Рабочая программа по информатике 9 класс по учебнику И.Г.Семакин ФГОС
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (9 класс)

Сырямина Ирина Вячеславовна

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику И.Г.Семакин 1 час в неделю, ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель КМД

_____М.М.Степанова

Протокол №_1_ от

« 22 »__08__2022г

«Согласовано»

Заместитель  директора по УР

МБОУ «Гимназия №52»

_________ С.В. Павлова

 «___»_08__2022г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия №52»

__________  А.Р. Латыпова

Приказ №_1__ от

«__»__08___2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного предмета  «Информатика»

МБОУ «Гимназия №52»

Сыряминой Ирины Вячеславовны,

первой  квалификационной  категории

по информатике и ИКТ, 9-й класс

Рассмотрено  на заседании
педагогического совета
протокол № _______
от «___» ___08___ 2022г.

2022/2023 учебный год


Пояснительная записка к календарно-тематическому плану

базового уровня изучения информатики в основной школе

Настоящая программа составлена на основе:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (МОиН России) от 19.12.2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год".
  3. Приказ МОиН России от 20 июня 2017 г. № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
  4. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
  6. Учебным планом  МБОУ «Гимназия №52» Приволжского района г. Казани на 2017-2018 учебный год.
  7. «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312)

Рабочая  программа по информатике соответствует федеральному компоненту стандарта образования основного общего образования и базисному учебному плану  МБОУ «Гимназия №52»

и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 классов в течение 68 часов Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

•        выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.

Содержание образовательной программы

1. Управление и алгоритмы - 13 часов.

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

Алгоритм. Свойства алгоритма.

Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).

Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

2. Введение в программирование – 16 часов.

Языки программирования, их классификация.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла.

Правила записи программы.

Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.

3. Информационные технологии и обществе - 5 часа.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Организация групповой работы над документом.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность.

Правовая охрана информационных ресурсов.


Календарно-тематический план

План составлен согласно Примерной программы основного общего образования по  информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04, № 1312).

Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

Количество

Автор учебника, год издания

контрольных работ

зачетов

тестовых заданий

лабораторных, практических работ

Информатика

9а,б,в,г

34

1

3

3

12

И.Г. Семакин, 2019

Планирование составлено на основе авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» (для основной школы), авторы И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/Составитель М.Н. Бородин. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Содержание тем учебного курса

Изучаемый материал

Количество часов

1

Управление и алгоритмы

13 часов

2

Введение в программирование

16 часов

3

Информационные технологии и обществе

5 часов

Перечень контрольных работ по информатике и ИКТ

в 9 классе

Контрольная работа №1 «Управление и алгоритмы»

Контрольная работа№2 «Введение в программирование»

Контрольная работа №3 «Итоговое тестирование»

Сокращения, используемые в календарно-тематическом планировании:

Типы уроков:

УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.

УЗИМ — урок закрепления изученного материала.

УПЗУ — урок применения знаний и умений.

УОСЗ урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ комбинированный урок

Виды контроля:

ФО — фронтальный опрос,

СР самостоятельная работа или проверочная работа,

ПР практическая работа,

Т – тестирование,

З – зачёт,

Р – реферат,

КР – контрольная работа

.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ: 9 КЛАСС

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Код элемента содержания (КЭС)

Код требования к уровню подготовки выпускников (КПУ)

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Управление и алгоритмы (12ч)

  1. 1

Кибернетическая модель управления. Управление с обратной и без обратной связи

1

УОНМ, ФО

1.3.1

1.3

§1, 2, ДЗ №1

  1. 2

Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.

1

УОНМ, ФО

1.3.1

1.3

§3, ДЗ №2

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов Практическая работа №1

1

УПЗУ, ПР

1.3.1

1.3

§2, 4, вопросы

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод

1

УОНМ,ФО

1.3.4

1.3

§5, ДЗ №3

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов Практическая работа №2

1

УПЗУ, ПР

1.3.4

1.3

§5, вопросы

Управление обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием

1

УОНМ,ФО

1.3.2

2.1

§2, ДЗ №4

Работа с циклами. Практическая работа №3

1

КУ, ПР

1.3.2

2.1

§6, вопросы

Ветвление. Использование двухшаговой детализации

1

УОНМ,ФО

1.3.2

2.1

§7, ДЗ №5

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений Практическая работа №4

1

УПЗУ, ПР

1.3.2

2.1

§7, вопросы

Зачетное задание по алгоритмизации Практическая работа №5

1

УПКЗУ, З

1.3.1, 1.3.2, 1.3.4

1.3, 2.1

П. 1.1, 1.2, 1.3

Автоматизированные и автоматические системы управления. Роботы в нашей жизни. Использование рекурсивных процедур

1

УОСЗ, ФО

1.3.1, 1.3.2, 1.3.4

1.3, 2.1

повт§§1-7, подготовиться к КР

Контрольная работа «Управление и алгоритмы»

1

УПКЗУ, Т

1.3.1, 1.3.2, 1.3.4

1.3, 2.1

Анализ КР

Программное управление работой компьютера (16ч)

Понятие программирования. Системы программирования. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы. Анализ контрольной работы

1

УОНМ, ФО

1.3.1

1.3

§ 8-10, ДЗ №6

Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы

1

УОНМ, ФО

1.3.2

2.1

§ 11, ДЗ №7

Работа с готовыми программами: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов Практическая работа №6

1

УПЗУ, ПР

1.3.2

2.3

§§8 -11

Работа с готовыми программами: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов Практическая работа №6

1

УПЗУ, ПР

1.3.2

2.3

§§8 - 11

Оператор ветвления. Программирование диалога с компьютером

1

УОНМ, ФО

1.3.1

2.1

§12, 13, ДЗ №8

Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений Практическая работа №7

1

УПЗУ, ПР

1.3.2

2.3

§12, 13

Логические операции. Разработка программы с использованием оператора ветвления и логических операций Практическая работа №8

1

УПЗУ, ПР

1.3.3

2.3

§14, ДЗ №9

Циклы

1

УОНМ, ФО

1.3.1

2.1

§15, ДЗ №10

Разработка программ с использованием цикла с предусловием Практическая работа №9

1

УПЗУ, ПР

1.3.2

2.3

§16, вопросы

Разработка программ с использованием цикла с предусловием Практическая работа №9

1

УПЗУ, ПР

1.3.2

2.3

§16, вопросы

Одномерные массивы. Строки в Паскале

1

УОНМ, ФО

1.3.1

2.1

§17 – 19, ДЗ №11

Разработка программ с использованием одномерных массивов Практическая работа №10

1

УПЗУ, ПР

1.3.2

2.3

§20, вопросы

Разработка программ с использованием одномерных массивов Практическая работа №10

1

УПЗУ,ПР

1.3.2

2.3

§21, вопросы

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел. Поиск чисел в массиве Практическая работа №11

1

УОСЗ, ПР

1.3.2

2.3

§22, вопросы

Программирование перевода чисел из одной системы счисления в другую. Сложность алгоритмов. О языках программирования и трансляторах. История языков программирования. Практическая работа №12

1

УОСЗ, ПР

1.3.2

2.3

п. 2.1 -2.4, повт§§8-22, подготовиться к КР

Контрольная работа «Введение в программирование»

1

УПКЗУ, Т

1.3.1, 1.3.2, 1.3.3

2.1, 2.3

Анализ КР

Информационные технологии и общество (5ч)

Предыстория информатики. Анализ контрольной работы

1

УОНМ, Р

2.7.4

2.5, 3.4

§ 23, вопросы

История ЭВМ.

1

КУ, ФО

2.7.4

2.5, 3.4

§24, ДЗ №12

История программного обеспечения и ИКТ. Информационные ресурсы современного общества

1

УОНМ, Р

2.7.4

2.5, 3.4

§25, 26

Проблемы формирования информационного общества. Информационная безопасность

1

УОСЗ, ФО

2.7.4

2.5, 3.4

§ 27, 28

Повторение

1

УПКЗУ, Т

2.7.4

2.5, 3.4

Повторение

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать

  • сущность понятия «информация», ее основные виды;
  • вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации:
  • программный принцип работы компьютера;
  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

•        определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:

•        оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки;  проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
  • создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

-   ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

-   не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

-   отказался отвечать на вопросы учителя.

Источники информации и средства обучения.

I.  Учебно-методический комплект

  1. Информатика. Базовый курс. 9 класс / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 390 е.: ил
  2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.
  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 9 класc (УМК к учебнику Семакина И. Г.)

II. Литература для учителя.

  1. Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2007.
  2. Поурочные разработки по информатике. 9 класс. / Сухих Н.А. – М.: ВАКО, 2012.
  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 9 класс (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

III. Дополнительная литература

  1. Информатика и ИК. 9 класс. Подготовка к ГИА-2014/Под ред. Л.Н. Евич, С.Ю. Кулабухова – Ростов-на-Дону6 Легион, 2013
  2. Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 9 класс/Сост. М.В. Соловьева – М.:ВАКО, 2012

IV.  Технические средства обучения.

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Модем ASDL
  5. Устройства вывода звуковой информации –колонки для озвучивания всего класса.
  6. Сканер.
  7. Локальная вычислительная сеть.

V.  Программные средства.

  1. Операционная система Windows 7.
  2. Клавиатурный тренажер Солист.
  3. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007.
  4. Мультимедиа проигрыватель.
  5. Система программирования PascalABC.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа математика 6 класс по учебнику Дорофеева Г.В.,Суворова С.Б. и др.с учетом ФГОС

Рабочая программа математика 6 класс по учебнику Дорофеева Г.В.,Суворова С.Б. и др.с учетом ФГОС...

Рабочая программа для 2 класса по учебнику "Spotlight" ФГОС

Рабочая программа по английскому языку предназначена для работы с учащимися 2-го класса в общеобразовательной школе. Рабочая программа рассчитана на 70 часов школьного учебного плана при нагрузке 2 ча...

Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.

«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...

Рабочие программы по информатике 7 класс (по учебнику И.Г.Семакина, ФГОС)

Данная рабочая программа учебного предмета «Информатика» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования ориентирована ...

Рабочие программы по информатике 8 класс (по учебнику И.Г.Семакина, ФГОС)

Данная рабочая программа учебного предмета «Информатика» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования ориентирована ...