Открытый урок информационная безопасность
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Макарейкина Светлана Николаевна

Проблема обеспечения информационной безопасности учащихся в Интернете становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_informatsionnaya_bezopasnost.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностная карта открытого урока

Тема урока: Информационная безопасность в сети- интернет

Форма урока: урок обобщения знаний

Тип урока: комбинированный

Длительность: 45 минут

Организационный момент.(1 мин)  Проблема обеспечения информационной безопасности учащихся в Интернете становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. В современных условиях развития общества компьютер стал для школьников и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.

Знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей.

Цель урока: формирование представления об информационной безопасности

 

Формы и методы обучения: демонстрация, фронтальная, индивидуальная, словесная (дискуссия, рассказ), наглядный (демонстрация), метод мотивации интереса (в форме игры); интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией).

 

Образовательные задачи: сформировать и обобщить у учащихся знания о безопасной работе в сети Интернет; закрепить основные правила безопасной работы в Интернете.

 

Развивающие задачи: поспособствовать развитию умения анализировать, обобщать и систематизировать получаемую информацию, способствовать развитию ориентированности в информационном пространстве.

 

Воспитательные задачи: воспитывать ответственность за свои действия, создать условия для формирования законопослушной личности, соблюдающей нравственные и этические нормы работы с информацией в сетях Интернет; создать условия для формирования умения работы в группе (умение слушать и слышать других).

 

Формирование общей компетенции: принимать решения в стандартной и нестандартной ситуациях и нести за них ответственность.

Тип урока: Изучения нового материала и первичного закрепления

 

Оборудование: ПК, интерактивный комплекс, интернет на каждом компьютере.

 

Наглядные пособия: презентация «Информационная безопасность подростков в сетях интернет.pptx», видеоролик «Виды мошенничества в интернете.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

основная:

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/Н. Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

 

дополнительная(ссылки на Web-ресурсы):

  1. Информационные преступления и информационная безопасность -http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/87d97129-025d- 455d-85c8-d7b6becf58ae/9_159.swf
  2. Меры обеспечения информационной безопасности - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67c574fe-b721- 4136-a245-9b1db174763f/9_160.swf
  3. Информационные технологии и общество - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4361e8e5-c94e- 47c1-bc2b-313acba51cae/9_11.swf

Этапы урока:

1.     Организация начала урока. Постановка цели урока (3 мин).

2.     Изучение нового материала (18 мин).

Дискуссия в классе.

Теоретическое освещение вопроса (краткое сообщение учащихся).

3.     Практическая работа (7 мин).

Поиск информации в сети Интернет.

Дискуссия по найденному материалу.

4.     Закрепление изученного материала (12 мин).

Рекомендации по правилам безопасной работы.

Тестирование.

5.     Подведение итогов урока (5 мин).

Оценка работы класса.

Просмотр видеоролика.

Информация о домашнем задании.

 

Ход урока

1. Организация урока. Постановка цели урока (3 мин).

«Кто владеет информацией – тот владеет миром»

Однако объем информации в современном мире по некоторым сведениям увеличивается вдвое не каждые десять лет, как считалось ранее, а каждые четыре года.

Давайте вспомним, что мы понимаем под информацией? (информация – сведения о каком-либо объекте, уменьшающие степень неопределенности о нем)

Какие источники информации существуют? (человек, книги, журналы, радио, ТВ, Интернет)

 

Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни, расширило границы наших знаний и опыта. Теперь у вас появилась возможность  доступа практически к любой информации, хранящейся на миллионах   компьютерах  во всём мире. Но с другой стороны, миллионы компьютеров получи доступ к вашему компьютеру. И не сомневайтесь, они воспользуются этой возможностью.

 

Какую информацию Вы можете почерпнуть в Интернете? (материал для занятий, книги, музыка, фильмы, игры и т.д.)

Всегда ли она полезная? (нет)

 

Цитата: «Интернет несет читателю тонны мусора и крупинки золотого песка, и умение выбрать самое интересное  и полезное становится весьма востребованным талантом»

 

Слайд 1.

Итак тема нашего урока:  - «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ». 

 

Слайд 2.

•         Мы с Вами ознакомиться с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет и научиться избегать их.Как не стать жертвой и сделать работу в сети Интернет безопасной? 

 

Чтобы ответить на этот вопрос для начала, предлагаю поиграть в игру «За или против». Вы увидите несколько высказываний. Попробуйте привести аргументы, отражающие  противоположную точку зрения.

 

  Слайд 3

1.       Интернет имеет неограниченные возможности дистанционного образования. И это хорошо! (Интернет - страна чудес, на час зашёл... на день исчез!)

2.       Интернет – это глобальный рекламный ресурс. И это хорошо!

3.       Общение в Интернете – это плохо, потому что очень часто подменяет реальное общение виртуальному.

4.       Интернет магазины – это плохо, потому что это наиболее популярный вид МОШЕННИЧЕСТВА в Интернете.

5.     В Интернете можно узнать сведения о человеке (место проживания и адрес электронной почты, номер мобильного телефона). И это хорошо!

 

Ребята высказывают свою точку зрения. Похвалить!!!

 

- Где и какие опасности подстерегают нас? Какие «виртуальные грабли» лежат на нашем пути?

Слайды 4, 5, 6. 

 «Виртуальные грабли»

«Интернет-зависимость» (выступает ученица 8 класса),

«Вредоносные и нежелательные программы» (выступает ученик 8 класса),

«Онлайновое пиратство» (выступает ученик 8 класса)

«Материалы нежелательного содержания» (выступает ученица 8 класса)

 

Я вам предлагаю посмотреть видеоролик. (Смотрим видеоролик «Виды мошенничества в интернете).

 

Скажите, пожалуйста, ребята, так кто же такие интернет-мошенники?

 

- Давайте ответим на поставленный в начале урока вопрос – «Как не стать жертвой и сделать работу в сети Интернет безопасной?» сформулировав некоторые простые рекомендации (правила)

(Ученики предлагают правила, Денис записывает их в Текстовом редакторе и они отображаются на экране)

 

Никогда

Всегда

Запомните! Никогда не оставляй незнакомым в Интернете людям свой номер телефона, домашний адрес или номер школы.

Всегда будь внимательным, посещая чаты. Даже если в чате написано, что он только для детей, нельзя точно сказать, что все посетители действительно являются твоими ровесниками. В чатах могут сидеть взрослые, пытающиеся тебя обмануть!

Никогда не отправляй никому свою фотографию, не посоветовавшись с родителями!

Всегда спрашивай у родителей разрешения посидеть в чате!

Никогда не договаривайся о встрече с интернет-знакомыми без сопровождения взрослых. Они не всегда являются теми, за кого себя выдают. Встречайся только в общественных местах

Всегда покидай чат, если чье-то сообщение вызовет у тебя чувство беспокойства или волнение. Не забудь обсудить это с родителями

Осознание и осмысление учебной информации: Первичное закрепление учебного материала.  Для проверки своих знаний пройдите тренировочный тест, пройдя по ссылке (Ученики выполняют задание).

Закрепление изученного материала.

И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информационной безопасности (для работы с интерактивной доской)

Урок посвящался трем проблемам, наиболее актуальным для подростков:1. Вирусные угрозы. "Что делать, если компьютер заболел?"В ходе обсуждения дети рассказывали, с какими вирусами приходилос...

Презентация к уроку "Информационная безопасность"

Презентация к уроку "Информационная безопасность"...

Конспект урока «Информационная безопасность»

Цель: формирование представления учащихся об информационной безопасности....

Технологическая карта занятия по дисциплине ОУДП. 08 Информатика на тему «Безопасный Интернет» (в рамках проведения Единого урока информационной безопасности 2017 г.)

Кибербезопасность детей — это актуальная проблема многих стран мира.Одной из важнейших координат развития подрастающего поколения становятся инфокоммуникационные технологии и, в первую очередь, ...

Открытый урок "Информационная безопасность"

30.10.2018 г., в нашем учреждении прошел открытый урок безопасности в сети Интернет. Главной целью данного мероприятия было обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних воспитанников пу...

Методическая разработка Единого урока информационной безопасности в сети "Интернет"

Методическая разработка Единого урока информационной безопасности в сети "Интернет"  представляет собой сценарий и презентацию...

Конспект урока «Информационная безопасность»

В современных условиях развития общества компьютер стал для школьников не только источником информации и средством игр и развлечений, но и «другом» и «помощником» и даже «...