Влияние информационных технологий на обучение детей с задержками в развитии
статья по информатике и икт (5, 6, 7 класс)

Антипина Юлия Юрьевна

Влияние информационных технологий на обучение детей с задержками в развитии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние информационных технологий на обучение детей с задержками в развитии

 Вопрос о необходимости компьютеризации специального образования уже не вызывает споров. Информационные компьютерные технологии стали эффективным средством в образовательном процессе детей с различными проблемами в развитии. (слайд).Занятия детей с компьютером помогают познавать окружающий мир, усваивать способы решения игровых задач, ориентироваться в предметно-знаковой среде монитора, активизировать общение с другими людьми. Поэтому современные компьютерные технологии могут поддерживать современные прогрессивные психолого-педагогические подходы в реабилитации детей с проблемами в развитии.

При поиске новых средств и систем в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии уже более десяти лет используются компьютерные программы. Это не дань моде, так как несправедливо было бы лишать детей с проблемами в развитии иметь те возможности, которые имеют другие дети. (слайд).Использование новых технологий в работе с детьми, имеющими различные проблемы в развитии, открывает принципиально новые дидактические возможности в коррекционной работе. Интерактивная графика и анимация позволяют в процессе занятия достичь наибольшей наглядности и повлиять на результат – повысить уровень понимания и запоминания. Применение компьютера позволяет сделать занятие интересным, осуществлять индивидуальный подход в обучении, учитывая возможности каждого ребенка и специфику его проблем. Информационные технологии – это новый способ передачи знаний.  Этот способ позволяет ребенку по-новому воспринимать содержание обучения и с интересом учиться.

Педагоги – имеют возможность максимально использовать компьютер, вызывая интерес, высокую мотивацию и работоспособность ребенка. Примером может служить обучение пользоваться компьютером девочки с сохранным интеллектом, имеющей детский церебральный паралич и анартрию (утрата способности образовывать речевые звуки). Девочку научили набирать буквы и слова на клавиатуре компьютера. Таким образом, у нее появилась возможность общаться с окружающими и продолжать обучаться дальше.

Вопрос о необходимости создания специальных компьютерных игр развивающего характера для детей с различными нарушениями (интеллектуальными, моторными, речевыми) в настоящее время достаточно актуален. Нехватка программ такого рода, недостаточная пропаганда уже имеющихся развивающих программ, неподготовленность дефектологов использовать компьютерные технологии – все это еще остается проблемой в настоящее время. В связи с этим попытаемся сделать небольшой обзор коррекционно-педагогических компьютерных программ в специальной педагогике.

Одной из первых развивающих компьютерных игр является программа «Кроссворды». Программа строится по тематическому принципу и включает разные лексические темы: «Фрукты», «Овощи», «Одежда» и др. Эта программа помогает расширить словарь по определенной теме, запомнить обобщающие понятия, запомнить буквенный состав слов. Важно то, что ребенок в любой момент выполнения задания может получить помощь, если наберет слово «помоги». Если ребенок ошибается, то компьютер сообщает об этом.

В дефектологии широко используется программа «Видимая речь». Создали эту программу научные сотрудники корпорации IBM. Программа «Видимая речь» I, II,III (три версии) вошла в историю дефектологии как система, впервые удовлетворившая все педагогические требования к вспомогательному средству формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей с нарушениями слухи и детей с нарушениями речи. В результате использования этой программы было замечено, что интерес детей к обучению возрастает, если используется компьютер. Авторы программы добились стабильной обратной связи. Была решена проблема визуализации компонентов акустической структуры речи. Считается, что до настоящего времени в мире нет аналогов данной программы и программы способной конкурировать. В России эта программа стала использоваться с 1991 года. Первыми ее апробировали сурдопедагоги. В настоящее время программа используется в работе с заикающимися детьми, с детьми с ринолалией и с задержкой психического развития.

Затем появилась программа «Мир за твоим окном», авторами которой являются сотрудники Института коррекционной педагогики Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская, И. О. Кукушкина. Эта программа используется для детей младшего школьного возраста с различными нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития.

 Компьютер – мощный посредник между взрослым и ребенком. Он позволяет создавать любые вариации упражнений, требуемые для восстановления и формирования двигательных координаций. В литературе описано исследование применения компьютерных игр для восстановления и формирования двигательных координаций у больных с параличом Дюшенна – Эрба.

Одной из отечественных программ является программа «Математика для тех, кому трудно: решение задач на движение». Программа «Решение задач на движение» была создана и запрограммирована И. В. Больших – учителем математики. Эта программа оказывает ребенку индивидуализированную помощь в процессе обучения математике.

При работе с компьютером именно ребенок, желая успешно достичь цели, пытается найти верный путь. В случае неуспеха ребенок сам пытается найти выход из ситуации, а только потом обращается за помощью к педагогу. Это объясняется высокой мотивацией и психологическим комфортом в процессе игры.

Еще одна специализированная компьютерная логопедическая игра «Игры для тигры» предназначена для коррекции нарушений речи при стертой форме дизартрии. Программа позволяет также эффективно работать и при других нарушениях речи. В программу входят четыре блока: «Фонематика», «Просодика», «Лексика», «Звукопроизношение». В основу построения этой программы положены принципы:

  • игровая форма обучения;
  • интерактивность;
  • полисенсорное воздействие;
  • дифференцированный подход.

В последние годы появились программы «Учимся с Логошей», «Уроки Мудрой Совы», различные компьютерные упражнения для коррекции звукопроизношения и других речевых нарушений. Программа «Баба-Яга учится читать» предназначена для обучения детей чтению и для профилактики дислексии (специфического нарушения процесса чтения). Эта программа состоит их десяти игровых заданий. Каждое задание направлено на отработку определенных навыков и процессов, которые необходимы для овладения чтением.

Для многих детей компьютер является уникальным средством, которое может обеспечить взаимодействие и общение с окружающим миром. Появилась возможность мотивировать учебную деятельность, разработать новые способы обучения, использовать компьютерные технологии в профессиональной деятельности дефектологов при психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с проблемами в развитии. Успешность использования компьютерной программы зависит от ее дизайна, доступности ее для ребенка, соответствия программы уровню развития и интересу ребенка. Компьютерные технологии позволяют решать развивающие и обучающие задачи, опираясь на ведущую для детского возраста деятельность – игру. При разработке или выборе программы необходимо анализировать насколько содержание программы отвечает задачам коррекционной педагогики. Для эффективного усвоения учебного материала необходимо, чтобы он был доступен и соответствовал возможностям детей. При использовании дефектологом новых технологий в работе с детьми  предстоит решить некоторые вопросы:

  1. Как грамотно использовать работу с компьютером?
  2. В чем преимущества выбранной программы?
  3. Какого эффекта следует ожидать?

 Третий год преподаю в специальных (коррекционных) классах предмет «Информатика и ИКТ». Ведение предмета «Информатика» начинается с 5 класса. Данный курс вводится из часов школьного компонента и преподается всего 1 час в неделю.

Программа составлена на основе системно-информационной концепции, автор Босова Н.Л. «Программа по информатике и ИКТ. 5-11 класс». Для изучения начального (пропедевтического) курса по информатике для учащихся используются учебники «Информатика и ИКТ» и рабочие тетради авторского коллектива.

Содержание теоретических тем расширяю за счет использования материала, представленного в рабочих тетрадях. Кроме того, использование рабочих тетрадей в классе и дома способствует закреплению пройденного материала, как на теоретических, так и на практических занятиях.

Аудиторное время (работа в классе) организую следующим образом: 50% отводится на изучение теоретического материала и 50% – на практическую работу на компьютере. Это реализуется благодаря предложенной в учебнике методике преподавания.

Разнообразие применяемого прикладного программного обеспечения MS Office не только служит развитию у учащихся умений обращаться с компьютером, но и позволяет на практике показать им широту областей применения ЭВМ, получают представление о реальных возможностях ее применения в современном обществе.

Основным результатом обучения является формирование и владение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Чтобы объяснять материал на выполнение практической работы детям с задержками в развитии необходимо несколько раз показать, записать. Результат будет тогда, когда дети сами будут говорить, что делать, как выполнить эту практическую работу.

Акцент делается на самостоятельное обучение школьников, учитель лишь координирует работу и помогает в трудных проблемных ситуациях.

Формирование умений и способов деятельности для решения важных, с точки зрения учащихся, активизирует их исследовательский, творческий потенциал. Программы служат средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для проявления индивидуальных образовательных интересов учащихся.

Важно отметить возможности компьютерной техники и как средства, позволяющего педагогу осуществлять контроль за деятельность детей (компьютер может дать наиболее объективный и полный анализ умений и навыков), а также как средства формирования и совершенствования навыков различных видов самоконтроля учащихся.

Опыт использования компьютерной техники в специальном образовании позволяет говорить о значительных положительных результатах, касающихся как учебной деятельности, так и коррекции многих психофизических особенностей развития.

Используя новые технологии в разработке так называемых «обходных путей», специфических, вспомогательных по своему характеру средств обучения детей с различными нарушениями развития, чем и являются компьютерные развивающие программы, возникают новые отношения между учителем и учеником. Педагог –стремится изменить позицию ребенка в процессе обучения и взгляды родителей на возможности и перспективы ребенка. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом  ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических фор...

Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Обучение детей с задержкой психического развития в общеообразовательной школе

Раскрывается понятие "задержка психического развития", дается классификация ЗПР, психолого-педагогическая характеристика данной категории учащихся, освещаются задачи и направления педагогической работ...

статья на тему: "Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы"

статья на тему: "Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы"...

Особенности обучения детей с задержкой психического развития

Особенности обучения детей с задержкой психического развития...

статья "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"

У детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении и личности в целом, которые характерны для большинств...

Методическая разработка "Специфика применения Интернет-технологий в процессе обучения детей с задержкой психического развития"

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще  применяемых в специальной педагогике....