Урок "Алгоритмы в литературе"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Волкова Елена Геннадиевна

Разработка урока информатики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon algoritmy_v_literature.ppt1.43 МБ
Файл urok.docx92.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алгоритмы в литературе

Слайд 2

1.Разминка Что такое алгоритм? Какие способы записи алгоритмов вам известны? Какие виды алгоритмов вы знаете? Какой алгоритм называется линейным? Какой алгоритм называется ветвящимся? Какой алгоритм называется циклическим?

Слайд 3

2. Найди ответ Ввод и вывод данных Начало и конец алгоритма Проверка условия Направление выполнения алгоритма Действие Циклический алгоритм Линейный алгоритм Ветвящийся алгоритм

Слайд 4

3. Строим алгоритмы 1)Какого типа алгоритм? Как его изобразить в виде блок-схемы? Перемой-ка всю посуду. Да натри полы повсюду, Дров на месяц наколи, Кофе на год намели, Посади среди цветов Сорок розовых кустов, И, пока не подрастут, Подметай дорожки тут.

Слайд 5

НАЧАЛО Перемой-ка всю посуду Да натри полы повсюду Дров на месяц наколи Кофе на год намели Посади среди цветов Сорок розовых кустов, И, пока не подрастут, Подметай дорожки тут КОНЕЦ

Слайд 6

2) Алгоритмы в произведениях А.С.Пушкина А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, - Говорит одна девица, - То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, - Говорит ее сестрица, - То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица, - Я б для батюшки-царя Родила богатыря».

Слайд 7

Начало 3 девицы 1-я -царица 2-я - царица 3-я - царица Приготовит пир Наткет полотна Родит богатыря Конец ДА НЕТ НЕТ НЕТ ДА ДА

Слайд 8

2) Алгоритмы в произведениях А.С.Пушкина А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке» Коль кругом все будет мирно, Так сидеть он буде смирно; Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны, Иль набега силы бранной, Иль другой беды незваной, Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок, Закричит и встрепенется И в то место обернется.

Слайд 9

Начало Золотой петушок Кругом все мирно Сидит смирно Приподымет гребешок Закричит и встрепенется Обернется в сторону беды Конец Да Нет

Слайд 10

Гимнастика для глаз

Слайд 11

Следите за движениями дискетки

Слайд 12

Гимнастика для глаз

Слайд 13

Гимнастика для глаз

Слайд 14

Гимнастика для глаз

Слайд 15

Гимнастика для глаз

Слайд 16

3) Алгоритмы в народном творчестве Болен – лечись, а здоров – берегись Нет друга – ищи, а нашел – береги. Делаешь наспех – сделаешь насмех Не начавши - думай, а начавши - делай. С грамотой – вскачь, а без грамоты – хоть плачь Семь раз отмерь, один раз отрежь Поспешишь – людей насмешишь Любишь кататься - люби и саночки возить. На компьютере построить блок-схемы алгоритмов, реализуемых в пословицах и поговорках:

Слайд 17

4) Конкурс знатоков: алгоритмы в русской и советской литературе 1 команда: - Замечательная книга! – отвечает Эля и спрашивает маму, хватит ли ей ста рублей в месяц. Мама смеется: она была рада ста рублям хотя бы в год, только бы деньги были бы верные. На это брат ей замечает, что у нее слишком скромные желания, и уходит на почту. Он каждый день ходит на почту – справляться, не прибыла ли его книга. С тех пор как он отправил свой рубль, прошло больше недели, но книги нет. А жить то ведь надо!.. … Можете нас поздравить: книга пришла! ... (Шалом Алейхем. Мальчик Мотл.)

Слайд 18

НАЧАЛО ОТПРАВИТЬ РУБЛЬ ЖДАТЬ СЛЕДУЮЩЕГО ДНЯ ИДТИ НА ПОЧТУ КНИГА ПРИШЛА? ПОЗДРАВЛЯЕМ! КОНЕЦ НЕТ ДА

Слайд 19

4) Конкурс знатоков: алгоритмы в русской и советской литературе 2 команда: Ипполит Матвеевич снял с головы пятнистую касторовую шляпу, расчесал усы, из которых, при прикосновении гребешка, вылетела дружная стайка небольших электрических искр, и, решительно откашлявшись, рассказал Остапу Бендеру, первому встреченному им проходимцу, все, что ему было известно о бриллиантах со слов умирающей тещи. … Сколько было стульев? – Дюжина. Гостиный гарнитур. – Давно, наверно, сгорел ваш гостиный гарнитур в печках. Воробьянинов так испугался, что даже встал с места. – Спокойно, спокойно. За дело берусь я. Заседание продолжается. (Илья Ильф, Евгений Петров «ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ»)

Слайд 20

НАЧАЛО НАЙТИ СТУЛ СОКРОВИЩА НАЙДЕНЫ ИЛИ СТУЛЬЕВ БОЛЬШЕ НЕТ СОКРОВИЩА НАЙДЕНЫ ПОЗДРАВЛЯЕМ! СОЖАЛЕЕМ КОНЕЦ ДА НЕТ ДА НЕТ

Слайд 21

Дополнительное задание Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию Гнилушки. До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось еще проехать на лошадях верст тридцать – сорок. (Ежели возница не пьян и лошади не клячи, то и тридцати верст не будет, а коли возница с мухой да кони наморены, то целых пятьдесят наберется.) (А.П.Чехов. Пересолил.)

Слайд 22

Подведение итогов Домашнее задание: Построить в тетради блок-схемы к сказкам «Репка» и «Колобок».



Предварительный просмотр:

Урок-игра «Алгоритмы в литературе».

Место урока: урок проводится в 9 классе. Это 5 урок в разделе «Алгоритмы и управление».

Цели урока:

  1. Образовательная: учащиеся вырабатывают и развивают  навыки по составлению блок-схем, с помощью предложенных заданий учатся видеть связь между информатикой и литературой.
  2. Развивающая: работая в группах,  учащиеся вырабатывают коммуникативные навыки, учатся принимать решения, выполняя задания различного уровня сложности, развивают память и внимание, формируют устойчивый интерес к предмету. Формируют алгоритмический стиль мышления.
  3. Воспитательная: Составляя алгоритмы по литературным произведениям, учащиеся лучше понимают суть алгоритмов и сваимосвязь различных предметных областей. Воспитывают  в себе волю и настойчивость для достижения конечного результата, воспитывают чувство ответственности, толерантности. Воспитывают умение объективно оценивать свой труд.

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.

Метод обучения: частично-поисковый,  групповой.

Исходный уровень  умений и навыков:

Учащиеся знают: 

        Понятия:  алгоритм, типы алгоритмов, исполнитель.

Правила: записи алгоритмов, составления блок-схем.

Учащиеся умеют: составлять алгоритмы различными способами.

Оборудование: экранн, раздаточный материал (карточки с заданиями),  презентация к уроку, проектор, компьютеры.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Разминка (актуализация знаний) (3 мин)
  3. Работа с карточкой (10 мин)
  4. Решение задач (22 мин)

  1. Линейный алгоритм
  2. Ветвление
  3. Гимнастика для глаз
  4. Алгоритмы в народном творчестве (задание на компьютере)
  5. Конкурс знатоков (цикл)
  1. Домашнее задание (1 мин)
  2. Подведение итогов, выставление оценок. (2 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент: Класс разбивается на 2 команды, в командах выбирается капитан. Командам оглашаются правила игры: жюри следит за выполнением заданий, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В конце урока подводятся итоги, объявляется победитель.

  1. Разминка (актуализация знаний)

Учитель задает вопросы по очереди каждой команде. Если команда не отвечает, то право ответить передается другой команде.

  1. Что такое алгоритм?
  2. Какие способы записи алгоритмов вам известны?
  3. Какие виды алгоритмов вы знаете?
  4. Какой алгоритм называется линейным?
  5. Какой алгоритм называется ветвящимся?
  6. Какой алгоритм называется циклическим?

  1.  Работа с карточкой

Команды получают карточки с вопросами. На каждый вопрос нужно найти ответы в карточке.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

11

7.

prbl3_13

8.

a15_v3

9.

lin_alg1

10.

6-2

11.

11-2

12.

ANd9GcQKmxJUifM4jbztvn9UyCRN_xP9aLGWGukOw2GaPt4_agQy97l-

  1. Ввод и вывод данных
  2. Начало и конец алгоритма
  3. Проверка условия
  4. Направление выполнения алгоритма
  5. Действие
  6. Циклический алгоритм
  7. Линейный алгоритм
  8. Ветвящийся алгоритм

После выполнения задания команды проводят взаимную проверку с выставлением оценок.

  1.  Решение задач

  1. Линейный алгоритм:

Команды получают карточку с текстом стихотворения и заданием:

 Какого типа алгоритм?

Как его изобразить в виде блок-схемы?

        Перемой-ка всю посуду.

Да натри полы повсюду,

Дров на месяц наколи,

Кофе на год намели,

Посади среди цветов

Сорок розовых кустов,

И, пока не подрастут,

Подметай дорожки тут.

Происходит проверка с помощью презентации.

  1. Ветвление:

Команды получают карточку с текстом стихотворения и заданием:

Какого типа алгоритм?

Как его изобразить в виде блок-схемы?

Команда 1: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

        Три девицы под окном

        Пряли поздно вечерком.

        «Кабы я была царица, -

        Говорит одна девица, -

        То на весь крещеный мир

        Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, -

        Говорит ее сестрица, -

        То на весь бы мир одна

        Наткала я полотна».

        «Кабы я была царица, -

        Третья молвила сестрица, -

        Я б для батюшки-царя

        Родила богатыря».

Команда 2: А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он буде смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется.

  1. Гимнастика для глаз (по презентации)

  1. Алгоритмы в народном творчестве (задание на компьютере)

Каждому ученику, кроме капитанов, дается карточка с пословицей, по которой он должен на компьютере построить блок-схему.

Команда 1

Команда 2

Болен – лечись, а здоров - берегись

С грамотой – вскачь, а без грамоты – хоть плачь

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Делаешь наспех – сделаешь насмех

Поспешишь – людей насмешишь

Не начавши - думай, а начавши - делай. 

Любишь кататься - люби и саночки возить. 

Каждый ученик получает оценку за эту работу.

В это время проходит конкурс капитанов:

4) Конкурс знатоков

Каждый капитан получает свой отрывок из литературного произведения, по которому он должен составить блок-схему.

Отрывок1:

- Замечательная книга! – отвечает Эля и спрашивает маму, хватит ли ей ста рублей в месяц.

Мама смеется: она была рада ста рублям хотя бы в год, только бы деньги были бы верные. На это брат ей замечает, что у нее слишком скромные желания, и уходит на почту.

Он каждый день ходит на почту – справляться, не прибыла ли его книга. С тех пор как он отправил свой рубль, прошло больше недели, но книги нет. А жить то ведь надо!..

… Можете нас поздравить: книга пришла! ... (Шалом Алейхем. Мальчик Мотл.)

Отрывок2:

Ипполит Матвеевич снял с головы пятнистую касторовую шляпу, расчесал усы, из которых, при прикосновении гребешка, вылетела дружная стайка небольших электрических искр, и, решительно откашлявшись, рассказал Остапу Бендеру, первому встреченному им проходимцу, все, что ему было известно о бриллиантах со слов умирающей тещи.

Сколько было стульев?

– Дюжина. Гостиный гарнитур.

– Давно, наверно, сгорел ваш гостиный гарнитур в печках.

Воробьянинов так испугался, что даже встал с места.

– Спокойно, спокойно. За дело берусь я. Заседание продолжается.

Илья Ильф, Евгений Петров «ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ»

  1. Домашнее задание: Найти стихи, в которых заключены алгоритмы и записать их в виде блок-схемы.
  2. Подведение итогов, выставление оценок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...