Развитие навыков смыслового чтения на уроке "Обобщение и систематизация основных понятий темы "Компьютер как универсальное средство для работы с информацией"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Кожакова Наталья Владимировна

Анализ результатов экзаменационных работ по информатике и ИКТ показывает, что часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал», «не понял смысла …». Уделять внимание развитию навыков смыслового чтения на уроках информатики и ИКТ возможно на таких темах, изучение которых не вызывают особых затруднений у школьников.

Я представляю урок обобщения и систематизации знаний по теме «Компьютер как универсальное средство работы с информацией» включив в него приемы, которые способствуют развитию навыков смыслового чтения.

Данный урок разработан для учащихся 7 класса, занимающихся по программе Босовой Л.Л. «Информатика и ИКТ 7 класс» один час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx137.51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока информатики

Планируемые образовательные результаты:

предметные – представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

метапредметные – основные навыки и умения использования компьютерных устройств; навыки создания личного информационного пространства;

личностные – способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

  1. обобщение и систематизация представлений учащихся о компьютере как универсальном устройстве для работы с информацией;
  2. проверка знаний учащихся по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

компьютер; персональный компьютер; программа; программное обеспечение; файл; каталог; пользовательский интерфейс.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся (могут быть использованы как на этапе обобщения и систематизации знаний, так и на этапе контроля для проведения электронного тестирования).

Этапы урока

Цели, выраженные через результаты (личностные, метапредметные и предметные результаты)

Организация познавательной деятельности учащихся учителем (прием, технология)

Деятельность учителя

Продукт деятельности обучающихся

Деятельность учащихся

Форма контроля результатов

Организационный этап

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Предметные: представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

Приветствуют учащихся

Проверяет готовность учащихся к уроку

Мотивирует учащихся

Приветствуют учителя

Проверяют свою готовность к уроку

Визуальный фронтальный контроль

Самоконтроль

Самоопределение, постановка темы и определение цели урока

Личностные: Осознавать потребность и готовность к самообразованию

Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Предметные: представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

Создание проблемной ситуации побуждает учащихся к

целеполаганию, постановке учебной задачи, планированию последовательности действий

Прием «Подводящий диалог»;

Приложение 1

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

Прием «продолжи фразу»

Создает нужную мотивацию, психологически комфортную обстановку в классе

самоорганизация своей учебной деятельности: Предлагают возможную тему, определяют цели урока на основе диалога и ответов на вопросы

Актуализация субъектного опыта учащихся

Личностные: Осознавать потребность и готовность к самообразованию

Метапредметные: умение оценивать свои знания, трудности и определять дальнейшие цели

Предметные: представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

Проводит предварительное тестирование

Прием «да-нет»

Приложение 2

Оформляют таблицу с ответами, проверяют, фиксируют свои затруднения

Самопроверка

Обобщение и систематизация знаний

Личностные: Осознанно осваивать разные роли и формы общения по мере своего взросления и встраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения; Учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности, особенно направленной на общий результат.

Метапредметные: умение применять смысловое чтение, работать с схемой, перерабатывать информацию, задавать вопросы по теме, работать в группе.

Предметные: представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

Организация работы в малых группах

Делит класс на группы

Дает задание

Создает проблемную ситуацию

Прием «Своя опора» с элементами «Пресс-конференции»

Контролирует выполнение работ. Руководит выступлением

Приложение 3

Работа в группах:

Составляют опорные конспекты по тексту Формулируют вопросы, Выступают по теме, представляют продукт своей деятельности, отвечают на вопросы, формулируют встречные вопросы

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Личностные: умение оценивать действия.

Метапредметные: умение осуществлять контроль своей деятельности, умение ориентироваться в своей системе знаний, использовать ИКТ-компетентнции.

Предметные: представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

Организует контрольное тестирование

Приложение 4

Заполняют бланки (электронные формы) контрольного теста.

Осуществляют самоконтроль

самопроверка

Подведение итогов, рефлексия

Личностные: умение оценивать действия,

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебных задач, осознавать свои цели дальнейшего развития, умение ориентироваться в своей системе знаний.

Предметные: представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

Организация рефлексивной оценки урока учащимися

Прием «Незаконченные предложения»

Приложение 5

Устный анализ результатов урока

самооценка

Подведение итогов урока учителем

Согласование собственных позиций и позиции учителя.

Домашнее задание

Личностные: умение осознавать потребность и готовность к самообразованию

Метапредметные: умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, добывать знания, использовать ИКТ-компетенции

Предметные: представления о компьютере как устройстве обработки графической информации

Озвучивает домашнее задание, контролирует запись в дневники

Запись домашнего задания в дневник

Визуальный контроль

Самоконтроль

  1. Методические материалы к уроку

Приложение 1

Этап Самоопределение, постановка темы и определение цели урока (ПК учителя, мультимедийный проектор, слайд)

Приложение 2

Этап Актуализация субъектного опыта учащихся

Вопросы на карточках распечатаны для каждого учащегося

Итог: 1011010101

Приложение 3

Этап Обобщение и систематизация знаний

Возможны варианты выполнения – схемы распечатаны на листочках и заполняются вручную, либо оформляются готовые шаблоны в Power Point (каждая группа имеет на столе компьютер, к которому посредством сети подключен компьютер учителя для копирования готовой работы и представления ее с помощью мультимедийного оборудования на экране).

Текст распечатан на листах.

  1. Группа. Основные компоненты компьютера

Внимательно прочитайте текст. Заполните схему

Любой компьютер состоит из устройств обработки информации, памяти, устройств ввода и вывода информации. Центральным устройством компьютера является процессор. Он организует приём данных, считывание из оперативной памяти очередной команды, её анализ и выполнение, а также отправку результатов работы на требуемое устройство. Основными характеристиками процессора являются его тактовая частота и разрядность.

Процессор обрабатывает поступающие к нему электрические сигналы (импульсы). Промежуток времени между двумя последовательными электрическими импульсами называется тактом. На выполнение процессором каждой операции выделяется определённое количество тактов. Тактовая частота процессора равна количеству тактов обработки данных, которые процессор производит за 1 секунду. Тактовая частота измеряется в мегагерцах (МГц) – миллионах тактов в секунду. Чем больше тактовая частота, тем быстрее работает компьютер. Тактовая частота современных процессоров уже превышает 1000 МГц = 1 ГГц (гигагерц).

Память компьютера предназначена для записи (приёма), хранения и выдачи данных. Представим её в виде листа в клетку. Тогда каждая клетка этого листа будет изображать бит памяти – наименьший элемент памяти компьютера. В каждой такой «клетке» может храниться одно из двух значений: 0 или 1. Один символ двух-символьного алфавита, как известно, несёт один бит информации. Таким образом, в одном бите памяти содержится один бит информации.

Различают внутреннюю и внешнюю память.

Внутренней называется память, встроенная в компьютер и непосредственно управляемая процессором. Во внутренней памяти хранятся исполняемые в данный момент программы и оперативно необходимые для этого данные. Внутренняя память компьютера позволяет передавать процессору и принимать от него данные примерно с такой же скоростью, с какой процессор их обрабатывает. Поэтому внутренняя память иначе называется оперативной (ОЗУ, RAM). Объём оперативной памяти современных компьютеров измеряется в гигабайтах.

Электрические импульсы, в форме которых информация сохраняется в оперативной памяти, существуют только тогда, когда компьютер включён. После выключения компьютера вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется.

К внутренней памяти компьютера относится также ПЗУ (ROM) – постоянное запоминающее устройство. В нём хранится информация, необходимая для первоначальной загрузки компьютера в момент включения питания. После выключения компьютера информация в ПЗУ сохраняется.

Для долговременного хранения программ и данных предназначена внешняя (долговременная) память. Внешняя память позволяет сохранять огромные объёмы информации. Информация во внешней памяти после выключения компьютера сохраняется. Различают носители информации – магнитные и оптические диски, энергонезависимые электронные диски (карты флеш-памяти и флеш-диски) и накопители (дисководы) – устройства, обеспечивающие запись данных на носители и считывание данных с носителей. Жёсткий диск – устройство, совмещающее в себе накопитель (дисковод) и носитель (непосредственно диск).

Входящие в состав компьютера устройства ввода «переводят» информацию с языка человека на язык компьютера; устройства вывода «переводят» электрические импульсы в форму, доступную для человеческого восприятия. Примеры устройств ввода: клавиатура, мышь, микрофон. Примеры устройств вывода: монитор, принтер.

2 Группа. Персональный компьютер

Все устройства, входящие в состав ПК, можно разделить на две группы

1) устройства, входящие в системный блок;

2) внешние устройства. 

Основной частью персонального компьютера является системный блок. В системном блоке находятся (рис. 2.5):

материнская плата – к ней подключены все остальные устройства системного блока; через материнскую плату происходит обмен информацией между устройствами, их питание электроэнергией;

центральный процессор  (CPU);

оперативная память (RAM, ОЗУ);

жёсткий диск (HDD) – магнитный диск в герметичном корпусе, служащий для длительного хранения информации; на нём расположены программы, управляющие работой компьютера, и файлы пользователя;

• устройство для чтения/записи на оптические диски CD, DVD (дисковод);

карты расширений:

° видеокарта (Video Card) – предназначена для связи системного блока и монитора; передаёт изображение на монитор и производит часть вычислений по подготовке изображения для монитора;

° звуковая карта (Sound Card) – предназначена для подготовки звуков, воспроизводимых колонками, в том числе для записи звука с микрофона;

° сетевая карта – служит для соединения компьютера с другими компьютерами по компьютерной сети;

блок питания – преобразует ток электрической сети в ток, подходящий для внутренних компонентов компьютера; ные для подключения внешних устройств.

• порты компьютера – разъёмы на системном блоке, предназначенные для подключения внешних устройств. 

Все устройства компьютера, которые не входят в состав системного блока, будем называть внешними. К основным внешним устройствам принято относить клавиатуру, мышь и монитор.

Системный блок, клавиатура, мышь и монитор образуют минимальный комплект устройств, обеспечивающих работу компьютера.


3 Группа. Программное обеспечение


Приложение 4

Этап Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Рекомендуемые правила при оценивании:
за каждый правильный ответ 
+1 балл.

Рекомендуемые соотношения при выставлении оценок:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».

Контрольный тест по теме

«Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

1. Комплекс программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и представляющих пользователю доступ к его ресурсам, — это:


А) файловая система
Б) сервисные программы
В) служебные программы
Г) операционная система

2. Укажите, в какой из групп устройств перечислены только устройства ввода информации:


А) принтер, монитор, акустические колонки, микрофон
Б) клавиатура, сканер, микрофон, мышь
В) клавиатура, джойстик, монитор, мышь
Г) флеш-память, сканер, микрофон, мышь

3. Компьютерная программа может управлять работой компьютера, если она находится:

А) в оперативной памяти
Б) на DVD
В) на жёстком диске
Г) на CD

4. Сколько CD объёмом 600 Мбайт потребуется для размещения информации, полностью занимающей жёсткий диск ёмкостью 40 Гбайт?

А) 15
Б) 67
В) 68
Г) 69

5. Совокупность средств и правил взаимодействия пользователя с компьютером называют:

А) аппаратный интерфейс
Б) процессор
В) объект управления
Г) пользовательский интерфейс

6. Файл – это:

А) программа, помещенная в оперативную память и готовая к исполнению
Б) имя программы или данных
В) данные, размещенные в памяти и используемые какой-либо программой
Г) это поименованная область во внешней памяти

7. Полное имя файла было C:\Задачи\Физика.txt. Его переместили в каталог Tasks корневого каталога диска D. Каково полное имя файла после перемещения?

А) D:\Tasks\Физика.txt
Б) D:\Tasks\Физика.doc
В) D:\Задачи\Tasks\Физика.doc
Г) D:\Tasks\Задачи\Физика.txt

8. Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске:
?hel*lo.c?*

А) hello.c
Б) hhelolo.cpp
В) hhelolo.c
Г) hello.cpp

9. После отключения питания компьютера сохраняется информация, находящаяся:

А) в оперативной памяти
Б) в процессоре
В) в видеопамяти
Г) во внешней памяти

10. При Интернет-соединении с максимальной скоростью скачивания 192 килобит/с аудио-файл размером 3600 килобайт будет в лучшем случае скачиваться:

А) 5 мин
Б) больше 15 мин
В) 10 мин
Г) 2,5 мин

Приложение 5

Этап Подеведения итогов и рефлексии

Слайд

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках немецкого языка

Обучение основам смыслового чтения является актуальным для подросткового возраста, когда дети хотят получить нужную информацию «здесь и сейчас». Дети понимают, что научиться выделять основную мысль, г...

Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения, которые развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Но в ...

статья Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания

статья "Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания" посвящена особенностям работы с историческим текстовым источником на уро...

Педагогический проект «Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».

Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся. Актуальность инновационного проекта обуслав...

доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся

Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история  и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...

«Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии как средство формирования метапредметных результатов»

    Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно  добывать и использовать новые знания....