«Как развивать смысловое чтение на уроках истории и обществознания»
учебно-методический материал по обществознанию

Ёлкина Ольга Ильинична

Способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром, является главным источником развития человека. В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д. В узком смысле чтение – это процесс восприятия текста. Смысловое же чтение – это погружение в текст, понимание его внешнего и скрытого плана, интерпретация текста. Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Муниципальное образовательное учреждение

                       Большекарайская средняя общеобразовательная школа

                                имени героя Советского Союза Н. Ф. Сосина

                села Большой Карай Романовского района Саратовской области.

                                     

Методическая разработка на тему:

 «Как развивать смысловое чтение на уроках истории

и обществознания»

 Учитель истории и обществознания:

МОУ Большекарайская СОШ

им. Н. Ф. Сосина

                                                                                                  Ёлкина Ольга Ильинична

                                                      2020 г.

Содержание:

Введение.                                                                                                               с.3

I. Основное содержание                                                                                      с.5

II. Требования ФГОС ООО к овладению смысловым чтением.               c.6

1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного      

2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

        3.  Работа с текстом и развитие универсальных учебных действий

        4. Цель смыслового чтения

III. Виды переработки текста.                                                                           с.9

IV. Технологии обучения смысловому чтению.                                            с.10

        1. Cтратегиальный подход к обучению смыслового чтения.

        2.  Надпредметная технология

V. Критерии оценки сформированности навыков         c.14

     смыслового чтения у обучающихся.

VI. Практическая часть.                                                                                     c.14

Список литературы                                                                                             c.18

Введение.

В России, так же, как и во многих странах мира, наблюдается процесс падения уровня читательской культуры населения. Большое количество детей и подростков в России сегодня читает мало, либо читает иначе, т.е. не так, как хотели бы этого родители и педагоги.

Понимание необходимости повышения ценности чтения взрослым сообществом привело к тому, что сегодня во многих развитых и развивающихся странах осуществляется политика поддержки и продвижения чтения в первую очередь среди детей и подростков.

Современный мир столкнулся с новыми культурными и социальными вызовами. «Клиповое» (визуализированное и дискретное) мышление современных подростков не приспособлено для смыслового чтения. Дети перестают читать и понимать тексты, размышлять над ними. Следовательно, школа должна целенаправленно создавать образовательное пространство, формирующее метапредметное умение смыслового чтения, как привычных нам текстов, так и умение воспринимать, критически относиться к иным текстам (схемы, изображения, музыка, видео и т.п.). Ежедневно на своих уроках сталкиваюсь с проблемой недостаточно глубокого понимания учащимися различных текстов, будь то учебное задание на уроке или в экзаменационном тесте, неумением обучающихся найти в тексте ключевые слова, интерпретировать текст, выявить ключевую проблему, поднятую автором и т. д.

Актуальность. Траектория развития общества от постиндустриального к информационному, а затем к обществу знаний и творчества невозможна без высокого уровня развития чтения и письма. Чтение и письмо позволяют людям вступать в смысловую коммуникацию с другими людьми, извлекать и передавать смыслы текстов, овладевать культурой предшествующих поколений и передавать её следующему поколению, познавать и исследовать прошлый опыт, идеи, знания, развивать мышление и память, контролировать информационные потоки.
        В сегодняшнем обществе чтение представляет собой феномен, равный по значимости письменности и литературе. Обучение различным аспектам чтения является общемировой проблемой, решение которой начинается с обучения чтению в школе. Внимание к чтению зафиксировано в Федеральных государственных стандартах начального общего и основного общего образования, где оно рассматривается и как чтение литературных произведений, и как работа с информацией, и как общеучебное умение.
           Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения

смыслом. Смысловое чтение позволяет освоить как научные, так и художественные тексты. При этом надо не забывать главную отличительную особенность этих текстов.
       Общество придает большое значение непрерывному образованию, соответственно учащиеся в школе должны овладеть навыками самостоятельного получения знаний, основным источников которого является текст. Современный школьник должен не только уметь найти нужную информацию, но и понять её, извлечь нужное, увидеть главное, отделить достоверную информацию от недостоверной, а так же по своему её интерпретировать. Чем старше становится школьник, тем меньше у него желания что – то прочитать. В озвученном и услышанном не всегда усваивается главное, а за деталями теряется общий смысл. Переизбыток информации приводит к тому, что, несмотря на кажущуюся её доступность, школьники испытывают затруднения в работе с информацией.
     Изучение таких предметов как «история» и «обществознание» предполагает изучение значительной информационной базы: учебник, исторический источник, документы, информация СМИ, ресурсы интернета. Необходимо найти такие методы и приемы, использовать такие технологии, которые помогут подросткам освоиться в информационном поле, применить полученные знания, умения и навыки в работе в других предметных областях, овладеть стратегией смыслового чтения и работы с текстом.

                   Использование различных форм и методов работы с учебным и оригинальным текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем:

1. Учащиеся недостаточно владеют навыками и умениями осуществлять поиск необходимой информации, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию.

2. Учащиеся не владеют достаточным умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

3. Учащиеся не владеют достаточным умением осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма).

4. Учащиеся не владеют достаточным умением извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.

Проблема: как научить наших детей эффективно работать с текстом на уроках истории и обществознания.

  Цель - организовать учебную деятельность учащихся, которая обеспечит развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся основной школы.

Задачи:

  1. расширение общепедагогических и психологических знаний, овладение достижениями педагогической науки.
  2. Реализация системно - деятельностного подхода.

  1. содействовать повышению уровня читательской компетенции на уроках истории и обществознания;
  2. организовать деятельность учеников по овладению способами работы с текстом, активно применять их на уроках;

Гипотеза: если в образовательном процессе ученики овладеют навыками и приемами работы с текстом, то это будет способствовать повышению качества результатов обучения.

                                         I. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Скорее, чтение следует рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Такой подход нашел отражение в нормативных документах, которые, с одной стороны, отражают государственный заказ общему образованию, с другой стороны, определяют его содержание. Неслучайно Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе.

С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека. А.Н. Леонтьев назвал чтение «формой соучастия человека в мире», и неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО. Он пришёл к выводу, что содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и опыта. 

В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как:

  1. осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  2. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  3. определение основной и второстепенной информации;
  4. свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  5. понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В Примерной основной образовательной программе основного общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;
  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром, является главным источником развития человека. В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д. В узком смысле чтение – это процесс восприятия текста. Смысловое же чтение – это погружение в текст, понимание его внешнего и скрытого плана, интерпретация текста. Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.

Смысловое чтение, по убеждению В.Н. Мишаковой, не должно рассматриваться как вид чтения, а, скорее всего, характеризовать уровень чтения. Смысловое чтение нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения.

Обусловленность вида чтения его целью очевидна, от этого, в свою очередь, зависит выбор механизма чтения, по этой причине младших школьников необходимо учить различным стратегиям чтения. Однако они, как правило, используют один и тот же механизм и при чтении художественного текста, и при работе с научно – познавательными текстами.

II. Требования ФГОС ООО к овладению смысловым чтением.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные,

в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • интерпретировать текст:

Выпускник получит возможность научиться:

  • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста

(использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • откликаться на содержание текста:
  • связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
  • находить доводы в защиту своей точки зрения;
  • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

  • критически относиться к рекламной информации;
  • находить способы проверки противоречивой информации;

определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации

Работа с текстом предполагает развитие следующих универсальных учебных действий
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• формирование навыков взаимо- и самооценкинавыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное

Внимание уделяется:
• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; 
• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
   Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления.  Владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками

смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.

По степени глубины восприятия выделяются следующие виды чтения:

  1. Просмотровое,
  2. Ознакомительное - поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации),
  3. Смысловое (критическое, изучающее) чтение – если требуется полное и точное понимание содержащейся в тексте информации.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что в процессе чтения текста осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом с учетом его ценностно-смысловых аспектов.

Формирование навыков смыслового чтения осуществляется с учетом овладения обучающимися различными способами чтения, такими как:

  • Аналитический или структурный (от целого к частному). Цель аналитического чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Для того, чтобы проанализировать текст, читателю нужно определить: предмет, основной смысл текста, на какие смысловые или структурные части он делится, какие основные проблемы автор стремится решить.
  • Синтетический или интерпретационный (от частного к целому). Цель синтетического чтения – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом решил их. Для этого необходимо: обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте, обнаружить и интерпретировать самые важные предложения, обнаружить и интерпретировать самые важные абзацы, определить, какие задачи автор решил, а с какими не справился.
  • Критический или оценочный. Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним.

                                                     III. Виды переработки текста.

  1. Составление плана (простого и/или сложного) - простой план предполагает деление текста на три части: вступление, основную часть, заключение. Сложный план делит каждую из трёх частей на подпункты.
  2. Составление тезисов – краткое изложение содержания цитатами из текста или своими словами.
  3. Составление конспекта – краткое, но более подробное, чем тезисы, изложение содержания текста.
  4. Составление реферата – изложение близкое к тексту, но не расчленённое, как это допускается в конспекте, а связное. От текста отличается меньшими размерами и наличием собственных выводов.
  5. Составление аннотации – краткая характеристика в виде перечисления главных вопросов, помещается на оборотной стороне титульного листа, состоит из трёх-четырёх предложений.
  6. Составление рецензии – анализ текста с указанием его лексических, синтаксических, стилистических и других особенностей.
  7. Составление отзыва -  изложение впечатления от знакомства с текстом

(с возможным указанием его особенностей).

для проверки понимания смысла прочитанного можно предложить обучающимся следующие задания:

  • Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора,
  • Можете ли вы привести примеры по теме высказывания,
  • Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним.
  • Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста,
  • Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык,
  • Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунка,
  • Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил),
  • Заполните таблицу:

Ключевые слова

Смысловые предложения

Основной смысл текста

                                     IV. Технологии обучения смысловому чтению.

  1. Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смыслового чтения.

Стратегия – это план – программа совместной деятельности, где обучающийся очень много работает самостоятельно под руководством педагога. Т.е. учитель сначала показывает ему, как что-то нужно выполнить, потом они делают это вместе с учителем, далее в парах, вместе с учащимися, а затем ученик может работать самостоятельно дома или в любом месте.

Стратегия чтения представляет собой группу действий и операций, организованных для достижения целей – полноценного освоения содержания текста. Если говорить о сегодняшнем дне, то стратегий и тактик чтения, разработано около сотни.

В реальном учебном процессе применяется примерно тридцать из них, при этом их можно разделить на следующие виды:

  • стратегии продвижения чтения книг;
  • стратегии предтекстовой деятельности (в таб. 1);
  • стратегии текстовой деятельности (в таб. 2);
  • стратегии послетекстовой деятельности (в таб. 3);
  • стратегии компрессии текста;
  • общеучебные стратегии;
  • стратегии развития словаря.

Стратегии предтекстовой деятельности (в таб. 1) представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю

понимания прочитанного, то теперь мы знаем, чем лучше организован этап

предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый результат.

Таблица 1

Стратегии предтекстовой деятельности

Название стратегии

Цель стратегии

«Мозговой штурм»

«Ориентиры предвосхищения»

Актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

«Глоссарий»

Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

«Батарея вопросов»

Припоминание важной информации, касающейся темы текста.

«Предваряющие вопросы»

Актуализация имеющихся знаний по теме текста.

«Рассечение вопроса»

Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

Таблица 2

Стратегии текстовой деятельности

Название стратегии

Цель стратегии

«Чтение в кружок (попеременное чтение)»

Проверка понимания читаемого вслух текста.

«Чтение про себя с вопросами»

Управление процессом осмысления текста во время его чтения.

«Чтение с остановками»

«Чтение про себя с пометками»

Мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ

Таблица 3

Стратегии послетекстовой деятельности

Название стратегии

Цель стратегии

«Отношения между вопросом и ответом»

Обучение пониманию текста.

«Вопросы после текста»(«Таксономия Б. Блюма»)

Проверка понимания текста с помощью критического анализа.

«Тайм-аут»

Самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

«Проверочный лист»

Проверка понимания текста.

  1. Развитие критического мышления через чтение и письмо – «надпредметная» технология, которая решает задачи:
  • Активизация познавательной деятельности обучающегося,
  • Развитие культуры письма – формирование навыков написания текстов различных жанров,
  • Информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности,
  • Социальной компетентности – формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обуславливающий высокий уровень исследовательской культуры обучающихся и педагога, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Эта технология является системой стратегий и методических приёмов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:

  1. Умение работать с уваливающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний,

  1. Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, конкретно в отношении к окружающим,
  2. Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений,
  3.  Умение решать проблемы, способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность)
  4. Умение сотрудничать и работать в группе, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Учебное занятие, разработанное по технологии критического мышления, строится на основе трех основных этапов, условно названных – «вызов», «осмысление», «рефлексия».

«Вызов» - стимулирование интереса к новому знанию происходит через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новом знании. Этот этап способствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала, изучаемого на втором этапе.

«Осмысление» - учащимся предъявляется новый материал в виде текста и организуется процесс принятия обучающимися новой информации. У этой стадии урока есть свои закономерности, а  именно – 1) восприятие новой информации индивидуально, поэтому каждый ребёнок работает самостоятельно, 2) осознание нового осуществляется только в активной деятельности, учитель должен создать условия для  активного включения в процесс первичного усвоения новой информации, 3) любой текст имеет свои характерные особенности (логику, структуру и т.д.), поэтому приёмы активного включения ученика в процесс его освоения приводятся в соответствии с особенностями текста.

«Рефлексия» - осознание школьниками нового знания. Включает постановку школьником вопросов: «Что я делаю? Как я это делаю? Зачем я это делаю?». Ученик усматривает смысл в своих действиях, соотносит их с результатом, осознает приобретённый опыт.

Особенности технологии:

  1. Школьники поставлены в ситуацию самостоятельной работы с информацией, представленной в виде текста, которую необходимо воспринять, ранжировать по новизне и значимости, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы и обобщения. Она даёт учащимся инструмент. Научает их способам самостоятельной работы с новой информацией.
  2. Каждый учащийся на каждом этапе урока включен в три вида деятельности (думаю – пишу – проговариваю) и поочередно – в две формы работы: индивидуальную (думаю, пишу) и парную или групповую (проговариваю). Она учит работать в команде.

Примеры методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо:

ИНСЕРТ –в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:

«!» - помечается то, что уже известно,

«-» - помечается то, с чем не согласен учащийся,

«+» - помечается то, что является для учащегося интересно,

«?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше,

А затем учащийся систематизирует материал в таблицу.

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ И ВОПРОСАМИ БЛУМА – текст делится на смысловые части с остановками. Типы вопросов, стимулирующих развитие мышления:

- на «перевод» и интерпретацию – перевод информации в новые формы и определение связи между событиями, фактами, идеями,

- на развитие памяти – узнавание и вызов, полученной информации,

- на развитие оценочных навыков –личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений,

- на аналитическую деятельность,

- на применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или вне его.

КЛАСТЕРЫ – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

СИНКВЕЙН – используется как способ синтеза материала. Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определённым правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ – направлена на формулирование собственной позиции, умения адекватно понимать собеседника (коммуникативные УУД), умения извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию (познавательные УУД), умение работать по плану, алгоритму (регулятивные УУД), формулировать оценочные суждения (личностные УУД).

Целью учебного занятия является обучение пониманию текстовой информации, выраженной в явном и неявном – текст и подтекст. В этой технологии выделяется три этапа работы с текстом:

1 – «До» чтения (просмотровое чтение) – это мотивационный этап, целью которого является прогнозирование содержания по названию, по иллюстрациям, предвосхищение чтения.

2 – «Во время» чтения (изучающее чтение) – это этап диалога учащегося с автором текста, в процессе чтения текста учащийся делает остановки и задает свои вопросы, прогнозирует предполагаемые ответы, проверяет свои ответы, тем самым вычитывает подтекст, интерпретирую точку зрения автора.

3 – «После» чтения (рефлексивное чтение) – это заключительный этап занятия, на котором учащийся формулирует главную мысль, при необходимости корректирует свои интерпретации авторской позиции.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА – цель данного метода развить навыки учащихся по определению смысловых «точек» текста.

Как составлять план текста:

  • Прочитать текст, найти новые слова и понятия – выяснить их значение,
  • Определить тему и основную мысль текста,
  • Разделить текст на смысловые части, озаглавить их,
  • Написать черновик плана текста и сопоставить его с текстом. Проследить все ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и главную мысль,
  • Проверить, можно руководствуясь планом воспроизвести текст.

Виды плана: по соотношению обобщающих и конкретных формулировок (простой и сложный), по речевому оформлению заголовков (цитатный, нецитатный, смешанный).

При составлении заданий текстом необходимо учитывать ситуацию и характер текстов:

  1. Учебная ситуация – текст, который сообщает информацию, необходимую для решения образовательных задач,
  2. Общественная ситуация – текст с выходом на социальную активность обучающегося, общественные группы, участниками которых является учащиеся, а также информацию о событиях в стране и мире,
  3. Личностная ситуация – может отражать досуг, занятия по интересам и др.

Тексты – ситуации могут включать рисунки, диаграммы, графики, карты, таблицы со словесными подписями.

                                V. Критерии оценки сформированности навыков

                                         смыслового чтения у обучающихся.

5 - 6 классы:

«Удовлетворительно» - учащийся может составить простой план текста, определяет основную мысль текста.

«Хорошо» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Отлично» - учащийся составляет простой и сложный план текста, может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану.

7-8 классы:

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Хорошо» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора  к описываемому событию/личности/предмету.

9 класс:

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Хорошо» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора  к описываемому событию/личности/предмету.

«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора  к описываемому событию/личности/предмету. Формулирует аргументированное собственное отношение к тексту и позиции автора. Может предположить факторы, повлиявшие на отношение автора.

                                              VI. Практическая часть.

В работе мною используется технология критического мышления.

Она способствуют обучению учащихся навыкам работы с текстом, а именно, осуществлять поиск информации, понимать прочитанное, преобразовывать и интерпретировать информацию, давать собственную оценку тексту.
При изучении новой темы учащимся предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:

  • Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом?
  • Какие имена встречаются в тексте?
  • Предположить о чем будет текст, какие вопросы будут рассматриваться?
    Таким образом, формируется общее представление о содержании изучаемой темы. Затем учащимся ставится задача – составить к тексту, во время самостоятельной работы учащиеся формулируют вопросы репродуктивные и продуктивные. Важно то, что ученикам не ставится задача прочитать текст, а затем задать вопросы. Ограниченность времени ставит ученика в условия, когда он должен бегло ознакомиться с текстом, и делает он это гораздо быстрее, чем в режиме «прочти». При подведении итогов, отмечаются лучшие вопросы. Сформулировать правильно вопрос означает, что ученик очерчивает тот круг знаний, который у него имеется, и тот круг неизвестного, та «зона ближайшего развития», которые он хотел бы узнать. В соответствии с «ранжированием» вопросов, определяется их «ценность». Таким образом, ученик с помощью учителя превращает поставленную перед ним учебную цель в череду учебных
     задач, которые он же себе и создает. Формулирование вопросов является видом таких задач.
    При изучении новой темы применяется прием
    «мозговой штурм». Этот эффективный прием является ключевым в технологии развития критического мышления. После объявления темы занятия учащимся предлагается все, что они знают, слышали или видели по объявленной теме. Данные фиксируются на доске в виде логической схемы, кластера, затем начинается работа с текстом учебника или дополнительным текстом. Учащиеся должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой.
    Прием
    «ключевые слова» заключается в том, что учащимся предлагается подобрать в тексте «ключевые слова, которые являются наиболее важными в изученном материале. Указывается количество таких слов, ученики должны обосновать свой выбор, в связи с чем они выбрали данные слова. Учителем организуется обсуждение, в ходе которого эти слова фиксируются в тетради, на доске.
    Прием
    «сжатая информация» (резюме) формирует умение сжимать информацию. Ученикам предлагается несколькими предложениями описать событие или явление, рассказать или написать одним абзацем, о чем данный текст. Дано задание одно из самых сложных, так как достаточно трудно одной или несколькими фразами изложить самое главное.
    Для того чтобы организовать работу в режиме технологии развития критического мышления в условиях отсутствия в опыте учащихся информации по изучаемой теме, мною используется прием
    «Верные - неверные утверждения» или аналогичный по своей сути прием игровой технологии игра «Да – нетка». Учащимся предлагается ряд утверждении в устной форме, в таблице (заранее приготовленной учителем), на которые они отвечают. В ходе изучения темы (прочтения текста) данные ответы или подтверждаются либо опровергаются, учащиеся отмечают правильные ответы, исправляют неверные. Данные прием способствует повышения интереса к изучению нового материала, вызывают положительные эмоции, особенно если большинство ответов (догадок) оказываются верными. Это универсальный прием, позволяющий работать с

любыми видами текстов, различного уровня сложности на любых предметах.
  Прием
«Кластер» заключается в выделении смысловых единиц текста в графическом оформлении. Данный прием может применяться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, способствует развитию технологии стратегии смыслового чтения, так как учащихся учится находить требуемую информацию в тексте (пробегать глазами, определять его основные элемент). Данный прием мною применяется на уроках обществознания. Текстовый материал учебника изобилует различными понятиями, без понимания сущности и связей которых изучение предмета невозможно. Учащиеся должны уяснить из значения, установить логические связи между ними. В начале изучения темы я предлагаю «пробежать» текст глазами, обращая внимания на навигацию в тексте (понятия выделены жирным шрифтом, курсивом), затем учащиеся свободно подходят к доске, выписывают все найденные понятия на доску, выделяется главное ключевое слово, начинается построение «грозди». Данную работу выполняем на доске, коллективно размышляя, выстраивая взаимосвязи, исправляя ошибки, причем стараюсь, чтобы именно учащиеся сами увидели их и исправили. После выработки идеальной модели, учащиеся переносят кластер в тетрадь. Затем идет повторная уже вдумчивая работа с текстом, так как общий «скелет» темы составлен, акценты расставлены. Так же учащимся предлагаются практические, проверочные задания по данной теме (использую задания рабочей тетради, рабочие листы, разработанные по другим пособиям). Таким образом, учащиеся учатся видеть главное в тексте, выполняют смысловое свёртывание информации.
Большое значение в технологии критического мышления отводится приемам, формирующим умение задавать вопросы. В то время как традиционное преподавание строится на готовых ответах, которые преподносятся ученикам как данность, технология критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащимся необходимо обращать к собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами, по – настоящему думают, стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
Мною используются такие приемы как
«Ромашка Блума» и таблица «тонких» и «толстых» вопросов. Данный прием применяется мною в сочетании с приемом «показательный ответ». В традиционном своем виде опрос у доски малопродуктивен, так как зачастую большая часть учащихся не следит за ответом одноклассника. Но совсем отказываться от опроса ни в коем случае нельзя, так как при устном ответе учащийся демонстрирует навыки владения устной речью, развивает коммуникативную культуру. Поэтому предлагаю следующий вид работы: учащиеся заранее готовят ответ на вопрос, при этом приветствуется использование не только учебника, но и дополнительной литературы (1 – 2 источника). Учащимся класса предлагается составить вопросы по теме выступления, которые они задают выступающему, при необходимости дополняют

его ответ. Таким образом, достигается повышение заинтересованности, так как оценивается не только ответ учащегося, но и сами вопросы.
По ходу изучения новой темы учащиеся формулируют свои вопросы по новой теме, первоначально предлагаю на них ответить сначала сильным учащимся, которые в моих классах играют роль консультантов.
 Также используются следующие формы и методы работы с текстом:

1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.

2. Комментированное чтение текста.

3. Аналитическое чтение текста.

4. Разбить текст на смысловые части.

5. Составление тезисного плана.

6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.

7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

8. Составление логической схемы.

9. Преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму.

10. Реферирование текста.

При работе учащихся с оригинальным текстом предлагается алгоритм действий:

1. Внимательно прочитайте отрывок.

2. Определите видовую принадлежность документа:

- научный текст: в тексте главное - утверждение, аргументация какой-либо истины,

- правовой документ: изложены нормы права,

- публицистический текст: основой текста являются оценочные суждения,

- статистический текст: представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития какого-либо объекта,

- политический документ: содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы, улучшения,

- информационные материалы: излагаются только факты.

3. Интерпретация текста:

- разделите текст на смысловые блоки,

- проанализируйте каждый блок, определите смысл текста,

- определите, к какой теме из изученного курса истории(обществознания) относится текст.

4. Анализ текста:

- раскройте всю полноту социальной информации источника.

5. Ответьте на вопросы к тексту, опираясь на знания по данной теме (темам).

                                              Список литературы:

1.Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.

2. Лазарева, Е.А. Развитие стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках обществознания [Электронный ресурс] / Е.А. Лазарева // Национальная Ассоциация Ученых. -2015.

3.Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.

4. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.

5. Хуснутдинова, Л.Г. Организация смыслового чтения на уроках истории [Электронный ресурс] / Л.Г. Хуснутдинова // Отечественная и зарубежная педагогика.- 2017.- Т. 2. № 2 (38).- С. 126-131.- URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=29851429

Источники

http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30334_full.shtml

http://www.6hm.eduhmao.ru/info/1/3757/23562/

http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702305

http://edu.grsu.by/alternant/?p=856

http://www.sibuch.ru/node/493


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Программа «Развития метапредметного результата смысловое чтение на уроках истории и обществознания в основной школе»   конкретизирует требования  ФГОС ООО к личностным, предметным и...

Стратегия смыслового чтения на уроках истории

Работа по изучению уровня обученности смысловому чтению и внедрению стратегии смыслового чтения у обучающихся 8 класса...

«Смысловое чтение на уроках истории и обществознания»

Работа учителя истории и обществознания по теме: "Смысловое чтение на уроках истории и обществознания" содержит теоретический и практический материал по исследуемой проблеме....

статья Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания

статья "Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания" посвящена особенностям работы с историческим текстовым источником на уро...

Роль библиотеки в формировании смыслового чтения на уроках истории и обществознания.

Будут рассмотрены педагогические методы и формы работы с детьми в библиотеке, раскрыта роль влияния библиотеки на формирование смыслового чтения на уроках  истории и обществознания....

Сообщение на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности (смысловое чтение) на уроках истории и обществознания."

Сообщение было подготовлено для выступления на РМО учителей истории и обществознания...

Как развивать смысловое чтение на уроках истории и обществознания

      В сегодняшнем обществе чтение представляет собой феномен, равный по значимости письменности и литературе. Обучение различным аспектам чтения является общемировой проблемой,...