Роль библиотеки в формировании смыслового чтения на уроках истории и обществознания.
статья

Колосова Юлия Викторовна

Будут рассмотрены педагогические методы и формы работы с детьми в библиотеке, раскрыта роль влияния библиотеки на формирование смыслового чтения на уроках  истории и обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль библиотеки в формировании смыслового чтения на уроках истории и обществознания.

Колосова Юлия Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 39 имени П. Н. Самусенко», г. Братск, Иркутская область, yuliya.kolosova.85@mail.ru

Аннотация:

Будут рассмотрены педагогические методы и формы работы с детьми в библиотеке, раскрыта роль влияния библиотеки на формирование смыслового чтения на уроках  истории и обществознания.

Ключевые слова: смысловое чтение, формы работы

Kolosova Julia Viktorovna, teacher of history and social science MBOU "Secondary school No. 39 named after P.N. Samusenko", Bratsk, Irkutsk region, yuliya.kolosova.85@mail.ru

Annotation:

The pedagogical methods and forms of working with children in the library will be considered, the role of the library's influence on the formation of semantic reading in the lessons of history and social studies will be revealed.

Key words: semantic reading, forms of work

Библиотека играет немаловажную роль в формировании смыслового чтения у детей, особенно если речь идет о предметах гуманитарного цикла (литература, история, обществознание), где очень важно чтобы учащиеся не просто читали материал, но и понимали его суть.

Учащиеся – это главная целевая группа пользователей библиотеки. Они обращаются к библиотеке в самых разных целях:

- это и выполнение традиционных домашних заданий;

- работа над проектами;

- поиск и использование информации для дальнейшего обучения.

И здесь важно, чтобы дети ощущали библиотеку как открытую, свободную, комфортную образовательную среду, где они могут работать над всевозможными заданиями как индивидуально, так и в группах.

Наиболее ценной стороной школьной библиотеки является не пассивное предоставление доступа к информации, а вовлечение учащихся в интенсивный процесс самостоятельного овладения знаниями, привитие навыков чтения.

Школьная библиотека, являющаяся непосредственным участником воспитательного процесса, содействует формированию социокультурной среды современного образовательного учреждения. Это связано со всеми формами библиотечной работы, направленных на пропаганду чтения, способствующего освоению детьми школьной программы, развитию и реализации их творческого потенциала, восприятию нравственных ценностей.

Школьная библиотека способствует формированию личности учащихся средствами культурного наследия, всеми формами и методами индивидуальной и массовой библиотечной работы.

Методы и формы работы с детьми в библиотеке:

*чтение вслух (читает взрослый)

*литературные  и исторические гостиные (с привлечением учащихся)

*литературные и исторические викторины (по изученным произведениям)

*обсуждение прочитанного исторического материала

*обзорные выставки интересных книг по истории, выставки авторских трудов и исследований

*обзор-беседа (знакомство с произведением или книгой)

*библиотечные уроки (о книгах, произведениях, писателях и поэтах)

        Нами было проведено анкетирование среди учащихся 10 классов, на котором перед детьми ставились 2 вопроса: нужна ли библиотека в школе, в связи с тем, что сейчас развита система интернет и какова ее роль? Как можно активизировать библиотечную деятельность?

    Среди опрошенных 38 человек, на первый вопрос ответили положительно все 38 учащихся, считая, что библиотека нужна и очень важна для школьников, она помогает не только готовиться к урокам, но и приобщает учащихся к чтению (Приложение 1).

     По второму вопросу, учащиеся выдвигали свои предложения по поводу как активизировать работу библиотеки и что можно для этого сделать. Среди предложений звучали библиотечные уроки (17 учащихся), открытые мероприятия, игры и конкурсы как на школьном уровне, так и на городском (13 человек), поведение конференций и олимпиад (8 человек) (Приложение 2).

     В итоге, стоит отметить, что библиотека играет важную роль в формировании и развитии смыслового чтения, она приобщает учащихся к поиску нужной информации в источнике, способствует привитию навыков чтения.

Приложение 1

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Программа «Развития метапредметного результата смысловое чтение на уроках истории и обществознания в основной школе»   конкретизирует требования  ФГОС ООО к личностным, предметным и...

«Смысловое чтение на уроках истории и обществознания»

Работа учителя истории и обществознания по теме: "Смысловое чтение на уроках истории и обществознания" содержит теоретический и практический материал по исследуемой проблеме....

статья Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания

статья "Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания" посвящена особенностям работы с историческим текстовым источником на уро...

«Как развивать смысловое чтение на уроках истории и обществознания»

Способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром, является главным источником развития человека. В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолко...

Сообщение на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности (смысловое чтение) на уроках истории и обществознания."

Сообщение было подготовлено для выступления на РМО учителей истории и обществознания...

Как развивать смысловое чтение на уроках истории и обществознания

      В сегодняшнем обществе чтение представляет собой феномен, равный по значимости письменности и литературе. Обучение различным аспектам чтения является общемировой проблемой,...

Эффективные приемы смыслового чтения на уроках истории и обществознания

Представлены образцы заданий для формирования смыслового чтения на уроках истории и общестовознания: денотатный граф, методы сжатия текста....