Методические рекомендации "Использование в образовательном процессе компьютера и информационных средств"
статья по русскому языку по теме

Мясоедова Наталья Владимировна

Из опыта работы по использованию современных  информационно - коммуникационных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование в образовательном процессе компьютера и информационных средств. 

       В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

        В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям  жизни.

       Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  1. ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
  2. самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  3. грамотно работать с информацией  (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);  это нашло отражение и в рабочих программах
  4. быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
  5. самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

         В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса.

       Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей человека. В настоящее время изменяется само понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера.

Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель – обучающийся».

       Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций,  для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала.

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы   на данном этапе модернизации образования -  это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют  совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес как к урокам   так и к  надпредметным занятиям; активизируют познавательную деятельность учащихся.

      Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из  внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень  компетенций, навыки профессионального общения.

     Я убеждена, что задача каждого  учителя–словесника -  сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным.

      Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на  занятиях элективного курса «Деловой русский язык», во внеклассной работе по русскому языку и литературе (кружок «Школьный театр»), в исследовательской работе.   Компьютер  в урочной деятельности я  использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

С какой целью я применяю компьютер на  уроках? 

         Во-первых, для того, чтобы решать  практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
- наконец, формирование общеучебных умений и навыков.

        Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает  или не знает предмета  обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

       В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и  учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их  в настоящее время создано достаточно много.

         А еще применение компьютера помогает мне осуществлять разноуровневое обучение. Пока 1-й вариант ( дети, менее успевающие) выполняют задание по учебнику, 2-й вариант ( сильные ученики) работают с различными программами (1С Русский язык, Фраза)

      Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют мне  как учителю- словеснику  одновременно решать ряд проблем:

• помогают  повысить уровень своих знаний;

• повысить интерес учащихся к предмету;

• повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

• сэкономить время на опрос учащихся;

•дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.

       Особое внимание я уделяю продуктам серии « 1С русский язык».

А «Уроки Кирилла и Мефодия» использую как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, где компьютер тоже  стал незаменимым помощником. Уроки с использованием  этих программ всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора.

        Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.

          Я убедилась, что использование  ПК на уроках  и надпредметной деятельности  дает высокие результаты:  развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

 

        Чтобы избежать “скачивания” материала из ресурсов Интернета либо использования имеющейся базы готовых рефератах на различных носителях информации, темы реферата формулируются так, чтобы учащийся, по крайней мере, воспользовался различными источниками, выбрав оттуда материал, соответствующий предложенной теме. Большую пользу может принести использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника.

      Но Интернет-технологии не столь важны для работы на уроке. Скорее, они помогают как учителю, так и ученику при изучении какой-либо темы, предоставляя обширный учебный или методический материал. Во время урока компьютер целесообразно использовать, как уже указывалось, для активизации познавательной деятельности учащихся. Конечно, если каждый из учащихся будет иметь возможность во время урока пользоваться персональным компьютером и, к тому же, иметь доступ к ресурсам Всемирной сети, то потребуются и новые приемы и методы работы на уроке.  Но мне это не приемлемо, т.к компьютер один.

      В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

     Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Хотелось бы, конечно, поработать с интерактивной доской.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.

     Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

    Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций  как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.

       При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более “слабых” в этом отношении учащихся.

     Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.

        Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Учитель формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения. В моей практике немало примеров того, как ученик, показывавший весьма посредственные знания, создавал самостоятельно и уверенно представлял на уроке самостоятельно подготовленный материал высокого уровня, зачастую выходящий за рамки школьной программы. Уверенное владение компьютером позволило такому ученику повысить свою самооценку и, к тому же, расширить кругозор и почерпнуть новые для себя знания.

      Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”.

       Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, тесты также могут быть представлены в игровой форме. При неправильном ответе в ряде школьник может услышать смешной звук или увидеть неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден – ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызовет у ученика стресса или отрицательных эмоций.

      Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности

Известны многочисленные и вполне убедительные примеры, подтверждающие эффективность использования компьютеров на всех стадиях педагогического процесса:

  1. на этапе предъявления учебной информации обучающимся;
  2. на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;
  3. на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);
  4. на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;
  5. на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.  

      Таким образом, при использовании информационных образовательных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося.  

При использовании информационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности — познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями.  

   Используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы  и приемы  обучения.

Полезные ссылки

Изучаем творчество Ф. И. Тютчева
www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений /демоверсии тестов ЕГЭ и ГИА/
www.obrnadzor.gov.ru– Рособрнадзор /нормативные документы по итоговой аттестации ЕГЭ, ГИА, шкалы перевода баллов в отметки/.
http://www.mapryal.org - Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)
http://lit.1september.ru - Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
http://rus.1september.ru -Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»
http://www.mlis.fobr.ru/- методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы»
http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
http://www.bibliogid.ru - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки
http://www.likt590.ru/project/museum/ - Виртуальный музей литературных героев
http://www.bulgakov.ru - Булгаковская энциклопедия
http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы
http://www.rvb.ru - Русская виртуальная библиотека
http://slova.org.ru - Слова: поэзия Серебряного века
http://litera.ru/stixiya/ - Стихия: классическая русская / советская поэзия
http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
http://spravka.gramota.ru - Справочная служба русского языка

О поэтах и писателях:

  1. Герцен http://www.gercen.net.ru 
  2. Гоголь http://www.nikolaygogol.org.ru 
  3. Гончаров http://www.goncharov.spb.ru 
  4. Грибоедов http://www.griboedow.net.ru 
  5. Добролюбов http://www.dobrolyubov.net.ru 
  6. Достоевский http://www.dostoevskiy.net.ru 
  7. Жуковский http://www.zhukovskiy.net.ru 
  8. Лев Толстой и «Ясная Поляна» http://www.tolstoy.ru 
  9. Карамзин http://www.karamzin.net.ru 
  10. Крылов http://www.krylov.net.ru 
  11. Куприн http://www.kuprin.org.ru 
  12. Лермонтов http://www.lermontow.org.ru 
  13. Островский http://www.ostrovskiy.org.ru 
  14. Некрасов http://www.nekrasow.org.ru 
  15. Пушкин http://www.aleksandrpushkin.net.ru 
  16. Салтыков-Щедрин http://www.saltykov.net.ru 
  17. Толстой Лев Николаевич http://www.levtolstoy.org.ru 
  18. Тургенев http://www.turgenev.org.ru 
  19. Тютчев http://www.tutchev.net.ru 
  20. Фонвизин http://www.fonvisin.net.ru 
  21. Чернышевский http://www.chernishevskiy.net.ru 
  22. Чехов http://www.antonchehov.org.ru 

 

 

 Выступление на методическом     объединении

 

                             Тема:

Использование в образовательном процессе компьютера и информационных средств. 

 

 

 

 

            

 

 

 

                                                                             Подготовила:

              Мясоедова Н.В.,

 учитель русского языка и литературы