ПРОГРАММА «РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
рабочая программа по истории по теме

Митракова Екатерина Михайловна

Программа «Развития метапредметного результата смысловое чтение на уроках истории и обществознания в основной школе»   конкретизирует требования  ФГОС ООО к личностным, предметным и  метапредметным результатах освоения культуры чтения. Программа служит основой для разработки примерных программ учебных дисциплин «История» и «Обществознание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_smyslovomu_chteniyu_na_istorii.docx40.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Бычинская основная общеобразовательная школа

Утверждаю:  «___»_________20___г.  

Директор школы:_______________

                                       Т.Н.Бычина

ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА  

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Автор:

МИТРАКОВА Е.М.

учитель истории и

обществознания

I (первая) категория

Бычина 2013

Пояснительная записка

Программа «Развития метапредметного результата смысловое чтение на уроках истории и обществознания в основной школе»  (далее - Программа) конкретизирует требования  ФГОС ООО к личностным, предметным и  метапредметным результатах освоения культуры чтения. Программа служит основой для разработки примерных программ учебных дисциплин «История» и «Обществознание».

Программа в основной школе определяет:

Цели и задачи взаимодействия педагога и обучающихся по развитию навыков смыслового чтения, описание основных подходов, обеспечивающих   их эффективное развитие в условиях достижения планируемых результатов.

Планируемые результаты  освоения обучающимися навыков работы с текстом, показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.

Основные направления деятельности по развитию навыков работы с текстом.

Описание технологии обучения смысловому чтению в условиях соблюдения преемственности с программой обучения чтению и работе с текстом обучающихся на ступени начального общего образования.

Определение критериев оценки сформированности навыков смыслового чтения у обучающихся.

Цель и задачи программы.

Цель – развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся основной школы.

Задачи:

  1. Реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС ООО,
  2. Обеспечение взаимосвязи содержания учебных предметов и достигаемых в процессе обучения предметных и метапредметных результатов при обучении работе с текстами из различных областей знаний,
  3. Разработка системы типовых заданий для оценки уровня сформированности навыков смыслового чтения,
  4. Создание системы образовательных технологий деятельностного типа, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения ОП ООО согласно требованиям ФГОС.

Основные направления деятельности по развитию навыков работы с текстом.

ФГОС НОО и ООО включают в метапредметные результаты освоения основной  образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

Под смысловым чтением понимается:

  • Осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,
  • Извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров,
  • Определение основной и второстепенной информации,
  • Свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей,
  • Понимание и адекватная оценка языка СМИ.

Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления.  Владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание»  и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.

По степени глубины восприятия выделяются следующие виды чтения:

  1. Просмотровое,
  2. Ознакомительное - поисковое (выборочное) и реферативное чтение ( со сжатием информации),
  3. Смысловое (критическое, изучающее) чтение – если требуется полное и точное понимание  содержащейся в тексте информации.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что в процессе чтения текста осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом с учетом его ценностно-смысловых аспектов.

Формирование навыков смыслового чтения осуществляется с учетом овладения обучающимися различными способами чтения, такими как:

  • Аналитический или структурный ( от целого к частному). Цель аналитического чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Для того, чтобы проанализировать текст, читателю нужно определить: предмет, основной смысл текста, на какие смысловые или структурные части он делится, какие основные проблемы автор стремится решить.
  • Синтетический или интерпретационный  (от частного к целому). Цель синтетического чтения – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом решил их. Для этого необходимо: обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте, обнаружить и интерпретировать самые важные предложения, обнаружить и интерпретировать самые важные абзацы, определить, какие задачи автор решил, а с какими не справился.
  • Критический или оценочный. Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним.

Виды переработки текста.

  1. Составление плана (простого и/или сложного)- простой план предполагает деление текста на три части: вступление, основную часть, заключение. Сложный план делит каждую из трёх частей на подпункты.
  2. Составление тезисов – краткое изложение содержания цитатами из текста или своими словами.
  3. Составление конспекта – краткое, но более подробное, чем тезисы, изложение содержания текста.
  4. Составление реферата – изложение близкое к тексту, но не расчленённое, как это допускается в конспекте, а связное. От текста отличается меньшими размерами и наличием собственных выводов.
  5. Составление аннотации – краткая характеристика в виде перечисления главных вопросов, помещается на оборотной стороне титульного листа, состоит из трёх-четырёх предложений.
  6. Составление рецензии – анализ текста с указанием его лексических, синтаксических, стилистических и других особенностей.
  7. Составление отзыва -  изложение впечатления от знакомства с текстом ( с возможным указанием его особенностей).

для проверки понимания смысла прочитанного можно предложить обучающимся следующие задания:

  • Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора,
  • Можете ли вы привести примеры по теме высказывания,
  • Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте абзацы, которые содержат подтверждения  и основные аргументы к ним.
  • Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста,
  • Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык,
  • Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунка,
  • Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил),
  • Заполните таблицу:

Ключевые слова

Смысловые предложения

Основной смысл текста

Технологии обучения смысловому чтению.

Развитие критического мышления через чтение и письмо – «надпредметная» технология, которая решает задачи:

  • Активизация познавательной деятельности обучающегося,
  • Развитие культуры письма – формирование навыков написания текстов различных жанров,
  • Информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности,
  • Социальной компетентности – формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обуславливающий высокий уровень исследовательской культуры обучающихся и педагога, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Эта технология является системой стратегий и методических приёмов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:

  1. Умение работать с уваливающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний,
  2. Умение выражать  свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, конкретно в отношении к окружающим,
  3. Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений,
  4.  Умение решать проблемы, способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность)
  5. Умение сотрудничать и работать в группе, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Учебное занятие, разработанное по технологии критического мышления, строится на основе трех основных этапов, условно названных – «вызов», «осмысление», «рефлексия».

«Вызов» - стимулирование интереса к новому знанию происходит через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новом знании. Этот этап способствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала, изучаемого на втором этапе.

«Осмысление» - учащимся предъявляется новый материал в виде текста и организуется процесс принятия обучающимися новой информации. У этой стадии урока есть свои закономерности, а  именно – 1) восприятие новой информации индивидуально, поэтому каждый ребёнок работает самостоятельно, 2) осознание нового осуществляется только в активной деятельности, учитель должен создать условия для  активного включения в процесс первичного усвоения новой информации, 3) любой текст имеет свои характерные особенности (логику, структуру и т.д.), поэтому приёмы активного включения ученика в процесс его освоения приводятся в соответствии с особенностями текста.

«Рефлексия» - осознание школьниками нового знания. Включает постановку школьником вопросов: «Что я делаю? Как я это делаю? Зачем я это делаю?». Ученик усматривает смысл в своих действиях, соотносит их с результатом, осознает приобретённый опыт.

Особенности технологии:

  1. Школьники поставлены в ситуацию самостоятельной работы с информацией, представленной в виде текста, которую необходимо воспринять, ранжировать по новизне и значимости, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы и обобщения. Она даёт учащимся инструмент. Научает их способам самостоятельной работы с новой информацией.
  2. Каждый учащийся на каждом этапе урока включен в три вида деятельности (думаю – пишу – проговариваю) и поочередно – в две формы работы: индивидуальную (думаю, пишу) и парную или групповую (проговариваю). Она учит работать в команде.

Примеры методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо:

ИНСЕРТ –в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:

«!» - помечается то, что уже известно,

«-» - помечается то, с чем не согласен учащийся,

«+» - помечается то, что является для учащегося интересно,

«?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше,

А затем учащийся систематизирует материал в таблицу.

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ И ВОПРОСАМИ БЛУМА – текст делится на смысловые части с остановками. Типы вопросов, стимулирующих развитие мышления:

- на «перевод» и интерпретацию – перевод информации в новые формы и определение связи между событиями, фактами, идеями,

- на развитие памяти – узнавание и вызов, полученной информации,

- на развитие оценочных навыков –  личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений,

- на аналитическую деятельность,

- на применение – использование  информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или вне его.

КЛАСТЕРЫ – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

СИНКВЕЙН – используется как способ синтеза материала. Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определённым правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ – направлена на формулирование собственной позиции, умения адекватно понимать собеседника ( коммуникативные УУД), умения извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию (познавательные УУД), умение работать по плану, алгоритму (регулятивные УУД), формулировать оценочные суждения (личностные УУД).

Целью учебного занятия является обучение пониманию текстовой информации, выраженной в явном и неявном – текст и подтекст. В этой технологии выделяется три этапа работы с текстом:

1 – «До» чтения (просмотровое чтение) – это мотивационный этап, целью которого является прогнозирование содержания по названию, по иллюстрациям, предвосхищение чтения.

2 – «Во время» чтения (изучающее чтение) – это этап диалога учащегося с автором текста, в процессе чтения текста учащийся делает остановки и задает свои вопросы, прогнозирует предполагаемые ответы, проверяет свои ответы, тем самым вычитывает подтекст, интерпретирую точку зрения автора.

3 – «После» чтения (рефлексивное чтение) – это заключительный этап занятия, на котором учащийся формулирует главную мысль, при необходимости корректирует свои интерпретации авторской позиции.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА – цель данного метода развить навыки учащихся по определению смысловых «точек» текста.

Как составлять план текста:

  • Прочитать текст, найти новые слова и понятия – выяснить их значение,
  • Определить тему и основную мысль текста,
  • Разделить текст на смысловые части, озаглавить их,
  • Написать черновик плана текста и сопоставить его с текстом. Проследить все ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и главную мысль,
  • Проверить, можно руководствуясь планом воспроизвести текст.

Виды плана: по соотношению обобщающих и конкретных формулировок (простой и сложный), по речевому оформлению заголовков ( цитатный, нецитатный, смешанный).

При составлении заданий текстом необходимо учитывать ситуацию и характер текстов:

  1. Учебная ситуация – текст, который сообщает информацию, необходимую для решения образовательных задач,
  2. Общественная ситуация – текст с выходом на социальную активность обучающегося, общественные группы, участниками которых является учащиеся, а также информацию о событиях в стране и мире,
  3. Личностная ситуация – может отражать досуг, занятия по интересам и др.

Тексты – ситуации могут включать рисунки, диаграммы, графики, карты, таблицы со словесными подписями.

Критерии оценки сформированности навыков смыслового чтения у обучающихся.

5 - 6 классы:

«Удовлетворительно» - учащийся может составить простой план текста, определяет основную мысль текста.

«Хорошо» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Отлично» - учащийся составляет простой и сложный план текста, может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану.

7-8 классы:

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Хорошо» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора  к описываемому событию/личности/предмету.

9 класс:

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Хорошо» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора  к описываемому событию/личности/предмету.

«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора  к описываемому событию/личности/предмету. Формулирует аргументированное собственное отношение к тексту и позиции автора. Может предположить факторы, повлиявшие на отношение автора.

В результате реализации программы будет создан продукт – комплект текстов для проверки сформированности метапредметного результата (для 5- 9 классов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегия смыслового чтения на уроках истории

Работа по изучению уровня обученности смысловому чтению и внедрению стратегии смыслового чтения у обучающихся 8 класса...

«Смысловое чтение на уроках истории и обществознания»

Работа учителя истории и обществознания по теме: "Смысловое чтение на уроках истории и обществознания" содержит теоретический и практический материал по исследуемой проблеме....

Развитие навыков смыслового чтения на уроке "Обобщение и систематизация основных понятий темы "Компьютер как универсальное средство для работы с информацией"

Анализ результатов экзаменационных работ по информатике и ИКТ показывает, что часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал», &la...

Развитие читательской грамотности и навыков смыслового чтения на уроках истории

В материалах представлены различные тексты и задания к ним для опредления уровня сформированности смыслового чтения обучающихся.  Для  систематизации проверяемых элементов предложен кодифика...

статья Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания

статья "Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания" посвящена особенностям работы с историческим текстовым источником на уро...

«Как развивать смысловое чтение на уроках истории и обществознания»

Способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром, является главным источником развития человека. В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолко...

Роль библиотеки в формировании смыслового чтения на уроках истории и обществознания.

Будут рассмотрены педагогические методы и формы работы с детьми в библиотеке, раскрыта роль влияния библиотеки на формирование смыслового чтения на уроках  истории и обществознания....