Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии.
статья по биологии

Гусева Лидия Александровна

Выступление на семинаре заместителей директоров по УВР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_smyslovogo_chteniya.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Формирование языковой и речевой компетенции школьников при организации учебно – воспитательного процесса».

Учитель биологии Михайловской СОШ №1 Гусева Л.А.

Тема выступления: «Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии».

В условиях современной модернизации образования одной из основных проблем обучения биологии становится формирование умений смыслового чтения.  В ФГОС отмечается, что данный вид деятельности носит метапредметный характер и относятся к универсальным учебным действиям.

Многолетний опыт   работы в школе показывает, что, приступая к чтению текста, дети сталкиваются с определенными трудностями: большой объем параграфа, много новых терминов, понятий, законов. Некоторые учащиеся в такой ситуации прибегают к механическому заучиванию, в результате которого они не могут воспроизвести материал, если забудут какое-то слово, будут его мучительно вспоминать. Оценивая такой ответ, понимаешь сколько времени потратил ученик на подготовку, какой труд за этим стоит. Но главное, что сразу после ответа он все забудет. А затем при выполнении контрольной работы, ВПР, сдаче ОГЭ этих знаний ему будет не хватать. Во время итоговой аттестации выпускник должен понимать смысл прочитанного текста, не секрет что много ошибок допускается вследствие непонимания формулировки задания. Проще говоря «дети не вчитываются в задание». В ВПР, ОГЭ есть задания, требующие анализа текста.  Например, в 9 классе в вариантах ОГЭ по биологии  29 задание, заключается в том, что используя содержание текста надо ответить на вопросы. Я провела анализ результатов выполнения моими учениками таких заданий, увидела, что даже успешные ученики не всегда с ними справляются.  Исходя из этого можно сделать вывод, что вопрос развития навыков смыслового чтения очень актуален. Задача любого учителя научить детей самостоятельной работе с различными источниками информации, в первую очередь с книгой, сформировать такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация.  Научить школьников объяснять и доказывать свои решения, не прибегать к механическому заучиванию материала.

Большой вклад в решение проблемы смыслового чтения внесли работы многих авторов.

В зависимости от цели, темы и задач урока, использую разные приемы работы с текстом  до чтения, во время чтения, после чтения.

На этапе мотивации к чтению уместны такие приемы как:

  • Высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала;
  •  Ключевые слова  На доске записываю ключевые слова темы. Зачастую ребята не обращают внимания на слова, не разделяют их на понятные и непонятные. Поэтому акцентирую внимание на терминах, предлагаю предположить, о чём пойдет речь в параграфе, расставить слова в определённой последовательности.
  • Прием «Задай вопрос» До работы над текстом ученики получают задание составить вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» «Как..?» , «Зачем..?» , «Когда..?» и т.д.
  • Организация проблемной ситуации. Один из примеров, посредством использования компетентностно -ориентированных заданий.

Организуя работу с текстом во время чтения использую приемы

  • Определение основных понятий  с записью их в тетради;
  • Составление плана-конспекта с установкой: минимум текста – максимум информации;     
  • Чтение текста «с карандашом»;

Прием ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными значками по мере его чтения. На слайде показаны значки. Прием развивает умение  переводить обширную информацию в лаконичную. Важным этапом работы является обсуждение отмеченной информации.

  • Найти информацию по проблемному вопросу
  • Составить кроссворд, сканворд по изучаемой теме.
  • Составление схем, кластеров. Проектирование кластера начинается от центра- от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны способ представления больших объемов информации, позволяющий построить объемную модель изучения темы.

Эта работа очень продуктивна, работая с текстом дети находят главное, объединяют материал отражающий описание признаков, строение объектов, причинно- следственные связи. Большой объем материала излагается лаконично, наглядно, легко запоминается.

  • Составление опорных конспектов, таблиц;

Составление таблиц очень распространенный прием, наверное, ни один учитель биологии без него не обходится. Я использую его во всех классах с 5 по 11. Например в 7 классе, изучая многообразие насекомых, на это отводится 4 урока, детям предстоит запомнить признаки 12 отрядов: тип развития, ротовой аппарат, крылья, представителей и др. Материал очень большой, но следует учитывать, что не весь информативный текст подлежит усвоению. На помощь приходит сравнительная таблица, которую мы заполняем на всех четырех уроках.

В настоящее время новое рождение получают опорные конспекты, которые создают у учащихся четкое, наглядное представление об учебном материале; помогают разобраться в его структуре; выделить главное, существенное в излагаемом материале; показать взаимосвязи между отдельными компонентами; помочь учащимся запомнить основной материал.  Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму  способствует лучшему пониманию и усвоению знаний.

  • Приём «Перекрёстная дискуссия»

Например, изучая тему «Антропогенное воздействие на природу» в 11 классе, один вариант находит в тексте и выписывает в тетрадь аргументы за то что нужно прекращать, антропогенные воздействия на природу, другой вариант приводит доводы о необходимости использования природных ресурсов.

Работа с текстом после чтения с целью понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

 Приемы работы показаны на слайде.

  • Постановка аналитических вопросов
  • Повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям;
  • Выполнение творческих заданий
  • Корректировка, дополнение схем, таблиц
  • Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.  
  • Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.  

В заключении хочу отметить, что работа по развитию навыков смыслового чтения процесс творческий, увлекательный, дающий существенные результаты, как для учителя, так и для самих учащихся. Положительной стороной здесь является то, что происходит выявление основного, главного учебного материала, улучшается качество обучения, знания становятся осмысленными, исчезает страх перед ответом, появляется уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков смыслового чтения на уроках физики

Презентация подготовлена к выступлению на районном методическом объединении учителей физики. Раскрыты основные аспекты  развития навыков смыслового чтения на уроках физики. Использованы теоритече...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках биологии

Статья содержит перечень и характеристики наиболее эффективных приемов формирования навыков смыслового чтения на уроках биологии....

Развитие навыков смыслового чтения на уроке "Обобщение и систематизация основных понятий темы "Компьютер как универсальное средство для работы с информацией"

Анализ результатов экзаменационных работ по информатике и ИКТ показывает, что часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал», &la...

статья Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания

статья "Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания" посвящена особенностям работы с историческим текстовым источником на уро...

«Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии как средство формирования метапредметных результатов»

    Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно  добывать и использовать новые знания....