Информационное моделирование
презентация урока для интерактивной доски по информатике и икт (9 класс)

Смирнова Светлана Юрьевна

Примеры и задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_.ppsx2.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационное моделирование Смирнова С.Ю. 8 класс МАОУ «Лицей № 36»

Слайд 2

2 Модели в нашей жизни

Слайд 3

3 Что такое модель? Модель – это упрощенное подобие реального объекта Первый линейный русский корабль «Гото Предестинация»

Слайд 4

4 Что такое модель? Модель отражает только те свойства, которые необходимы для целей моделирования. Первый линейный русский корабль «Гото Предестинация»

Слайд 5

5 Моделирование Моделирование – это деятельность человека по созданию моделей. Когда используют моделирование: оригинал не существует древний Египет последствия ядерной войны исследование оригинала опасно для жизни или дорого: управление ядерным реактором (Чернобыль, 1986) испытание нового скафандра для космонавтов разработка нового самолета или корабля оригинал сложно исследовать непосредственно: Солнечная система, галактика (большие размеры) атом, нейтрон (маленькие размеры) процессы в двигателе внутреннего сгорания (очень быстрые) геологические явления (очень медленные) интересуют только некоторые свойства оригинала проверка краски для фюзеляжа самолета

Слайд 6

6 Что можно моделировать? Модели объектов: уменьшенные копии зданий, кораблей , самолетов, … модели ядра атома, кристаллических решеток чертежи … Модели процессов: изменение экологической обстановки экономические модели исторические модели … Модели явлений: землетрясение солнечное затмение цунами …

Слайд 7

7 Цели моделирования исследование оригинала изучение сущности объекта или явления «Наука есть удовлетворение собственного любопытства за казенный счет» (Л.А. Арцимович) анализ («что будет, если …») научиться прогнозировать последствия различных воздействиях на оригинал синтез («как сделать, чтобы …») научиться управлять оригиналом, оказывая на него воздействия оптимизация («как сделать лучше») выбор наилучшего решения в заданных условиях

Слайд 8

8 Модели по области применения учебные (в т.ч. тренажеры) опытные – при создании новых технических средств научно-технические аэродинамическая труба испытания в опытовом бассейне имитатор солнечного излучения вакуумная камера в Институте космических исследований вибростенд НПО «Энергия»

Слайд 9

9 Специальные виды моделей игровые – учитывающие действия противника модели экономических ситуаций модели военных действий спортивные игры тренинги персонала имитационные нельзя заранее вычислить или предсказать поведение системы ; можно имитировать её реакцию на внешние воздействия; максимальный учет всех факторов; выбор наилучшего решения методом проб и ошибок в ходе многократных экспериментов Примеры: испытания лекарств на мышах, обезьянах, … математическое моделирование биологических систем модели бизнеса и управления модели процесса обучения

Слайд 10

10 Один оригинал – одна модель? Оригиналу может соответствовать несколько разных моделей и наоборот! ! материальная точка

Слайд 11

11 Природа моделей материальные (физические, предметные) модели: информационные модели представляют собой информацию о свойствах и состоянии объекта, процесса, явления, и его взаимосвязи с внешним миром :

Слайд 12

12 вербальные – словесные или мысленные знаковые – выраженные с помощью формального языка графические (рисунки, схемы, карты, …) табличные математические (формулы) логические (различные варианты выбора действий на основе анализа условий) специальные (ноты, химические формулы) Информационные модели

Слайд 13

13 Модели по фактору времени статические – описывают оригинал в заданный момент времени силы, действующие на тело в состоянии покоя результаты осмотра врача фотография динамические модель движения тела явления природы (молния, землетрясение, цунами) история болезни видеозапись события

Слайд 14

14 Модели по структуре табличные модели (пары соответствия) Врач Музыкант Писатель Ваня + - - Таня - + Лена - -

Слайд 15

15 Модели по структуре иерархические (многоуровневые) модели Директор Главный инженер Главный бухгалтер Вася Петя Маша Глаша Даша

Слайд 16

16 Модели по структуре сетевые модели (графы) старт финиш 1 3 2 4 6 7 8 5

Слайд 17

17 Формализация Формализация – результат перехода от реальных свойств объекта моделирования к их формальному обозначению в определенной знаковой системе.

Слайд 18

18 Графические информационные модели Географическая карта Схема метрополитена Схема дорог Графики Графы

Слайд 19

На графике показан процесс разогрева двигателя легкового автомобиля при температуре окружающего воздуха 15 градусов С. На оси абсцисс откладывается время в минутах, прошедшее после запуска двигателя, на оси ординат – температура двигателя в градусах Цельсия. Когда температура достигает определенного значения, включается вентилятор, охлаждающий двигатель, и температура начинает понижаться. Определите по графику, при какой температуре включается вентилятор. Ответ дайте в градусах Цельсия. 19

Слайд 20

На графике изображена зависимость крутящего момента автомобильного двигателя от числа его оборотов в минуту. На оси абсцисс откладывается число оборотов в минуту, на оси ординат – крутящий момент в Нм. Чтобы автомобиль начал двигаться, крутящий момент должен быть не менее 60Нм. Какое наименьшее число оборотов двигателя (в минуту) достаточно, чтобы автомобиль начал движение? 20

Слайд 21

На графике показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток. На оси абсцисс отмечается время в часах, на оси ординат – значение температуры в градусах. Определите по графику наибольшую температуру воздуха 15 августа. 21

Слайд 22

Графы Граф - это набор вершин и соединяющих их ребер. Он может быть описан в виде таблицы или схемы. 22 1 2 3 4 5 6 7 8 1 1 1 2 1 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 5 1 1 1 1 6 1 1 1 1 7 1 1 1 8 1 1 Матрица смежности

Слайд 23

Графы В звешенный граф – это граф, в котором с каждым ребром связано некоторое число (вес), оно может обозначать, например, расстояние между городами или стоимость перевозки 23

Слайд 24

Графы Ориентированный граф (кратко орграф ) — граф, рёбрам которого присвоено направление. 24 1 2 3 4 6 12 1 1 1 2 1 1 3 1 4 1 6 1 12

Слайд 25

25 А В С D E F 2 7 4 1 3 3 4 2 A-B-E-F= A-D-C-E-F= A-B-C-D-E-F= A-C-D-E-F= A-C-E-F= Ответ: 1) 9

Слайд 26

26 Между четырьмя местными аэропортами: ОКТЯБРЬ, БЕРЕГ, КРАСНЫЙ и СОСНОВО, ежедневно выполняются авиарейсы. Приведён фрагмент расписания перелётов между ними: Аэропорт вылета Аэропорт прилета Время вылета Время прилета СОСНОВО КРАСНЫЙ 6:20 8:35 КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ 10:25 12:35 ОКТЯБРЬ КРАСНЫЙ 11:45 13:30 БЕРЕГ СОСНОВО 12:15 14:25 СОСНОВО ОКТЯБРЬ 12:45 16:35 КРАСНЫЙ СОСНОВО 13:15 15:40 ОКТЯБРЬ СОСНОВО 13:40 17:25 ОКТЯБРЬ БЕРЕГ 15:30 17:15 СОСНОВО БЕРЕГ 17:35 19:30 БЕРЕГ ОКТЯБРЬ 19:40 21:55 Путешественник оказался в аэропорту ОКТЯБРЬ в полночь (0:00). Определите самое раннее время, когда он может попасть в аэропорт СОСНОВО. 4) 17:25

Слайд 27

27 Между четырьмя местными аэропортами: ВОСТОРГ, ЗАРЯ, ОЗЕРНЫЙ и ГОРКА, ежедневно выполняются авиарейсы. Приведён фрагмент расписания перелётов между ними: Аэропорт вылета Аэропорт прилета Время вылета Время прилета ВОСТОРГ ГОРКА 16:15 18:30 ОЗЕРНЫЙ ЗАРЯ 13:40 15:50 ОЗЕРНЫЙ ВОСТОРГ 14:10 16:20 ГОРКА ОЗЕРНЫЙ 17:05 19:20 ВОСТОРГ ОЗЕРНЫЙ 11:15 13:20 ЗАРЯ ОЗЕРНЫЙ 16:20 18:25 ВОСТОРГ ЗАРЯ 14:00 16:15 ЗАРЯ ГОРКА 16:05 18:15 ГОРКА ЗАРЯ 14:10 16:25 ОЗЕРНЫЙ ГОРКА 18:35 19:50 Путешественник оказался в аэропорту ВОСТОРГ в полночь (0:00). Определите самое раннее время, когда он может попасть в аэропорт ГОРКА. 16:15 2) 18:15 3)18:30 4) 19:50 18:15 ВОСТОРГ ГОРКА ОЗЕРНЫЙ ЗАРЯ 15:5 0 13:20 2) 18:15

Слайд 28

28 Между четырьмя местными аэропортами: ГЕОРГИЕВО, ГОЛУБЕВО, ЗАХАРОВО и ГРУШЕВО, ежедневно выполняются авиарейсы. Приведён фрагмент расписания перелётов между ними: Аэропорт вылета Аэропорт прилета Время вылета Время прилета ГРУШЕВО ГЕОРГИЕВО 6:00 7:45 ГЕОРГИЕВО ГОЛУБЕВО 6:35 7:20 ГОЛУБЕВО ГЕОРГИЕВО 7:00 7:55 ГРУШЕВО ЗАХАРОВО 7:15 8:20 ГЕОРГИЕВО ЗАХАРОВО 7:30 8:35 ЗАХАРОВО ГЕОРГИЕВО 7:35 8:15 ГЕОРГИЕВО ГРУШЕВО 8:15 9:50 ГРУШЕВО ГОЛУБЕВО 8:20 9:35 ГОЛУБЕВО ГРУШЕВО 8:30 9:20 ЗАХАРОВО ГРУШЕВО 9:15 9:45 Путешественник оказался в аэропорту ГЕОРГИЕВО в полночь. Определите самое раннее время, когда он может попасть в аэропорт ГРУШЕВО. Считается, что путешественник успевает совершить пересадку в аэропорту, если между временем прилета в этот аэропорт и временем вылета проходит не менее часа. 1) 7:45 2) 9:20 3) 9:45 4) 9:50 2) 9:20

Слайд 29

29

Слайд 30

30

Слайд 31

A B C D E F A 4 B 4 6 3 6 C 6 4 D 3 2 E 6 4 2 5 F 5 31 Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.) Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам). 1) 9 2) 13 3) 14 4) 15 3) 14

Слайд 32

A B C D E F A 3 B 9 4 C 3 9 3 8 D 3 2 E 4 8 2 7 F 7 32 Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.) Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам). 1) 11 2) 13 3) 15 4) 17 3) 15

Слайд 33

33 Возможные ошибки : нужно внимательно строить схемы по таблицам, этот дополнительный переход (от табличных моделей к графическим) повышает наглядность, но добавляет еще одну возможность для ошибки наглядность схемы зависит от того, как удачно вы выберете расположение ее узлов; один из подходов – сначала расставить все узлы равномерно на окружности, нарисовать все связи и посмотреть, как можно расположить узлы более удобно по невнимательности можно пропустить решение

Слайд 34

34 Грунтовая дорога проходит последовательно через населенные пункты А, B, С и D. При этом длина дороги между А и В равна 80 км, между В и С – 50 км, и между С и D – 10 км. Между А и С построили новое асфальтовое шоссе длиной 40 км. Оцените минимально возможное время движения велосипедиста из пункта А в пункт В, если его скорость по грунтовой дороге – 20 км/час, по шоссе – 40 км/час. 1) 1 час 2) 1,5 часа 3)3,5 часа 4) 4 часа

Слайд 35

35 Сколькими способами можно рассадить в ряд на 3 стула трех учеников? Стр. 66 учебника. 9 класс стр. 68 № 10 стр. 68 № 8

Слайд 36

Географическая карта 36

Слайд 37

Схема метрополитена 37

Слайд 38

Схема дорог 38

Слайд 39

39 Домашнее задание Стр. 68 № 5, 9,11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационное моделирование

Презентация "Информационное моделирование" даёт представление о моделировании, натуральных и информационных моделях....

Информационное моделирование на компьютере

Информационное моделирование на компьютере...

Информационное моделирование на компьютере

Практическая работа: «Разработка табличной информационной модели с использованием текстового редактора MS WORD»( Семакина И., Базовый курс, 9 класс )...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Информационное моделирование на компьютере» 9кл

Цели  урока: Формировать представление учащихся о моделировании как основном методе познания; обеспечить усвоение учащимися понятий “модель”, “моделирование”; обеспечить понимание учащимися подхо...

Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Информационное моделирование"

Курс рассчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов....

Информационное моделирование.

Информационное моделирование. 8 класс....