Программирование разветвляющихся алгоритмов
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Цели урока:  1.Формирование компетентности в сфере познавательной деятельности;

2.Формирование компетентности в сфере коммуникативной деятельности.

Задачи урока: 1. Познакомиться с правилами записи разветвляющихся алгоритмов, условного оператора;

2. Рассмотреть примеры программирования алгоритмов ветвления;

3. Подвести учащихся к выводу что для решения одной и той же задачи можно разрабатывать разные алгоритмы;

4. Сформировать умения записывать на языке программирования короткие алгоритмы с ветвлениями;

5. Получить опыт программирования ветвлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ИНФОРМАТИКИ ПО ТЕМЕ:

«Программирование разветвляющихся алгоритмов»

Предмет: Информатика  

Тема: «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор».

Класс: 9

Учитель: Суханова Ольга Владимировна

Школа: ГБОУ гимназия № 363 г. Санкт Петербург.

Цели урока:        1.Формирование компетентности в сфере познавательной деятельности;

2.Формирование компетентности в сфере коммуникативной деятельности.

Задачи урока: 1. Познакомиться с правилами записи разветвляющихся алгоритмов, условного оператора;

2. Рассмотреть примеры программирования алгоритмов ветвления;

3. Подвести учащихся к выводу что для решения одной и той же задачи можно разрабатывать разные алгоритмы;

4. Сформировать умения записывать на языке программирования короткие алгоритмы с ветвлениями;

5. Получить опыт программирования ветвлений.

Планируемы образовательные результаты:

Предметные – умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию «ветвление»;

Метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

Личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Тип урока: комбинированный, урок- игра совершенствования умений и навыков, обобщения знаний, практических заданий.

Основные организационные формы обучения на уроке:

  • фронтальная работа с классом
  • индивидуальная работа за компьютером
  • групповая работа

Оборудование:

  1. персональные компьютеры учащихся с установленным на них программным обеспечением: операционная система Windows 7; PascalABC.net;
  2. персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
  3. демонстрационные материалы (задания для двух команд, карточки для ответов, – приложение 1); презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов»,
  4. в папке каждого учащегося в электронном виде на ПК заготовки – материал для составления программы для выбранной задачи из учебника.

Технология занятия.

  1. Организационный момент. Цели и задачи урока.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Инструктирование учащихся по выполнению задания в PascalABC.net;.
  4. Самостоятельная работа в группах за ПК по созданию собственной программы.
  5. Представление выполненных работ на обсуждение одноклассниками.
  6. Домашнее задание.
  7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  8. Список литературы.

Ход урока

  1. Организационный момент. Цели и задачи урока.

Приветствие. Объявление темы и задачи урока. (3 мин)

  1. Актуализация опорных знаний. (8 мин)

В начале урока проводиться:

  1. проверка изученного материала по данной теме в форме игры «Паскаль в морском бою».   (Приложение 1).  Повторяются с учащимися следующие вопросы:

-Что входит в состав алфавита языка Паскаль?

-Каких требований следует придерживаться при выборе имен для различных объектов на языке Паскаль и какие типы данных он использует?

-Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль?

-Какие операторы используются для ввода и вывода данных?

  1. визуальная проверка домашнего задания в тетради.
  2. рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.
  3. изучение новой темы «Программирование разветвляющихся алгоритмов», начав её с темы «Условный оператор», которую ученики прорабатывали дома, используя подготовленные для них учителем материалы,
  4. проверка учителем изученного учениками материала, для этого вызывается произвольный ученик к доске и записывает:

if  <условие> then < оператор 1> else <оператор 2>

if <условие> then < оператор 1>

Учитель просит ученика разъяснить, что означают ключевые слова в данной записи; if  ….. then …….else, как они переводятся на русский язык.

  1. обсуждение  на занятии двух примеров  из учебника для 9 класса. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – первая программа, согласно которой можно определить принадлежность точки х отрезку [А,В] (Приложение 2).

Ученики определяют, все ли верно записано на доске одноклассником, если потребуется  то они должны внести коррективы.

Следующим шагом ученикам предлагается написать на доске вторую программу нахождения наибольшего из трёх чисел (Приложение 2).

Если учитель видит, что ученики усвоили материал, целесообразно перейти к следующему этапу занятия – практической работе

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

  1. Инструктирование учащихся по выполнению практического задания в программе PascalABC.net (2 мин).

Для этого урока учащимися самостоятельно подготовлены материалы для выполнения практического задания с помощью программы PascalABC.net. В тетрадях учащихся записана математическая постановка задачи, составлен алгоритм выполнения задачи, которую они программируют.

В результате ученики, объединенные в группы должны будут  самостоятельно и в совместных усилиях написать программу для  выбранной задачи, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат.

Можно предложить ученикам еще раз внимательно посмотреть на записанную программу и обсудить, всё ли верно в ней. Если ошибок в программе нет, то надо перейти к процессу набора программного кода на компьютере учащимися.

  1. Самостоятельная работа по написанию программы (задание в  учебнике) с использованием неполного условного оператора  и выполнение её на компьютере (20 мин) (Приложение 3).

Ученики знакомы с общими сведениями о языке программирования Паскаль, с организацией ввода и вывода данных, умеют программировать линейные алгоритмы.

Ученики, объединенные в группы, выполняют самостоятельно практическую работу по набору и запуску своей программы в среде языка Паскаль, задают вопросы друг другу и педагогу, при этом они сами обучают и поддерживают друг друга, используют рекомендации и сохраняют результат в своей личной папке.

Для проверки правильности программы ученикам можно предложить использовать данные, в результате они должны будут увидеть вариант ответа у себя на экране.

На этом этапе занятия основная цель будет достигнута. Ученики усвоили, что такое условный оператор, при этом учитель в процессе занятия ничего сам не объяснял. Ученики самостоятельно выясняли и писали на доске все элементы нового материала. Даже если кто-то из обучающихся пришел на урок неподготовленным, то прослушав и просмотрев всё, что делали и объясняли его одноклассники, он разберется в новой теме.

  1. Представление выполненных работ. (10 мин).

Ученики представляют  выполненное задание на компьютере.

Каждый защищает свою небольшую программу, рассказывая об использованных приёмах создания программы.

Ученики высказывают своё мнение по поводу получившейся работы.

  1. Домашнее задание.

Повторить пройденный материал по теме: «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор».

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин).

Учитель подводит итоги урока. Проверяет выполненные задания и выставляет оценки. Все ученики успешно справились с заданием.

Ученики усвоили, что такое условный оператор, и поняли что, можно использовать разные варианты записи ветвлений.

Рефлексия.

Что нового мы сегодня узнали на уроке? Чему научились?

Какое задание вызвало затруднение?

Правильно ли я набрал программу для решения выбранной задачи?

Сегодня я узнал …..

Сегодня я понял …..

Список литературы:

  1. Информатика: учебник для 9 класса. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Информатика. методическое пособие для 7-9 классов: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  3. Информатика. рабочая тетрадь для 8 класса: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  4. Информатика: учебник для 8 класса. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Приложение 1. Задания для первой команды

  1. Что называют операторными скобками:

3а) ( )                           4В) {}             6ж) [ ]             1г) begin…end

  1. Какая из записей заголовка программы правильная:

8а) Program задача 1                                   4д) Program  1

1к) Program  zadacha_1                               6 ж)  Program  1_zadacha

  1. Как записывается оператор ввода:

6к) WRITELN(X,Y)                                       2б)READ(X,Y)

8в)  WRITE(X; Y)                                          2и)READ(X;Y)

  1. Как записывается оператор присваивания:

2к) A:=B+5             3а) A=B+5                6к) A:=B+5                3в) B+5:=A

  1. Запись на языке Pascal  выражения у=5х – 10х+2:х будет иметь вид:

10а) y=5*x-10*x+2/x                                     6д) y=5x-10x+2/x

9и) y:=5x-10x+2:x                                         3б) y:=5*x-10*x+2/x

  1. Какой из операторов ошибочен, если заданы описания: var i,j: integer; x,y: real;

5а) х:= i*y                  4е) у:= i/i                  3е) j:=  i/2                       6и) j:=i*i

  1. Условный оператор записывается в виде:

1ж) While <условие>  do <оператор>

4к) If <условие>then <оператор1> else <оператор2>

8б) <имя переменной>:=< выражение>

4и) If<условие> then <оператор1>;< оператор2>

  1. Высказывание «Если значение переменной  b  больше 5, то увеличить значение b на 15, иначе значение b уменьшить на 3», соответствует оператор:

1д) if b>5  then b:=b-3;  else b:=b+15

3г) if b>5  then b:=b+15;  else b:=b-3

5в) if b>5  then b:=b+15  else b:=b-3

10к) if b>5 then b:=b+15  b:=b-3

  1. После выполнения операторов присваивания: а:=3; b:=5, с:=7, d:=a; a:=b; b:=c, c:=d,  соотношение значений переменных а, b, с следующее:

3а) a>b>c             5и) b>c>a              8ж) c>b>a                6з) b>a>c

  1. Определите значение целочисленных переменных  х, у и  t после выполнения фрагмента программы: х:=5; у:=7;  t:=x;  x:=y mod x;  y:=t;

7а) x=2, y=5, t=5                3в) х=7, у=5, t=5           2е) х=2, у=2, t=2

7к) х=5, у=5, t=5

  1.  Чему будет равно значение переменной  К  после выполнения следующих действий?

К:=5;      

S:=К+2;

К:=S+2;

К:=К+10+S;

6и) 5                   7ж) 12                          6ж) 7                               7з) 26

  1.  В результате выполнения программы

Program klass;

begin

writeln (45/(12-3));

write('классов');

end.

на экране появится запись:

8в) 5 классов                                         10в) 9 классов

9в) 5 классов;                                           10г) 9 классов

Приложение 1.  Задания для второй команды

  1. В каком разделе происходит описание переменных:

1д) в разделе описания констант                         2а) в разделе описания типов

1а) в разделе описания переменных                    6с) в разделе описания выражений

  1. Чем заканчивается программа:

2б) READLN                 6б)  READLN; END               1е) END               1б)END

  1. Как записывается оператор вывода:

1г) WRITELN(A, D)                       2в)  READLN (A, D)

1ж) WRITE(A; D)                           6к) READ(A; D)

  1. Оператор присваивания имеет вид:

2г)<имя переменной>=< тип переменной>

4д)<имя переменной>:=< значение>

3е)<имя переменной >::=<значение>

10в) <значение>:=< имя переменной>

  1. Выражение  x= 4вс-ч+2:(в+3) на языке Паскаль будет записано в виде:

6и) х=4вс-ч+2:(в+3)                               2д) х:=4*в*с-ч+2/(в+3)

3ж) х:=4*в*с-ч+2/(в+3)                         1з) х:=4*в*с-ч+2:(в+3)

  1. Какой из операторов записан правильно, если заданы описания:

Var i,j: integer; x,y: real

4а) х:=i*j                   1 и)y:=i/x                            3з)j:=i+2                     6г)j:=i*y

  1. Условие «если А больше или равно С, то В равно 1» соответствует фрагмент программы:

2е) if A>C then B:=1             6з) if A>B =C then B:=1  

4к) if A>=C  then B=1           1к) if A>=C then B:=1    

  1. После выполнения операторов присваивания: а:=с;  b:=d ; a:=a+b;  b:=a-b; a:=a-b,  переменные а и b принимают значения переменных:

9а) a=c, b=d                  5б) a=c, b=c             7д) a=d, b=c            3к) a=c+d,  b=c-d

  1. Определите значения целочисленных переменных а и b после выполнения фрагмента программы: а:=42;  b:=14;   а:=а div b;  b:=a*b;  a:=b div a;

10з) а=42, b=14                                     8г) а=1, b=42

5б) а=0, b=588                                       7з) а=14, b=42

  1. Чему равно значение переменной К после выполнения следующих действий?

К:=10;

Ы:=К+К+5;

К:=Ы

Ы:=К-10

3и) 10                            6к) 15                          7в) 5                              7и) 25

  1. Высказывание «Если значение переменной  b  больше 5, то увеличить значение b на 15, иначе значение b уменьшить на 3», соответствует оператор:

1д) if b>5  then b:=b-3;  else b:=b+15

3г) if b>5  then b:=b+15;  else b:=b-3

5в) if b>5  then b:=b+15  else b:=b-3

10к) if b>5 then b:=b+15  b:=b-3

  1.  B  результате выполнения программы

Program klass;

begin

writeln (30/(11-5));

write('классов');

end.

на экране появится запись:

8в) 5 классов                                         10в) 6 классов

9в) 5 классов;                                        10г) 6 классов

Приложение 3.

Практическое задание для двух  групп на уроке:

Задание для 1 группы:

Дано трёхзначное число. Напишите программу, которая определяет есть ли среди цифр заданного целого трёхзначного числа одинаковые;

 

Пример исходных данных

Пример выходных данных

123

121

222

Задание для 2 группы:

Ввести с клавиатуры три числа А, В, С. Определить, равны ли введенные числа. С клавиатуры.

Задания №3 (усложненный вариант)

Даны три натуральных числа. Напишите программу, определяющую, существует ли треугольник с такими длинами сторон. Если такой треугольник существует, то определите его тип (равносторонний, равнобедренный, разносторонний).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Программирование разветвляющихся алгоритмов"

На данном уроке используются информационно-куоммуникационные технологии, а также некоторые приемы технологии критического мышления....

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

Технологическая карта урока по теме: "Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор"...

План урока по теме "Программирование разветвляющихся алгоритмов в языке Паскаль"

Материал содержит технологическую карту урока и наглядные средства в электронной форме по теме урока....

Программирование разветвляющихся алгоритмов

Программирование разветвляющихся алгоритмов...

Дидактические материалы для изучения темы "Программирование разветвляющихся алгоритмов"

Данная разработка может быть использована в виде опорного материала для работы на уроке по изучению  темы указанной ниже. Учебник: Информатика. Учебник для 8 класса. Босова Л.Л., Босов...

Конспект урока по информатике на тему: «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор».

Цели:-          рассмотреть правила записи условного оператора;-          рассмотреть формат и назначение сост...

Урок Программирование разветвляющихся алгоритмов. Простой и составной условные операторы

Презентация к уроку 8 класса на тему Программирование разветвляющихся алгоритмов. Простой и составной условные операторы по программе Босовой Л.Л....