Конспект урока " Систематизация информации. Использование списков", И.Г. Семакин, 7 класс
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Конспект урока  " Систематизация информации. Использование списков", И.Г. Семакин, 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_7_klass.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Систематизация информации. Использование списков

  1. Класс 7
  2. Номер урока 20
  3. Учебник Информатика ФГОС  И.Г. Семакин 7 класс
  4. Цель урока:
  • Предметные - формирование представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации; формирование представлений о списках как способе упорядочивания информации; умений создавать нумерованные и маркированные списки
  • Метапредметные - представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ-компетентность;
  • Личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

5. Задачи: 

  • обучающие:
  • акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму её представления;
  • расширить представления учащихся о систематизации информации;
  • дать учащимся представление о списках как инструментах структурирования и систематизации информации;
  • привести примеры целесообразного использования нумерованных и маркированных списков;
  • сформировать у учащихся практические навыки создания нумерованных, маркированных и многоуровневых списков.
  • развивающие:
  • формирование положительной мотивации обучения через использование информационных технологий;

освоение способов эффективного взаимодействия в процессе учебной коммуникации;

  1. формирование социальной направленности любой деятельности.
  • воспитательные:
  • воспитывать бережное отношение к школьному оборудованию, умение слушать товарищей, работать самостоятельно;
  • формирование мировоззренческой позиции при описании объективной действительности;
  • формирование эмоционально – ценностного отношения к миру и себе.
  1. Тип урока: Урок открытия нового знания
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, практическая работа за компьютером.
  3. Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютеры учеников
  4. Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Организационный момент

Отмечает отсутствующих.

Самопроверка готовности к уроку

1 мин.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд 1-3

Для приготовления какого-либо блюда вы должны составить перечень ингредиентов, как по-другому этот перечень можно назвать? Где еще можно встретить списки?

Тема урока: «Систематизация информации. Использование списков»

Отвечают на вопросы

рассуждают, записывают тему урока

1 мин.

Актуализация знаний.

Слайды -4-6

Как вы думаете почему удобно использовать списки? Спрашивает учащихся какие списки встречались в их жизни. Чем списки могут отличаются друг от друга?

отвечают на вопросы, записывают в тетрадь главные моменты

2 мин

Первичное усвоение новых знаний.

Слайд 7

Показывает видео урок по создания списков в текстовом редакторе MS Word

https://www.youtube.com/watch?time_continue=27&v=Rzd6pb8WCyc

Смотрят видео, записывают важные моменты в тетрадь

3 мин

Первичная проверка понимания

Слайд 8,9

Предлагает, индивидуально, каждому ученику составить списки из предложенных слов. По истечении времени предлагает обменяться решением с соседом по парте и проверить работу одноклассника. Проверяет списки.

Индивидуально составляют списки.

Проверяет работу одноклассника.

Проверяют с учителем.

8 мин

Физкультминутка

http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E

Контролирует выполнение упражнений учащимися.

Выполняют упражнения физкультминутки

2 мин

Первичное закрепление

Слайд 9 Приложение 1

Приложение 1. Редактирование готового документа, согласно полученным инструкциям.

Садятся за ПК, запускают MS Word, выполняют работу используя ПК

7 мин

Физкультминутка для глаз

Слайд 10

Контролирует выполнение упражнений учащимися.

Выполняют упражнения для глаз

1 мин

Самостоятельная работа и проверка по эталону

Приложение 2.

Приложение 2. Проверяет результаты учащихся

Садятся за ПК, запускают MS Word, выполняют работу используя ПК

13 мин

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Слайд 11

Учебник: § 16, стр.93-94, вопросы и задания №6,7,8

Записывают домашнее задание.

1 мин

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Слайды 16 -17

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Выставление отметок

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке

6 мин


  1. Конспект урока

КОНСПЕКТ УРОКА

  1. Организационный момент. 1 мин

Здравствуйте, ребята! Готовимся к уроку, садимся. Кто сегодня отсутствует?

(записывает в журнал отсутствующих)

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 1 мин

Слайд 1

Давайте на секунду вспомним, что используют люди для приготовления какого-нибудь изысканного блюда, которое они никогда не готовили?

Предполагаемые ответы учащихся: посуду, книгу с рецептами, сайт с рецептами, продукты.

Слайд 2

Для приготовления какого-либо блюда вы должны составить перечень ингредиентов, как по-другому этот перечень можно назвать?

Предполагаемые ответы учащихся: список

 Где еще можно встретить списки?

Предполагаемые ответы учащихся: в журнале, в дневнике, список покупок, список литературы на лето и т.д.

Слайд 3

Давайте запишем тему сегодняшнего урока: «Систематизация информации. Использование списков»

  1. Актуализация знаний. 2 мин

Слайд 4

Как вы думаете почему удобно использовать списки?

 Предполагаемые ответы учащихся: В списке информация представляется структурированно, список удобнее сортировать по каким-либо параметрам и т.д.

Чем списки могут отличаются друг от друга?

Предполагаемые ответы учащихся: Списки бывают пронумерованные и со значками (маркированные)

Действительно, с помощью списков удобно систематизировать.

Слайд 5 Систематизация – мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа.

Слайд 6 Принято выделять три типа списков:

  • Маркированные списки (или списки-бюллетени) используются при перечислении или выделении отдельных фрагментов текста.
  • Нумерованные списки полезны в тех случаях, когда нужно определить порядок изложения.
  • Многоуровневые (или иерархические) списки , т.е. имеющие несколько уровней. В таких списках допустимы как нумерованные элементы, так и символы маркера.

  1. Первичное усвоение новых знаний. 3 мин

Мы с вами посмотрим видео урок по созданию списков. В своих тетрадях постарайтесь отметить самые важные моменты при создании списков, т.к. они вам понадобятся при выполнении работы  

https://www.youtube.com/watch?time_continue=27&v=Rzd6pb8WCyc

  1. Первичная проверка понимания 10 мин

Слайд 8

Ребята, на слайде появились слова. Ваша задача состоит в том, чтобы из этих слов создать списки. В своих тетрадях, вам необходимо представить данные слова в нумерованных и многоуровневых списках.

Обменяйтесь тетрадками с соседом по парте. Проверьте, пожалуйста, списки, с помощью карандаша сделайте коррективы. Оцените работу своего соседа и поставьте оценку ему в тетрадь карандашом.

Снова обменяйтесь тетрадками. Посмотрите, какие замечания сделал вам ваш сосед и какую оценку он вам поставил за выполнение данной задачи. Обсудите в парах все возникшие вопросы. Оцените свою работу. Поставьте свою отметку в индивидуальную карту напротив первого здания.

Слайд 9 Давайте проверим решение данной задачи все вместе.

Если все ваши списки сошлись с правильными, то поставьте «5» в оценку учителя за это задание. Если допущено 1-2 ошибки, то поставьте «4». Если допущено 3-4 ошибки, то поставьте себе «3». Если список не получился вовсе (5-6 ошибок), то поставьте себе «2».

  1. Физкультминутка 2 мин

Так как мы немного засиделись, то сделаем небольшую зарядку.

Включает видео http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E

  1. Первичное закрепление 7 мин.

Для закрепления данной темы предлагаю вам выполнить практическую работу Приложение 1. Редактирование готового документа, согласно полученным инструкциям. После выполнения работы, позовите меня для проверки и выставления оценки за задание.

  1. Физкультминутка 1 мин

Слайд 10 После непродолжительной работы за компьютером необходимо дать глазам отдохнуть от монитора. Для этого мы сделаем несколько упражнений для глаз

  1. Самостоятельная работа и проверка по эталону 13 мин

Продолжим работу за компьютером. Выполним следующее задание. Приложение 2. Редактирование готового документа, согласно полученным инструкциям.

После выполнения работы, позовите меня для проверки и выставления оценки за задание.

  1. Информация о домашнем задании 1 мин

Запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневники.

Слайд 11

Учебник: § 16, стр.93-94, вопросы и задания №6,7,8

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия) 5 мин  

Слайд 12

Давайте с вами вспомним, как называлась тема урока? Было ли легко создавать списки или были трудности? Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? Какое задание было самым интересным и почему?

Для оценивания своей работы заполните следующую таблицу. Для этого выставите все отметки, которые были получены Вами на уроке от учителя

Список в тетради «Учитель»

Списки в Word

Задание с достопримечательностями

Итог

Для получения отметки за урок сосчитайте, пожалуйста, средний балл по строчке и найдите среднюю результирующую отметку. Округлите её, и вы получите вашу отметку за урок.

Слайд 13 Всем спасибо за урок!

Используемая ЭОР

  1. Видео урок https://www.youtube.com/watch?time_continue=27&v=Rzd6pb8WCyc
  2. Физкультминутка -  http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E-

Используемая литература

  1. Информатика: и ИКТ: учебник для 7 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шесстакова.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.-167 с.:ил.
  2. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / И.Г. Семакин, М.С. Цветкова
    Авторы: И.Г. Семакин, М.С. Цветкова

Приложение 1

СПИСКИ

  • Создайте текстовый документ в программе MS Word. Задайте документу название «Списки 1» и сохраните в своей папке. Работу выполняйте в этом документе.

В помощь ученику:

Самый простой способ создания нумерованного (маркированного) списка: 

  • Первый абзац, входящий в список, начинаем, нажав  или  для маркированного списка – .
  • В конце абзаца нажать Enter. Word автоматически перейдет к следующему пункту.
  • Для окончания списка дважды нажать Enter.

Чтобы преобразовать текст в список: 

  • Выделить текст. Нажать кнопку на панели инструментов
      - нумерация  или       - маркеры
  • При создании многоуровневого списка используются кнопки на вкладке Разметка страницы:
      -  увеличить отступ (или Tab) для перевода на более низкий уровень (с 1-го на 2-й,со 2-го на 3-й и т.д.)  и  -  уменьшить отступ (или Shift+Tab) для перевода на более высокий уровень (со 2-го на 1-й и т.д.)

Задание 1

1. Скопируйте в свой документ следующие слова так, как показано ниже.

Планеты солнечной системы

Наиболее крупные из них от Солнца:

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

Плутон

2. Первую строчку сделайте заголовком.

3. Выделите перечисленные планеты.

4. Нажмите кнопку «Маркированный список» на панели инструментов «Форматирование».

5. Установите курсор после слова Плутон и нажмите Enter. Выключите кнопку «Маркированный список».

Задание 2

1. Установите курсор в любой список, набранный ранее. Выполните команду Формат → Маркеры и нумерация... .

2. В открывшемся диалоговом окне «Маркеры и нумерация» на вкладке «Маркеры» выберите любой другой способ маркировки. Нажмите OK.

Задание 3

Скопируйте список планет. Сделайте нумерованный список.

Задание 4

Скопируйте в свой документ список слов, указанный ниже.

Создайте многоуровневый список.

Многоуровневый список

Цветы

Полевые

одуванчик

ромашка

колокольчик

кипрей

иван-да-марья

лютик

мак

лилия

клевер

Садовые

многолетние

пион

георгин

хризантемы

розы

луковичные

ирисы

нарциссы

тюльпаны

лесные

подснежник

ландыши

кислица

зверобой

душица

медуница

пижма

  • Сохраните свою работу на компьютере!
  • Критерии выставления отметок:

«5» - Выполнены все пункты задания

«4» - Выполнены все пункты задания, но с недочетами

«3» - Выполнены 4 пункта задания

«2» - Увы, эта работа не задалась. Выполнено меньше 4-х пунктов задания. В следующий раз все получится!

Приложение 2

Практическая работа

Тема: «Использование списков»

Задание:

  1. Прочитайте текст
  2. Озаглавьте текст
  3. Выделите главные пункты текста
  4. Создайте из них нумерованный и маркированный список
  5. Выделите второстепенные пункты текста
  6. Создайте многоуровневый список используя весь текст

Текст

Что посмотреть в Петербурге за 1 день

Дворцовая площадь. Огромная площадь (по адресу Дворцовая площадь, 10) размером в более чем 5 гектар – главная достопримечательность Питера. Ее окружает здание с самым длинным фасадом в мире – бывший зимний императорский дворец. Это обширная пешеходная зона, поэтому туристов здесь всегда много. На посещение памятника архитектуры следует выделить около часа своего времени;

 Невский проспект. Центральная улица Санкт-Петербурга сегодня наполнена различными кафе и ресторанами, магазинами и другими развлечениями. Гулять по ней можно больше двух часов, поскольку ее длина составляет 4,5 километра;

Разводные мосты Санкт-Петербурга. В городе 9 переправ – Дворцовый мост, Тучков, Александра Невского, Большеохтинский, Благовещенский, Биржевой, Литейный, Володарский и Троицкий – которые регулярно разводят, чтобы по Неве могли проехать большие суда. Посмотреть на красивое зрелище собираются многие туристы. Перед посещением следует заранее определиться с берегом, на котором планируется смотреть разведение, иначе есть риск остаться на другом берегу вплоть до 6 утра;

Петергоф. Русский Версаль был построен по указу Петра I, который, пребывая в сильном впечатлении от посещения Франции, велел создать в России нечто подобное. Сегодня это большой комплекс с фонтанами, парками и пристанями, который находится у побережья Финского залива. Посещение окрестностей Питера, а именно Петергофа, обязательно останется в памяти на всю жизнь, поэтому выделить на поездку туда стоит не менее 4-5 часов. Лучше всего приезжать сюда летом.

Что посмотреть в Санкт-Петербурге за 2 дня

Мариинский театр. Петербургский театр оперы и балеты на улице Театральная площадь, 1 является одним из ведущих во всем мире. Здесь проходят классические постановки, в которых участвуют именитые артисты, музыканты и оформители. В любой театральный сезон здесь можно найти для себя спектакль, который останется в памяти на всю жизнь;

 Александринский театр. На площади Островского, 6 (метро «Гостиный двор») расположился драматический Александринский театр. Это один из старейших театров, сохранившийся и работающий до сих пор. Билеты стоит покупать заранее – за месяц-два до спектакля, поскольку туристы обожают это место и занимают все кресла.

В культурный досуг можно включить и посещение некоторых петербургских музеев:

 Кунсткамера (улица Университетская набережная, 3);

 Зоологический музей (Университетская набережная, 1);

 Музей восковых фигур (улица Большая Морская, 6);

 Петербургский музей кукол (улица Камская, 8);

 Музей советских игровых автоматов (Конюшенная площадь, 2B).

 Что посмотреть в Санкт-Петербурге за 3 дня

Домик Петра Первого. Летняя небольшая резиденция царя знаменита тем, что была построена всего лишь за 3 дня. Она находится по адресу Петровская набережная, 6 и открыта к посещению всех желающих;

 Исаакиевский собор. Один из главных символов культурной столицы и крупнейшая городская православная церковь на улице Исаакиевская площадь, 4 имеет личную огромную историю. Так, собор пережил 3 реставрации и каждый раз получал новый облик, поскольку выполнялся по проектам разных архитекторов. Тот внешний вид, который можно увидеть сегодня, был воссоздан только в 1860 году, а проведение богослужений в нем возобновили только в 1993 году;

Смольный монастырь. На площади Растрелли 3/1 сегодня располагается здание бывшего женского монастыря, которое было возведено по приказу государыни Елизаветы Петровны. Будущая императрица проводила в Смольном дворе юные годы, а потому решила увековечить место и открыть в нем институт для дворянских девушек. В дальнейшем здание занимал институт благородных девиц, а сегодня в нем базируются несколько факультетов СПбГУ.

В Петербурге масса достопримечательностей, способных заинтересовать верующего туриста:

Казанский собор (улица Казанская площадь, 2);

Никольский морской собор (Никольская площадь, 1/3);

Александро-Невская лавра (набережная реки Монастырки, 1);

Храм Спаса-на-Крови (набережная канала Грибоедова, 2А).

Критерии выставления отметок:

«5» - Выполнены все пункты задания

«4» - Выполнены все пункты задания, но с недочетами

«3» - Выполнены 4 пункта задания

«2» - Увы, эта работа не задалась. Выполнено меньше 4-х пунктов задания. В следующий раз все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок систематизации и обобщения изученного материала "Электростатика", 10 класс с использованием ИКТ и видеоопытов

Урок будет интересен учителям физики, он включает закрепление изученного материала по электростатике в 10 классе, содержит презентацию. В ходе урока представлены видеоопыты (записаны на предыдущих уро...

Конспект урока "Систематизация и обобщение изученного по теме "Имя числительное"

Обобщение и закрепление знаний об имени числительном как о части речи...

Конспект урока систематизации и обобщения знаний по теме "Наречие" "Космическое путешествие"

Конспект урока систематизации и обобщения знаний по теме "Наречие" в 7 классе в игровой форме...

Конспект урока: "Передача информации. Скорость передачи информации"

Конспект урока: "Передача информации. Скорость передачи информации"8 класс...

План-конспект урока "Систематизация и обобщение по теме «Предлог"

Урок повторения и обобщения по теме "Предлог" для учащихся 7 класса...

Конспект урока систематизации знаний по теме "Вода" ,химия 8 класс

Урок систематизации и углубления знаний по теме "Вода ",Форма проведения урока : пресс-конференция «Встреча двух миров»...