Конспект урока по информатике "Решение задач по теме:"Измерение количества графической информации"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Пашкова Ольга Викторовна

Конспект урока по информатике  "Решение задач по теме:"Измерение количества графической информации"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме: "Измерение количества графической информации".

Класс: 7

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: создание условий для практической отработки обучающимися полученных знаний о  способах нахождения количества графической информации.

 Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

Вывести способ и разработать алгоритм для решения задач по теме “Определение количества графической информации”. Научиться решать задачи на определение количества графической информации. Совершенствование умений правильно оформлять решение задач по информатике, формировать вычислительные навыки; извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; структурировать информацию в виде записи выводов и определений.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе; развивать у учащихся умение работать индивидуально и в группах.

Развивающие (формирование регулятивных УУД): развитие стремления к получению новых знаний, самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления. 

Планируемые результаты обучения.

Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятия «количество информации», «пиксель»; отрабатывать умение решать задачи на нахождение количества графической информации.

Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; структурировать информацию в виде записи выводов и определений.

Коммуникативные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.

Методы обучения:

  1. Словесный (объяснение).
  2. Наглядный (наблюдение).
  3. Деятельностный.
  4. Практический (разнообразные упражнения).

Материально-техническое обеспечение: компьютеры, проектор, учебники, раздаточный материал; рабочие тетради.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивационное начало. 

- Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада вас видеть.  

- Начать урок я хочу с ключа, который открывает все «замки» в душах людей. Знаете ли вы такой ключ?

- Конечно, это улыбка. Подарите свою улыбку мне, своим друзьям-одноклассникам и всем гостям.

 - Я желаю всем хорошего настроения, и я очень надеюсь, что оно сохранится у вас до конца урока.

- Недавно, 15 января наш Президент выступил с посланием к федеральному собранию.  В прошлом году это событие свершилось 20 февраля. В послании прошлого года В.В. Путин озвучил следующее, давайте просмотрим видеоролик

СЛАЙД 1

- Нам всем известно, что на данный момент решение поставленных Президентом Путиным В.В. задач 2019г. начало реализовываться. Мы находимся с вами в школе, которая реализует проект «Точка роста», направленная на решение задач повышения уровня информатизации школы. А как бы было здорово, если бы он узнал об этих новшествах в нашей школьной жизни. СЛАЙД (фото)

- Давайте передадим необходимую информацию Владимиру Владимировичу. Это фотографии вашей школы,  на которых видно, что поставленные им задачи уже решаются.

- Но как вы понимаете, передать информацию первому лицу государства непросто.

- В этом нам помогут знания, полученные вами на уроках информатики.  

для этого нам нужно пройти задания квеста.

-Давайте представим, что вот эта точка будет точкой роста ваших знаний, полученных на уроках информатики, которая постепенно на уроке сегодня и на следующих уроках будет расти по мере получения вами новых знаний. Итак, начинаем нашу миссию по передачи информации Путину?

2. Актуализация знаний

- Но сначала, я бы хотела проверить вашу боевую  готовность.

- У вас на столах есть лабиринты. Выберите капитанов команд, которые возьмут на себя ответственность отмечать путь по лабиринту. Найдите прямоугольник со словом начало. Читаем утверждение, если оно истинное, то двигаемся вперед по какой стрелочке? Если ложное?

 - По мере продвижения по стрелочкам собираем буквы, из которых потом должно получиться слово. (ИЗМЕРЕНИЕ)

СЛАЙД

3. Постановка цели и задач урока

- Как вы думаете, что будем измерять? (Количество графической информации. Поскольку мы сейчас изучаем раздел «Компьютерная графика», то будем измерять количество графической информации)

- А нужно ли нам уметь измерять количество графической информации? И возможно ли это?

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока

Решение задач  по теме «измерение количества графической информации»

СЛАЙД

- Как вы думаете, а какова будет цель нашего урока?

- Я предлагаю каждому из вас выбрать для себя цель, с которой вы пришли на урок. Возьмите листочки и напротив подходящего для вас утверждения поставьте себе + , а может и не один в листе самоконтроля. В конце урока вы сможете проанализировать, смогли ли вы достичь желаемого результата.

(выбор личной цели)

Иметь собственное мнение

Хорошо говорить и легко выражать свои мысли

Уверенно и легко выполнять операции с информацией

учиться самостоятельно

Получить хорошую отметку

- Цели мы можем достигнуть, пройдя все этапы квеста.  Вы прекрасно знаете, что каждый новый шаг квеста - это правильное решение предыдущего задания.  

- У вас на всех одеты бабочки. В качестве кого вы сегодня будете выступать?

- Кем вы будете в нашем квесте?

- Вы прошли подготовку. Теперь можно приступить к  решению нашего квеста.

4. Первичное усвоение новых знаний

Итак, отправной точкой у нас будет предмет, который:

Умен не по годам

И похож на чемодан.

(ноутбук) конверты в ноутбуках или под ними. В конверте картинка с изображением и шагами алгоритма, построить алгоритм.

Нашли конверты с заданиями

- Раскройте конверты, прочитайте задания, подумайте, сможете справиться с заданием самостоятельно? В ходе решения квеста вы можете ОДИН раз воспользоваться моей помощью.

  1. Имеется следующие  картинки

                     

Определите информационный объем этой картинки.

  1. Подсчитать количество точек, из которых состоит картинка.
  2. Если картинка черно-белая, то 1 точка несет в себе количество информации — 1 бит. * Если картинка цветная, то по таблице находим, какое количество информации несет в себе 1 точка изображения.
  3. Умножаем количество точек, из которых состоит картинка, на информационный объем одной точки.
  4. Переводим количество информации в более крупные единицы измерения количества информации (байт, килобайт, мегабайт).

- Получилось составить алгоритм? (вывешиваем на доске)

- А теперь давайте узнаем, какое количество информации содержат данные картинки

СЛАЙД

Количество бит информации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Количество различных вариантов сигналов (цветов)

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

2048

4096

Итак, какое же количество информации  содержат ваши рисунки?

Дано:

Кол-во цветов = 2

Размер картинки = 9*12 точек

I = ?

Решение:

Так как кол-во цветов=2, то информационный объем 1 точки i = 1 бит

K = 9*12 = 108 (точек)

I = i*k; I = 108*1бит = 108 (бит)

Ответ: информационный объем данной картинки 108 бит

Дано:

Кол-во цветов = 5

Размер картинки = 10*11 точек

I = ?

Решение:

Так как кол-во цветов=2, то информационный объем 1 точки i = 3 бит

K =11*10 = 110 (точек)

I = i*k; I = 110*3бит = 330 (бит)

Ответ: информационный объем данной картинки 330 бит

- Сравните количество информации изображений, от чего оно зависит? От количества цветов в изображении или мощности алфавита N, чем больше цветов в палитре изображения, тем больше объем информации.

- Получили новое знание? Наша точка роста увеличилась? (приклеиваем)

САМОКОНТРОЛЬ

Для того, чтобы наша найти следующее задание, найдите в классе числа, которые вы получили. Там загадка

Для первой команды

Мебель школьная стоит,

Ученик за ней сидит

От начала до конца

Неразлучна с ним она.

Для второй команды

Верные друзья нашего стола,

Хоть они стоят, но на них сидят.
 - Достали пакеты, раскройте их, раздайте каждому участнику группы.

Подпишите свое имя его на обратной стороне.

  1.    Закрепление знаний

  Решение задач на нахождение количества информации фотографии

Одна из наших фотографий имеет размер   512*1024   пикселей. Глубина цвета каждой фотографии  256 бит. Какой информационный объем  будет иметь данный файл?

Дано:

Кол-во цветов = 256

Размер картинки =  512*1024точек

I = ?

Решение:

Так как кол-во цветов=256, то информационный объем 1 точки i = 8 бит

K =512*1024 =  *= (точек)

I = i*k; I = *бит =  бит= /*=512Кб

Ответ: информационный объем данной фотографии 512Кб

- А как еще можно узнать, какой объем информации содержит наш файл?

- Получили новое знание? Наша точка роста увеличилась? (приклеиваем)

- Теперь нам необходимо это изображение необходимо передать в штаб Президента по каналам связи, который откроется для нас не более чем на 10 минут. Успеем ли мы  передать нашу фотографию, размер которой мы только что выяснили помощью интернет-соединения со скоростью 32 Кб/с?

Дано:

V= 32 Кб/с

I = 512 Кб

t-?

Решение:

t=I/V, 512/32=с.

Ответ: одно фото передадим за 16 сек.

самооценка

Итак, наша задача собрать дополнительную информацию о вашей школе, более полную, и применив полученные сегодня на уроке знания, можно будет доставить эти сведения Президенту.

- Получили новое знание? Наша точка роста увеличилась? (приклеиваем)

-Что получилось? Вот такой пазл у нас сложился.

- На каждой части записаны слова, давайте соединим их в одну фразу

-Что получилось? «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

- Кто знает, кому принадлежат  эти слова?

- Этот легендарный афоризм принадлежит Натану Майер Ротшильду. Я считаю, что цитатой нашего урока может быть это высказывание. Согласны со мной?

Узнать больше об этом человеке вы можете узнать, воспользовавшись вашими смарфонами и умением читать QR – коды

               

6. Подведение итогов урока

- Где нам пригодятся знания?     (ОГЭ, при покупке флеш)

- Какой алгоритм нахождения количества графической информации мы выработали?

Оцените свою деятельность на уроке в графе самооценка.

- Смогли ли вы достичь желаемого результата.

7. Инструктаж по домашнему  заданию

ДЗ в РТ. с. 12№ 146, 153, 172.

- На следующем уроке вы будете обобщать знания по теме «Компьютерная графика», поэтому повторите параграф 3, задачи в рабочих тетрадях:

- Вам понятно домашнее задание?

- Мне было приятно с вами работать, спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

ИЗМЕРЕНИЕ

Слайд 5

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ: «ИЗМЕРЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ» Тема урока:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока. Решение задач по теме "Измерение информации"

План-конспект урока"Решение задач по теме \'Измерение информации\' ". На данном уроке используются цифровые и электронные образовательные ресурсы. Достоинство: учителю не нужно искать ЭОРы, конспект уро...

конспект урока по информатики 5 класс ФГОС "Обработка текстовой и графической информации"

конспект урока по информатики "Обработка текстовой и графической информации"...

Решение задач по теме "Измерение информации"

Подборка задач по данной тематике...

План-конспект урока по информатике и икт по теме: "Единицы измерения информации"

Данный материал содержит разработку урока по теме: "Единицы измерения информации"...

Урок информатики в 10 классе по теме: Решение задач по теме «Измерение информации»

Методическая  разработка урока по информатике и ИКТ по теме Решение задач по теме  «Измерение  информации».Тип  урока:  урок обобщения и систематизации знаний.Врем...