«Активизация познавательной активности учащихся на уроках информатики с использованием современных цифровых ресурсов»
статья по информатике и икт

Сироткин Владимир Алексеевич

«Активизация познавательной активности учащихся на уроках информатики с использованием современных цифровых ресурсов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Активизация познавательной активности учащихся на уроках информатики с использованием современных цифровых ресурсов»

Слайд 1. Сегодня можно сказать, что реальность намеченных в школе преобразований во многом зависит от реальности широкого применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Однако процесс информатизации – это не только обеспечение школ средствами вычислительной техники, но и решение проблем содержания, внедрение новых педагогических технологий, новых методов и организационных форм учебной работы.

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учетом основных направлений модернизации образования, ориентирован «не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка». Поэтому не случайно одной из главных целей изучения предмета «Информатика и ИКТ» на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся.

Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение остальных целей обучения.

Педагогическое осмысление проблемы развития познавательной активности на уроках информатики позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития познавательной активности учащихся.

Слайд 2. К ним можно отнести следующие противоречия:

  • между высоким уровнем требований, предъявляемых в информатике и ИКТ к мыслительным операциям учащихся и разным уровнем подготовки учащихся к познавательной деятельности;
  • между общепринятым мнением об информатике, как о предмете игровом и легком (что приводит зачастую к завышенной самооценке учащихся) и теоретической сложностью предмета;
  • между разным начальным уровнем подготовки учащихся и едиными требованиями программы обучения.

Проблема необходимости практического разрешения перечисленных противоречий актуализировали выбор направления педагогической работы по исследованию и созданию педагогических условий развития познавательной активности учащихся на уроках информатики и ИКТ.

Слайд 3. Развитие познавательных интересов на уроках информатики я обеспечиваю, ежеурочно ставя перед собой и выполняя следующие задачи:

  • содержание учебного материала;  
  • виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона);
  • активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;
  • искусство учителя, как лектора, оратора;
  • искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);
  • создание благоприятного психологического климата;
  • активное использование современных цифровых ресурсов в урочной и внеурочной деятельности.

В настоящее время современные цифровые технологии дают возможность обеспечить индивидуализацию для каждого обучающегося образовательной траектории, методов, форм и темпа освоения образовательного материала.

Сегодня качественное образование включает в себя гармоничное сочетание традиционного обучения с применением передовых технологий.

Слайд 4. Использование новых цифровых ресурсов в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса. Задача современного учителя разнообразить формы работы, как на уроке, так и во внеурочное время.

Технологическая составляющая ЭОС (электронная образовательная среда) объединяет множество устройств: помимо серверов, компьютеров или периферийных устройств (принтеров, сканеров и пр.), сюда входят планшеты, электронные доски, электронные учебники, программное обеспечение и прочее.

Слайд 5. Учащиеся учатся только на уроках? Нет. Сегодня образование можно получить с помощью электронных продуктов. Что за ними стоит?

1) индивидуализация обучения – ребёнок под руководством педагога выбирает свой собственный образовательный маршрут, выбирает место, время, материал для изучения, удобный темп работы;

2) самостоятельная активность – пообщаться, посмотреть, выбрать электронную площадку – образовательный ресурс, пройти мини-курс по разделу учебника;

3) адаптивность – современные тренажёры дают возможность пройти тест, сразу получить оценку, отработать невыполненное задание и перейти на новый уровень, работает метод обратной связи;

4) коммуникация, групповые проекты – создавать, творить и учиться вместе могут дети, которые живут в разных городах и даже странах.

В настоящее время в урочной и внеурочной деятельности при обучении информатики я применяю следующие цифровые ресурсы: мультимедиа презентации; видеоролики и видеофрагменты; различные анимации; обучающие программы; интерактивные учебные пособия «Наглядная информатика»; виртуальные лаборатории по информатике; различные тренажеры на мобильных устройствах и компьютерных системах; программы-тренажеры (для подготовки к ГИА и ЕГЭ), а также работа с интернет-сайтами.

Слайд 6. Особый акцент хотелось бы сделать на использовании виртуальных лабораторий по информатике. Обучение школьников на уроках информатики с использованием таких лабораторий уже в младших классах приводит к дальнейшему самостоятельному использованию изученных приемов компьютерного моделирования и инструментов интерактивных компьютерных сред, активно используемых школьниками в дальнейшем в электронных образовательных ресурсах по всем школьным предметам, разработанных и предлагаемых школьникам в рамках отраслевых разработок. В результате учащиеся должны, прежде всего, усвоить необходимый базовый уровень материала по информатике, включенного в обязательный минимум предмета, а также отдельные элементы содержания основной ступени обучения.

Использование таких ресурсов способствует значительному поднятию интереса к предмету и позволяет учащимся повысить познавательную активность на уроках информатики, работать самим, при этом получая не только знания в области физико-математических наук, но и опыт работы с интересной и современной техникой, компьютерными программами, опыт информационного поиска и презентации результатов своего проектного исследования.

Слайд 7. На уроках информатики я активно использую интерактивное учебное пособие «Наглядная информатика». Материалы пособий соответствуют как базовому, так и профильному уровням подготовки учащихся по учебной дисциплине. Работа с пособиями не требует специального обучения для учителя, интерфейс разработки прост и удобен, а главное – интуитивно понятен, поэтому его легко освоить.

Слайд 8-9. Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний обучающихся. Формы контроля, применяемые учителями, разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее применение. Электронные варианты тестов наиболее привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по его завершению. На уроках информатики мы активно пользуемся электронным ресурсом школьного образования ЯКласс, которая предлагает теоретические материалы, практические задания и тесты. Использовал сайт на уроках. Решали с обучающимися тесты, работали фронтально, индивидуально, в парах. Ученики выполняли домашние задания, принимали активное участие в «ТОПах», соревновались друг с другом. Хвастались количеством решённых задач. Такая работа вызывала определённый интерес у обучающихся. Возможности сайта «ЯКласс» помогают учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде.  

Мобильное обучение – это любая учебная активность, в которой преимущественно или исключительно используются портативные устройства – телефоны, смартфоны, планшеты и т.д. Эффективное освоение мобильных приложений в учебном процессе, повышает мотивацию учащихся, делает процесс обучения интересным и познавательным. На уроках информатики работаем с такими приложениями как:

Слайд 10. Фоксфорд Учебник. Это интерактивный справочник по школьной программе за 4–11 классы. В учебнике вы найдете теорию, отличные примеры и просто шпаргалки по разным предметам. Бонус — более 500 подробных видеоуроков с лучшими преподавателями страны.

Слайд 11. Box Island - Kids Coding Game - трехмерная детская пазл-аркада. Игра позволяет детям развить логику и мышление, потому как тут для решения всех поставленных задач нужно использовать команды, алгоритмы и простейшее программирование. Перед началом каждого уровня есть несколько движений, которые нужно составить в правильным алгоритм.

Слайд 12. Sololearn. Приложение для обучения программированию. Можно выбрать язык и пройти по нему вводный курс с решением задач и теорией. Кроме того, можно писать тесты по терминологии и командам для лучшего запоминания и соревноваться с другими пользователями. Для начального уровня очень удобно и полезно.

Слайд 13. Tynker. Целое семейство игровых приложений для IOS. Цель игры заключается в том, чтобы с помощью кода персонаж на экране выполнил определенную задачу. Такая механика позволяет наглядно и просто объяснить, как работает программирование и строятся алгоритмы. Визуально игра яркая и красочная, поэтому отлично подходит для детей. Она есть только на английском, но текста немного и большинство слов интуитивно понятны при прохождении.

Слайд 14. Kahoot – приложение для образовательных проектов. С его помощью можно создать тест, опрос, учебную игру или устроить марафон знаний. Приложение работает как в настольной версии, так и на смартфонах.

Слайд 15. ЕГЭ: Батл - это приложение, в котором можно состязаться в знаниях с друзьями! Все задания подобраны так, чтобы вызывать в процессе игры непроизвольное запоминание. ЕГЭ: Батл — это не просто подготовка к ЕГЭ, ОГЭ или ГИА. Впервые перед тобой не учебник, а полноценная викторина, борьба умов, где предмет можно выучить, играя с друзьями!

Слайд 16-17. Таким образом, информационные технологии становятся эффективным вспомогательным средством при активизации познавательной активности учащихся на уроках информатики. Внедрения информационных технологий в современный урок повышает качество знаний обучающихся, качество самих уроков, способствует появлению интереса к предмету. Использование информационных технологий позволяет насытить уроки богатейшим иллюстративным материалом, интерактивными анимациями, видеоэкспериментами, и в дальнейшем добиться высоких результатах не только на уроках, но и на конкурсах различного уровня.

Слайд 18. В заключение хочется сказать: в 2018 году я являлся участником V Тихвинского форума молодых педагогов России, где мы очень активно обменивались опытом по применению современных цифровых ресурсов в образовательной среде.

Слайд 19. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"

Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инновац...

Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»

Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»Статью подготовила учитель истории и обществознания Банкетова С.А.Одними из эффективных спо...

Инновационный проект «Стимулирование познавательной активности учащихся в обучении математике посредством использования современных информационных технологий»

Сегодня очень актуальны направления, которые  способствуют повышению активности учеников. Меняются не только содержание образования, но и  технологии их преподавания, методы и приемы. Особую...

Формирование познавательной активности учащихся в обучении математике посредством использования современных образовательных технологий

Математика как предмет, куда менее занимательна, нежели литература или история. Большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний ...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках физики посредством использования современных образовательных технологий

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.  В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информа...