Рабочая образовательная программа по предмету «Информатика» для 6 класса на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (6 класс)

Биленко Татьяна Николаевна

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inform_6_1-2ned.docx60.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА                                                                                                                           УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета                                                                                     __________ О.И.Оглоблина

МБОУ СОШ №2 г.Алдан                                                                                                  директор МБОУ СОШ № 2 г.Алдан

протокол №1 от «28» августа 2019                                                                                     приказ №01-17/349 от «29» августа

                                                                                        2019                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                         

Рабочая образовательная программа

по предмету «Информатика»

для   6  класса

на 2019-2020 учебный год

                                                                                                                           Учитель: Биленко ТН

                                                                                                           

г. Алдан

2019 год

Целевой раздел

Рабочая программа    составлена на основании следующих нормативных документов:

1.        Федерального закона  от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)  "Об образовании в Российской Федерации" п.6 часть 3 ст.28. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации"п.28 ст.2

2.         Постановления гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189  "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

3.        Федерального перечня учебников на 2019-2020 учебный год.

4.        Положения  о  рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ СОШ № 2, утвержденного приказом МБОУ СОШ № 2 № 01-17/304 от 30.08.2016 г.

5.        Учебного  плана   МБОУ СОШ № 2 г. Алдан на 2019 /2020 учебный год , утвержденного  приказом №01-17/346 от 30.08.19г.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017г. № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253».

7.  Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.                                                                                                                                                            

8. Программа предусматривает перераспределение часов на изучение разделов и тем с обязательным указанием причин, коррекционными мерами по ликвидации отставаний в прохождении программы.

9. Работа с учащимися с ОВЗ ведется за счет учета их психофизических особенностей, оптимальных технологий обучения и снижения учебной нагрузки. Количество часов на изучения предмета соответствует учебному плану МБОУ СОШ №2 на 2018-2019 учебный год

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.

Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к школьникам 10—12 лет и к школьникам 12-15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5—6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.

Из вышеизложенного следует, что цели изучения информатики в основной школе должны:

1)        быть в максимальной степени ориентированы на реализацию потенциала предмета в достижении современных образовательных результатов;

2)        конкретизироваться с учетом возрастных особенностей учащихся.

Изучение информатики вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя

в 5—6 классах:

•        развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

•        целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

• воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Особенности психофизического развития школьников с ОВЗ требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования, используемых методов и приёмов. Педагог должен помочь школьнику с ОВЗ усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться.

Необходимо создавать специальные условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов:

  • поэтапное разъяснение и последовательное выполнение заданий;
  • использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
  • обучение детей выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;
  • побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
  • установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
  • разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
  • использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.
  • смена видов деятельности;
  • использование физкультурных пауз;
  • использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

При составлении плана занятия педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований занятие предполагает воспитательную и коррекционную цели.

Коррекционно – развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п.

   Таким образом, одной из главных целей обучения детей с ОВЗ является развитие познавательных процессов. Логическое мышление, внимание, память, речь, воображение — все это поддерживает интерес к обучению.

И чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения.

Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на занятиях и уроках будет являться одним из таких средств. 

 Компьютер развивает не только перечисленные выше познавательные процессы, но также зрительно-моторную координацию, пространственное воображение, творческие способности. Происходит развитие произвольной регуляции деятельности обучающихся: умений работать по заданным правилам и требованиям, сдерживая свои эмоциональные порывы, умений планировать свои действия и предвидеть их результаты.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Место учебного предмета в учебном плане

Предлагаемая программа рекомендуется при реализации расширенного курса информатики в 5-9 классах; она может использоваться при реализации базового курса и служить основой при реализации углубленного курса информатики в 7-9 классах.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты

 — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

•        наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

•        понимание роли информационных процессов в современном мире;

•        владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

•        ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

•        развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

•        способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

•        готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

•        способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

•        способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты

 — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

•        владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

•        владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•        владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

•        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•        владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

•        владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

•        ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты

включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

•        формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

•        формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

•        формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

•        формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе может быть определена тремя укрупненными разделами:

•        введение в информатику;

•        алгоритмы и начала программирования;

•        информационные и коммуникационные технологии.

Раздел 1. Введение в информатику

Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т. п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от О до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, гра¬фик, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование — разработка алгоритма — запись программы — компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.

Размер файла. Архивирование файлов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.

Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.

Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).

Основные этапы развития ИКТ.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В кабинете информатики должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя и 12—15 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети. Компьютерное оборудование может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Возможна реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента».

Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:

•        принтер (черно-белой печати, формата А4 и А3);

•        принтер (цветной печати, формата А4);

•        мультимедийный проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;

•        экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;

•        устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);

•        управляемые компьютером устройства, дающие учащимся возможность освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.);

•        акустические колонки в составе рабочего места преподавателя; оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).

Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux, Mac OS). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, должны быть лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.

Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» необходимо наличие следующего программного обеспечения:

•        операционная система;

•        файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);

•        почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);

•        браузер (в составе операционных систем или др.);

•        мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);

•        антивирусная программа;

•        программа-архиватор;

•        программа интерактивного общения;

•        клавиатурный тренажер;

•        виртуальные компьютерные лаборатории;

•        интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;

•        растровый и векторный графические редакторы;

•        звуковой редактор;

•        система автоматизированного проектирования;

•        система программирования;

•        геоинформационная система;

•        редактор web-страниц.

Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда (книгопечатной продукции) кабинета информатики, который должен включать:

•        нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, сборники программ по информатике и пр.);

•        учебно-методическую литературу (учебники, рабочие тетради, методические пособия, сборники задач и практикумы, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.);

•        научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии и пр.);

•        периодические издания.

Комплект демонстрационных настенных наглядных пособий в обязательном порядке должен включать плакат «Организация рабочего места и техника безопасности». Комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное содержание учебного предмета «Информатика» , должны быть представлены как в виде настенных полиграфических изданий, так и в электронном виде (например, в виде набора слайдов мультимедийной презентаци

Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы .

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится...». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

Раздел 1. Введение в информатику

Выпускник научится:

•        декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

•        оперировать единицами измерения количества информации;

•        оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

•        записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

•        составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;

•        анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);

•        перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

•        выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;

•        строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

Выпускник получит возможность:

•        углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

•        научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

•        научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;

•        переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;

•        познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

•        научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

•        научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;

•        сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;

•        познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;

•        научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Выпускник научится:

•        понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;

•        оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);

•        понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;

•        исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

•        составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

•        ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;

•        исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;

•        исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

•        понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;

•        определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;

•        разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Выпускник получит возможность научиться:

•        исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

•        составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

•        определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;

•        подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

•        по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

•        исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);

•        разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

•        разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Выпускник научится:

•        называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

•        описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

•        подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

•        оперировать объектами файловой системы;

•        применять основные правила создания текстовых документов;

•        использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

•        использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;

•        работать с формулами;

•        визуализировать соотношения между числовыми величинами;

•        осуществлять поиск информации в готовой базе данных;

•        основам организации и функционирования компьютерных сетей;

•        составлять запросы для поиска информации в Интернете;

•        использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.

Выпускник получит возможность:

•        научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

•        научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

•        научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;

•        расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

•        научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;

•        познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

•        закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

•        сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

Авторский учебно-методический комплект по курсу информатики для основной школы

В состав учебно-методического комплекта по информатике для основной школы JI. JI. Босовой, А. Ю. Босовой входят:

1)        авторская программа;

2)        учебники для 5, 6, 7, 8, 9 классов;

3)        рабочие тетради для 5, 6, 7, 8, 9 классов;

4)        электронные приложения к каждому учебнику;

5)        методические пособия для учителя;

6)        сайт методической поддержки УМК.

В соответствии с ФГОС знакомство школьников с компьютером и предметом «Информатика» происходит в начальной школе. Определенный опыт работы со средствами ИКТ современные школьники получают в процессе работы с учебными материалами нового поколения на других предметах, а также во внеклассной работе и внешкольной жизни. В основной школе начинается изучение информатики как научной дисциплины, имеющей огромное значение в формировании мировоззрения современного человека. Материал в учебниках изложен так, чтобы не только дать учащимся необходимые теоретические сведения, но и подвести их к систематизации, теоретическому осмыслению и обобщению уже имеющегося опыта.

В начале каждого параграфа учебников информатики размещены ключевые слова. Как правило, это основные понятия стандарта, раскрываемые в тексте параграфа. После основного текста параграфа размещена рубрика «Самое главное», которая вместе с ключевыми словами предназначена для обобщения и систематизации изучаемого материала. На решение этой задачи направлены и задания, в которых ученикам предлагается построить графические схемы, иллюстрирующие отношения между основными понятиями изученных тем.

Учебники снабжены навигационной полосой со специальными значками, акцентирующими внимание учащихся на ключевых компонентах параграфов, а также позволяющими связать в единый комплект все составляющие УМК благодаря ссылкам на электронное приложение к учебникам. Навигационные инструменты учебника активизируют деятельностный характер взаимодействия ученика с учебным материалом параграфа, закрепляют элементы работы с информацией в режиме перекрестных ссылок в структурированном тексте.

Содержание учебников соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды: учебники являются своеобразными навигаторами в мире информации. Практически каждый их параграф содержит ссылки на ресурсы сети Интернет. Особенно много ссылок на материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http:// sc.edu.ru/) и электронного приложения к учебникам (http:// metodist.lbz.ru) — анимации, интерактивные модели и слайд- шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным. В 8-9 классах широко используются ресурсы Федерального центра информационных образовательных ресурсов (http://fcior.ru). Использование ресурсов сети Интернет предполагается и для поиска учащимися ответов на некоторые вопросы рубрики «Вопросы и задания», размещенной в конце каждого параграфа.

В содержании учебников выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Основной акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, реализации общеобразовательного потенциала курса. Параллельно с изучением теоретического материала осуществляется формирование ИКТ- компетентности учащихся основной школы.

С учетом возрастных особенностей ученикам 5-6 классов предложен компьютерный практикум, состоящий из детально разработанных описаний 36 работ. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности. Первый уровень сложности содержит обязательные, небольшие задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. В заданиях второго уровня сложности учащиеся должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе учащиеся смогут получить необходимую для работы информацию в описании предыдущих заданий. Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее продвинутых учащихся, имеющих, как правило, собственный компьютер. Эти задания могут быть предложены таким школьникам для самостоятельного выполнения в классе или дома. Цепочки заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя тем самым умение учиться, а также самостоятельность, ответственность и инициативность школьников.

Для совершенствования навыков работы на компьютере учащихся 7—9 классов в учебники включены задания для практических работ, которые подобраны таким образом, что могут быть выполнены с использованием любого варианта стандартного базового пакета программного обеспечения, имеющегося в российских школах.

Возрастные особенности школьников нашли свое отражение и в структуре учебников: в учебниках 5—6 классах используется сквозная нумерация параграфов; учебники 7—9 классов имеют более сложную иерархическую структуру (глава-параграф-пункт параграфа).

Вопросы и задания в учебниках способствуют овладению учащимися приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему, способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащегося с информацией, развитию критического мышления. Система вопросов и заданий к параграфам и пунктам является разноуровневой по сложности и содержанию, что позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся. В учебники включены задания, способствующие формированию навыков сотрудничества учащегося с педагогом и сверстниками.

На страницах учебников 7-9 классов подробно рассмотрены примеры решений типовых задач по каждой изучаемой теме. Аналогичные задачи предлагаются ученикам в рубрике «Вопросы и задания для самостоятельного решения». Для повышения мотивации школьников к изучению содержания курса особым значком отмечены вопросы, задачи и задания, аналогичные тем, что включаются в варианты ГИА и ЕГЭ по информатике. В конце каждой главы учебников 7-9 классов приведены тестовые задания, выполнение которых поможет учащимся оценить, хорошо ли они освоили теоретический материал и могут ли применять свои знания для решения возникающих проблем. Кроме того, это является подготовкой к сдаче выпускного экзамена по информатике и ИКТ в форме ГИА (9 класс) и в форме ЕГЭ (11 класс).

Электронные приложения к учебникам включают:

•        методические материалы для учителя;

•        файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;

•        текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);

•        дополнительные материалы для чтения;

•        мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников;

•        интерактивные тесты.

Методические пособия содержат методические рекомендации для учителя по организации учебного процесса, в том числе поурочные разработки по курсу информатики и ИКТ в 5-6 и 7-9 классах. В методических пособиях даны рекомендации по использованию на уроках и во внеурочной деятельности материалов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, других интернетресурсов.

В современных условиях важным компонентом УМК нового поколения становится его сетевая составляющая, реализованная в форме web-сайта и ориентированная на всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, учителей. Благодаря сетевой составляющей ученики могут участвовать в дистанционных олимпиадах по изучаемому предмету и творческих конкурсах; родители учеников получают возможность принять участие в обсуждении УМК на форумах; учителя могут систематически получать консультации авторского коллектива и методистов, скачивать обновленные варианты планирования, новые версии электронных образовательных ресурсов, дополнительные методические и дидактические материалы, обмениваться собственными методическими разработками и т. д. Сетевая составляющая рассматриваемого УМК реализована на сайте издательства в форме авторской мастерской (http:// metodist. lbz. ru).

Календарно-тематическое планирование

                               Таблица календарно-тематического планирования по информатике на 6 класс (1 час в 2 недели)

Срок проведения

факт

№ п/п / № в теме

Тема урока

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

личностные

Метапредметные

предметные

2.09

1

Объекты окружающего мира. Техника безопасности и организация рабочего места

Объекты и множества, признаки объектов

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности.

Уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин

познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения.

Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью

2 неделя

1

Компьютерный практикум.

Работаем с основными

объектами ОС

Самоопределе-
ние
 – готовность и способность к саморазвитию

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности.

Владение основными универсальными умениями информационного характера, наиболее эффективных способов решения задач.

  • файл;
  • имя файла;
  • тип файла;
  • папка;
  • файловая система;

операции с файлами копирование, удаление

Регулятивные:

  • целеполагание;

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;

16.09

2

Компьютерные объекты.

Файлы и папки.

Объекты операционной сис-мы

Компютера.

Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов

и находить выходы из спорных ситуаций.

Владение основными универсальными умениями информационного характера,

выделение необходимой информации.

Знать структуру файловой системы, операции с файлами и паками. 

Уметь работать с файловой системой.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.

4 неделя

2

Компьютерный практикум.

Работаем с

объектами ФС.

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Владение основными универсальными умениями информационного характера, наиболее эффективных способов решения задач.

 Знать структуру файловой системы, операции с файлами и паками. 

Уметь работать с файловой системой

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем.

30.09

3

Отношения объектов и их множеств.

Разнообразие отношений.

Отношения между множествами.

Самоопределе-
ние
 – внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку

Владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний

Иметь представление о общих подходах к сравнению понятий.

Уметь строить диаграммы

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной форме; коррекция – вносить необходимые изменения и дополнения.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия

6 неделя

3

Компьютерный практикум.

Повторяем возможности

Графического редактора

Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях

Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для преобразования  различных видов информации

Иметь представление о графической информации

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем.

14.10

4

Разновидности объектов и их классификация.

Классификация компьютерных и др объектов.

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности.

Самоопределе-
ние
 – готовность и способность к саморазвитию

Владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, выбор оснований и критериев для сравнения,

Иметь представление о двоичном кодировании информации

Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.

Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль

8 неделя

4

Компьютерный практикум.

Повторяем возможности

Текстового процессора

Самоопределе-
ние
 – готовность и способность к саморазвитию

Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий

для преобразования  различных видов информации

Иметь представление о различных вариантах кодирования букв русского алфавита.

Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

28.10

5

Системы объектов.

Разнообразие систем

Состав и структура системы.

 Система и  окружающая среда. Система как черный ящик.

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний

умение преобразовывать объект в знаково-символическую модель;

Знать единицы измерения информации. 

Уметь создавать маркированные списки.

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу
в образовательную.

Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения

10 неделя

5

Компьютерный практикум.

Графические возможности текстового процессора

Самоопределе-
ние
 – внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку

Умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую модель;

Знать

Двоичное кодирование, кодировочная таблица, текстовый документ, этапы создания текстового документа

Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения

11.11

6

ПК как сис-ма

Комп как сис-ма.

интерфейс

Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях

Широкий спектр умений для преобразования и передачи различных видов информации

Иметь представление о общих подходах к сравнению понятий.

Регулятивные: планирование – выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: знаково-символические – использовать знаково-символические средства, в том числе модели

и схемы, для решения задач.

12 неделя

6

Компьютерный практикум. Создаем компьютерные документы

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств.

Уметь создавать

Документы в различных форматах

Регулятивные: планирование – выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

25.11

7

Как мы познаем окружающий мир.

Информация и знания.

Абстрактное мышление.

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности.

Самоопределе-
ние
 – готовность и способность к саморазвитию

Владение умениями организации собственной учебной деятельности

Иметь представление о общих подходах к сравнению понятий и отношений.

 Уметь работать с файлами.

Регулятивные: оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели

.Познавательные: информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников.

14 неделя

7

Компьютерный практикум.

Конструируем графические объекты

Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов.

Иметь представление графическом способе представления изображения.

Регулятивные: планирование – выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

16 неделя     9.12

Контрольная за 1 четверь

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы.

Описать и перечислить по памяти: Т/Б при работе, устройство ком-ра, навыки управления ком-ом,

Хранение инф-ии,

Кодирование инф-ии

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу
в образовательную;
контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

23.12

8

Понятие как форма мышления.

Понятие. Его определение.

Самоопределе-
ние
 – готовность и способность к саморазвитию

Владение умениями организации собственной учебной деятельности

Иметь представление о науке о законах и формах человеческого мышления. 

 

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем.

Коммуникативные: взаимодейст-
вие
 – формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

18 неделя

8

Компьютерный практикум.

Создаем графические модели.

Самоопределе-
ние
 – внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку

Умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи

Уметь размещать текст в таблицу и графику.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем.

20.01

9

Информационное моделирование.

Модели.  Разнообразие информационных моделей.

Самоопределе-
ние
 – готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств.

Иметь представление о моделях и моделировании.

Уметь описать представленную форму.

Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.

Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

20 неделя

9

Компьютерный практикум.

Создаем словесные модели.

Самоопределе-
ние
 – готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Проверять адекватность модели объекту и цели моделирования

Иметь представление о моделях и моделировании.

Уметь описать представленную форму.

Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.

3.02

10

Знаковые информационные модели.

Описания. Модели.

Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях

Проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.

Коммуникативные: взаимодейст-
вие
 – формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

22 неделя

10

Компьютерный практикум

Создаем многоуровневые списки.

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности.

Использование коммуникационных технологий в учебной деятельности

Уметь проводить работы в текстовом редакторе с вставкой различного кол-ва таблиц.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем.

17.02

11

Табличные модели.

Правила оформления.

Таблица типа ОС.

Таблица типа ООО.

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности

Умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.

Знать правила и формирования и оформления таблиц.

Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

24 неделя

11

Компьютерный практикум.

Создаем табличные модели.

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности

Умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.

Иметь представление о таблицах.

Уметь описать представленную форму в виде табличных данных.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

2.03

12

Графики и диаграммы.

Зачем они нужны?

Наглядное представление

Самоопределе-
ние
 – осознание ответственности человека за выполненную работу

Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий

Иметь представление о графиках.

Уметь представить полученную форму в виде графика.

Познавательные: информационные – создавать и интегрировать необходимую информацию из различных источников.

Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.

26 неделя

12

Компьютерный практикум.

Создание вычислительных таблиц в Word.

Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Иметь представление о таблицах.

Уметь проводить работы в текстовом редакторе с вставкой различного кол-ва таблиц.

Познавательные: общеучебные – контролировать результат деятельности.

16.03

13

Схемы.

Многообразие.

Инф. модели на графах. Графы при решении задач.

Самоопределе-
ние
 – готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;

Иметь представление о моделях и моделировании.

Уметь описать представленную форму в виде графа

Регулятивные: оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели

.Познавательные: информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников.

28 неделя

13

Компьютерный практикум.

Создаем диаграммы и графики.

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности

Умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию

Уметь проводить работы в табличном редакторе.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно использовать знания для создания.

Познавательные: логические – подводить под понятие на основе распознания объектов,

13.04

14

Что такое алгоритм?

Задачи.

Последовательность

Алгоритм.

Самоопределе-
ние
 – осознание своей ответственности  за выполнение написанного алгоритма

Обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; построение логических цепочек рассуждений и т.д.

Иметь представление о общих подходах к созданию алгоритмов.

Регулятивные: контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий
от эталона.

30 неделя

14

Компьютерный практикум.

Создаем схемы ,графы, деревья.

Самоопределе-
ние
 – осознание своей ответственности  за выполнение задания

Умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию

Уметь описать представленную форму

-в виде графа

-в виде дерева

Познавательные: общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.

27.04

15

Исполнители вокруг нас.  Автоматизация.

Разнообразие исполнителей.

Формальные исполнители

Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Знать Разнообразие исполнителей., типы и виды формальных исполнителей. 

Уметь работать с

исполнителями.

Регулятивные: целеполагание – формулировать учебную задачу;

Познавательные: логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы,

32 неделя

15

Компьютерный практикум.

Создаем линейную презентацию.

Самоопределе-
ние
 – готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий.

Уметь проводить работы в Microsoft PowerPoint

-вставлять различные типы объектов

Познавательные: общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы,

11.05

16

Формы записи алгоритмов.

Компьютерный практикум.

Создаем  презентацию с гипер ссылками.

Самоопределе-
ние
 – готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий.

Знать правила работы в Microsoft PowerPoint.

Уметь вставлять гипер ссылки.

Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно использовать знания для создания.

34 неделя

17

Типы алгоритмов.

Линейные,

 с ветвлениями,

с повторениями.

Компьютерный практикум.

Создаем циклическую

Презентацию.

Самоопределе-
ние
 – готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий.

Знать правила работы в Microsoft PowerPoint.

Уметь вставлять ссылки на другие странички.

Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач;

25.05

18

Управление исполнителем чертежник.

Самоопределе-
ние
 – осознание своей ответственности  за выполнение задания

Владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств.

Знать правила работы с исполнителем чертежник.

Уметь составлять правильный синтаксис команд

Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.

 планирование – выбирать действия
Познавательные: логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков

35 неделя

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ

Самоопределе-
ние
 – осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение долга

Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы.

Знать правила работы

Уметь выбирать наиболее эффективные способы решения

Регулятивные: целеполагание – формировать и удерживать учебную задачу; прогнозирование – предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «информатика» 8 класс на 2013 – 2014 учебный год

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.  с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и код...

Рабочая программа по предмету "Профильный труд" 6класс на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа для 6 класса по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2014-2015 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных н...

Рабочая образовательная программа по предмету «Информатика» для 5 класса на 2019-2020 учебный год

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...

Рабочая образовательная программа по предмету «Информатика» для 7 класса на 2019-2020 учебный год

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, разв...

Рабочая образовательная программа по предмету «Информатика» для 8 класса на 2019-2020 учебный год

Цели и задачи курса Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теор...

Рабочая образовательная программа по предмету «Математика» для 6 класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 6 класса. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 5 учебных часов в неделю, что составляет 175 учебных ча...

Рабочая образовательная программа по предмету «Алгебра» для 9 класса на 2019-2020 учебный год

   Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной об...