Фрагмент рабочей программы "Информатика и ИКТ", 7 класс ФГОС, раздел «Информация и информационные процессы»
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)

Терентьева Лариса Николаевна

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. и примерной программы  общего образования по информатике и информационным технологиям с использованием следующих документов:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29  декабря 2012 года
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост. Е.С. Савинов].-М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
  3. Авторская программа для основной школы 7-9 классы Л.Л. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Примерная программа по информатике 7-9 классы. М.: Просвещение, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaprogramma_terenteva_l.n.docx44.78 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по информатике и ИКТ

7 класс

Адрес Гугл-презентации   https://docs.google.com/presentation/d/1EGts0mFoneT0NqL-ISsA7WRXPoBdb4DPbPegvozqpzE/edit?usp=sharing

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. и примерной программы  общего образования по информатике и информационным технологиям с использованием следующих документов:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29  декабря 2012 года
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост. Е.С. Савинов].-М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
  3. Авторская программа для основной школы 7-9 классы Л.Л. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Примерная программа по информатике 7-9 классы. М.: Просвещение, 2011.

Изучение информатики в основной школе имеет следующие цели:

***

Общая характеристика курса

****

Описание места курса в учебном плане

Информатика изучается в 7—9 классах основной школы, общим объемом 105 ч. (из расчета 1 час в неделю)

Содержание курса информатики 7 класса

7 класс (35 часов)

  1. Информация и информационные процессы – 9 час. (8+1)

2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией – 8 час. (6+2)

3. Обработка графической информации – 4 час. (1+3)

4. Обработка текстовой информации – 9 час. (3+6)

5. Мультимедиа – 5 час. (2+3)

Планируемые результаты изучения раздела
«Информация и информационные процессы»

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • требованиям безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ
  • кодировать и декодировать информацию при заданных правилах кодирования;
  • оперировать единицами измерения количества информации;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

Обучающие получат возможность научиться:

  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий
  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука

Метапредметные результаты

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
  • ИКТ-компетентность –навыки создания личного информационного пространства : обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации.

Личностные результаты.

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Познавательные УУД. 

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Коммуникативные УУД. 

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

Регулятивные УУД.

  • целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельное анализирование условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  •  планирование пути достижения целей;
  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.


Фрагмент рабочей программы раздела

«Информация и информационные процессы»

Раздел, тема

Часы

Основное содержание

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Форма контроля

Предметные

УУД

Информация и информационные процессы

9

1

Понятие информатики как науки. Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и

организация рабочего места

1

Информатика как наука,  еѐ место в системе наук,  цели изучения курса информатики; повторение правил техники безопасности и организации рабочего места

при работе со средствами ИКТ.

Слушают учителя, отвечают устно на вопросы учителя. Вспоминают и рассказывают правила техники безопасности и организации рабочего места при работе со средствами ИКТ, отвечают письменно на листочках на вопросы теста «Входной контроль»

общие представления о месте информатики в системе других

наук, о целях изучения курса информатики

метапредметные – целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; умение работать с учебником;

личностные – умения и навыки безопасного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Тест «Входной контроль»

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSc0etf3UZqOyEk_lRiTJPMNwKugDaczuF9HJ2sMiaWu8ppx-Q/viewform

2

Информация и еѐ свойства

1

Информация и сигнал. Непрерывные и дискретные сигналы. Виды информации по способу восприятия её человеком. Свойства информации.

Слушают учителя, знакомятся с

презентацией «Информация и её свойства» из электронного приложения к учебнику,

устно отвечают на вопросы учителя, выполняют задания в рабочей тетради № 3,  № 5 и тест «Свойства информации» на ПК

общие представления об информации и её свойствах

метапредметные – понимание общепредметной сущности понятий «информация», «сигнал»;

личностные – представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества.

тест по теме«Свой-ства ин-формации»

3

Информационные процессы. Обработка информации

1

Понятие информационного процесса. Основные информационные процессы: сбор, представление, обработка,  хранение и передача информации. Два типа обработки информации: обработка, связанная с получением новой информации; обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации

Самостоятельноработают по выбору с  мате-риалом учебника или  презентацией «Информацион-ные процессы» автора учебника, устно отвечают на вопросы учителя, выполняют задания №9, №10, №11, №14 в РТ

общие предста-вления об информацион-ных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике

метапредметные – навыки анализа процессов в биологи-ческих, технических и социальных системах, выделения в них информа-ционной составляющей; общепредметные навыки обработки информации;

личностные – понимание значимости информационной деятельности для современного человека.

Фронталь-ный опрос

4

Информационные процессы. Хранение и передача информации

1

Источник, информационный канал, приёмник информации. Носители  информации.

Устно отвечают на вопросы 2-7  к  §1.2; работают с материалом §1.2.4 – 1.2.6 учебника и презентацией «Информацион-ные процессы» автора учебника, выполняют задания № 15, №16 в РТ , тест по теме «Источник и приемник информации» на ПК

общие предста-вления об ин-формационных процессах и их роли в совре-менном мире; умение приво-дить примеры хранения и передачи инфо-рмации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

метапредметные – навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделе-ния в них информационной составляющей; навыки класси-фикации информационных процессов по принятому основанию; общепредметные навыки обработки, хранения и передачи информации;

личностные – понимание значимости информационной деятельности для современного человека

Фронталь-ный опрос,

тест по теме «Источник и приемник информа-ции»

5

Всемирная паутина как информационное хранилище. Поиск информации в сети Интернет.

1

Всемирная паутина как мощнейшее информационное хранилище. Поиск информации. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Устно отвечают на вопросы учителя, работают с материалом учебника §1.3 и презентацией

«Всемирная паутина»

автора учебника. Выполняют Практическую работу №1 по поиску информации во Всемирной паутине (на основании №21 в РТ

представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о по-исковых систе-мах и принци-пах их работы; умение осуще-ствлять поиск информации в сети Интернет с использова-нием простых запросов (по одному призна-ку), сохранять для индиви-дуального использования найденные в сети Интернет информацион-ные объекты и ссылки на них

метапредметные – основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

личностные – владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Практичес-кая работа №1 «Поиск информа-ции в сети Интернет»

6

Представление информации в знаковой и образной форме

1

Представление информации. Формы представления информации. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита

Устно отвечают на вопросы учителя, работают с материалом учебника §1.4 и презентацией

«Представление информации»

автора учебника, выполняют письменно задания в рабочей тетради № 24–26, тест по  «Знаки» на ПК

обобщённые представления о различных способах представления информации

метапредметные – понимание общепредметной сущности понятия «знак»; общеучебные умения анализа, сравнения, классификации;

личностные – представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми.

тест по теме «Знаки» – «Система тестов и заданий N9»

7

Дискретная форма представления информации

1

Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды.

Устно отвечают учителю на вопросы 1–9 к §1.4.

Самостоятельно работают с презентацией «Двоичное кодирование» автора учебника,

выполняют задания в рабочей тетради №36, №37, №38, №42, выполняют тест по теме «Кодирование информации» на ПК

представления о преобразо-вании инфор-мации из непрерывной формы в дискретную; понимание сущности дво-ичного кодиро-вания; умение кодировать и декодировать сообщения по известным пра-вилам кодиро-вания; понима-ние роли дискретизации информации в развитии средств ИКТ.

метапредметные – понимание универсальности двоичного кодирования; навыки представления информации в разных формах; навыки анализа информации; способность выявлять инвариантную сущность на первый взгляд различных процессов;

личностные – навыки концентрации внимания.

тест по теме «Кодирование инфор-мации» – «Система тестов и заданий N10»;

8

Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации.

1

Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита. Информационный вес символа алфавита, произвольной мощности. Информационный объём сообщения. Единицы измерения информации (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт).

Отвечают на вопросы учителя к §1.5; задают вопросы учите-лю по домашним заданиям, вызва-вшим затруд-нения. Изучают новый материал самостоятельно с использовани-ем презентации «Измерение информации»; выполняют задания в рабо-чей тетради №56-60 в парах и под руководством учителя.

знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими

метапредметные – понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;

личностные – навыки концентрации внимания.

Устный опрос, Визуаль-ный контроль решения заданий в рабочих тетрадях

9

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы»

1

1) обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и информационных процессах;

2) проверка знаний учащихся по теме «Информация и информационные процессы»

Отвечают на вопросы учителя к §1.6; задают вопросы учите-лю по домашним заданиям, вызва-вшим затрудне-ния. Повторяют и обобщают материал, вос-пользовавшись демонстрацией к лекции «Логи-ческая схема понятий по теме "Человек и информация"». Выполняют «Итоговый тест к гл. 1 "Человек и информация"»

представления об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире, о принципах кодирования и алфавитном подходе к измерению информации

метапредметные – основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

личностные – владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответствен-ности за качество окружающей информационной среды.

«Итоговый тест к главе 1

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSf5caVvvVS748gTkg2jhIrpM6snvHhu0gLmK-D_QUsDW49xJg/viewform

  "Человек и информа-ция"»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методические материалы

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л.Л.Босова.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса. Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 7 класс»
  4. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/). Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курса.
  5. Материалы для проведения практических работ размещены в учебнике.

Литература для учителя

  1. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 7 класса средней общеобразовательной школы  изданной в сборнике «Информатика. УМК для основной школы   5-6 классы. 7-9 классы». Методическое пособие / составитель М.Н. Бородин., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  2. Информатика. УМК для основной школы: 5 - 6, 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя, Авторы: Бородин М. Н. ,  2013

Технические средства обучения

  1. Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
  2. Мультимедиа проектор
  3. Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки)
  4. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)
  5. Внешний накопитель информации (или флэш-память)

Программные средства

  1. Операционная система Linux.
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Клавиатурный тренажер.
  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  7. Простая система управления базами данных.
  8. Программы разработки анимации
  9. Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  10. Звуковой редактор.
  11. Система программирования.
  12. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  13. Браузер (входит в состав операционных систем или др.

Рабочая программа по информатике. 7класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по информатике для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы"

Тест по теме "Информация и информационные процессы" к учебнику Н.Д. Угриновича "Информатика. 8 класс".Тест состоит из 22 вопросов с вариантами ответов. Тест расчитан на 20 минут....

Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе"

Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе" к учебнику Н.Д. Угриновича...

Технологическая карта урока информатики и ИКТ в 7 классе на тему "Информация и информационные процессы"

ФИО педагога: Свистунова Снежана ВладимировнаПредмет, класс: Информатика, 7 классНазвание и автор учебника: Информатика и ИКТ, 7 класс (ФГОС), Л. Л. БосоваТема урока: Информация и информационные проце...

Решение задач. Раздел. Информация и информационные процессы

Решение задач, для раздела Информация и информационные процессы....

Конспект урока 8 класс информатика: Человек: информация и информационные процессы

Урок создёт условия  для успешного усвоения учащимися важности роли  информации и информационных процессов в системах различной природы; оказывает помощь в открытии  методов получения и...

Контрольная работа в 8 классе по теме "Информация и информационные процессы" (1 часть)

Контрольная работа в 8 классе  по теме "Информация и информационные процессы" (1 часть)...

Информатика 7 класс. Рабочий лист к обобщающему уроку по главе «Информация и информационные процессы»

Задания для обобщения материала, изученного в главе «Информация и информационные процессы»...