Образовательная программа "Знакомьтесь, компьютер!"
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)

Касумова Наталья Николаевна

Пояснительная записка

 

Сегодня компьютер является неотъемлемой частью жизни современного человека. Он имеет широкое применение во всех сферах человеческой деятельности.

За 50 лет своего существования компьютер сильно изменился. Самое главное, что он стал персональным, а, следовательно, более доступным и понятным для обычного пользователя.

В настоящее время активно осуществляемая разработка разнообразного программного обеспечения, в том числе интересных обучающих и игровых программ, позволяет наиболее полно использовать изумительные возможности присущие компьютеру в образовательной среде.

Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой для тех, кому предстоит жить в XXI веке, очевидна. Компьютер дает возможность представить информацию в яркой, наглядной, зрелищной форме. Обучение при помощи персонального компьютера является сильной мотивацией к познанию нового и неизведанного.

В современном мире возрастная граница первого опыта общения с компьютером существенно снизилась. Зачастую младшие  школьники быстрее и успешнее старшеклассников и взрослых осваивают компьютерную технику.

 

Рис. 1. Раскраска.

В отличие от взрослых, у маленьких детей практически отсутствует состояние фрустрации, страха перед компьютером, боязнь что-либо сломать. Изучение и освоение новой техники ребёнок воспринимает легко, особенно в игровой форме.

Существуют разные мнения по поводу возраста, с которого следует начинать обучение детей работе на компьютере. Современные исследования медиков, психологов, педагогов показывают, что при выполнении гигиенических и эргономических требований начало работы с компьютером не зависит от возраста и отрицательного воздействия на здоровье не оказывает.

 

Рис. 2. Раскраска.

Программа включает в себя знакомство с графическим редактором Paint, обучающими, игровыми, дизайнерскими программами, познавательным циклом (математика, развитие речи, изобразительное искусство, эстетическая и развивающая среда, конструирование, физическая культура).

 

 

Рис. 3. Соединить планеты линиями, соответствующих цветов.

Данная программа имеет научно-техническую направленность.

Так как на сегодняшний день не существует аналогичных типовых или составительских программ, в программе использованы и аккумулированы различные подходы, методы и методики, которые оправдали себя на практике в работе с детьми младшего школьного возраста.

 

 

Актуальность введения компьютерных занятий для младших школьников объясняется:

  • достаточно высокой степенью обеспечения компьютерной техникой образовательных учреждений, и требованиями, которые предъявляет школьная программа к учащимся;
  •  

Рис. 5. Нарисовать дом из прямоугольников.

наличием компьютеров у населения и повышенным интересом и стремлением родителей к раннему изучению компьютера детьми;

  • стремлением детей, не имеющих дома компьютер, при любых условиях и обстоятельствах осваивать компьютерную технику.

 

Цель программы - создание образовательной среды, в которой ребенок смог бы реализовать свой интерес и потребности в изучении компьютера, приобщиться к компьютерной технике, применять полученные знания в реальной жизни, подготовиться к школе.

 

Задачи.

Обучающие:

  • сформировать основы компьютерной осведомленности;
  • подготовить мышление ребенка к восприятию простейших логических структур;
  • научить элементарным приемам работы с клавиатурой и мышью;
  • научить азам графических технологий, совершенствовать навыки графической деятельности детей;
  • научить рисовать различными изобразительными инструментами;
  • обогащать представления о цветах и их оттенках;
  • познакомить детей с компьютерным конструктором, научить создавать конструкции по образцу и самостоятельно.

Развивающие:

  • развивать интеллектуальный потенциал ребенка (наглядно-образное и словесно-логическое мышление, память, внимание, фантазию и т.д.);
  • развивать самостоятельность в работе, связную речь, коммуникативные качества;
  • развивать сенсорное восприятие: выделение разнообразных свойств и отношений (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.д.), совершенствовать глазомер;
  • совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук;
  • развивать умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы её достижения (как делать);
  • развивать волевые качества: уметь ограничивать свои желания, доводить начатое дело до конца;
  • учить проявлять целеустремленность в достижении конечного результата.

 

 

Воспитывающие:

  • воспитывать чувство уверенности в своих способностях  и возможностях;
  • воспитывать трудолюбие, усидчивость, бережливость;
  • формировать навыки учебной деятельности: внимательно слушать педагога, правильно оценивать результаты своей деятельности;
  • учить выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру;
  • прививать навыки здорового образа жизни;
  • воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, следить за чистотой рук, ногтей.

Данная программа формировалась постепенно из практического опыта педагога.

Содержание программы учитывает возрастные возможности детей. Обучение осуществляется в соответствии с принципом «от простого - к сложному».

В основу программы заложены следующие принципы:

  • сознательности и активности;
  • систематичности и последовательности;
  • доступности, наглядности, научности, прочности;
  • связи теории с практикой;

Программа постоянно совершенствуется с учетом появления новых образовательных и игровых компьютерных разработок. Специально разработан пакет дидактических материалов, включающих раздаточный, наглядно-демонстрационный, мультимедийный материал для проведения занятий, подобран комплекс развивающих и игровых программ.

Программа рассчитана на 1год, для учащихся 5 класса.

 Занятия проводятся в оптимальном для данного возраста  режиме: 2 раза в неделю по 40 минут. Учебно-тематическое планирование рассчитано на  72 часа.

Структура изложения содержания – смешанная, т.е. сочетаются линейная и концентрическая структуры.

Часть предлагаемого  материала изучается непрерывными последовательными, тесно связанными между собой звеньями, которые прорабатываются за время обучения, как правило, только один раз. Также происходит возвращение к изученным знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, содержание постоянно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и закономерностями. В учебно-тематическом плане программы основной упор делается на азы графических технологий, графический редактор Paint, рисование по картинке, конструирование, использование компьютера в изучении математики, работу с мышкой.

На  знакомство с компьютером, знакомство с

Рис. 6. Нарисовать по образцу, используя инструмент «овал».

клавиатурой и компьютерные игры отводится по 2 часа, так как эти темы изучаются в ознакомительном порядке. Тем не менее, в процессе практической деятельности эти знания закрепляются на каждом занятии.

Осуществляются межпредметные связи. Такое соотношение объема часов по темам объясняется физиологическими особенностями детей данного возраста.

Логика построения программы.  Целесообразно изучение компьютера начинать с обучающих игровых, графических программ и  программ-тренажеров, которые имеют дружественный интерфейс  и специально ориентированы на данную возрастную группу детей.

 Для того чтобы дети, впервые увидевшие компьютер, могли свободно и сознательно на нем работать, им необходимо освоить компьютерную грамоту, т.е. ряд определенных правил, последовательных действий и терминов. Занятия на компьютере предусматривают, прежде всего, знакомство детей с компьютерным интерфейсом (курсор, направление перемещения на экране, форма, палитра, мышь и др.) и инструментами графического редактора («Карандаш», «Кисть», «Ластик», «Эллипс», «Линия», «Прямоугольник», «Распылитель» и др.)

Форма проведения занятий – комплексная. Теоретическая и практическая части в процессе занятия постоянно чередуются.  Теория закрепляется заданиями, которые носят конкретный практический характер.

 Первичные биты знаний предъявляются сериями, сгруппированными по существенным основаниям, и в целом составляют систему. Занятия кратковременны и прекращаются ещё до того, как ребёнку станет скучно. Из занятия в занятие информация многократно повторяется, постепенно обновляясь.

Основная задача перед детьми ставится четко, ясно и не допускает двоякого решения.

Дети не перегружаются, имеют простор для реализации своих идей в быстрой и компактной форме графической деятельности. В начале каждого занятия проговаривается и закрепляется пройденный материал. По окончании выполнения задания проводится игровая 5-минутка. Игра в конце занятия является поощрением и мотивацией деятельности ребенка. Дети не устают, имея возможность смены деятельности.

 

Рис. 7. Копирование.

Каждое занятие направлено на развитие мыслительной деятельности детей, памяти, внимания, речи, совершенствование моторных навыков. Специально подобранные задания учитывают возрастные возможности детей, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества педагога и воспитанников, закрепляют чувство достигнутого успеха и положительные эмоции, с ним связанные.

Достигаемый уровень образованности – элементарная грамотность.

В результате изучения курса дети должны

 знать:

  • правила поведения в компьютерном зале;
  • области применения и использования компьютера в окружающем мире;
  • название основных составных частей компьютера, их    назначение и взаимосвязь;
  • пиктограммы основных обучающих программ;
  • название и назначение кнопок панели инструментов Paint;
  • название и функции клавиш Shift, Backspace, Enter, Escape, Delete и «пробел»;
  •  

Рис. 8. Пример итоговой работы в графическом редакторе Paint.

цели и правила игр;

  уметь:

  • запускать программу и корректно выходить из неё;
  • рисовать простейшие картинки, используя графический редактор;
  • использовать палитру, инструменты графического редактора Paint и программ «Мышка Мия. Юный дизайнер» и «Мир информатики»;
  • выполнять гимнастику для рук и глаз;
  • правильно использовать клавиши в той или иной игре;

  иметь навыки:

  • работы с манипулятором Мышь;
  • владения основными графическими инструментами редактора Paint и дизайнерских программ: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Мир информатики».

Всё это дети демонстрируют на итоговых занятиях в середине и в конце учебного года, выполняя специально подобранные задания. Для родителей проходят открытые занятия, в конце года проводится  их анкетирование с целью выяснения позитивных изменений, произошедших в ребенке, как результат занятий на компьютере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_znakomtes_kompyuter.docx1.51 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Использование в образовательном процессе компьютера и информационных средств"

Из опыта работы по использованию современных  информационно - коммуникационных технологий...

Интегрирование вопросов методики информатики и архитектуры компьютера при изучении темы «Мультимедийные проекторы, интерактивные доски в образовательном процессе»

Предмет: методика обучения информатике (тип урока: комбинированный) Продолжительность: 2 урока по 45 минут. Группа: 4 курс. Технологии: мультимедийные технологии, групповая технология обучения, акт...

Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.

Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...

Летний образовательный проект интеллектуальной напрвленности "Я с компьютером на "ты!"

Проект расчитан на учащихся 8-12 лет, срок реализации 2 недели. Учащиеся знакомятся с основными компьютерными программами, необходимыми для учебы, а также используют их в практике. Учатся работать с и...

Образовательная программа дополнительного образования детей "С компьютером по жизни"

Сегодня уже трудно представить себе хоть одну сферу деятельности человека, в которой не было бы компьютерных технологий. Компьютер пришёл в науку, культуру, экономику и образование. Знание персонально...

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) Архитектура компьютера. Виды операционных систем.

Данный ЭОР предназначен для студентов первого курса дисциплины Информатика и ИКТ по теме Архитектура развития ПК. Этот урок знакомит студентов с историей развития вычислительной техники, видами операц...

Истории успеха в образовательной модели обучения "1 ученик:1 компьютер"

В статье представлен опыт работы в образовательной модели "1 ученик:1 компьютер". Описывается работа на уроках с использованием персональных ученических нетбуков....