Рабочая программа по информатике и ИКТ 7-9 классы
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)

Самбилова Туяна Пурбуевна
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7-9 классов составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образова-ния (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, Программой основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Руса-ков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний». Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных про-цессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматиза-ции информационных процессов. Она способствует формированию современного науч-ного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных инте-ресов школьников. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы вы-ступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии ре-шения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, инфор-мационная модель и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис-пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учеб-ных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа 7-9 кл84.19 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»

Рекомендована к утверждению                                       Утверждена приказом

протокол ШМО №__________                                         ГБОУ «КШ-ИСОО»

от ___.______________._____                                           №______ от ___.___.______  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«Информатика и ИКТ»

для 7-9 классов

на 2019-20 учебный год

Автор (составитель):

 Самбилова Туяна Пурбуевна, учитель информатики и ИКТ высшей категории

2019 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7-9 классов составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, Программой основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний».

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения. Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).  Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий.  Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.

Общая характеристика учебного предмета 

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей,причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. В содержании курса информатики основной школы сделан акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления.

Описание места предмета в учебном плане: данный курс обеспечивает непрерывность изучения предмета Информатика в среднем звене, на изучение курса отводится 1 час в неделю с 7 по 9 классы, по 34 часа в год, итого 102 часа.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Изучение предмета «Информатика и ИКТ»  должно обеспечить осознание информатики в повседневной жизни человека, понимание роли информационных процессов в современном мире.

В результате изучения предметной области "Математика и информатика" обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.

Предметные результаты должны отражать:

1) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

2) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

3) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

4) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

5) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Личностные результаты

Ученик научится (или получит возможность научиться) критическому отношению к информации и избирательности её восприятия; уважению к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмыслению мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; познакомится с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями для профессионального самоопределения,

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД.

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • формирование умений ставить цель, планирование достижения этой цели;
  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:

  • Выполнять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, работать в группе.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  • измерять информационный объем текста (при использовании компьютерного алфавита);
  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать естественные и формальные языки;
  • определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  • выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
  • распознавать способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, назначение графических редакторов, назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа;
  • определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Содержание тем учебного курса

Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.

7 класс

№ п/п

Тема (раздел) программы

Кол-во часов

всего

теоретич

практич

Человек и информация

6

4

2

Компьютер: устройство и программное обеспечение

6

3

3

Текстовая информация и компьютер

10

4

6

Графическая информация и компьютер

6

3

3

Мультимедиа и компьютерные презентации

6

2

4

Итого

34

16

18

8 класс

№ п/п

Тема (раздел) программы

Кол-во часов

всего

теоретич

практич

Передача информации в компьютерных сетях

8

4

4

Информационное моделирование

4

3

1

Хранение и обработка информации в базах данных

10

5

5

Табличные вычисления на компьютере

12

7

5

Итого

34

19

15

9  класс

№ п/п

Тема (раздел) программы

Кол-во часов

всего

теоретич

практич

Управление и алгоритмы

12

5

7

Введение в программирование

15

6

8

Информационные технологии и общество

4

4

0

Резерв

                3

1

2

Итого

34

17

17


Содержание учебного предмета

7 класс

  1. Человек и информация - 6 ч (4+2)

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере:

1. Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.

2. Вычисление количества информации с помощью калькулятора.

  1. Компьютер: устройство и программное обеспечение - 6 ч (3+3)

Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их характеристики. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере:

  1. Комплектация персонального компьютера, подключение устройств
  2. Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой

Проекты исследования:

Использование антивирусных программ.

3. Текстовая информация и компьютер - 10 ч (4+6)

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).

Практика на компьютере:

  1. Кодирование текстовой информации
  2. Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word
  3. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста
  4. Таблицы в текстовом документе
  5. Нумерованные и маркированные списки;
  6. Вставка объектов в текст (рисунков, формул).

  1. Графическая информация и компьютер - 6 ч (3+3)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения.  Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах.

Практика на компьютере: 

  1. Кодирование графической информации  
  2. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

Проекты исследования:

Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

  1. Мультимедиа и компьютерные презентации - 6 ч (2+4)

Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере:

  1. Cоздание презентаций в Power Point
  2.  Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст
  3. Контрольная практическая работа «Использование гиперссылок, регистров в Power Point»
  4. Создание презентации на заданную тему

Проекты и сследования:

Способы презентации проекта

8 класс

  1. Передача информации в компьютерных сетях 8ч (4+4)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,  телеконференции, файловые архивы пр.  Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами;  Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя  отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

  1. Информационное моделирование  4 ч (3+1)

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные.  Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

  1. Хранение и обработка информации в базах данных 10 ч (5+5)

Понятие базы данных (БД), информационной системы.  Основные понятия БД: запись, поле,  типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

  Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки;  формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения;  формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким  ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

  1. Табличные вычисления на компьютере 12 ч (7+5)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции.  Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

9 класс

Общее число часов: 31 ч. Резерв учебного времени: 4 часа.

  1. Управление и алгоритмы  12 ч (5+7)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов;  составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

  1. Введение в программирование  15 ч (5+7)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования  высокого уровня (ЯПВУ), их классификация.  Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

  1. Информационные технологии и общество 4 ч (4+0)

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Календарно-тематическое планирование 7 класс (34 часа)

№ урока/занятия

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Даты проведения

Материально-техническое обеспечение

Планируемые результаты

Домашнее задание

план

факт

Предметные

Метапредметные

Введение в предмет – 1 ч.

1\1

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

1

07.09

ЦОР № 2, 3, 5

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 4. Техника безопасности и санитарные нормы

ЦОР №1. Домашнее задание № 1

Глава 1, § 1:

ЦОР № 1. Информативность сообщений

ЦОР № 2. Информация и знания. Классификация знаний

Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведен при работе с комп. программами и в Инт., умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Актуализация сведений из личного жизненного опыта.

Владение устной речью.

Конспект, стр.6-9 (учебник)

Человек и информация – 5 ч.

1\2

Информация и знания. Восприятие и представление информации человеком.

1

14.09

ЦОР № 1. Восприятие информации

ЦОР № 3. Информация и письменность

ЦОР № 9. Языки естественные и формальные

ЦОР № 8. Формы представления информации

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 2. Домашнее задание ЦОР № 2

Формирование представления о понятии информации  и ее свойствах

Формирование целостного мировоззрения.

Владение устной речью. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации информации.

п.1-2 вопросы к параграфам

2\3

Информационные процессы. Практическая работа №1 "Работа с клавиатурным тренажером"

1

21.09

ЦОР № 1. Виды информационных процессов

ЦОР № 6. Обработка информации

ЦОР № 7. Передача информации

ЦОР № 9. Хранение информации

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 2. Домашнее задание № 3

Формирование представления о понятии информации  и ее свойствах

Формирование ответственного отношения к учению. Владение устной и письменной речью.

п.3

3\4

Измерение информации. Алфавитный подход.

1

28.09

ЦОР № 1. Алфавитный подход к измерению информации

ЦОР № 3. Единицы информации

ЦОР № 5. Информационный объем текста

ЦОР № 7. Количество информации в сообщении

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 4. Интерактивный задачник. Раздел Измерение информации.

ЦОР № 2. Домашнее задание № 4

Умение применять алфавит русского и английского языка. Умение использовать термины единиц измерения: бит, байт, «формула» и т.д. Уметь решать задачи

Формирование ответственного отношения к обучению. Владение устной и письменной речью.

п.4

4\5

Измерение информации. Решение задач

1

05.10

ЦОР № 1. Алфавитный подход к измерению информации

ЦОР № 3. Единицы информации

ЦОР № 5. Информационный объем текста

ЦОР № 7. Количество информации в сообщении

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 4. Интерактивный задачник. Раздел Измерение информации.

Умение применять алфавит русского и английского языка. Умение использовать термины единиц измерения: бит, байт, «формула» и т.д. Уметь решать задачи

Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной Владение основами самоконтроля, самооценки.

Стр.30-35, задание 4 на стр.35

5\6

Проверочная работа «Человек и информация».

1

12.10

Умение применять алфавит русского и английского языка. Умение использовать термины единиц измерения: бит, байт, «формула» и т.д. Уметь решать задачи

Актуализация сведений.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Компьютер: устройство и программное обеспечение – 7ч.

1\7

Назначение и устройство компьютера.

1

19.10

ЦОР № 1.Аналогия между компьютером и человеком

ЦОР № 2. Информационный обмен в компьютере

ЦОР № 8. Принципы фон Неймана

ЦОР № 9. Схема устройства компьютера

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 7. Практическое задание № 1

Глава 2, §6

ЦОР № 1. Внутренняя память ЭВМ

ЦОР № 7. Носители и устройства внешней памяти

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 2. Домашнее задание № 5

Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

п.5-6

2\8

Устройство персонального компьютера Практическая работа №2 "Знакомство с комплектцией устройств ПК"

1

26.10

ЦОР № 6. Структура персонального компьютера

ЦОР № 5. Основные устройства персонального компьютера

ЦОР № 4. Первое знакомство с компьютером

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 3 Кроссворд по теме: Первое знакомство с комп.

ЦОР № 6. Основные характеристики персонального компьютера

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 1. Домашнее задание № 6

ЦОР № 7. Практическое задание № 2

ЦОР № 8. Программа-тренажер «Устройство компьютера–2»

Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

Формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

п.7-8

3\9

Понятие программного обеспечения и его типы.

1

09.11

ЦОР № 6. Структура программного обеспечения

ЦОР № 5. Прикладное программное обеспечение

Глава 2, §10

ЦОР № 7. Системное программное обеспечение

ЦОР № 6. Операционная система

ЦОР № 8. Системы программирования

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 1. Домашнее задание № 7

различать программное и

аппаратное обеспечение

компьютера;

выполнять операции с ос-

новными объектами опера-

ционной системы;

выполнять основные опера

ции с объектами файловой

системы;

Формирование коммуникативной компетентности учебно-познавательной деятельности.

Формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

п.9-10

4\10

Практическая работа №3 «Пользовательский интерфейс.»

1

16.11

ЦОР № 11. Разновидности пользовательского интерфейса

ЦОР № 9. Объектно-ориентированный графический интерфейс

ЦОР № 10. Рабочий стол Windows

ЦОР № 15. Элементы оконного интерфейса Windows

ЦОР № 1. Главное меню Windows,

ЦОР № 4. Использование буфера обмена для копирования

ЦОР № 12. Типы меню и их использование в Windows,

ЦОР № 3. Индивидуальная настройка рабочего стола Windows

ЦОР № 4. Использование буфера обмена для копирования, связывания и внедрения объектов Windows

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 2. Домашнее задание № 9

различать программное и

аппаратное обеспечение

компьютера;

выполнять операции с ос-

новными объектами опера-

ционной системы;

выполнять основные опера

ции с объектами файловой

системы;

Актуализация сведений из личного жизненного опыта.

Умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации ПО.

5\11

Файлы и файловые структуры

1

23.11

ЦОР № 15. Файлы и файловые структуры

ЦОР № 13. Файловая структура диска

ЦОР № 2. Имя файла. Путь к файлу

ЦОР № 10. Таблица размещения файлов

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 1. Домашнее задание № 8

ЦОР № 9. Практическое задание № 3

выполнять операции с ос-

новными объектами опера-

ционной системы;

выполнять основные опера

ции с объектами файловой

системы;

Самостоятельное выделение и формулирование познават. цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

п.11

6\12

Практическая работа №4 «Работа с файловой строктурой ОС»

1

30.11

ЦОР № 7. Окно проводника Windows

ЦОР № 8. Операции с файлами и папками Windows

выполнять операции с ос-

новными объектами опера-

ционной системы;

выполнять основные опера

ции с объектами файловой

системы;

Самостоятельное выделение и формулирование познават. цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

7\13

Итоговое тестирование по темам «Человек и информация», «Компьютер: устройство и ПО»

1

07.12

Итоговый тест к главе 1 Человек и информация

Тренировочный тест к главе 2 Первое знакомство с компьютером,

Кроссворд по теме: Первое знакомство с компьютером.

Обобщение представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Текстовая информация и компьютер – 9 ч.

1\14

Представление текстов в памяти компьютера

1

14.12

ЦОР № 12. Тексты в компьютерной памяти

ЦОР № 11. Способы обработки и хранения текстов

ЦОР № 10. Свойства компьютерных документов

ЦОР № 6. Кодирование текста. Таблица кодировки

ЦОР № 1. Гипертекст

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 4. Интерактивный задачник. Раздел «Представление символьной информации»

ЦОР №2. Домашнее задание № 10

Умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице

Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебной и познавательной задачи.

п.13

2\15

Текстовые редакторы и текстовые процессоры.

1

21.12

ЦОР № 7. Текстовые редакторы: назначение и классификация

ЦОР № 8. Структурные единицы текста

ЦОР № 5. Среда текстового редактора

ЦОР № 17. Режимы работы текстового редактора

ЦОР № 16. Режим ввода – редактирования текста

Умение использовать прикладные компьютерные программы. Умение осуществлять прямое и стилевое форматирование

умение визуализировать

информацию;

Актуализация сведений из личного жизненного опыта.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

п.14

3\16

Практическая работа №5 «Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текстов»

1

28.12

ЦОР № 19. Управление шрифтами

ЦОР № 20. Форматирование текста

ЦОР № 14. Работа с фрагментами текста

ЦОР № 17. Многооконный режим работы

ЦОР № 3. Интерфейс MS Word

ЦОР № 9. Перемещение по тексту в MS Word

ЦОР № 2. Ввод и редактирование текста в MS Word,

ЦОР № 10. Поиск и замена в MS Word

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 11. Практическое задание № 5

ЦОР № 12. Практическое задание № 6

ЦОР № 13. Практическое задание № 8

Умение использовать прикладные компьютерные программы. Умение осуществлять прямое и стилевое форматирование

умение визуализировать

информацию;

Актуализация сведений из личного жизненного опыта.

Формирование и развитие компетентности в области использования инф.-коммуникационных технологий.

п.15

4\17

Практическая работа №6 «Работа со шрифтами, приемы форматирования текста»

1

18.01

Умение использовать прикладные компьютерные программы. Умение осуществлять прямое и стилевое форматирование

умение визуализировать

информацию;

Актуализация сведений из личного жизненного опыта.

Формирование и развитие компетентности в области использования инф.-коммуникационных технологий.

п.16

5\18

Практическая работа №7 «Использование буфера обмена. Режим поиска и замены.»

1

25.01

Умение использовать прикладные компьютерные программы. Умение осуществлять прямое и стилевое форматирование

умение визуализировать

информацию;

Актуализация сведений из личного жизненного опыта.

Формирование и развитие компетентности в области использования инф.-коммуникационных технологий.

п.17

6\19

Практическая работа №8 «Работа с таблицами.»

1

01.02

Умение использовать прикладные компьютерные программы. Умение осуществлять прямое и стилевое форматирование

умение визуализировать

информацию;

Актуализация сведений из личного жизненного опыта.

Формирование и развитие компетентности в области использования инф.-коммуникационных технологий.

7\20

Практическая работа №9 «Дополнительные возможности текстового процессора.»

1

08.02

ЦОР № 11. Стили в MS Word

ЦОР № 9. Работа с графикой в MS Word

ЦОР № 10. Работа с таблицами в MS Word

ЦОР № 13. Шаблоны в MS Word

ЦОР № 2. Дополнительные возможности текстовых процессоров

ЦОР № 8. Проверка текста; исправление ошибок в MS Word

Умение использовать прикладные компьютерные программы. Умение осуществлять прямое и стилевое форматирование

умение визуализировать

информацию;

Актуализация сведений из личного жизненного опыта.

Формирование и развитие компетентности в области использования инф.-коммуникационных технологий.

п.16-17

8\21

Итоговое практическое задание на создание и обработку текстовых документов

1

15.02

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 6. Практическое задание № 7

ЦОР № 7. Практическое задание № 8

ЦОР № 1. Домашнее задание № 11

Умение использовать прикладные компьютерные программы. Умение осуществлять прямое и стилевое форматирование

умение визуализировать

информацию;

Владение основами само-

контроля, самооценки, при-

нятия решений и осуществ-

ления осознанного выбора в

учебной и познавательной

деятельности;

9\22

Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер»

1

22.02

ЦОР № 1. Итоговый тест к главе 3 Текстовая информация и компьютер

ЦОР № 4 Тренировочный тест к главе 3 Текстовая информация и компьютер.

Умение использовать прикладные компьютерные программы. Умение осуществлять прямое и стилевое форматирование

умение визуализировать

информацию;

Владение основами само-

контроля, самооценки, при-

нятия решений и осуществ-

ления осознанного выбора в

учебной и познавательной

деятельности;

Графическая информация и компьютер – 5 ч.

1\23

Компьютерная графика и области ее применения.

1

01.03

ЦОР № 11. Этапы развития средств компьютерной графики

ЦОР № 9. Статические графические объекты

ЦОР № 1. Анимированные графические объекты

ЦОР № 2. Графика в компьютерных играх

ЦОР № 7. Научная графика

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 7. Практическое задание № 9

ЦОР № 2. Домашнее задание № 12

ЦОР № 7. Растровая и векторная графика

ЦОР № 6. Особенности растровой и векторной графики

Упражнения для самостоятельной работы:

Домашнее задание ЦОР № 14

ЦОР № 2. Возможности графического редактора

ЦОР № 16. Режимы работы графического редактора

ЦОР № 13. Работа с текстом в Paint

ЦОР № 15. Редактирование рисунка в Paint

ЦОР № 19. Среда графического редактора Paint

ЦОР № 1. Базовые инструменты в Paint

ЦОР № 17. Рисование геометрических фигур в Paint

ЦОР № 18. Рисование линий в Paint

ЦОР № 4. Закрашивание областей рисунка в Paint

ЦОР № 14. Работа с фрагментами изображения в Paint

Упражнения для самостоятельной работы

ЦОР № 11. Практическое задание № 11

ЦОР № 12. Практическое задание № 12

ЦОР № 5. Растровое представление изображения

ЦОР № 4. Кодирование цвета

Упражнения для самостоятельной работы

ЦОР № 1. Домашнее задание № 13

ЦОР № 8. Практическое задание № 10

Упражнения для самостоятельной работы

ЦОР № 2. Интерактивный задачник: раздел «Представление графической информации»

Умение применять инстру-

менты графических (растровых и векторных) редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей; умение масштабировать

изображения умения сохранять изображения в различных графических форматах

Умение самостоятельно оп-

ределять цели своего обуче-

ния, ставить и формулировать

для себя новые задачи в

учёбе и познавательной дея-

тельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной

деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

самостоятельное выделение

и формулирование познава-

тельной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, (изучаем содержание практической работы в учебнике); выбор наиболее эффективных способов решения задач

в зависимости от конкретных условий;

п.18

2\24

Практическая работа №11 «Графические редакторы растрового вида.»

1

08.03

п.19

3\25

Кодирование изображения

1

15.03

п.20

4\26

Практическая работа №12 «Работа с векторным графическим редактором.»

1

22.03

п.21

5\27

Практическая работа №13 «Технические средства компьютерной графики»

1

05.04

п.18-21

Мультимедиа и компьютерные презентации – 7ч.

1\28

Практическая работа №14 «Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации»

1

12.04

ЦОР № 5. Интерфейс программы PowerPoint

ЦОР № 15. Создание слайда в PowerPoint

Демонстрационная интерактивная презентация, Демонстрационная непрерывная презентация, Создание новой презентации в PowerPoint, Режимы отображения слайдов в PowerPoint, Работа с объектами в PowerPoint,

Настройка анимации и звука в PowerPoint, Изменение оформления слайдов в PowerPoint, Демонстрация презентации в PowerPoint,

Использовать редактор презентаций или

иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;

создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками,

слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.

Умение выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи

Актуализация сведений из личного жизненного опыта. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Планировать последовательность событий на заданную тему;

подбирать иллюстративный материал,

соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Умение определять понятия, создавать обобщения,

устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать

причинно-следственные

связи, строить логическое

рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и

делать выводы;

п.24

2\29

Практическая работа №15 «Создание презентации с использованием текста, графики и звуков.»

1

19.04

п.26

3\30

Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа.

1

26.04

ЦОР № 1.  Аналоговое и цифровое представление звука  

ЦОР №5. Технические средства мультимедиа

п.25

4\31

Практическая работа №16 «Создание презентации с применением гиперссылок.»

1

03.05

ЦОР № 7. Кроссворд по теме: Технологии мультимедиа

ЦОР № 20. Тренировочный тест к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа»

ЦОР № 7.  Итоговый тест к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5

п.27

5\32

Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа»

1

10.05

Тренировочный тест по курсу 8 класса  (гл 2, п. 5, ЦОР №10)

Итоговый тест по курсу 8 класса (гл 2, п. 5, ЦОР №3)

Учащиеся должны знать что такое мультимедиа;

принцип дискретизации, используемый для  представления звука в памяти компьютера;

основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего

современному

уровню развития

науки и общественной

практики;

формирование

коммуникативной

компетентности в

процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и

других видов деятельности

Стр.159-163

6\33

Урок-игра «Что? Где? Когда?» Итоговая практическая работа

1

17.05

Стр.163-166

7\34

Итоговый урок.

1

24.05

Повторение п.24-27.

Календарно-тематическое планирование  8 класс (34 часа)

Разделы и темы

Кол часов

Планируемые результаты

Материально-техническое обеспечение

Д/З

Дата проведения

Личностные

Предметные

Метапредметные

По плану

Факт.

1.Передача информации в компьютерных сетях - 8

1

Как устроена компьютерная сеть.

1

умения и навыки безопасного и целесообразного поведения

при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию

ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических,

эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств

ИКТ

целостные представления о роли ИКТ при изучении

школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное

содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость

подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития

информационного общества; умение работать с учебником

общие представления о месте информатики в системе других

наук, о целях изучения курса информатики

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§1

07.09

2

Электронная почта и другие услуги сетей

1

представления об информации как важнейшем стратегическом

ресурсе развития личности, государства, общества

понимание общепредметной сущности понятия компьютерная сеть, что такое электронное письмо

общие предста-вления об ком-пьютерных сетях и электронной почте

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§2

14.09

3

Аппаратное и программное обеспечение сети. Входная контрольная работа

1

представления    о  технических средствах глобальной сети, протоколах, навыки работы в сети

обобщённые  представления  о  различных  способах

программного обеспечения глобальной сети

понимание    общепредметной  сущности

понятия  программное обеспечение

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§3

21.09

4

Интернет и Всемирная паутина. Поисковые серверы. Формирование простых запросов

1

навыки концентрации внимания, умения поиска информации в сети умение концентрироваться при выполнении контрольной работы

представления  об  Интернете, понятиях Web-сервер, Web-страница, Web-сайт

понимание   универсальности  глобальной сети, гиперструктуры WWW, способа организации связи между сайтами

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§4

28.09

5

Решение задач на составление url-адреса

1

навыки концентрации внимания, умения поиска информации в сети умение концентрироваться при выполнении контрольной работы

представления  об  Интернете, понятиях Web-сервер, Web-страница, Web-сайт

понимание   универсальности  глобальной сети, гиперструктуры WWW, способа организации связи между сайтами

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§4

05.10

6

Способы поиска в Интернете

1

умения и навыки безопасного и целесообразного поведения

при работе в компьютерном классе; навыки концентрации внимания

знание способов поиска информации в Интернете, способов формирования запросов поисковой системы

понимание   сущности  телеконференций, языка запросов поисковых серверов

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§5

12.10

7

Способы поиска в Интернете. Решение задач

1

умения и навыки безопасного и целесообразного поведения

при работе в компьютерном классе; навыки концентрации внимания

знание способов поиска информации в Интернете, способов формирования запросов поисковой системы

понимание   сущности  телеконференций, языка запросов поисковых серверов

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§5

19.10

8

Контрольное тестирование

1

навыки концентрации внимания, понимание  значимости  информационной

деятельности для современного человека

общие  представления  об  информационных

процессах  и  их  роли  в  современном  мире

общепредметные  навыки

обработки информации

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

повторить § 4-5

26.10

2. Информационное моделирование – 4

9

Что такое моделирование

1

понимание  значимости  информационной

деятельности для современного человека

общие  представления  об  информационных

процессах  и  их  роли  в  современном  мире;  умение  приводить

примеры  хранения   и  передачи  информации  в  деятельности

человека, в живой природе, обществе, технике

общепредметные  навыки  обработки,  хранения  и  передачи

информации

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§6

09.11

10

Графические информационные модели

1

владение первичными навыками анализа и критичной

оценки  получаемой  информации;  ответственное  отношение  к

информации  

умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»;формирования желания выполнять учебные действия.

основные  универсальные  умения

информационного  характера:  постановка  и  формулирование

проблемы  

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§ 7

16.11

11

Табличные модели

1

владение первичными навыками анализа и критичной

оценки  получаемой  информации;  представление о табличных моделях

представления  об  информации  как  одном  из

основных  понятий  современной  науки,  об  информационных

процессах и их роли в современном мире

поиск  и  выделение  необходимой  информации,

применение табличных моделей

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§ 8, № 5

23.11

12

Информационное моделирование на компьютере

1

понимание  роли  компьютеров  в  жизни

современного  человека;  способность   увязать  знания  об  основных

возможностях  компьютера   с  собственным  жизненным  опытом

систематизированные  представления  об  основных

устройствах компьютера и их функциях, моделирование на компьютере

обобщённые представления   о компьютере как

универсальном устройстве обработки информации представленной моделью

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§ 9

30.11

3. Хранение и обработка информации в базах данных – 10

13

Основные понятия

1

понимание  роли  компьютеров  в  жизни

современного  человека;  понимание  значимости  организованной совокупности данных

понятие важности информационных систем, баз данных

понимание  назначения  баз данных и информационных систем и назначения элементов реляционных баз данных

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§10

07.12

14

Что такое система управления базами данных

1

понимание  назначения систем управления базами данных

представление  о  системах управления базами данных как программного обеспечения для работы с базами данных

представление о возможностях

использования компьютеров при работе с базами данных

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§ 11

14.12

15

Создание и заполнение баз данных

1

понимание  необходимости  упорядоченного

хранения больших массивов данных

представления  о структуре баз данных, типах и форматах полей баз данных, заполнении баз данных информацией

умения  и  навыки  организации  по созданию и заполнению баз данных

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§ 12

21.12

16

Знакомство с СУБД. Создание и редактирование базы данных

1

понимание  необходимости  ответственного

отношения  к  информационным  ресурсам  и  информационному

пространству

понимание  и соблюдение этапов создания баз данных, умение редактирования баз данных

навыки  оперирования  компьютерными

информационными объектами

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

28.12

17

Основы логики: логические величины и формулы

1

способность  увязать  знания  об  основных

возможностях  компьютера   с  собственным  жизненным  опытом ;

развитие  чувства  личной  ответственности  за  качество  окружающей

информационной среды

представления  о  компьютере  как  универсальном

устройстве обработки информации, понимание основ логики

основные  навыки  и  умения  использования

компьютерных  устройств;  навыки  создания  личного

информационного пространства

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§ 13

18.01

18

Условия выбора и простые логические выражения

1

способность применять теоретические знания для решения

практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с созданием логических запросов

систематизированные  представления  о простых запросах

умения  выделять  условия для создания запросов, отвечающих необходимым для поиска в базе данных условиям

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§ 14

25.01

19

Условия выбора и сложные логические выражения

1

знание сфер применения баз данных; способность

применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к

изучению вопросов, связанных с базами данных

систематизированные представления о реляционных базах данных

умения правильно выбирать формат полей баз данных в зависимости от решаемой задачи, выполнять сортировку и удаление записей

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§ 15

01.02

20

Сортировка, удаление и добавление записей

1

интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной

графикой

систематизированные представления об инструментах

создания графических изображений; развитие основных навыков и умений

использования графических редакторов

умения подбирать и использовать инструментарий для

решения поставленной задачи

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§ 16

08.02

21

Решение задач ОГЭ

1

способность увязать знания об основных возможностях

компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам,

связанным с практическим применением компьютеров

систематизированные представления об основных понятиях,

связанных с баз данных на компьютере

основные навыки и умения использования систем управления базами данных для решения практических задач

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§ 10-16

15.02

22

Контрольное тестирование

1

способность увязать знания об основных возможностях

компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам,

связанным с практическим применением компьютеров

систематизированные представления об основных понятиях,

связанных с баз данных на компьютере

основные навыки и умения использования систем управления базами данных для решения практических задач

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§ 10-16

22.02

4. Табличные вычисления на компьютере - 12

23

История чисел и систем счисления

1

понимание роли в жизни

современного человека навыков работы в различных системах счисления

систематизированные представления о позиционных и непозиционных системах счисления

широкий спектр умений и навыков использования

различных систем счисления

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§17

01.03

24

Перевод чисел и двоичная арифметика

1

понимание    роли  в

жизни  современного  человека  навыков  перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую

представления  о  выполнении перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую и выполнении арифметических операций в двоичной системе счисления

широкий спектр умений и навыков использования

двоичной арифметики и алгоритмов перевода чисел из одной системы счисления в другую

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§ 18

08.03

25

Числа в памяти компьютера

1

понимание  социальной,  общекультурной  роли  в

жизни  современного  человека  знаний о представлении чисел в памяти компьютера

представление  о  кодировании целых, вещественных чисел в памяти компьютера, об особенностях работы компьютера с вещественными числами

широкий  спектр  умений  и  навыков

по определению внутреннего представления чисел  с использованием ячеек различных разрядов

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§19

15.03

26

Что такое электронная таблица

1

понимание социальной, общекультурной роли в жизни

современного человека навыков работы с электронными таблицами

представление  о  структуре электронной таблицы, данных в электронной таблице, режимах отображения данных

широкий  спектр  умений  и  навыков

использования  средств  информационных  и  коммуникационных

технологий  для   создания  электронных таблиц

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§ 20

22.03

27

Правила заполнения таблицы

1

понимание социальной, общекультурной роли в жизни

современного человека навыков создания электронных таблиц

умения использования средств создания электронных таблиц и подготовки таблиц к расчетам

широкий спектр умений и навыков использования

средств информационных и коммуникационных технологий для создания

электронных таблиц и выполнения расчетов

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§21, №4

05.04

28

Работа с диапазонами. Относительная адресация

1

понимание социальной, общекультурной роли в жизни

современного человека навыков работы с программным обеспечением,

поддерживающим работу с электронными таблицами

навыки  работы  с  программным  обеспечением, поддерживающим работу с электронными таблицами

широкий спектр умений и навыков использования

электронных таблиц, умение работать с диапазонами

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§ 22

12.04

29

Деловая графика. Условная функция

1

способность применять теоретические знания для решения

практических задач

знание  основных  принципов  представления

  информации  в  электронных таблицах, как в электронных таблицах реализуются логические операции при записи условных функций

умения  строить с помощью электронной таблицы различные типы диаграмм

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§ 23

19.04

30

Логические функции и абсолютные адреса

1

понимание социальной, общекультурной роли в жизни

современного человека навыков создания электронных таблиц

умения работы с электронными таблицами; умения использовать логические операции при записи условных функций; умения правильно указывать адреса ячеек

широкий спектр умений и навыков использования

средств информационных и коммуникационных технологий для создания

таблиц; навыки выполнения вычислительных операций в электронных таблицах

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§ 24

26.04

31

Электронные таблицы и математическое моделирование

1

способность увязать знания об основных возможностях

компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам,

связанным с практическим применением компьютеров

систематизированные представления об основных понятиях,

связанных с обработкой электронных таблиц, об этапах математического моделирования

основные навыки и умения использования инструментов

создания электронных таблиц для решения практических задач

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§ 25

03.05

32

Пример имитационной модели

1

способность увязать знания об основных возможностях

компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам,

связанным с практическим применением компьютеров

систематизированные представления об основных понятиях,

связанных с технологией создания и применения электронной таблицы; умения с имитационными моделями

умение выделять инвариантную сущность внешне

различных объектов

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§ 26

10.05

33

Решение задач ОГЭ

1

умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»;формирования желания выполнять учебные действия.

систематизированные представления об основных понятиях,

связанных с электронными таблицами

формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§  17-26

17.05

34

Контрольное тестирование

1

умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»; формирования желания выполнять учебные действия.

систематизированные представления об основных понятиях,

связанных с электронными таблицами

формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

ПК, учебник,

Раб. тетрадь

мультимедийный проектор, экран

§  17-26

24.05

Календарно-тематическое планирование  9 класс (34 часа)

№ урока

Тема урока

Параграф учебника

Компьютерный практикум

ЦОР к урокам из Единой коллекции ЦОР (ЕК) [1]* http://school-collection.edu.ru

1

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной  связью

§ 1. Управление и кибернетика

§ 2.  Управление с обратной связью

9 класс. Глава 5 , § 25

ЦОР № 1;

ЦОР № 3

ЦОР № 5

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 4.  

9 класс. Глава 5, § 26

ЦОР № 3

ЦОР № 5

ЦОР № 6

ЦОР № 7

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 1.

2

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.        

§ 3. Определение и свойства алгоритма

9 класс. Глава 5, § 27

ЦОР № 2

ЦОР № 5

ЦОР № 6

ЦОР № 7

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 1 .  

3

Графический учебный исполнитель

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов.

§ 4. Графический учебный  исполнитель

9 класс. Глава 5 , § 28

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 6

ЦОР № 7

ЦОР № 8

ЦОР № 17

ЦОР № 18

ЦОР № 19

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 5.  

ЦОР № 9

ЦОР № 10

ЦОР № 11

ЦОР №  13

ЦОР №  14

ЦОР № 15

4

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.        

§ 5. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

9 класс. Глава 5, § 29

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 5

ЦОР № 7

ЦОР № 8

ЦОР № 17

ЦОР № 18

ЦОР № 19

ЦОР № 20

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 6 .  

ЦОР № 9.

ЦОР №  10

ЦОР № 11

ЦОР № 12

ЦОР № 14

ЦОР № 15

5

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов

6

Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием.

§ 6. Циклические алгоритмы

9 класс. Глава 5, § 30

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 6

ЦОР № 7

ЦОР № 8

ЦОР№ 9

ЦОР № 20

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 5.

ЦОР № 10

ЦОР № 11

ЦОР № 12

ЦОР № 13

ЦОР № 15

ЦОР №  16

ЦОР № 17

ЦОР № 18

7

Разработка циклических алгоритмов

8

Ветвления. Использование двухшаговой детализации

§ 7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма

9 класс.  Глава 5, § 31

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 6

ЦОР № 7

ЦОР № 8

ЦОР № 18

ЦОР № 19

ЦОР № 20

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 5.

ЦОР № 9

ЦОР № 10

ЦОР № 11

ЦОР № 12

ЦОР № 15

ЦОР №  16

9

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма.

Использование ветвлений

10

Зачётное задание по алгоритмизации

11

Тест  по теме Управление и алгоритмы

9 класс.  Глава 5, § 31

ЦОР № 13

12

Понятие о программировании.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные,  основные типы,  присваивание, ввод и вывод данных.

§ 8. Что такое программирование

§ 9. Алгоритмы работы с величинами

9 класс. Глава 6, § 32

ЦОР № 3

ЦОР № 4

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 2

9 класс. Глава 6,  § 33

ЦОР № 1;

ЦОР № 3

ЦОР № 5

ЦОР № 6

ЦОР № 8

ЦОР№ 9

ЦОР № 10

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 2.

ЦОР № 7

13

Линейные вычислительные алгоритмы

§ 10. Линейные вычислительные алгоритмы

9 класс.  Глава 6,  § 34

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 7

ЦОР № 8

ЦОР № 11

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 9

ЦОР № 10

14

Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной  программе)

15

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания.

§ 11. Знакомство с языком Паскаль

9 класс. Глава 6,  § 35

ЦОР № 1;

ЦОР № 5

ЦОР № 6

ЦОР № 8

ЦОР№ 9

ЦОР № 10

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР №  2

ЦОР № 7

 

16

Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов.

17

Оператор ветвления.  Логические операции на Паскале

§ 12.  Алгоритмы с ветвящейся структурой

§ 13. Программирование ветвлений на Паскале

§ 14. Программирование диалога с компьютером

9 класс. Глава 6, §36

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 5

ЦОР№ 9

ЦОР № 10

ЦОР № 11

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 6.  

ЦОР №  12

ЦОР № 13

ЦОР № 14

9 класс. Глава 6, § 37

ЦОР № 1;

ЦОР № 4

ЦОР № 5

ЦОР № 7

ЦОР № 8

ЦОР№ 9

ЦОР № 10

ЦОР № 12

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 6.  

9 класс. Глава 6, § 38

ЦОР № 1;

ЦОР № 5

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 2.  

ЦОР №  6

ЦОР № 7

ЦОР № 8

18

Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций.  

19

Циклы на языке Паскаль

§ 15. Программирование циклов

9 класс. Глава 6, § 39

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 5

ЦОР № 6

ЦОР № 8

ЦОР № 11

ЦОР № 12

ЦОР № 17

ЦОР № 19

ЦОР № 20

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 7.  

ЦОР № 13

ЦОР № 14

ЦОР № 15

ЦОР № 16

20

Разработка программ c использованием цикла с предусловием

21

Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида

Использование алгоритма Евклида при решении задач

§ 16. Алгоритм Евклида

9 класс. Глава 6, § 40

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 6

ЦОР № 7

ЦОР № 10

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 8.  

ЦОР № 9

22

Одномерные массивы в Паскале

§ 17. Таблицы и массивы

§ 18. Массивы в Паскале

9 класс. Глава 6, § 41

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 6

ЦОР № 7

ЦОР № 10

ЦОР № 12

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 8.  

ЦОР № 9

9 класс. Глава 6, § 42

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 6

ЦОР № 7

ЦОР № 10

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 3.  

ЦОР № 8

23

Разработка программ обработки  одномерных массивов

24

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве

§ 19. Одна задача обработки  массива

9 класс. Глава 6, § 43

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 5

ЦОР № 6

ЦОР№ 9

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 10.  

ЦОР № 11

25

Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве.  

26

Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива

Составление программы  на Паскале поиска минимального и максимального элементов

§ 20. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива  

9 класс. Заключение, § 6.1

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 5

ЦОР № 8

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 6  

ЦОР № 7

27

Сортировка массива

Составление программы  на Паскале сортировки массива

§ 21. Сортировка массива

9 класс. Заключение, § 6.2

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 5

ЦОР № 8

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 6.

ЦОР № 7

28

Тест по теме «Программное управление работой компьютера»

29

Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ

§ 22. Предыстория информатики

§ 23. История ЭВМ

§ 24. История программного обеспечения и ИКТ

9 класс. Глава 7, § 44

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 7

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 8

9 класс. Глава 7, § 46

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 6

ЦОР № 7

ЦОР № 8

ЦОР№ 9

ЦОР№ 11

ЦОР№ 12

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 5

9 класс. Глава 7, § 47

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 4

ЦОР № 5

ЦОР № 6

ЦОР № 7

ЦОР № 8

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 1

ЦОР № 10

30

Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество

§ 25. Информационные ресурсы современного общества

§ 26. Проблемы формирования информационного общества

9 класс. Глава  7, § 48

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 6

9 класс. Глава  7, § 49

ЦОР № 1;

ЦОР № 2

ЦОР № 3

ЦОР № 6

Упражнения для самостоятельной работы:

ЦОР № 7

31

Социальная информатика: информационная безопасность

§ 27. Информационная безопасность

32

Итоговое тестирование по курсу 9 класса

33-34

Резерв

Перечень учебно-методического обеспечения

Рабочая программа базового курса информатики ориентирована на использование учебно-методического комплекса авторов Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В., который включает в себя учебники завершенной предметной линии для 7-9 классов.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

4. И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

5. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллекцию ЦОР).

Учебники являются ядром целостного УМК. Помимо учебников в УМК входят: программа по информатике, методическое пособие для учителя, практикум для учащихся, учебные пособия для подготовки к итоговой аттестации. Консультации, видеолекции и другая полезная для учителя информация доступны в авторской мастерской на сайте методической службы издательства: (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/);

Важной составляющей УМК является комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенный на портале Единой коллекции ЦОР. Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для домашних и практических работ, контрольные материалы (тесты, интерактивный задачник); интерактивный справочник по ИКТ; исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы, система управления базами данных
  • Звуковой редактор.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Простой редактор Web-страниц

     


[1]* Путь к ЦОР в ЕК: Портал ЕК http://school-collection.edu.ru 🡪 выбрать раздел  «Информатика и ИКТ»🡪выбрать 9  класс 🡪 перейти по ссылке  «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л.  🡪 выбрать соответствующие главу и параграф учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л.

Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л. Тематическое планирование расчитано  на 1 час в неделю для 5-8 классов, 2 часа в неделю в 9 классе....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 класс по авторской программе Босовой Л.Л.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике для 5-7 классов, разработанной мной в 2013-2014 учебном году....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс по авторской программе Семакина И.Г.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике и ИКТ 8-9 класс, разработанной в соответствии с авторской программой Семакина И.Г. (102 часа)....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс по авторской программе Семакина И.Г.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы и календарно-тематического планирования на 68 часов 10-11 класс в соответствии с авторской программой Семакина И.Г....

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...