Рабочая программа по учебному предмету "Информатика" для 9 класса (ФГОС, учебник И.Г. Семакина, М.С. Цветковой).
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

Рабочая программа

 

Название  учебного курса: ИНФОРМАТИКА и ИКТ

Класс:  9

Количество часов по учебному плану:  34 ч.

В неделю: 1 ч.

Составитель программы:  Коростелева Н.С.,  учитель информатики I квалификационной категории.

Сроки  реализации  программы:  2019-2020 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_9_kl._inf_semakin_kns_fgos_2019_sayt.doc272 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Томмот»

Рабочая программа

Название  учебного курса: ИНФОРМАТИКА и ИКТ

Класс:  9

Количество часов по учебному плану:  34 ч.

В неделю: 1 ч.

Составитель программы:  Коростелева Н.С.,  учитель информатики I квалификационной категории.

Сроки  реализации  программы:  2019-2020 учебный год

г. Томмот

2019

Пояснительная записка

Количество часов: 34 ч. (1 час в неделю).

Рабочая программа нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Рабочая программа составлена на основе следующего перечня документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минобрнауки России 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями.
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями.
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями.
  5. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями и дополнениями.
  6. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями.
  7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
  8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
  9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010  №189  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011, изменениями Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
  10. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,  рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в 2019 – 2020 учебном году.
  11. Письмо  Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  12. Устав МБОУ СОШ №8
  13. Основная образовательная программа ООО МБОУ СОШ №8;
  14. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ  СОШ №8 г.Томмот;
  15. Учебный план  МБОУ СОШ №8  на 2019-2020 учебный год;
  16. Информатика. Рабочие программы.  Предметная линия учебников И.Г. Семакина  и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / И.Г. Семакин. – 2-е изд., дораб. – М. : БИНОМ, 2014. – 32с.

Предметный курс, для обучения которому предназначена завершенная предметная линия учебников, разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, а также возрастных и психологических особенностей детей, обучающихся на ступени основного общего образования. Курс рассчитан на изучение в 7, 8, 9 классах общеобразовательной средней школы.

В соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечить:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Поскольку курс информатики для основной школы (7–9 классы) носит общеобразовательный характер, то его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Вместе с тем, большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся.  Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Учебники содержат теоретический материал курса. Весь материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме, а также в электронном виде в комплекте ЦОР. Содержание задачника-практикума достаточно обширно для многовариантной организации практической работы учащихся.

Учебники обеспечивают возможность разноуровневого изучения теоретического содержания наиболее важных и динамично развивающихся разделов курса. В каждой книге, помимо основной части, содержащей материал для обязательного изучения (в соответствии с ФГОС), имеются дополнения к отдельным главам под заголовком «Дополнение к главе…»

Большое внимание в содержании учебников уделяется обеспечению важнейшего дидактического принципа – принципа системности. Его реализация обеспечивается в оформлении учебника в целом, где использован систематизирующий видеоряд, иллюстрирующий процесс изучения предмета как путешествие по «Океану Информатики» с посещением расположенных в нем «материков» и «островов» (тематические разделы предмета).

В методической структуре учебника большое значение придается выделению основных знаний и умений, которые должны приобрести учащиеся. В конце каждой главы присутствует логическая схема основных понятий изученной темы, раздел «Коротко о главном»; глоссарий курса в конце книги.  Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изученного материала. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.

Важной составляющей УМК является комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенный на портале Единой коллекции ЦОР. Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для домашних и практических работ, контрольные материалы (тесты, интерактивный задачник); интерактивный справочник по ИКТ; исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.

Большое внимание в курсе уделено решению задачи формирования алгоритмической культуры учащихся, развитию алгоритмического мышления, входящим в перечень предметных результатов ФГОС. Этой теме посвящена большая часть содержания и учебного планирования в 9 классе. Для практической работы используются два вида учебных исполнителей алгоритмов, разработанных авторами и входящих в комплект ЦОР.  Для изучения основ программирования используется язык Паскаль.

В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).  Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий.  Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.

Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие

личностные результаты:

  1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.    
  2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
  3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.  

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие

метапредметные результаты:

1.Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

3.Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  2. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметные результаты, которые включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  1. Формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;

  1. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  1. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  1. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Все компетенции, определяемые в данном разделе стандарта, обеспечены содержанием учебников для 7, 8, 9 классов, а также других компонентов, входящих в УМК. В следующей таблице отражено соответствие меду предметными результатами, определенными в стандарте, и  содержанием  учебников.

Предметные результаты ФГОС

Соответствующее содержание учебников

  1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.

1.1. Формирование информационной и алгоритмической культуры

Формированию данной компетенции посвящено все содержание учебников и УМК

1.2. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Компьютер», проходящей через весь курс.

7 класс. Глава 2 «Компьютер: устройство и программное обеспечение»;

глава 4 «Графическая информация и компьютер» § 19. «Технические средства компьютерной графики»,

глава 5. «Мультимедиа и компьютерные презентации», § 25. «Технические средства мультимедиа»

8 класс. Глава 1. «Передача информации в компьютерных сетях», § 3. «Аппаратное и программное обеспечение сети»

9 класс. § 23. «История ЭВМ»: рассматривается эволюция архитектуры ЭВМ со меной поколений, развитие возможностей ЭВМ по обработке разных видов информации

1.3. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Данная компетенция реализуется в процессе компьютерного практикума. Для ее обеспечения используются следующие элементы  УМК:

Задачник-практикум, т. 1, раздел 4 «Алгоритмизация и программирование» Лабораторный практикум по программированию на компьютере.

Задачник-практикум, т.2, раздел 5 «Информационные технологии».  Лабораторный практикум по работе на компьютере с различными средствами ИКТ.

Кмплект ЦОР. Практические работы: «Работа с клавиатурным тренажером», «Подключение внешних устройств к персональному компьютеру», «Файловая система», «Работа со сканером».  25 практических работ на компьютере с различными средствами ИКТ

  1. Формирование представления об основных  изучаемых понятиях: информация, алгоритм,  модель – и их свойства

2.1. Формирование представления о понятии информации  и ее свойствах

Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Информация, и информационные процессы».

7 класс. Глава 1. «Человек и информация», все параграфы. Дополнение к главе 1, 1.1. «Неопределенность знания и количество информации»

2.2. Формирование представления о понятии алгоритма и его свойствах

Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование».

9 класс. Глава 1. «Управление и алгоритмы», § 3. «Определение и свойства алгоритма»

2.3. Формирование представления о понятии модели  и ее свойствах

Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Формализация и моделирование».

8 класс. Глава 2. «Информационное моделирование», все параграфы. Глава 4,    § 23 «Электронные таблицы и математическое моделирование»,

§ 24 «Пример имитационной модели»

Дополнение к главе 2,

2.1. Системы, модели, графы

2.2. Объектно-информационные модели

  1. Развитие алгоритмического мышления,  необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;  развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;  формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической

3.1. Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя

Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование».

9 класс. Глава 1. «Управление и алгоритмы», § 3 «Определение и свойства алгоритма», § 4 «Графический учебный  исполнитель». Глава 2,  § 9 «Алгоритмы работы с величинами»: для описания алгоритмов используется язык блок-схем и учебный Алгоритмический язык (с русской нотацией).

Дополнение к главе 2,  2.2 «Сложность алгоритмов»

3.2. Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.

Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование».

9 класс. Глава 1, § 5 «Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы», § 6 «Циклические алгоритмы», § 7 «Ветвление и последовательная детализация алгоритма».

Глава 2, § 10 «Линейные вычислительные алгоритмы», § 12 «Алгоритмы с ветвящейся структурой»

3.3. Формирование знаний о логических значениях и операциях

На формирование данной компетенции направлена логическая линия курса.

8 класс. Глава 3 «Хранение и обработка информации в базах данных», § 10  «Основные понятия»:

 вводится понятие логической величины, логических значений, логического типа данных.

 § 13 «Условия поиска и простые логические выражения»: вводится понятие логического выражения;

§ 14. «Условия поиска и сложные логические выражения»: вводится понятие о логических операциях конъюнкция, дизъюнкция, отрицание; о таблице истинности, о приоритетах логических операций.

Глава 4, § 21  «Деловая графика. Условная функция», § 22  «Логические функции и абсолютные адреса» : об использовании логических величин и функций в электронных таблицах

9 класс, глава 2, § 13 «Программирование ветвлений на Паскале»: вводится понятие об использовании логических величин, логических операций, логических выражений  в языке программирования Паскаль

3.4. Знакомство с одним из языков программирования

Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование».

9 класс. Глава 2 «Введение в программирование», §§ 11–21   (язык программирования Паскаль). Дополнение к главе 2

  1. Формирование умений  формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Формализация и моделирование».

8 класс, Глава 2, § 7 «Графические информационные модели»,  § 8 «Табличные модели»; глава 4, § 21 «Деловая графика»;

Дополнение к главе 2, 2.1. Системы, модели, графы, 2.2. Объектно-информационные модели

9 класс, Глава 2. Введение в программирование, § 17 «Таблицы и массивы»

  1. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Данная компетенция реализуется в исторической и социальной линии курса.  

7 класс, Введение, раздел «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК».

9 класс, глава 3, § 27 «Информационная безопасность»:  понятие об информационных преступлениях,  правовая защита информации (законодательство),  программно-технические способы защиты, компьютерные вирусы, антивирусные средства, опасности при работе в Интернете и средства защиты.

Описанные личностные, метапредметные и предметные результаты достигаются в учебном процессе, базирующимся на представляемой линии учебников и других компонентов УМК и организованным в соответствии с  планированием занятий,

Содержание обучения

9 класс

Общее число часов: 31 ч. Резерв учебного времени: 3 часа.

  1. Управление и алгоритмы  12 ч (5+7)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов;  составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся получат возможность ознакомиться со следующими вопросами: знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  • что такое  алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • в чем состоят  основные свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять  линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
  1. Введение в программирование  15 ч (5+7)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования  высокого уровня (ЯПВУ), их классификация.  Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся получат возможность ознакомиться со следующими вопросами:нать:

  • основные виды и типы величин;
  • назначение языков программирования;
  • что такое трансляция;
  • назначение систем программирования;
  • правила оформления программы на Паскале;
  • правила представления данных и операторов на Паскале;
  • последовательность выполнения программы в системе программирования..

Учащиеся получат возможность научиться:

  • работать с готовой программой на Паскале;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.
  1. Информационные технологии и общество 4 ч (4+0)

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся получат возможность ознакомиться со следующими вопросами:ать:

  •  основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  •  в чем состоит проблема безопасности информации;
  •  какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.

Календарно - тематическое планирование (9 класс)

№ ур.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Информационное сопровождение

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля. Измерители

Дата

Управление и алгоритмы (10 ч)

1.

Техника безопасности.

Управление и кибернетика. Автоматизированные и автоматические системы управления.

1

Изучение нового материала

Флэш-анимации: «Компьютер и управление», «Зарождение и предмет кибернетики».

Логическая схема понятий по теме: "Управление и алгоритмы"

Знать:

  • Понятие Кибернетики, ее предмет и задачи.
  • Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме.
  • Что такое алгоритм управления, какова роль алгоритма в системах управления.

Уметь:

  • При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи.

2

Определение и свойства алгоритма. Линейные алгоритмы. Знакомство с графическим исполнителем.

1

Изучение нового материала

Флэш-анимации: «Свойства алгоритма», «Исполнитель алгоритма», «Графический учебный исполнитель "Стрелочка"». «Интерфейс. Система команд»

Знать:

  • В чем состоят основные свойства алгоритма.
  • Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык.

Тестирование

3.

Практическая работа №1: Разработка линейных алгоритмов для графического исполнителя.

1

Комплексного применения знаний

Уметь:

  • Пользоваться языком блок-схем.
  • Понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом языке.
  • Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя.

Тестирование

4.

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Циклические алгоритмы.

1

Изучение нового материала

Флэш-анимация: «Вспомогательные алгоритмы», «Циклические алгоритмы»

Знать:

  • Назначение вспомогательных алгоритмов.
  • Технологии построения сложных алгоритмов.

5.

Практическая работа: Учебный исполнитель алгоритмов. Использование вспомогательных алгоритмов.

1

Комплексного применения знаний

Уметь: 

  • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей.
  • Выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

6.

Практическая работа: Учебный исполнитель алгоритмов. Циклические алгоритмы.

1

Комплексного применения знаний

Уметь: 

  • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей.
  • Выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

7.

Ветвление и последовательная детализация алгоритма.

1

Изучение нового материала

Флэш-анимации: «Полное и неполное ветвление», «Нисходящий и библиотечный методы построения сложных алгоритмов»

Знать:

  • Назначение вспомогательных алгоритмов, технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный метод).

8.

Контрольная работа №1. Управление и алгоритмы (тестирование, зачетная практическая работа).  

1

Контрольный

Итоговый тест к разделу "Управление и алгоритмы"

Кроссворд по теме: "Управление и алгоритмы"

Знать:

  • Понятие Кибернетики, ее предмет и задачи.
  • Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме.
  • Что такое алгоритм управления, какова роль алгоритма в системах управления.
  • В чем состоят основные свойства алгоритма.
  • Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык.

Уметь:

  • При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи.
  • Пользоваться языком блок-схем.
  • Понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом языке.
  • Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя.
  • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей.
  • Выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Контрольная работа

9.

Практическая работа: Учебный исполнитель алгоритмов. Ветвления. Циклы в сочетании с ветвлениями.

1

Комплексного применения знаний

  • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей.
  • Выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

10.

Практическая работа: «Составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов для учебного исполнителя»

1

Закрепление

Знать: 

  • правила составления линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов на языке исполнителя

Уметь: 

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы для учебного исполнителя

Программное управление работой компьютера (17 ч)

11.

Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами.

1

Изучение нового материала

Флэш-анимации: «Назначение и средства программирования», «Понятие величины, типы величин».

Логическая схема понятий по теме: "Программное управление работой компьютера"

Знать:

  • Основные типы и виды величин.
  • Понятие программирования.
  • Алгоритм работы с величинами.

12.

Линейные вычислительные алгоритмы. Алгоритмы с ветвящейся структурой.

1

Изучение нового материала

Презентации: «Линейные и ветвящиеся алгоритмы»

Знать:

  • Основные типы и виды величин.
  • Представление линейных и ветвящихся алгоритмов.

Тестирование

13.

Знакомство с языком Паскаль. Программирование ветвлений на Паскале.

Изучение нового материала

Презентации: «Язык программирования Паскаль», «Программа с ветвлением на Паскале»

Знать:

  • Основные типы и виды величин.
  • Назначение языков программирования.
  • Что такое трансляция.
  • Назначение систем программирования.
  • Правила оформления программы на Паскале.
  • Правила представления  данных и операторов на Паскале.
  • Последовательность выполнения программы в системе программирования.

Тестирование

14.

Практическая работа: Знакомство с системой программирования на языке Паскаль. Ввод, трансляция и исполнение программы на Паскале.

1

Комплексного применения знаний

Знать:

  • Правила составления и оформления программ на Паскале

Уметь:

  • Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня.

15.

Практическая работа: Разработка и исполнение линейных и ветвящихся программ.

1

Комплексного применения знаний

Знать:

  • Правила составления и оформления линейных и ветвящихся программ на Паскале

Уметь:

  • Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня.
  • Составлять несложные линейные и ветвящиеся программы.

16.

Контрольная работа №2: «Линейные и ветвящиеся алгоритмы».

1

Контрольный

Кроссворд по теме: "Программное управление работой компьютера"

Знать:

  • Основные типы и виды величин.
  • Назначение языков программирования.
  • Что такое трансляция.
  • Назначение систем программирования.
  • Правила оформления программы на Паскале.
  • Правила представления  данных и операторов на Паскале.
  • Последовательность выполнения программы в системе программирования.

Уметь:

  • Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня.
  • Составлять несложные линейные и ветвящиеся программы.

Контрольная работа

17, 18.

Практическая работа: Разработка и исполнение линейных и ветвящихся  программ.

2

Закрепление

Уметь:

  • Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня.
  • Составлять несложные ветвящиеся программы.

19.

Программирование циклов. Алгоритм Евклида.

1

Изучение нового материала

Презентация: «Описание циклических вычислительных алгоритмов на блок-схемах и на алгоритмическом языке»

Знать:

  • Основные типы и виды величин.
  • Назначение языков программирования.
  • Что такое трансляция.
  • Назначение систем программирования.
  • Правила оформления программы на Паскале.
  • Правила представления  данных и операторов на Паскале.
  • Последовательность выполнения программы в системе программирования.

20,21,22.

Практическая работа: Разработка и исполнение циклических  программ.

3

Комплексного применения знаний

Закрепление

Уметь:

  • Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня.
  • Составлять несложные ветвящиеся программы.

Тестирование

23.

Таблицы и массивы. Массивы в Паскале.

1

Изучение нового материала

Знать:

  • Основные типы и виды величин.
  • Назначение языков программирования.
  • Что такое трансляция.
  • Назначение систем программирования.
  • Правила оформления программы на Паскале.
  • Правила представления  данных и операторов на Паскале.
  • Последовательность выполнения программы в системе программирования.

24,25,26.

Практическая работа: Программирование обработки массивов.

3

Комплексного применения знаний

Уметь:

  • Составлять несложные программы обработки одномерных массивов.
  • Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

Тестирование

27.

Контрольная работа №3: Информация и управление.

1

Контрольный

Итоговый тест к разделу "Программное управление работой компьютера"

Знать:

  • Что такое трансляция.
  • Назначение систем программирования.
  • Правила оформления программы на Паскале.
  • Правила представления  данных и операторов на Паскале.
  • Последовательность выполнения программы в системе программирования.

Уметь:

  • Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня.
  • Составлять несложные линейные, ветвящиеся, циклические  программы.
  • Составлять несложные программы обработки одномерных массивов.
  • Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

Контрольная работа

Информационные технологии и общество (8 ч)

28.

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления.

1

Изучение нового материала

Флэш-анимации: «История средств обработки информации», «История средств передачи информации», «История средств хранения информации», «Предыстория информатики», «История развития систем счисления»

Знать:

  • Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества.
  • Историю способов записи чисел (систем счисления).

Уметь:

  • Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

29.

Практическая работа: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую».

1

Комплексного применения знаний

Знать:

  • Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Уметь:

  • Переводить числа из одной системы счисления в другую (системы счисления с основанием 2, 8, 10, 16)

Тестирование

30.

История ЭВМ.

1

Изучение нового материала

Флэш-анимации: «История ЭВМ», «Поколения ЭВМ».

Знать:

  • Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения.

Уметь:

  • Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

31.

История программного обеспечения и ИКТ.

1

Изучение нового материала

Флэш-анимации: «История программного обеспечения и ИКТ», «История прикладного ПО», «История системного ПО», «История систем программирования», «История языков программирования»

Знать:

  • Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения.

Уметь:

  • Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Тестирование

32.

Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества.

1

Изучение нового материала

Флэш-анимации: «Информационное общество», «Информационные ресурсы современного общества», «Информационные технологии и общество»

Знать:

  • Какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.

Уметь:

  • Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Тестирование

33.

Творческая работа: создание кроссвордов, буклетов, презентаций по теме: «ИКТ и общество»

1

Закрепление

 Знать:

  • Понятие Кибернетики, ее предмет и задачи.
  • Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме.
  • Понятие программирования.
  • Правила оформления программы на Паскале.
  • Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества.
  • Историю способов записи чисел (систем счисления)

Уметь:

  • Пользоваться языком блок-схем.
  • Понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом языке.
  • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей
  • Переводить числа из одной системы счисления в другую
  • Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения

34.

Защита творческих работ

1

Закрепление

 Знать:

  • Понятие Кибернетики, ее предмет и задачи.
  • Понятие программирования.
  • Историю способов записи чисел (систем счисления)

Уметь:

  • Пользоваться языком блок-схем.
  • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей
  • Переводить числа из одной системы счисления в другую
  • Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения

35.

Итоговая контрольная работа №4

1

Контрольный

Итоговый тест к разделу "Информационные технологии и общество".

Кроссворд по теме: "Социальная информатика"

 Знать:

  • Понятие Кибернетики, ее предмет и задачи.
  • Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме.
  • Что такое алгоритм управления, какова роль алгоритма в системах управления.
  • В чем состоят основные свойства алгоритма
  • Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
  • Основные типы и виды величин.
  • Понятие программирования.
  • Алгоритм работы с величинами
  • Назначение систем программирования.
  • Правила оформления программы на Паскале.
  • Правила представления  данных и операторов на Паскале.
  • Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества.
  • Историю способов записи чисел (систем счисления)
  • Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую

Уметь:

  • Пользоваться языком блок-схем.
  • Понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом языке.
  • Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя
  • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей
  • Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня.
  • Составлять несложные линейные и ветвящиеся программы
  • Отлаживать и исполнять программы в системе программирования
  • Переводить числа из одной системы счисления в другую
  • Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения

Контрольная работа

Учебно-методический комплекс (далее УМК),  обеспечивающий обучение курсу информатики, в соответствии с ФГОС

  1. - Учебник  «Информатика» для 7 класса. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. - Учебник  «Информатика» для 8 класса. Авторы:Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. - Учебник  «Информатика» для 9 класса. Авторы:Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

4. Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011

5. Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

6. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).

7. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под. ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы).

  1. Электронное приложение к учебникам «Информатика» для 8-9 класса (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php)

включают:

  • методические материалы для учителя;
  • файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;
  • текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);
  • дополнительные материалы для чтения;
  • мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников;
  • интерактивные тесты.

Материально-техническое обеспечение:

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы :

  1. Операционная система Windows  XP, 7
  2. Пакет офисных приложений для Windows XP, 7
  3. Антивирусная программа  Microsoft Security Essentials
  4. Программа-архиватор 7-Zip 9.20.
  5. Растровый графический редактор GIMP 2
  6. Браузер Chrome - Google
  7. Программа   КУМИР - среда программирования
  8. Программа PascalABCNet- среда программирования
  9. Программа GCompris - для физминутки
  10. Программа Scratch – среда визуального программирования
  11. Компьютеры 13 шт.
  12. Проектор, экран
  13. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок
  14. Стенд для размещения творческих работ учащихся.

Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы

http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»

http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании

http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»

http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»

http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.

http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.

Ресурсы для дистанционных форм обучения

ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме – http://www.fipi.ru.                                                              

Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится...». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике

«Выпускник получит возможность...». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.          

9 класс

  1. Управление и алгоритмы

Выпускник научится:

  • понимать, что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  • понимать, что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • определять в чем состоят основные свойства алгоритма;
  • способам записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • основным алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  • определять назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Выпускник получит возможность научиться:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
  1. Введение в программирование  

Выпускник научится:

  • основным видам и типам величин;
  • определять назначение языков программирования;
  • понимать, что такое трансляция;
  • определять назначение систем программирования;
  • правилам оформления программы на Паскале;
  • правилам представления данных и операторов на Паскале;
  • устанавливать последовательность выполнения программы в системе программирования.

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с готовой программой на Паскале;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.

  1. Информационные технологии и общество

Выпускник научится:

  • основным этапам развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • основным этапам развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  •  определять в чем состоит проблема безопасности информации;
  •  понимать какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.