Рабочая программа для дошкольников "Информатика в играх. Знакомство с компьютером".
рабочая программа по информатике и икт

Саволайнен Яна Викторовна

Рабочая программа для внеурочной деятельности в дошколных образовательных организациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_sadik.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств, для обработки этой информации. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. “Завтра” сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе. Компьютерная грамотность становится сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам, в первую очередь, ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования. Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана с использованием в дошкольном учреждении информационных технологий.

Актуальность и целесообразность программы.

Использование ребёнком компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Развиваются: восприятие, внимание, память, мышление. Значительно усложняется процесс детской деятельности: дошкольники должны действовать руками, нажимая клавиши на клавиатуре или управляя мышью, и одновременно наблюдать за меняющимся изображением на экране. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее психическое развитие детей.

Отличительные особенности программы

Одна из основных способностей ребёнка, лежащая в основе, как умственного развития, так и других линий развития, - это способность к построению всё более сложных структур собственной внешней деятельности, а затем и деятельности внутренней, психической. Развитие данной способности в значительной мере определяет общую психическую активность.

Компьютерные игры формируют способности целеобразования, обеспечивающей понимание интеллектуальных задач, принятие их ребёнком, что является необходимым условием развёртывания детской мыслительной деятельности. Именно чёткое представление конечного результата, который должен быть получен в ходе решения, позволяет ребёнку целенаправленно анализировать условия задачи. Использование компьютерных игр стимулирует формирование подобных умений.

Различные формы детского творческого экспериментирования способствует развитию любознательности детей, пытливости их ума, формируют интеллектуальные способности.

Занятия в компьютерном классе проводятся старших и подготовительных группах 1 в неделю.

Занятия проводятся подгруппами по 10-14 человек, длится 25 минут, работа за компьютером 7 минут.

Цель: Создание условий для обучения детей 5-7 лет информатике, для погружения детей старшего дошкольного возраста в информационную среду с целью освоения ими знаний, умений и навыков; развитие интеллектуальных способностей, памяти, воображения, логического мышления, формирование учебной деятельности с использованием современных информационных технологий.

Задачи:

  1. Формирование компьютерной грамотности у детей;
  2. Развить у детей наглядно-образную память, речь, внимания, интерес к изучаемому предмету;
  3. Создание предпосылок теоретического уровня мышления;
  4. Знакомить детей с постановкой и решением задач;
  5. Воспитать бережное отношение к персональному компьютеру, самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, информационную культуру.

Ожидаемые результаты

В результате изучения данного курса дети будут:

Знать:

  • Названия и функции основных частей компьютера;
  • Технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;

Уметь:

  • Использовать в работе клавиатуру и мышь;
  • Осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
  • Сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;
  • Находить закономерности в изображении предметов;
  • Включать-выключать компьютер;
  • Пользоваться графическим редактором.

На заключительном этапе реализации программы проводится комплексная диагностика знаний, умений и навыков детей в базовом уровне овладении компьютером.

Содержание программы.

1. Компьютер.

Устройство компьютера. Монитор. Системный блок. Клавиатура. Манипулятор «мышь». Правила работы в компьютерном зале.

Требования к знанием и умениям:

Уметь называть части компьютера и знать их назначение;

Использовать в своей работе клавиатуру, мышь;

Знать правила работы в компьютерном зале.

2.  Предметы.  Свойства предметов.

Отличительные признаки, составные части и действия предметов. Цвет предметов. Форма и размеры предметов. Названия предметов. Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих средств у разнородных предметов.

Действия предметов. Последовательность действий, заданная устно и графически. Последовательность действий и состояний в природе.

Требования к знанием и умениям:

Находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и др.);

Объединять предметы в группы по признакам;

Обобщать по признаку;

Выделять группы однородных предметов среди разнородных и называть их;

Расставлять события в правильной последовательности;

Выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

Описывать свои действия.

3. Графический редактор Paint. Основные понятия. Назначения. Запуск. Рабочее поле. Панель инструментов. Палитра цветов. Формы. Этапы создания рисунка.

Требования к знанием и умениям:

Уметь рассказывать о программе, об инструментах, знать их назначение;

Использовать в работе инструменты, формы и палитру цветов;

Запускать графический редактор, создавать, редактировать рисунки.

Стандартное занятие обязательно включает смену видов деятельности и физкультминутки и имеет следующую структуру построения:

  1. Введение (беседа, фронтальный опрос, фронтальная игра)
  2. Работа за компьютером (объяснение учителя, самостоятельная работа с программой под руководством учителя). В этот блок обязательно включена гимнастика для глаз.
  3. Физкультминутка.
  4. Дидактические игры: задания-игры на индивидуальных листах, конструирование, парные и групповые дидактические игры.
  5. Игра в релаксационной зоне.

В зависимости от цели занятия учитель может изменить структуру занятия, поменять местами блоки, заменить физкультминутку подвижным заданием или подвижной игрой.

В результате изучения данной программы дети будут: готовы психологически к жизни в информационном обществе, могут участвовать в интеллектуальных олимпиадах, конкурсах и защищать свои проекты.

Практика проведения нами занятий по программе «Сказочный мир информатики» показала, что именно на занятиях по информатике у педагога есть возможность сформировать у детей дошкольного возраста первые навыки работы с компьютером, причем в игровой ненавязчивой форме и без нанесения ущерба здоровью и развитию каждого ребенка. Поэтому, мы считаем, что можно рассматривать программу, как способ формирования у детей первых навыков работы с компьютером.

Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во занятий

Дата проведения

Компьютер (7 часов).

1.

Знакомство с компьютером.

1

2.

Правила техники безопасности.

1

3-4.

Устройства компьютера.

3

5.

Правила работы за компьютером.

1

6.

Обобщающее занятие.

1

Предметы. Свойства предметов ( 12 часов).

7.

Сравнение предметов по свойству.

2

8.

Часть-целое.

2

9.

Закрепление знаний.

1

10.

Симметрия по образцу.

2

11.

Описание последовательности действий

2

12.

Обобщение по признаку.

2

13.

Повторение тем: часть-целое, симметрия, описание последовательности действий, обобщение по признаку.

1

. Графический редактор Paint (15 часов).

14.

Основные понятия. Назначения.

2

15.

Запуск. Рабочее поле.

2

16-17.

Панель инструментов.

2

18.

Палитра цветов.

2

19.

Формы.

2

20-21.

Этапы создания рисунка.

2

22-23.

Создание рисунка.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса по выбору «Азы работы на компьютере»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  Курса по выбору  «Азы работы на компьютере»...

Рабочая программа междисциплинарного курса «Я учусь работать на компьютере», 6 класс

Основным методом обучения в данном курсе по выбору является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности обучающихся. Метод проектов дает возможн...

Рабочая программа факультативных занятий по информатике «Мы с компьютером на Ты!» для 5-9 классов

Основным направлением программы факультативных занятий  по информатике является практическая подготовка к жизни этой наиболее уязвимой группы общества, которая позволит детям с ограниченными возм...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я познаю компьютер" для 7 класса 2 часа в неделю

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой».Новая эпоха ставит перед школьным образованием но...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ДОМАШНИЙ КОМПЬЮТЕР» В 8 КЛАССЕ

Многие наши современники заняты в сфере обработки информации и используют информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности, учёбе или в быту. Человеку, являющемуся ча...