечивает включение детей в деятельность: целеполагание и мотивация осуществляются на этапе постановки учебной задачи; учебные действия детей - на этапе «открытиям нового знания»; действия самоконтроля и самооценки - на этапе самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.

Учебная  деятельность  не  дана  ребёнку  с  самого  начала,  её  нужно  построить. Деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно - познавательную деятельность в процессе решения определенной проблемы.

Как   всякая  деятельность,  учение  выполняется  на  основе  определённой  процедуры. Значит, для формирования у учащегося деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности.

            В своей работе я применяю следующий деятельностный подход в обучении, которые позволяют наиболее эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней.

Фрагмент урока-игры по информатике  в 7 классе «Лучший исследователь»  :

Гора “Ребусы”

Ведущий:

Пройдя по тропинке, мы оказались у подножья горы “Ребусы”.

Для продолжения пути ребятам предлагается разгадать ребусы.

(За каждый правильно разгаданный ребус – 1 балл)

image8

Озеро “Компьютерное”

Ведущий:

Высадившись на берегу озера, они нашли задание, открывающее путь дальнейшего следования.

(1 балл – за каждое слово)

Капитану и его помощнику даются зашифрованные слова. Расшифруйте их.

  1. ТОРНИМО
  2. ПЬЮТЕРМОК
  3. ШИКЛАВА
  4. СИПЛЕЙД
  5. РОКСУР
  6. НИРПТЕР

Каждой команде выдается несколько слов. Используя все буквы слова, необходимо получить другое слово.

ФОРТ –

КЛОП –

ЛАСКА –

СОКОЛ –

СЛОВО –

КАПРИЗ -

 Болото Терминов

От каждой команды приглашается капитан.

Если капитан не может дать ответ на вопрос, то право ответа переходит капитану соперников, если и он не может дать ответ, то право ответа переходит к командам.

Если отвечает капитан – команда зарабатывает 1 балл, если команда – 0,5 балла.

  1. (алфавит) Полный набор символов для кодирования
  2. (Алгоритм) Определенная последовательность команд, приводящая от исходных данных к конечному результату
  3. (байт) Восемь бит
  4. (блок-схема) Графическая форма записи алгоритмов
  5. (грамм) Мера массы
  6. (гроза) Бывает в начале мая
  7. (глобус) Модель земного шара
  8. (диск, дискета) Наиболее распространенный носитель информации
  9. (двойка) Отметка, не пользующаяся популярностью
  10. (звонок) Сигнал на перемену
  11. (Зигзаг) Ломаная прямая
  12. (информатика) Наука, работающая с информацией
  13. (Интернет) Всемирная паутина
  14. (компьютер) Устройство, на котором можно писать, считать, создавать мультфильмы.
  15. (модем) Устройство для работы с Интернет
  16. (маркер) Точка или другой знак, помещенный перед текстом
  17. (носитель) Материальный объект для хранения информации
  18. (надпись) Контейнер для текста или графики, местоположение и размеры которого можно изменять
  19. (копирование) Процесс увеличения количества объектов
  20. (книга) Носитель, в котором может содержаться текстовая, цифровая, графическая информация
  21. (почта) Предприятие связи, осуществляющее передачу текстовой информации
  22. (программист) Человек, составляющий программы
  23. (принтер) Выводит информацию на бумагу
  24. (прямоугольник) Геометрическая фигура, с помощью которой в блок-схеме обозначается команда
  25. (сканер) Устройство распознания изображения
  26. (ячейка) Пересечение строки и столбца в электронной таблице

Кроме того, деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода (то есть принципов деятельности, минимакса, психологической комфортности, целостного представления о мире, непрерывности, вариативности, творчества).

С другой стороны, деятельностный метод обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. Действительно, постановка учебной задачи, как уже говорилось, обеспечивает мотивацию понятия. "Открытие" понятия детьми осуществляется посредством выполнения ими предметных действий с реальными объектами или их графическими схемами - действие выполняется во внешнем плане, строится ориентировочная основа этого действия (ООД). Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи - дети проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия. В обучающей самостоятельной работе действие уже не сопровождается речью, алгоритмы действия учащиеся проговаривают "про себя" (внутренняя речь). И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие).

Ведущую роль отвожу проектной технологии, способствующей созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании, их творческой реализации; более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося; изменения роли учителя в образовательной среде.

Диапазон учебных целей метода проектов: «развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления»

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. 

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми  методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В своей работе мы с детьми создали множество проектов.

Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе

Технология

Как применяю

Результат

Дифференцированное обучение

Выявляю и стараюсь максимально развивать способности каждого учащегося: при подготовке к уроку учитываю уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления; с другой стороны во внимание принимаю индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

происходит личностное развитие учащихся

Обучение в сотрудничестве

Использую обучение в парах, группах.

У учащихся развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;

актуализируются полученные опыт и знания; повышается ответственность за результат коллективной работы; совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

Метод проектов

Организую проектную деятельность, вовлекаю учащихся в сетевые проекты

Развиваются познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое и творческое мышление.

Игровые технологии

Использую на уроках игровые приёмы и ситуации, провожу уроки в нестандартной форме

Активизируется познавательная деятельность учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии

Разрабатываю интерактивные сопровождения к урокам, применяю электронные образовательные ресурсы. Даю задания детям по созданию мультимедийных презентаций. Использую социальные сервисы веб 2.0 для организации проектной деятельности, творческой работы учащихся. Использую возможности сети Интернет для работы с родителями: провожу анкетирование, своевременно решаю возникшие вопросы. Веду регулярную работу с электронным журналом.

Активизируется познавательная деятельность, раскрывается творческий потенциал учащихся, расширяется кругозор. Активное участие и поддержка родителей в учебно-воспитательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии

Выполняю санитарно-гигиенические требования при проведении занятий в кабинетах. Создаю на уроке положительный эмоциональный настрой, провожу на уроках гимнастику для глаз, физкультминутки, регулирую смену видов деятельности, включаю в урок игровые моменты, подачу материала осуществляю наиболее рациональными способами. Как классный руководитель - уточняю представление учащихся об элементарных правилах здоровьесбережения, добиваюсь сознательного выполнения этих правил, вовлекаю детей в участие в оздоровительных мероприятиях. Провожу информационно-обучающую работу с родителями по вопросам, касающихся здоровья; вовлекаю их в спортивно-оздоровительную деятельность класса и школы.

В кабинете царит рабочая атмосфера. На уроке создаётся ситуация успеха. У учащихся поддерживается интерес, работоспособность; снимается напряжение органов, утомляемость. Во внеклассной работе - мои воспитанники занимают активную гражданскую позицию. Все мальчишки увлекаются групповыми видами спорта: хоккеем, футболом, баскетболом, самостоятельно организуют товарищеские встречи с командами учащихся из других школ, со своими родителями. Большинство девочек активно посещают спортивные секции. Учащиеся ведут здоровый образ жизни. Сохраняется и укрепляется физическое и психическое здоровье всех участников образовательного процесса.

В первые годы работы проводил кружок «Графика в Бейсике» (на ЭВМ «Ямаха»), далее кружок «Рисовалка» (графический редактор «Paint»), затем «Мультипликатор» (программа Flash-анимации), а сейчас «Программирование на Паскале». Уча – учимся.

Для удобства в работе и размещения информации создал свой персональный сайт https://nsportal.ru/shagdurov-bato-vladimirovich.

.

ВЫВОД: Таким образом, используемые мною технологии помогают моим учащимся   достигать определенных успехов в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация урочной и внеурочной деятельности учащихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

       Показателями результативности, позволяющих оценить внеучебную деятельность по предмету являются: увеличение числа участвующих в конкурсах и олимпиадах, увеличение кол...

Использование метода проектов в организации урочной и внеурочной деятельности учащихся

Одним из основных направлений совершенствования учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся, заключающаяся не столько в пассивном запоминании и воспроизведении информац...

Современные педагогические технологии: "Применение метода проектов в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности" - обобщение опыта работы

В статье представлен теоретический материал по изученной современной педагогической технологии -  метод учебных проектов. Данный метод считаю универсальным средством развития человека. Он способс...

«Использование специализированного оборудования и программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности обучающегося с ОВЗ, находящегося на надомном обучении, с использованием дистанционных образовательных технологий»

Дистанционное обучение, как форма организации учебного процесса, основывающаяся на применении новых и традиционных информационных технологий, выступает как основное средство, которое облегчает получен...

Выступление по теме Посещение и анализ урока как форма оценки качества образовательного процесса.

Обеспечение качества образовательного процесса  является основной целью  деятельности управленческой  команды каждого образовательного учреждения. Главным ресурсом, позволяющим достичь ...

Презентация Посещение и анализ урока как форма оценки качества образовательного процесса

Для того, чтобы упорядочить и привести в систему посещение уроков необходимо правильно организовать этот процесс. При  этом необходимо  помнить, что посещение урока не самоцель, а средство, ...

"Медиаресурсы музеев Санкт-Петербурга в процессе самообразования учителя и организации урочной и внеурочной деятельности в предметных областях ОРКСЭ и ОДНКНР"

Аннотация. В статье в качестве эффективного решения проблемы недостатка предметных и цифровых компетенций учителей  предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР предлагается использование медиаресурсов музе...