разработка урока информатики "Способы поиска в Интернете"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Гунина Наталья Викторовна

Урок предназначен учащимся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poisk_informacii_v_inter.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по информатике в 9 классе

Тема: «Поиск информации в Интернете».

Вид урока: объяснение нового материала.

Цель урока:

  • дать понятие об информационных ресурсах Интернета.

Задачи урока:

  • Образовательная: научить искать информацию средствами Интернет на репродуктивном уровне.
  • Развивающая: развивать алгоритмическое мышление, умение выделять главное, расширить кругозор учащихся путем введения новых терминов.
  • Воспитательная: воспитывать культуру труда, общения: ученик-ученик, учитель-ученик, ученик-ПК.

Оборудование: компьютеры,  модем, проектор, раздаточный материал, электронный дидактический материал.

Ход урока

I.        Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку, сообщение плана урока.

II.        Актуализация и проверка усвоения изученного материала.

– Что такое глобальная сеть?
– Что такое доменная система имен?
– Какие услуги предоставляет глобальная сеть?
– Что такое web-сервер?
(Подключенный к сети компьютер, на котором хранятся Web-сайты и Web-документы.)
– Что такое Web-сайт?
– Что может содержать Web-страница?

III.        Сообщение темы и цели урока, мотивация.

- Тема нашего занятия «Поиск информации в Интернете».

IV.        Изучение нового материала.

Страницы в книге читают, а Web-страницы – просматривают, используя специальные программы, которые называются браузерами.

В тетрадь: 

Браузер – это программа, служащая для просмотра Web-страниц.
Браузер является программой-Web-клиентом, т.е. позволяет пользователю запрашивать, получать и изучать информацию, размещенную на Web-серверах. У браузеров одна основная функция – обеспечить отображение Web-страницы.

Наиболее известными браузерами, имеющими самые широкие возможности при отображении Web-страниц, являются Netscape Navigator и Internet Explorer.

Для поиска информации в Интернет можно воспользоваться несколькими способами. Давайте рассмотрим эти способы:

Рисунок 1

Рисунок 1

1. Обращение по адресу.

Чтобы загрузить нужную страницу или сайт необходимо в адресной строке браузера набрать адрес этой страницы или сайта.

Каждая Web-страница имеет адрес и расположена на одном из Web-серверов, который тоже имеет адрес (как уже говорили числовой и доменный). Вся последовательность символов, используемых в адресе, часто называется URL. (Это аббревиатура слов Uniform Resource Location, обозначающая не только местонахождение Web-документа, но и способ его передачи по компьютерной сети).

URL – универсальный указатель ресурсов включает в себя протокол доступа к документу, доменное имя сервера, на котором находится документ, а также путь к файлу и собственное имя файла. Protocol://domain_name/path/file_name

Протокол доступа к документу определяет способ передачи информации. Для доступа к Web-страницам используется протокол передачи гипертекста HTTP (гипертекст – это способ представления информации при помощи связей между документами).

Пример: запишем URL титульной страницы Web-сайта “Информатика и информационные технологии”. Страница расположена на сервере schools.keldysh.ru, в каталоге info2000, в файле index.htm.

Работа у доски: http://schools.keldysh.ru/info2000/index.htm

2. Использование поисковых серверов.

Если вы не знаете адресов серверов, то для поиска информации в сети Интернет существуют поисковые серверы. Каждая поисковая система – это большая база ключевых слов, связанных с Web-страницами, на которых они встретились. Ключевыми являются любые слова, которые объявляются основными.

Для создания баз ключевых слов существуют специальные программы, которые делают автоматический обход Web-серверов в сети и просматривают страницу за страницей. Программы-роботы делают индексирование ключевых слов, т.е. подсчитывают сколько встретилось каждое из них. URL каждого ключевого слова запоминается в БД.

Для поиска адреса сервера с интересующей вас информацией надо ввести в поле ключевое слово, несколько слов или фразу. Тем самым вы посылаете поисковой системе запрос. В ответ система выведет список адресов Web-страниц, на которых встретились эти ключевые слова.

Наиболее распространенными поисковыми системами в русскоязычной части Интернета являются серверы Rambler (www.rambler.ru), Yandex (www.yandex.ru), Апорт (www.aport.ru), а по всему Интернету – Yahoo (www.yahoo.com).

3. Навигация по гиперсвязям.

Необходимо выбирать Web-сервер, затем по гиперсвязям пользователь погружается вглубь “Всемирной паутины”.

Пример: гиперссылка Новости/Международные новости/Конфликты.

V.        Закрепление изученного материала.

1. Фронтальная работа.

  1. Давайте зайдем на официальный сайт Первого канала www.1tv.ru и узнаем погоду в нашем районе. (Обращение по адресу) 
  2. Давайте воспользуемся поисковым сервером и найдем информацию о самом популярном виде спорта в России.
    Запрос:
     популярный вид спорта в России. (Футбол) 

2. Самостоятельная работа.

Выполнение практической работы. 

Практическая работа по теме: “Поиск информации во Всемирной паутине”.

1. Обращение по адресу

Определите, какой организации принадлежит сайт, расположенный по адресу: http://www.nlr.ru (Российская национальная библиотека.)

Найдите на web-странице, расположенной по адресу: http://www.yandex.ru/all_services.html программу телепередач канала РТР на выходной день. (Оформить в текстовом редакторе Word).

Web-страница, расположенная по адресу: http://samuraev.narod.ru/arxiv/gaz001.htm рассказывает о первой российской газете. Как она называется и год ее выпуска? (Ведомости, 1703 год.)

2. Использование поисковых серверов.

Найдите ответ на вопрос и запишите URL странице, где вы нашли ответ.
Поиск осуществлялся с помощью поисковых серверов:

1. Какой рост у Анастасии Волочковой? (171 см, http://www.lenpravda.ru/files_full.phtml?id=18; http://www.galya.ru/cat_page.php?id=731)
2. Где еще, кроме Греции, есть гора Олимп?
(На Марсе. http://www.astronet.ru/db/msg/1166619; http://astronet.sai.msu.ru/db/msg/1163288)
3. Какой срок, согласно Конституции Норвегии, максимален для пребывания короля страны вне пределов государства?
(6 месяцев, статья 11. http://altfornorge.narod.ru/constit.htm; http://www.norge.ru/constitusia/)
4. Когда снят и сколько серий было в сериале "Богатые тоже плачут"?
(1979 год, 248 серий, http://www.serials.ru/main/ru/tambien.html; http://www.womenclub.ru/serials/1027.htm)
5. В каком веке придумали мороженое пломбир?
(XIX век)

3. Найти информацию, которая вас интересует.

  1. Чему вы научились сегодня на уроке?
  2. Что такое браузер?
  3. Какие существуют способы поиска информации в Интернет?

VI.        Подведение итогов:

    - Выставление оценок за работу на уроке.

- Ребята, Вы все справились с заданием, хорошо выполнили его, молодцы. На этом наш урок окончен.

- Домашнее задание: записи в тетради учить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"

Представленный матерал содержит разработку урока по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"и Практическую работу "Путешествуем по WWW"...

разработка урока "Поиск информации в сети Интернет"

Данная разработка представляет конспект урока и презентацию к даному уроку...

Разработка урока информатики по теме "Поиск информации в сети Интернет", 9 класс - 2008 г.

Вашему вниманию представлен фрагмент урока информатики: конспект урока на 20 минут, презентация и практическая работа на закрепление....

Методическая разработка конкурса "Поиск в Интернете"

Конкурс проводился в рамках Недели естественно-научных дисциплин 4 декабря 2013 года...

Разработка урока «Безопасность в сети Интернет» (в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)

Разработка урока «Безопасность в сети Интернет»(в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)...

Разработка урока литературы "Снежная королева" Интернет- странички героев

Разработка урока литературы "Снежная королева" Интернет-страничка героев...

Урок по информатике для 7 класса. Практическая работа «Способы поиска в Интернете» И.П. Формулирование запросов. Поиск информации об эколого-патриотической тропе Мысхако.

На уроке решаются следующие задачи: актуализация знаний о процессе передачи информации с точки зрения возможностей компьютерных сетей; отработка навыков поиска информации в сети интернет различными сп...