Конспект урока "Аксонометрические проекции"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Кислицин Василий Григорьевич

Цели:

- познакомить учащихся с получением наглядных изо­бражений;

- формировать умения строить оси, геометрические фигу­ры в прямоугольной изометрии;

- развивать приемы работы с чертежными инструментами, глазомер учащихся;

- воспитывать рациональное распре­деление времени, точность, аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon aksonometricheskie_proektsii.zip2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Раздел программы: Способы проецирования и чертежи в системе прямоугольных проекция. Аксонометрические проекции, технический рисунок.

Урок- презентация “ Аксонометрические проекции ”

Тема: Аксонометрические проекции.

Цели:

- познакомить учащихся с получением наглядных изображений;

- формировать умения строить оси, геометрические фигуры в прямоугольной изометрии;

- развивать приемы работы с чертежными инструментами, глазомер учащихся;

- воспитывать рациональное распределение времени, точность, аккуратность.

Тип урока: урок сообщения нового материала.

Методы проведения: демонстрация, беседа, графические построения.

Материальное обеспечение: мультимедийный комплекс, программа презентации “Аксонометрические проекции”, таблицы «Различные изображения детали».

Список используемых источников и  литературы

  1. Ботвинников А.Д. ЧЕРЧЕНИЕ: Учеб. для 7-8-х кл. средних общеобразовательных учреждений. – М,; Просвещение, 1998г. – 221с.
  2. Селиверстов М.М. ЧЕРЧЕНИЕ: Учеб. для 7-8-х кл. средних общеобразовательных учреждений. – М,; Просвещение, 1991г. – 157с.
  3. Виноградов В.Н. Словарь – справочник по черчению: Книга для учащихся средних общеобразовательных учреждений. – М,; Просвещение, 1993г. – 158с.
  4. Ройтман И.А., Владимиров Я.В. Черчение: Поурочные планы, Волгоград, Учитель, 2004 г.,189 с.  

Рекомендации к уроку.

План урока

Этапы урока

Распределение времени (мин.)

1. Организационный момент.

0,5

2. Повторение пройденного материала.

3

3. Сообщение темы, целей урока, мотивации учебной деятельности учащихся.

2

4. Изучение нового материала.

10

5. Физминутка.

2

6. Практическая работа

24

7. Рефлексия

2

8. Домашнее задание.

1,5

Есть, по крайней мере, два важных мотива в пользу включения этой темы в школьный курс черчения. Первый - это большое образовательное значение метода аксонометрических проекций. Прежде всего, он является превосходным средством развития и тренировки пространственных представлений. Выполнение аксонометрических проекций (даже в виде технических рисунков) как бы обнажает геометрический скелет предмета-оригинала, его пространственную структуру и форму, что дает полезную нагрузку пространственным представлениям. Можно заметить, что особое удовлетворение дает эта работа учащимся, считающим себя неспособными к рисованию и потому избегающим этого вида деятельности. Второй мотив - большая учебная ценность наглядных изображений, которые служат промежуточным звеном между реальным предметом и его прямоугольными проекциями. Это обстоятельство позволяет построить целую систему упражнений по чтению чертежа, основанную на сопоставлении наглядного изображения и комплексного чертежа. Близкое родство обоих способов изображения, один и тот же принцип, лежащий в их основе, в условиях школы делают методически обоснованным их одновременное изучение.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Учитель. Какое проецирование называется центральным, параллельным, прямоугольным, косоугольным? (Ответы учащихся в виде определений.).  Какой способ проецирования используется при построении чертежа и почему? (Ответы учащихся).

III. Сообщение темы, целей урока, мотивации учебной деятельности учащихся.

(слайд №1)

Учитель. Тема урока сегодня “Аксонометрические проекции”. Запишите тему в тетрадь.

(слайд №2)

Проблемный вопрос: Можете ли вы ответить, как называются изображения (а, б)? На этот вопрос вы ответите сами в конце урока.

(слайд №3)

Учитель. Цели и задачи нашего урока….

IV. Изучение нового материала.

(слайд №4)

Учитель. Проецируя куб вместе с осями координат Xo, Yo, Zo на плоскость P параллельными лучами, направленными к ней под углом, меньшим 90°, получают косоугольную фронтальную диметрическую проекцию. В дальнейшем будем называть ее кратко фронтальной диметрической проекцией.

Если грани куба наклонить к плоскости Р под равными углами и спроецировать куб вместе с осями координат на плоскость перпендикулярными к ней лучами, то получится еще одно наглядное изображение, которое называется прямоугольной изометрической проекцией. В дальнейшем будем называть ее кратко изометрической проекцией.

(слайд №5)

Учитель. Построение   аксонометрических проекций начинают   с   проведения аксонометрических осей х, у и г. Оси фронтальной диметрической проекции располагают так: ось х — горизонтально,  ось  z — вертикально,  ось  у — под  углом  45°   к горизонтальной линии.

Угол 45° можно построить при помощи чертежного угольника с углами 45, 45 и 90°, как показано на слайде. Ось у проводят с наклоном влево или вправо.

(слайд №6)

Учитель. Оси X, У, Z, в прямоугольной изометрии располагаются друг относительно друга под углами 120 градусов. Оси X, У располагают под углом 30 градусов к горизонтальной линии. Их удобно строить транспортиром, также проводить при помощи угольника с углами 30, 60 и 90 градусов.

(слайд №7)

Учитель.  Название “диметрия” по-гречески означает “двойное измерение”, а “изометрия” – “равные измерения”

(слайд №8)

Учитель. Ребята запомните пожалуйста следующие правила:

  1. Ось z всегда вертикальна.
  2. Все измерения выполняются только по аксонометрическим осям или прямым, параллельным им.
  3. Все прямые линии, параллельные друг другу или осям координат на комплексном чертеже, в аксонометрических проекциях остаются параллельными между собой и соответствующим аксонометрическим осям.

(слайд №9-11)

Учитель. Посмотрите на следующие слайды и прокомментируйте их.

(Ответы учащихся). Построение стороны квадрата по оси y происходит в два раза меньше натуральной величины. Треугольника и шестиугольника – аналогично.

(слайд №12-14)

Учитель. Посмотрите на следующие слайды и прокомментируйте их.

(Ответы учащихся). Построение всех сторон квадрата, по всем осям, не изменяются. Треугольника и шестиугольника – аналогично.

(слайд №15)

Учитель. Перед началом построения изометрических проекций запомните следующее: “В аксонометрических проекциях из каждой вершины предмета всегда выходят три ребра (видимых или невидимых)”.

(слайд №16-19)

Учитель. Рассмотрим общий способ построения аксонометрических проекций плоскогранных предметов на примере детали, два вида которых даны в учебнике на рисунке 62.

V. Физкультминутка

Для некоторых учеников держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами, считая, что чем крепче они держат ручку или карандаш, там красивее у них получатся буквы или линии. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?

Учитель. Сейчас я буду читать вам стихотворение, и показывать движения, а вы повторяйте их вместе со мной.

1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”

3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.

4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцы пальцами другой руки, изображая бег лошадок.

VI. Практическая работа.

Учитель. А теперь все вместе со мной, я на доске, а вы в своих тетрадях, построим изометрическую проекцию детали и нанесем размеры рисунка 62 в ваших учебниках. В качестве примера будем руководствоваться таблицей 2. Из учебника (стр. 50).

VII. Рефлексия.

Учитель. Давайте вспомним вопрос, поставленный в начале урока (Можете ли вы ответить, как называются изображения (а, б)?). А теперь ответьте на него.

(Ответы учащихся)

Учитель. Правильно а – фронтально – диметрическая проекция, б – изометрическая проекция.

VIII. Домашнее задание.

Учитель. Изучить § 6,  § 7 и ответить на вопросы к параграфам. В рабочей тетради выполнить задание 2 (рис. 63).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проекции геометрических элементов, проекции точек.

На данном уроке обучающиеся научатся проецировать точки в пространстве, на эпюре....

Конспект учебного занятия по черчению для обучающихся 13- 15 лет Аксонометрические проекции. Фронтальная косоугольная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции.

Знакомство обучающихся с аксонометрией и видами аксонометрической проекции.Научить строить оси аксонометрических проекций. Строить аксонометрические проекции плоскогранных деталей.Содействовать в разв...

План-конспект урока геометрии в 10 классе на тему "Параллельные проекции плоских фигур"

Данный урок включает в себя все различные этапы урока, индивидуальную, групповую работу, изложение и закрепление пройденного материала....

Конспект урока "Аксонометрические проекции окружности"

Цели: - познакомить учащихся со способами получения окружностей в аксонометрических проекциях;- формировать умения строить оси;- научить построению аксонометрических проекций предметов, имеющих круглы...

Конспект урока по теме " Прямоугольное проецирование. Проецирование на одну , две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекции", 8 класс.

Работа предназначена в помощь учителю средней школы, работающим по УМК "Черчение" для проведения урока черчения в 8 классе по теме "Прямоугольное проецирование. Проецирование на одну , ...

Конспект урока "Графическая работа Построение третьей проекции по двум данным"

Конспект урока7 классГрафическая работа «Построение третьей проекции по двум заданным»Тема: Графическая работа «Построение третьей проекции по двум заданным»Цели: Развивать про...

конспект урока "Площадь проекции многогранника. Пространственная теорема Пифагора"

Конспект урока  по геометрии "Площадь проекции многоранника. Пространственная теорема Пифагора", решение задач....