План-конспект открытого урока Алгоритмы и исполнители
методическая разработка по информатике и икт (6 класс)

Кустова (Лагодич) Анастасия Алексеевна

Предмет: информатика и ИКТ.

Класс: 6.

Тема урока: «Алгоритмы и исполнители».

Учебник: Информатика. 6 класс: учебник /Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.

Тип урока: урок-обобщение и систематизация знаний обучающихся.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, ноутбуки, Lego EV3 с установленным ПО, система управления классом Prestigio mTeacher/student (для проведения теста)

Цели урока:

Предметные:

  • обобщить и закрепить основные понятия: об алгоритме как последовательности дискретных шагов, направленных на достижение цели, исполнителях, алгоритмических конструкциях;
  • продолжать формировать умение составлять и выполнять алгоритмы для формальных исполнителей; записывать результаты выполнения каждого шага.

Развивающие:

  • способствовать развитию алгоритмического и логического мышления, умения излагать мысли, интереса обучающихся к данной теме и предмету в целом;

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию уважения друг к другу, умению слушать, воспитание навыков работы в группе, терпимости к мнению одноклассников, воспитание ответственности за выполненную работу.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • знание понятие «алгоритм», «исполнитель», а также различных способов записи и типов алгоритмов.

Метапредметные:

  • умение решения задач алгоритмически; понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов; умение переходить от одной формы записи алгоритмов к другой; умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче.
  • Формировать элементы творческого мышления;

Личностные:

алгоритмическое мышление, необходимое в современном обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_otkrytogo_uroka_algoritmy_i_ispolniteli.docx348.1 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект конкурсного  урока.

Ф.И.О. преподавателя: Шепелева Яна Сергеевна,

Кустова Анастасия Алексеевна.

Место работы: МБОУ «СШ № 5»

Должность: учитель информатики.

Предмет: информатика и ИКТ.

Класс: 6в.

Тема урока: «Алгоритмы и исполнители».

Учебник: Информатика. 6 класс: учебник /Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.

Тип урока: урок-обобщение и систематизация знаний обучающихся.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, ноутбуки, Lego EV3 с установленным ПО, система управления классом Prestigio mTeacher/student (для проведения теста)

Цели урока:

Предметные:

  • обобщить и закрепить основные понятия: об алгоритме как последовательности дискретных шагов, направленных на достижение цели, исполнителях, алгоритмических конструкциях;
  • продолжать формировать умение составлять и выполнять алгоритмы для формальных исполнителей; записывать результаты выполнения каждого шага.

Развивающие:

  • способствовать развитию алгоритмического и логического мышления, умения излагать мысли, интереса обучающихся к данной теме и предмету в целом;

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию уважения друг к другу, умению слушать, воспитание навыков работы в группе, терпимости к мнению одноклассников, воспитание ответственности за выполненную работу.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • знание понятие «алгоритм», «исполнитель», а также различных способов записи и типов алгоритмов.

Метапредметные:

  • умение решения задач алгоритмически; понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов; умение переходить от одной формы записи алгоритмов к другой; умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче. 
  • Формировать элементы творческого мышления;

Личностные:

алгоритмическое мышление, необходимое в современном обществе.


План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Мотивация и целеполагание (4 мин)
  3. Актуализация знаний (4 мин)
  4. Самостоятельная деятельность (5 мин)
  5. Практическая деятельность (20 мин)
  6. Подведение итогов (5 мин)
  7. Рефлексия (1 мин)

Ход урока:

Обучающиеся изначально разбиты на группы.

Организационный момент

Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. Сегодня на уроке вам предстоит как командная работа, так и индивидуальная. В ходе урока вам будут предложены задания, которые будут оцениваться жетонами.

Мотивация и целеполагание

-Ежедневно человек выполняет задачи, которые требуют от нас размышлений для нахождения решений. Простые задачи мы выполняем не задумываюсь (чистим зубы, готовим чай и тд.), а над некоторыми приходится думать и разбивать решение на отдельные этапы.

Обратите внимание, что у вас на столах лежат нарезанные листочки

-Предлагаю вам составить из них план решения для следующих задач:

  1. Как поместить оленя в холодильник?

  2. Как поместить полярного медведя в холодильник?

решение задачи слайд

  1. Открыть холодильник  

  2. Поместить оленя в холодильник.

  3. Закрыть холодильник.

  4. Открыть холодильник

  5. Достать оленя

  6. Поместить полярного медведя в холодильник

  7. Закрыть холодильник.)

Актуализация знаний

-Молодцы, вы сумели справиться с этим заданием. Надеюсь вам понравилась эта шуточная загадка, в ходе решения которой ни одно животное не пострадало. Животные являются частью окружающего нас мира, и мы должны уважительно и бережно относиться к природе.

-А как еще можно назвать план решения этой задачи?

(-Алгоритм)

-А что называется алгоритмом?

(-Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату)

-А что еще может считаться алгоритмом? Выберите правильные варианты. слайд

(-Инструкция к игровой приставке, кулинарные рецепты, расписание уроков)

-Какие примеры алгоритмов из повседневной жизни вы еще можете привести?

(-Переход улицы по светофору, приготовление пищи и т.д.)

- Кем вы являетесь в ходе выполнения этих алгоритмов?

(-Исполнителями)

-Совершенно верно, для любого алгоритма необходим исполнитель. А кто может выступать в роли исполнителя?

(-Человек, животное, техника)

-То есть, тот, кто способен понять и выполнить алгоритм.

-Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?

(-Алгоритм, исполнители.) слайд

-А кто сможет сформулировать цель нашего урока?

(-Формулируют цель)

-Цель урока – обобщить, закрепить и применить на практике знания по теме «Алгоритмы»

-Давайте вспомним какие способы записи алгоритмов мы знаем?

(-Словесно-строчный, блок-схема, язык программирования.) слайд

-Из каких элементов состоит блок-схема? слайд

(-Блок начало и конец, блок ввода и вывода, блок обработки данных, блок проверки условия)

Какие алгоритмические структуры вы знаете?

(-Линейные, ветвление, циклы) 

-Какие алгоритмы называются линейными? слайд

(-Алгоритм, в котором все команды выполняются одна за другой в порядке их записи)

-Что такое ветвление? слайд

(-Алгоритм, в котором после проверки условия в разных ситуациях исполняется один из двух наборов команд)

-Что такое цикл? слайд

(-Алгоритм, в котором команды выполняются многократно)

Самостоятельная деятельность

-Мы с вами повторили все основные понятия и сейчас я предлагаю вам пройти тест. За правильные ответы каждый из вас получит жетон.

(Каждый ученик проходит тест и по результатам получает жетон.)

-Выполненное вами задание поможет нам с вами  в дальнейшей работе на уроке.

Практическая деятельность

 - Я предлагаю вам стать разработчиками алгоритма.  Исполнителями будут роботы Lego.

-Мы неспроста начали урок с задачи про северных животных.

-Не смотря на суровый климат, природа и животный мир нашего края очень разнообразны. Многие растения, грибы, птицы и животные занесены в красную книгу.

-Какие животные, на ваш взгляд, являются «визитной карточкой» нашего региона?

 (-олени, медведи, совы).

-Как мы говорили в начале урока животные — это неотъемлемая часть нашего мира, которую мы должны оберегать.  В мае 2019 в ЯНАО стартует проект «Школа Арктики», посвященный развитию Арктики, который ведет работу по направлениям: изучение биологического разнообразия, почвенного покрова и водных ресурсов ЯНАО, а также климата.   (слайд)

 (-Учитель раздает карточки с заданиями для каждой команды)

Карточки:

Робот-олень

Робот должен перемещаться по тундре и кушать ягель.

  1. Обсудить действия исполнителя (что и как будет делать робот)
  2. Собрать модель робота
  3. Составить блок-схему алгоритма
  4. Написать программу для робота
  5. Протестировать и отладить программу
  6. Продемонстрировать проект

Робот-сова

Робот должен искать добычу.  Если сова слышит добычу – нападать (ускоряться).

  1. Обсудить действия исполнителя (что и как будет делать робот)
  2. Собрать модель робота
  3. Составить блок-схему алгоритма
  4. Написать программу для робота
  5. Протестировать и отладить программу
  6. Продемонстрировать проект

Робот-медведь

Робот должен патрулировать свою территорию.

  1. Обсудить действия исполнителя (что и как будет делать робот)
  2. Собрать модель робота
  3. Составить блок-схему алгоритма
  4. Написать программу для робота
  5. Протестировать и отладить программу
  6. Продемонстрировать проект

-Каждая команда, исходя из задания, должна собрать и запрограммировать робота. Тип алгоритма вы определяете самостоятельно.

-У вас на столах карточки трех цветов, они определяют вашу деятельность в команде. Те ребята, у кого красные карточки отвечают за сборку модели, зеленые за составление блок-схемы и синие за написание программы робота. слайд

-Вы работаете сообща, у вас одно задание, один робот и алгоритм. Если вы справились со своим заданием, то помогаете своему товарищу.

 (Дети выполняют задания согласно цвету карточек, учитель помогает в случае возникновения трудностей у учащихся. По окончании времени дети представляют свою работу возле доски, другие команды оценивают своих оппонентов; команда получает за защиту проекта общий балл).

Подведение итогов

-С алгоритмами человек встречается на каждом шагу своей деятельности и часто даже не отдает себе в этом отчет. С детства мы привыкли следовать тем или иным правилам, выполнять разнообразные инструкции и указания. Алгоритмы прослеживаются в нашей повседневной жизни, в быту, в песнях, сказках и даже пословицах, в науке и природе. И это вы могли заметить, программируя наших роботов-животных. Можно сказать, что все в мире подчиняется алгоритмам.  

- Мы переходим к последнему этапу: подводим итог работы на уроке

  1. Чему мы научились на занятии?

(-работать вместе, писать алгоритмы, собирать робота)

  1. Что для вас было самым трудным трудно?

(-Ответы детей)

  1. Какие задания понравилось выполнять?

(-Ответы детей)

  1. Какой вывод мы можем сделать? Можно ли обойтись без алгоритмов? В чем их важность?

(-Ответы детей)

-Давайте оценим свою работу. Посчитайте общий балл своих жетонов и выставьте себе оценку в оценочном листе.

- Дома, используя ваши знания, составьте блок-схему к задаче. слайд Рефлексия

-У вас у каждого лежит три смайлика. Выберите того, который соответствует вашему настроению. (Настроение отличное. Все сделано, все понятно! -желтый смайлик. Настроение хорошее. Все сделано, но не все понятно! Нужно еще позаниматься! - зеленый. Настроение плохое. Грустно! Много не понятного! – красный.

-Спасибо за урок, до свидания!


Приложение1

Положить оленя в холодильник

Закрыть холодильник

Открыть холодильник

Закрыть холодильник

Открыть холодильник

Положить медведя в холодильник

Достать оленя


Приложение 2

Возможный вид робота-оленя

Возможный вид робота-совы

Возможный вид робота-медведя


Приложение 3

Возможная программа для совы:

Возможная программа для оленя:

Возможная программа для медведя:



Приложение 4

Оценочный лист

Ф.И.

Класс

Баллы

Оценка

11-12 баллов - 5

9-10 баллов – 4

8 и менее - 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

Открытый урок "Алгоритмы и исполнители"

Раздел:  «Основы алгоритмизации»Тема:  «Алгоритмы и исполнители»Тип урока: урок общеметодологической направленности.Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучен...

План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....

План –конспект конкурсного открытого урока

laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...