Эффективные приемы смыслового чтения на уроках истории и обществознания
учебно-методический материал по истории (5, 6, 7 класс)

Екатерина Евгеньевна Горностаева

Представлены образцы заданий для формирования смыслового чтения на уроках истории и общестовознания: денотатный граф, методы сжатия текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_priemy_smyslovogo_chteniya.docx125.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 33 Дзержинского района Волгограда»

Телефоны: (8442) 58-81-97, адрес электронной почты:

Районный конкурс методических разработок по образованию и воспитанию учащихся среди педагогов

образовательных учреждений

Направление: История и обществознание

Номинация: Дидактические материалы

Тема: Эффективные приемы смыслового чтения на уроках истории и обществознания

Выполнила:

Горностаева Екатерина Евгеньевна,

учитель истории и обществознания МОУ СШ № 33

Волгоград, 2023

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

#1055;рием денотатная карта на уроках истории и обществознания………….....4

#1055;рием сжатия текста на уроках истории и обществознания………………..5

Заключение……………………………………………………………………….8

Список литературы………………………………………………………………8

Приложение………………………………………………………………………9

Введение

Проблема обучения смысловому чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как:

1)осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели;

2)извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

3)определение основной и второстепенной информации;

4)свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

5)понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Использование таких методов работы с текстом как денотатная карта, сжатие текста на уроках истории и обществознания способствует обучению смысловому чтению, поскольку предполагает выделение основной мысли текста, анализ и синтез информации, визуализацию, позволяющую сократить большие по объему и сложности тексты. Начинать применение данного способа целесообразно с 5 класса с составления карты по пункту параграфа, постепенно переходя к более объемным (текст параграфа) и сложным текстам (нормативно-правовой акт, научный текст, исторический источник). В данной методической разработке представлены примеры применения данных приемов на уроках истории и обществознания.

#1055;рием денотатная карта на уроках истории и обществознания

Значительным потенциалом в обучении смысловому чтению имеет такой способ как денотатная карта (Л.П. Бельковец). Данный способ представляет собой графическое изображение содержания текста, представляющее уровни и логику развертывания содержания на каждом из уровней.

Алгоритм построения денотатной карты

#1055;ервый (верхний) уровень показывает, о чем текст (его главную мысль, которая, как правило, содержится в заголовке)

#1042;торой уровень раскрывает основную мысль текста через содержание мыслей каждого абзаца

#1058;ретий уровень – подтверждает фактическим материалом (факты, имена, цифры) мысли, представленные по абзацам [Приложение 1].

На уроках истории и обществознания мы работаем с различными видами текстов: текст учебника, исторический документ, нормативно-правовые акты, фрагменты научных и публицистических текстов, художественных произведений. Такие тексты зачастую большие по объему, а содержание отличается высоким уровнем сложности, для того чтобы ученик воспроизвел его. Денотатная карта становится опорой для пересказа текста в логической последовательности, с перечислением всех фактов и с передачей определенной глубины содержания. Начинать работу по составлению денотатной карты целесообразно с 5 класса. Это может быть работа с выделением основных смысловых единиц пункта параграфа. В 6 классе одна из значительных проблем, с которыми сталкивается учитель истории – большие объемы текста. На данном этапе возможно составление денотатной карты параграфа. Примеры использования данного приема приведены в приложении 2,3.

Особый вид работы, применяемый на уроках истории – это анализ исторических документов, текст которых зачастую отличается сложностью. На ЕГЭ также представлено задание, связанное с анализом неадаптированного исторического документа. Здесь также может быть использован способ составления денотатной карты (приложение 4).

Кроме того, особую значимость данный способ приобретает в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию. Так, вторая часть экзаменационной работы представляет собой работу с текстом, предполагающую составление плана текста путем выделения основных смысловых единиц. Это может быть научный текст (фрагмент монографии), отрывок из нормативно-правовых актов (приложение 5).

#1055;риемы сжатия текста на уроках истории и обществознания.

Основными приемами сжатия текста являются: исключение, упрощение, обобщение. Прием «исключение» может использоваться при формулировании понятий, пересказе текста, составлении конспекта. При исключении необходимо:

1)выделить главное и детали,

2)убрать ненужные детали, пропустить предложения с описаниями и рассуждениями, не влияющими на общее содержание текста,

3)исключить однородные члены предложения, синонимы, вводные слова.

Прием «исключение» при формулировании понятий.

Тема: «Перестройка» и политика гласности, 10 класс.

Текст учебника до сжатия:

«Гласность полностью оправдала себя, ее нужно всемерно развивать и дальше. В этих целях считать необходимым создать правовые гарантии гласности, для чего предусмотреть закрепление в конституционном порядке права граждан СССР на информацию. Разработать законодательные акты, определяющие права и обязанности государства, должностных лиц и граждан по реализации принципов гласности. Создать систему постоянного и полного информирования трудящихся о положении дел на предприятии, в селе или городе, области, республике, стране, юридически закрепив право граждан, средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных организаций получать интересующие их сведения. Четко определить пределы необходимой секретности... недопустимо использование гласности в ущерб интересам Советского государства».

После сжатия:

Гласность - это система полного информирования граждан о положении дел в стране и получение интересующих их сведений.

Прием «исключение» при подготовке пересказа текста параграфа.

Тема: «Повседневная жизнь русского народа в XVII веке», 7 класс.

Текст учебника до сжатия:

«За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца XVII века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил сам купец, а внизу под навесом располагалась его торговля; но таких домов было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года».

После сжатия:

За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца XVII века торговые помещения были почти исключительно деревянные. За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца XVII века торговые помещения были почти исключительно деревянные.

Прием сжатия текста «упрощение» играет особую роль на уроках истории и обществознания. Именно он является незаменимым средством при работе с неадаптированными текстами исторических документов. Одним из заданий ЕГЭ по истории является поиск ответа на вопрос в тексте источника, при этом обязательным требованием является «избегание избыточного цитирования текста». При упрощении необходимо: заменить сложное предложение простым; объединить два-три предложения в одно; перевести прямую речь в косвенную; заменить часть предложения общим выражением; заменить однородные предложения обобщающим словом; переформулировать мысли своими словами.

В качества примера можно привести работу с историческим документом «Указ Петра I о лишении сына Алексея наследства» при подготовке к ЕГЭ по истории.

Текст до упрощения.

«И хотя МЫ Алексея многократно и во многие кампании воинские с собою брали, дабы обучить воинскому делу, також иногда и в Москве оставляли, вруча ему некоторые в Государстве управления для предбудущего обучения; а потом и в чужие края посылали, надеясь, что он, видя как регулярные государства, склонится к добру и трудолюбию. Но сие семя учения на камни пало: поскольку он не только оному не следовал, но и ненавидел, и ни к воинским, ни к гражданским делам никакой склонности не являл; но упражнялся непрестанно в обхождении с непотребными людьми. Мы, сожалея о Государстве своем и верных подданных, дабы от такого властителя в худое состояние не были приведены, властью отеческою, по которой по правам Государства Нашего и каждый подданный Наш сына своего наследства лишить, и яко Самодержавной Государь для пользы Государственной, лишаем его, сына Своего Алексея, наследства по Нас престола Нашего Всероссийского…»

После упрощения:

#1055;ривлекал к участию в военных компаниях, для обучения воинскому делу, привлекал к государственному управлению, отправлял за границу для знакомства с деятельностью других государств.

2. Сын учение ненавидел и склонности к военным и гражданским делам не проявлял

#1040;втор лишил сына права на наследование престола

Прием «упрощение» также активно используется при пересказе текста и составлении конспекта.

Тема «Мифы Древней Греции», 5 класс.

«Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.

-Почему ты подаешь одни языки? - спросил за обедом Изопа удивленный Ксанф.

-Ты велел купить самое лучшее, - ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка.

Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям».

После упрощения:

Как-то знаменитому баснописцу Древней Греции Эзопу, рабу философа Ксанфа, приказали приготовить самый лучший обед. Эзоп купил одни языки и приготовил три блюда. Удивленному хозяину раб во время обеда напомнил, что тот велел купить самое лучшее. А ничего лучше языка нет. Он помогает людям общаться друг с другом, изучать науки, получать знания. Ксанфу и его друзьям ответ понравился.

Прием сжатия текста «обобщение» используется при формировании умения учащихся делать выводы, выявлять общее в рассматриваемых событиях и явлениях на основе анализа текста. При обобщении необходимо:

1) найти в тексте мелкие, единичные факты;

2) найти, что объединяет эти факты (общее);

3) сформулировать получившееся предложение.

Текст до обобщения.

Тема: Средневековая деревня и ее обитатели, 6 класс.

«Главными повинностями зависимых крестьян были барщина и оброк. Барщиной называли все работы крестьян в хозяйстве помещика: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины оброк – долю продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мед. Чтобы заставить крестьян исправно нести повинности, сеньорам нужна была власть над ними. Господа имели право судить людей, которые жили в их владениях и были поземельно зависимыми крестьянами. За не вовремя сданный оброк, за плохую работу на барщине крестьянина вызывали в суд сеньора; судьи могли назначить штраф или другое наказание».

После сжатия:

За пользование землей крестьяне отрабатывали барщину и платили оброк сеньору, который мог наказать их за невыполнение этих повинностей.

Заключение

Таким образом, использование таких методов работы с текстом как денотатная карта, сжатие текста на уроках истории и обществознания способствует обучению смысловому чтению, поскольку предполагает выделение основной мысли текста, анализ и синтез информации, визуализацию, позволяющую сократить большие по объему и сложности тексты. Начинать применение данного способа целесообразно с 5 класса с составления карты по пункту параграфа, постепенно переходя к более объемным (текст параграфа) и сложным текстам (нормативно-правовой акт, научный текст, исторический источник). Незаменимыми данные приемы работы являются также при подготовке к ГИА в 9 и 11 классах, при выполнении заданий на составление плана, а также анализ исторического источника.

Список литературы

#1041;ельковец Л.П. О методике работы над текстом. М., 2007. 134 с.

2. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2009.

Приложение 1

Шаблон для составления денотатной карты

Приложение 2

Денотатная карта при изучении темы «Древний Китай» (работа с текстом пункта «Как должен вести себя учтивый китаец») 5 класс

Приложение 3. Денотатная карта по теме «Правление Ярослава Мудрого» (работа с текстом параграфа)

Приложение 4

Денотатная карта «Князь Святослав» (фрагмент «Повести временных лет»)

Приложение 5

Денотатная карта при работе с текстом нормативного документа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Программа «Развития метапредметного результата смысловое чтение на уроках истории и обществознания в основной школе»   конкретизирует требования  ФГОС ООО к личностным, предметным и...

«Смысловое чтение на уроках истории и обществознания»

Работа учителя истории и обществознания по теме: "Смысловое чтение на уроках истории и обществознания" содержит теоретический и практический материал по исследуемой проблеме....

статья Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания

статья "Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания" посвящена особенностям работы с историческим текстовым источником на уро...

«Как развивать смысловое чтение на уроках истории и обществознания»

Способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром, является главным источником развития человека. В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолко...

Роль библиотеки в формировании смыслового чтения на уроках истории и обществознания.

Будут рассмотрены педагогические методы и формы работы с детьми в библиотеке, раскрыта роль влияния библиотеки на формирование смыслового чтения на уроках  истории и обществознания....

Сообщение на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности (смысловое чтение) на уроках истории и обществознания."

Сообщение было подготовлено для выступления на РМО учителей истории и обществознания...

Как развивать смысловое чтение на уроках истории и обществознания

      В сегодняшнем обществе чтение представляет собой феномен, равный по значимости письменности и литературе. Обучение различным аспектам чтения является общемировой проблемой,...