Система мониторинга учебных достижений личностного роста, коррекции и реабилитации обучающихся
методическая разработка по информатике и икт

Фаина Александровна Крайнева

Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.

Мониторинг качества обучения в школе непосредственно направлен на анализ уровня достижений предметных результатов учащихся. Таким образом, учитель- предметник должен владеть следующей информацией: обученость учащихся; обучаемость; уровень сформированности ОУУН, личностный рост ; индивидуальные образовательные достижения обучающихся; комфортность обучения; доступность образования; сохранность контингента обучающихся; система дополнительных образовательных услуг; состояние здоровья обучающихся.

Цель - получение объективной информации о состоянии и тенденциях успешного развития образовательного процесса для коррекции и прогнозирования его дальнейшего развития.

Система мониторинга интегративна и состоит из традиционной оценки успеваемости по учебным предметам, оценки личностных образовательных результатов (система участия в олимпиадном, конкурсном движении, работа в рамках проектно-исследовательской деятельности, создание портфолио), универсальных метапредметных умений.

Я, как учитель, провожу Основную (традиционную) форму оценивания – это мониторинг успешных достижений обучающихся (качественных знаний по предмету) и в процессе наблюдения сопоставляю состояние качества с ожидаемыми результатами по определенным показателям.

Методику тематического мониторинга и ключи к нему выбираю сама в соответствии
со спецификой изучаемого предмета, возрастных и психологических особенностей детей. 
При этом перед собой ставлю следующие задачи:

-определить уровень учебных достижений учащихся по темам; 
-реализовать индивидуальные возможности ребенка;
-анализировать (сопоставлять) результаты. 
Универсальной технологией реализации задач является: 
-разработка и проведение тестов, к/р, с/р и т.д.; 
-диагностическое оценивание качества знаний, умений, навыков; 
-определение задач по коррекции (дифференциации) качества обученности
и развития; 
- проведение дополнительной работы в данном направлении; 
- промежуточное оценивание; 
- итоговое оценивание; 
-составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга;

-обобщение результатов с помощью системы электронного журнала; 
-корректирование календарно-тематического планирования; 
-дополнительная разработка учебного материала для одаренных детей.

-личностно-образовательный мониторинг или индивидуально- творческий 
Важнейший принцип системы мониторинга - учет динамики
индивидуальных достижений обучающихся по всем направлениям (видам
деятельности). 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_monitoringa_uchebnyh_dostizheniy.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

ЛИЧНОСТНОГО РОСТА, КОРРЕКЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.

Мониторинг качества обучения в школе непосредственно направлен на анализ уровня достижений предметных результатов учащихся. Таким образом, учитель- предметник должен владеть следующей информацией: обученость учащихся; обучаемость; уровень сформированности ОУУН, личностный рост ; индивидуальные образовательные достижения обучающихся; комфортность обучения; доступность образования; сохранность контингента обучающихся; система дополнительных образовательных услуг; состояние здоровья обучающихся.

Цель - получение объективной информации о состоянии и тенденциях успешного развития образовательного процесса для коррекции и прогнозирования его дальнейшего развития.

Система мониторинга интегративна и состоит из традиционной оценки успеваемости по учебным предметам, оценки личностных образовательных результатов (система участия в олимпиадном, конкурсном движении, работа в рамках проектно-исследовательской деятельности, создание портфолио), универсальных метапредметных умений.

Я, как учитель, провожу Основную (традиционную) форму оценивания – это мониторинг успешных достижений обучающихся (качественных знаний по предмету) и в
процессе наблюдения сопоставляю состояние качества с ожидаемыми результатами по определенным показателям.

Методику тематического мониторинга и ключи к нему выбираю сама в соответствии
со спецификой изучаемого предмета, возрастных и психологических особенностей детей. 
При этом перед собой ставлю следующие 
задачи:

-определить уровень учебных достижений учащихся по темам; 
-реализовать индивидуальные возможности ребенка;
-анализировать (сопоставлять) результаты. 
Универсальной технологией реализации задач является: 
-разработка и проведение тестов, к/р, с/р и т.д.; 
-диагностическое оценивание качества знаний, умений, навыков; 
-определение задач по коррекции (дифференциации) качества обученности
и развития; 
- проведение дополнительной работы в данном направлении; 
- промежуточное оценивание; 
- итоговое оценивание; 
-составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга;

-обобщение результатов с помощью системы электронного журнала; 
-корректирование календарно-тематического планирования; 
-дополнительная разработка учебного материала для одаренных детей.

-личностно-образовательный мониторинг или индивидуально- творческий 
Важнейший 
принцип системы мониторинга - учет динамики
индивидуальных достижений обучающихся по всем направлениям (видам
деятельности). 
Направления- формы участия:
-интеллектуальные марафоны; 
-предметные олимпиады различных уровней; 
-дополнительное образование спецкурсы, творческие клубы, творческие лаборатории, школы); 
- проектная деятельность (краткосрочная, долгосрочная научно- исследовательская работа); 
-популяризация опыта через систему конференций, круглых столов, дискуссий; 
-создание портфолио ученика. 
Результаты, которые ребенок получает в сфере дополнительного образования (внеурочной деятельности) определяют его успешность, развитие, адаптированность в социуме.

Система контроля индивидуально-творческих достижений

Одна из форм учебных достижений учащихся – олимпиадное движение.

Цель олимпиадного движения - выявление и развитие у обучающихся
творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание
необходимых условий для поддержки одаренных детей, распространение и популяризация научных знаний среди молодежи. Работа формируется в соответствии с планом работы школы, Программой развития ОУ, планом работы методических объединений. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации. 
Система мониторинга может быть представлена двумя частями базы данных: инвариантная часть (набор одинаковых для всех субъектов образовательного процесса по структуре, составу и методологии расчета показателей); вариативная часть (показатели, отражающие специфику предмета, класса, дающие оценку выполнения отдельных задач, нововведений и т.п.).

По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы - отчеты, справки, доклады, публикация на сайте школы, которые доводятся до сведения педагогического коллектива ОУ, родителей, общественности.

По этапам обучения мы выделяем следующие виды мониторинга: - входной - промежуточный - итоговый. Эти виды мониторинга можно проследить как по вертикали – на всех этапах обучения 7-го по 11-й классы, так и по горизонтали - в течении одного учебного года.

Мониторинг на всех этапах обучения (7-11-х классах) начинается в начале 7-го класса с входной диагностики, по результатам которой, заполняется первая диагностическая карта, анализ которой позволяет скорректировать программу 7 класса, выделить в ней темы, над которыми нужно поработать.

Диагностическая карта №1 по итогам входной диагностики

№п/п

Фамилия, имя ученика

Диагностическая работа №1

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9*

10*

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

итого

 

 

%

 

 

Далее идет заполнение карты по результатам каждого учебного года – промежуточный контроль. Выходной контроль можно получить по результатам выпускного экзамена. Вот пример такой диагностической карты, которая позволяет видеть динамику математического образования ученика за несколько лет.
 

Диагностическая карта № 2

Ф.и.

ДР№1

входная

ДР№4

7кл

ДР№5

8кл

ДР№6

9кл

ДР№7

10кл

ДР№8

11кл

ДР№9

ЕГЭ, ГИА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг одного учебного года-Диагностическая карта № 3 
мониторинг по четвертям с текущими оценками за самостоятельные работы, тесты, диктанты, зачёты, экзамены)-Используем электронный журнал
Отдельный мониторинг по контрольным работам, по тематическим зачётам, экзаменам по геометрии, результатам пробных ЕГЭ и ГИА, по определенным разделам математики).

Ф.и.

КР№1

КР№2

КР№3

КР№4

……..

 

 

 

 

……

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

енность мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех учащегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика.

Для меня этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.

И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помочь, а не оценить, выявить успехи, а не недостатки.

Данная система работы позволяет мне:

определить уровень обученности и обучаемости по предмету;

2. проводить своевременно обработку полученных результатов

3. выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения;

4. целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс.

Литература:

1. monitoring.doc https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fstsh262007.narod.ru%2Fp16.files%2Fmonitoring.doc&name=monitoring.doc&lang=ru&c=57bae48668c9

2. Система контроля и оценивания достижений обучающихся http://licey19.ru/index.php?id=59&Itemid=88&option=com_content&view=article

3. Черанёва Л. А. Мониторинг успеваемости как средство сопровождения достижений результатов учащихся при обучении математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 6. – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65216.htm.

4. Яицкая В. А. МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ http://www.vspc34.ru/index.php?id=779&option=com_content&view=article


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся».

В данной разработке представлена система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся....

Мониторинг учебных достижений обучающихся, как средство повышения качества образования.

Мониторинг – это поэлементный анализ знаний учащихся по предметам, наблюдение, оценка и прогноз состояния учебно-воспитательного процесса, а также профессионального уровня учителей школы. Необходимо п...

Мониторинг учебных достижений обучающихся

Мониторинг учебных достижений обучающихся...

Комплексная система оценивания учебных достижений по математике обучающихся 5-6 классов

ФГОС впервые нацелил педагогическое сообщество на комплексную систему оценивания учебных достижений учащихся. При этом личностные результаты мы не оцениваем, а осуществляем мониторинг по выявлению изм...

Система оценивания учебных достижений по изобразительному искусству обучающихся

Оцениванию на уроках ИЗО подлежат не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Важно наряду с худо...

Презентация "Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся"

Презентация "Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся"...

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ФОРМАТЕ ФГОС

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературыОписание системы оценки результатов в соответствии с ФГОС...