статья Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания
статья по истории

Дохневская Мария Александровна

статья "Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания" посвящена особенностям работы с историческим текстовым источником на уроках в рамках формирования у учащихся 5-9 классов навыка смыслового чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания

          автор

                                                             учитель истории и обществознания

ГБОУ школы №618 Приморского района

                                               города Санкт-Петербурга

                                                             Дохневская Мария Александровна

 

 «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело»

К.Д.Ушинский

 

В настоящее время тема смыслового чтения становится все более актуальной по многим причинам, одной из которых можно назвать сформированность и преобладание у современного школьника клипового мышления, что приводит к тому, что у школьников утрачивается способность к длительной концентрации, аналитическому мышлению, и, как следствие выражение мысли учащихся сводится к очень тезисному изложению.

О важности развития навыка смыслового чтения у школьников, в том числе на уроках обществознания и истории, свидетельствует цифры, а именно, процент включенных в КИМ по ОГЭ заданий на анализ текстовых источников: по истории – 27 процентов от общего числа заданий, по обществознанию- 29 процентов.

Неслучайно федеральный государственный образовательный стандарт включает в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента - «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

Смысловое чтение следует рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков и умений.

В преподавании предметов гуманитарного цикла всегда присутствовала работа с историческими документами и текстами. Поэтому существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения

Общеизвестны довольно много метапредметных методов и приемов формирования и развития навыка смыслового чтения. Здесь приведены лишь некоторые из них:

  1. прием «закрой окно», «дырявый текст», «допиши историю».
  2. Необходимо указать пропущенные имена, даты, географические названия в предлагаемом тексте. Вписать в каждый пропуск слова так, чтобы в целом получался связанный рассказ.
  3. прием «переводчик», который помогает отработать исторические термины и понятия. В предлагаемом тексте по развернутому пояснению нужно определить, о каком понятии идет речь и вписать его одним, двумя словами. 
  4. прием «инсерт». Это интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:

«!» - помечается то, что уже известно

«-» - помечается то, с чем не согласен учащийся

«+» - помечается то, что является для учащегося интересно

«?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше

А затем учащийся систематизирует материал в таблицу.

  1. чтение с остановками и вопросами Блума.

Текст делится на смысловые части остановками.

Типы вопросов, стимулирующих развитие мышления:

- на «перевод» и интерпретацию – перевод информации в новые формы и определение связи между событиями, фактами, идеями

- на развитие памяти – узнавание и вызов, полученной информации

- на развитие оценочных навыков – личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений

- на аналитическую деятельность

- на применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или вне его.

  1. прием «кластеры» – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Кластер является отражением нелинейной формы мышления
  2. синквейн – используется как способ синтеза материала.
  3. Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определённым правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
  4. технология продуктивного чтения – направлена на формулирование собственной позиции, умения адекватно понимать собеседника (коммуникативные УУД), умения извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию (познавательные УУД), умение работать по плану, алгоритму (регулятивные УУД), формулировать оценочные суждения (личностные УУД).
  5. составление плана текста– цель данного метода развить навыки учащихся по определению смысловых «точек» текста.
  6. приемы «ключевые слова», «сжатая информация», «верные-неверные утверждения».
  7. составление вопросов к тексту и ответы на них
  8. комментированное чтение текста.
  9. составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.
  10. подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
  11. составление логической схемы.
  12. преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму.
  13. реферирование текста.

Остановимся подробно на формировании навыка смыслового чтения учащихся на уроках истории и обществознания посредством организации учебной деятельности по работе с текстовым историческим источником с учетом возрастных особенностей обучающихся основной школы.

Исторический источник –это текст, который не повторяет адаптированный текст учебника, в большинстве случаев он написан архаичным, не понятным школьникам языком, но он несет в себе большое количество информации, которую необходимо научиться школьникам не только извлекать, но и анализировать, сравнивать, делать необходимые выводы.

Работа с историческим письменным источником имеет свои особенности, так как такая работа является одним из важнейших предметных умений в формировании у обучающихся навыка смыслового чтения, и работа с историческим источником на уроках имеет определенную специфику.

Владимир Борисович Кобрин подчеркивал: «Для историка не существует источников хороших и плохих, достоверных и недостоверных, в каждом источнике так или иначе отразилась какая-то частичка исторической действительности…».

Информационный потенциал исторического источника неисчерпаем.

Работа учеников с текстовым исторически источником на уроках строится с учётом их возраста и познавательных возможностей, уровня подготовленности.

В 5-6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объём его не превышает 10-15 строк; в 7-8 – растёт число и объем анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9-11 – всё шире привлекаются политические, программные документы.

Работа с документами должна повлечь способствовать формированию определенных навыков учащихся.

Так, учащиеся 5-6-х классов при работе с историческими документами должны уметь:

  • определять основную мысль текста
  • определять новые понятия и слова, встречающиеся в тексте
  • составлять простой и сложный план текста
  • могут озаглавить текст
  • рассказывать по составленному плану.

Работа учащихся 7-8-х классов подразумевает более глубокий аналитический характер. Ученики данных классов должны уметь:

  • определять основную мысль текста
  • определять новые понятия и слова, встречающиеся в тексте
  • составлять простой и сложный план текста
  • озаглавить текст
  • рассказывать по составленному плану
  • определять тип текста
  • определять отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.

Деятельность ученика 9-11 классов предусматривает творческий характер работы с документами. Обучающиеся должны уметь:

  • определять основную мысль текста
  • определять новые понятия и слова, встречающиеся в тексте
  • составлять простой и сложный план текста
  • озаглавить текст
  • рассказывать по составленному плану
  • определять тип текста
  • определять отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.
  • формулировать аргументированное собственное отношение к тексту и позиции автора
  • предполагать факторы, повлиявшие на отношение автора.

Достичь перечисленных навыков можно с помощью систематической работы, начиная с элементарного анализа, постепенно расширяя и усложняя его. Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. При обучении этому необходимо учитывать требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений.

 Целесообразно выделить три уровня в работе: воспроизводящий, преобразующий и творчески - поисковый.

Так, на воспроизводящем уровне, предлагаем учащимся выписать основные понятия, определения, выводы из источника, ответить на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнить таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа; составить простой план по известным ученикам типу и т.д.

На творческо-поисковом уровне даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составления сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисково-исследовательской деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определённой теме, написание рецензии, эссе и прочее.

На преобразующем уровне задания включают в себя рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, синтезом положения источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и включение их в свой рассказ; составление развёрнутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; подготовка небольших рефератов, докладов и прочее.

Существует несколько способов и методических приемов использования исторических источников в процессе обучения:

способы:

  1. включение исторического источника в изложение учителя на уроке;
  2. организация работы учащихся по фрагменту исторического источника в рамках изучения параграфа учебника, его разбор в классе, дома;
  3. самостоятельная работа с фрагментом исторического источника;
  4. самостоятельный поиск и включение информации исторического источника школьником в рассказ, описание и т.д.

методические приемы:

  1. прием постановки проблемно-познавательных задач;
  2. прием развернутой инструкции;
  3. прием словарного поиска;
  4. прием драматизации;
  5. прием персонификации;
  6. прием использования межпредметных и межкурсовых связей.

Построить работу с историческим источником можно основываясь на алгоритмы и памятки:

Алгоритм анализа текстового исторического источника

  1. Четко уяснить цель работы с текстом.
  2. Определить проблему, которая поставлена в тексте произведения, или идею, изложенную в нем.
  3. Разделить текст на логически завершенные части, определить смысловое содержание каждой из частей.
  4. Соотнести содержание составных частей между собой и с проблемой (основной идеей) произведения, установить связи между ними.
  5. Обобщить извлеченную из произведения информацию, сделать вывод, обобщающий смысловое содержание составных частей текста и их связей.

Памятка для работы с историческими источниками

  1. Дайте характеристику историческому источнику:

а) автор;

б) время создания;

в) жанр (документальный, повествовательный, литературный и публицистический);

г) первичный или вторичный.

  1. Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты.
  2. Выделите в тексте и выпишите в тетрадь основные исторические факты, определите художественные особенности текста.
  3. Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: исторические факты или художественное описание событий.
  4. Обоснуйте, можно ли доверять приведенному фрагменту источника.

Оценку сформированности навыков смыслового чтения у обучающихся возможно осуществлять по следующим критериям.

5 - 6 классы:

«Удовлетворительно» - учащийся может составить простой план текста, определяет основную мысль текста.

«Хорошо» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Отлично» - учащийся составляет простой и сложный план текста, может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану.

7-8 классы:

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Хорошо» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.

9 класс:

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Хорошо» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.

«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету. Формулирует аргументированное собственное отношение к тексту и позиции автора. Может предположить факторы, повлиявшие на отношение автора.

Итак, работа с текстовым историческим является неотъемлемой частью урока истории и обществознания в рамках развития навыка смыслового чтения школьников. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Программа «Развития метапредметного результата смысловое чтение на уроках истории и обществознания в основной школе»   конкретизирует требования  ФГОС ООО к личностным, предметным и...

Развитие навыков смыслового чтения на уроках физики

Презентация подготовлена к выступлению на районном методическом объединении учителей физики. Раскрыты основные аспекты  развития навыков смыслового чтения на уроках физики. Использованы теоритече...

Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии.

Выступление на семинаре заместителей директоров по УВР....

Развитие навыков смыслового чтения на уроке "Обобщение и систематизация основных понятий темы "Компьютер как универсальное средство для работы с информацией"

Анализ результатов экзаменационных работ по информатике и ИКТ показывает, что часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал», &la...

Развитие читательской грамотности и навыков смыслового чтения на уроках истории

В материалах представлены различные тексты и задания к ним для опредления уровня сформированности смыслового чтения обучающихся.  Для  систематизации проверяемых элементов предложен кодифика...