Конспект урока по информатике
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс)

Андреев Игорь Владимирович

Тема урока: ""Техника безопасности на уроке информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_informatike.odt84.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА №1, №2.

Дата проведения урока №1:2.09.2018

Дата проведения урока №2: 3.09.2018

Класс: 5 класс (слабослышащие дети со сложными дефектами)

Тема: «Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас»; «Информация – компьютер – информация».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: Создание условий для закрепления понятия “информация”; видов информации; каналов получения информации; форм представления информации. Продолжить формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.

Задачи урока:

Образовательные задачи: знакомство с методами научного познания; продолжение работы по формированию навыков учащихся: анализа источников информации, экспериментальной работы, работы в группе. Повторить основные понятия, закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий, осуществить контроль знаний по теме.

Развивающие задачи: развитие навыков и умений; умение классифицировать и обобщать; умение формулировать выводы по изученному материалу; развитие самостоятельности мышления и интеллекта; развитие навыков практической работы; развивать логическое мышление, расширять кругозор.

Коррекционные задачи: откорректировать произношение изучаемых понятий и терминов; корригировать произвольное внимание; развитие слухового восприятия.

Воспитательные задачи: воспитание мировоззренческих понятий; причинно – следственные связи в окружающем мире; о познаваемости окружающего мира и человечества; развивать познавательный интерес, воспитывать коммуникативную культуру.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: познакомить учащихся с учебником, дать представление о предмете изучения.

Метапредметные: правильное поведение в компьютерном классе, правильно сидеть за ПК; умение работать с учебником, умение работать с электронным приложением к учебнику.

Личностные: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе.

Оборудование урока: З.У.А. «Эхо»; Дидактический материал, учебник по информатике, рабочие тетради, словарь; мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация (MS PowerPoint), интерактивная доска, плакат №1,2.

Электронное приложение к учебнику:

  1. Презентация «Информация вокруг нас».
  2. Плакат «Как мы воспринимаем информацию».
  3. Презентация «Зрительные иллюзии»
  4. Презентация «Техника безопасности»
  5. Плакат «техника безопасности».

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

  1. Анимация «Классификация информации по способу ее восприятия людьми» (135003).
  2. Анимация «Классификация информации по способу ее восприятия» (134872).
  3. Анимация «Восприятие информации животными через органы чувств» (134901).
  4. Интерактивное задание «Кто как видит» (135131).
  5. Виртуальная лаборатория «оптические иллюзии» (134876).

Речевой материал:

1. Техника безопасности при работе с компьютером.

2. Информация.

3. Виды информации по способу получения: зрительная, звуковая, обонятельная, осязательная, тактильная.

4. Виды информации по форме представления: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.

Ход урока №1.

  1. Организационный момент. Взаимное приветствие.

Проверка и настройка слуховых аппаратов, установка на слуховое внимание.

Вопрос за экраном: «как ты слышишь?»

Восприятие на слух «пестрого» речевого материала.

Предъявление на слух неожиданного речевого материала, позволяющего определить возможности слухового восприятия и внимания детей (2 мин).

Здравствуйте, ребята!

В какой стране мы живем?

Какая столица России?

Здравствуйте, Елена Геннадьевна!

Мы живем в России

Столица России город Москва

  1. Фонетическая зарядка

Здесь учитывается фонетический принцип, отбор речевого материала производится по принципу сложности произнесения (учебные термины, в которых находятся стечения согласных звуков. Для их отработки используется аналитико – синтетический метод).

  1. Изучение нового материала (с использованием ИКТ и дидактического материала)

Речевой материал: техника безопасности, компьютер, данные, информация, информационный объект.

Урок сопровождается презентацией «Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас».

1) Правила техники безопасности и организации рабочего места: §2.2, плакат 1.

ТБ в кабинете информатики:

-входите в кабинет спокойно, осторожно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель, оборудование и только с разрешения учителя;

-не входите в верхней и влажной одежде;

-не включайте самостоятельно щит электропитания.

hello_html_57aa5131.jpg

ТБ перед началом работы:

-не размещайте на рабочем месте посторонние предметы;

-убедитесь в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.

ТБ во время работы на ПК:

-чтобы не навредить здоровью выполняйте рекомендации: §2.2;

-включайте и перезагружайте ПК только с разрешения учителя;

-не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей;

-не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора;

-работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками;

-на клавиши нажимайте легко, не задерживая их в нажатом положении; не допускайте резких ударов по клавишам;

-не вставайте с рабочего места, когда входят в кабинет посетители;

-не перемещайтесь по кабинету без разрешения учителя;

-не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;

-при неполадках и сбоях в работе ПК немедленно прекратите работу и сообщите об этом учителю.

hello_html_4dae1b65.jpg

ТБ после окончания работы на ПК:

-выйдите из прикладных программ;

-с разрешения учителя выключите ПК;

-наведите порядок на рабочем столе;

-приставьте стул;

-сдайте рабочее место учителю.

После знакомства с правилами учащиеся подписываются в журнале по ТБ в получении инструктажа.

Информация - это знания и сведения об окружающем нас мире.

hello_html_mf73c839.jpg

Информацию об окружающем мире получают не только люди, но и все живые организмы. Собака-пастух может почувствовать приближение волка и лаем предупредить об этом своего хозяина. В Индии по берегам рек встречаются заросли удивительного растения “Стыдливая мимоза”. Когда начинается тропический ливень, и первые капли дождя падают на растение, мимоза спешит свернуть свои листочки. Информация заложена в каждой клетке живого организма, и это позволяет ему расти, развиваться, справляться с болезнями.

Как узнаем, громко играет музыка или тихо? Ответ: слышим ушами

Как определяем цвет предмета? Ответ: увидим глазами

Как узнаем, что у мамы “убежало” молоко? Ответ: почувствуем носом

Как узнаем, что мороженое сладкое, а лимон кислый? Ответ: попробовать на язык

Ребята, а как мы узнаем, что утюг горячий, а лед холодный? Ответ: Потрогать рукой

Действительно, информацию об окружающем нас мире: о цвете, запахе, температуре, вкусовых качествах, физических свойствах предметов люди и другие живые существа получают с помощью различных органов и при этом каналы получения информации тоже имеют свое название

(Демонстрируется слайд ) Беседа по слайду

зрения( глаза - зрительный), слуха ( уши – слуховой), вкуса (язык – вкусовой), осязания(кожа –осязательный), обоняния (нос – обонятельный).

Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

Задание: №4 и №5 §1.1.

Задание №4 §1.1.

Заполните следующую таблицу:

Задание №5 §1.1.

Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств для различных животных различна. Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развитым у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота? (Соедините стрелками.)

hello_html_m3cbc3151.jpg

Ответ: у орла наиболее развито зрение; у волка — обоняние; у летучей мыши — слух; у дельфина — слух; у крота — осязание.

4. Физминутка

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

  1. Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5. Повторите 4-5 раз.
  2. Крепко зажмурьте глаза (сосчитайте до 3), откройте глаза и посмотрите вдаль (сосчитайте до 5). Повторите 4-5 раз.
  3. Вытяните правую руку вперед. Следите глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторите 4-5 раз.
  4. Посмотрите на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом переведите взор вдаль на счет 1-6. Повторите 4-5 раз.
  5. В среднем темпе проделайте 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет 1-6. Повторите 1-2 раза.

Я приготовила вам игру. Правила простые: на столе разложены предметы, на которых информация представлена в различных формах. Распределите их по формам представления информации.

Учитель показывает предметы со стола, а ученики отвечают, какая по форме представления информация в этих предметах

Предметы: рисунок, книга, фотография, музыкальная кассета, цифры, схемы, карты, видеокассета, пример по математике, наушники, газета, журнал, калькулятор.

Для получения более точной информации человек использует различные приборы и устройства: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.д.

Виды информации по форме представления (таблица): числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.

Компьютер увеличивает возможности человека при работе с информацией: помогает хранить, обрабатывать и передавать информацию.

Данные - информация, представленная в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером.

Информатика - наука, занимающаяся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютера.

Рассказ (в общих чертах) об устройстве компьютера (провести аналогию между функциями органов человека и функциями устройств компьютера).

5)Закрепление пройденного материала

Повторим правила техники безопасности при работе за компьютером.

А теперь мы с вами поработаем с тестом на компьютере и проверим, как вы усвоили изученный материал. Сначала вспомним некоторые правила работы в редакторе WordPad. Каждый получает отметку за тест.

Тест к уроку

Вариант 1

1. Дайте самый полный ответ.

Информация – это…

А. сведения об окружающем нас мире

Б. то, что передают по телевизору в выпусках новостей

В. прогноз погоды

Г. то, что печатают в газете

2. Укажите орган чувств, с помощью которого здоровый человек получает большую часть информации.

А. глаза

Б. уши

В. кожа

Г. нос

Д. язык

3. Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии – это…

А. числовая информация

Б. текстовая информация

В. звуковая информация

Г. видеоинформация

Д. графическая информация

4. Все, что мы слышим, - человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машины – относится к…

А. числовой информации

Б. текстовой информации

В. графической информации

Г. звуковой информации

Д. видеоинформации

Вариант 2

1. Дайте самый полный ответ.

Информация – это…

А. то, что передают по телевизору в выпусках новостей

Б. прогноз погоды

В. сведения об окружающем нас мире

Г. то, что печатают в газете

2. Укажите “лишнее”

А. глаза

Б. уши

В. лицо

Г нос

Д. язык

3. Количественные характеристика объектов окружающего мира – возраст, вес, рост человека, численность населения, площади лесов и т. д. – представляются в форме…

А. числовой информации

Б. текстовой информации

В. графической информации

Г. звуковой информации

Д. видеоинформации

4. Все, что напечатано или написано на любом из существующих языков, относится к…

А. числовой информации

Б. текстовой информации

В. графической информации

Г. звуковой информации

Д. видеоинформации

Ключ к тесту

Вариант

№ зад.

1

2

1

А

В

2

А

В

3

Д

А

4

Г

Б

6. Подведение итогов

А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Ответьте на вопросы в листах рефлексии и сдайте их мне.

(Учащимся выдаются листки с рефлексивным заданием.)

Подводится итог урок по результатам на листах рефлексии, ставятся оценки за урок

7. Домашнее задание

  1. Выучить записи.
  2. Заполнить таблицу:

Соедините названия животного с наиболее развитым у него чувством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта урока по информатике и ИКТ по теме: «Алгоритмизация и программирование»

 Школьная информатика в России начиналась с алгоритмизации и программирования, как с основной темы курса. Изучение раздела «Алгоритмизация и программирование», бесспорно, начинается ...

Конспект урока по информатике

Конспект урока по информатике "Работа сграфической информацией в среде Paint" позволит молодым специалистам подготовится к уроку....

Конспект урока по информатике в 5 классе и презентация "Информация. Информатика. Компьютер.Техника безопасности и организация рабочего места".

Цель данного урока:1.познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;2. дать представление о понятии "информация",её видах,  о предмете "Информатика"....

План-конспект урока по информатике в 8 классе Урок 8. Работа с таблицами. Редактор формул.

План-конспект урока по информатике в 8 классеУрок 8. Работа с таблицами. Редактор формул....

Конспект урока по информатике 5 класс Тема урока : «О чем говорит рисунок»

Конспект урокапо информатике 5 класс Тема урока :  «О чем говорит рисунок» Цель урока: продолжать формировать у учащихся умения работать в графическом редакторе Paint,  создавать сложные гра...

Конспект урока по информатике по теме "Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе"

Цели урока:научить правильно и безопасно организовывать своё рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия информации в живой и неживой природе, информатике;воспитание информацио...