Урок по информатике 8 класс "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"
учебно-методический материал по информатике и икт (8 класс)

Виноградова Галина Ивановна

Урок «открытия» новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по информатике для 8 класса на тему

«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»

Виноградова Галина Ивановна

учитель информатики
ЧОУ «Школа экономики и права» Красносельского района

Санкт-Петербурга

Тема урока: Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.

Класс: 8

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Продолжительность: 45 минут

Техническое оборудование: компьютер, проектор, ОС Windows

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Целm урока: создание условий для формирования понятийного аппарата и развития навыков самостоятельной работы по построению диаграмм и графиков в электронных таблицах.

Задачи урока:

 - формирование понятийного аппарата по данной теме;

- создание условий для самостоятельной работы учащихся при изучении электронных таблиц;

- активизация познавательных интересов, развитие навыков работы по построению диаграмм и графиков в электронных таблицах.

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование ответственного отношения к изучаемому материалу;

формирование интереса навыков к коммуникативному общению;

формирование способности к самооценке учебной деятельности.

Предметные:

приобретение практических навыков по построению диаграмм и графиков в электронных таблицах

формирование ИКТ – компетентности;

развитие приёмов умственной деятельности учащихся.

Метапредметные:

умение вести учебное сотрудничество на уроке с одноклассниками и учителем;

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

освоение форм рефлексии; формирование общекультурных навыков работы с информацией.


Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

УУД

1.Организационный момент.

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! На предыдущих уроках мы с вами познакомились с таким программным обеспечением как электронные таблицы Microsoft Excel. Давайте вспомним ранее изученный материал.

 (Для работы на этапе актуализации знаний класс разделён на 2 группы)

Приветствие учителя

1 мин

Регулятивные:

1.Включение в деловой ритм урока, настрой на учебную деятельность.

Личностные:

1.Осознание доброжелательных взаимоотношений

Коммуникативные:

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Актуализация опорных знаний

- Карточки с заданиями № 1, лежат на ваших столах. Ознакомьтесь и приступайте к работе. На выполнение задания 2 минуты.

(Приложение 1)

-Завершаем работу в группах. Прошу группы представить результаты своей работы

(учитель контролирует)

Каждая группа выполняет свое задание. 1-я – подбирает верное определение, 2-я –находит нужную формулу.

Дети представляют результаты своей работы.

2 мин

Познавательные:

1.Анализируют информацию; делают  выводы, структурируют знания, устанавливают  логические связи.

3.Мотивация. Проблемная ситуация.

Задает вопросы, создает проблемную ситуацию

- Продолжаем работу.

На листе с заданием № 2 одна и та же информация представлена в разном виде. Ознакомьтесь.

Ответьте на вопросы ((слайд № 1-4)):

  1. Сколько учеников получили за 1 триместр оценку 4 (ответ: 7).
  2. Сколько учеников получили за 2 триместр 4 и 5 вместе (ответ:22).
  3. Сколько учеников за 3 триместр получили оценку 5 (ответ:9).
  4. Сколько учеников получили оценки 4 и 5 за год (ответ:27).
  5. В  какой форме у вас на листах была представлена информация?

Работают с информацией (поиск, анализ)

Отвечают на вопросы.

(диаграммы, таблицы)

4 мин

Регулятивные:

1.Принимают участие в решении учебной задачи

Познавательные:

1.Анализируют информацию; делают  выводы, структурируют знания, устанавливают  логические связи.

4. Этап постановки темы и цели урока.

-Какая форма представления информации, таблица или диаграмма, более удобна для восприятия (ответ: диаграмма)?

    - А почему?

     -А умеете ли вы ребята строить диаграммы?

Определение темы урока с детьми  «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах MS Excel». (Слайд 6)

    - Чему вы сегодня должны научиться?

Определение цели урока с детьми.

Ученики высказываются. Целеполагание

Нет

Записывают тему урока в тетради

3 мин

Регулятивные:

Целеполагание

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели.

5. Этап открытия новых знаний.

-Где вы встречались с диаграммами?

-Какие типы диаграмм вам известны?

-Открываем учебник на с. 89-90 и составляем опорный конспект (нужно записать определение, типы диаграмм).

 Проверка опорного конспекта.

-Что называется диаграммой? (Слайд 7)

-Назовите типы диаграмм, о которых вы прочитали (ответ: гистограмма, круговая, график). (Слайд 8)

-На слайде (слайд 8) и карточке  № 3 изображены разные типы диаграмм. Рассмотрите и ответьте на вопросы.

  1. Какой процент учеников получили оценку 3? (ответ: 10%)
  1. Из какой диаграммы вы получили эту информацию? (ответ: круговая)
  2. Назовите количество человек, получивших оценку 3 (ответ: 3)
  3. Из какой диаграммы вы получили эту информацию? (ответ: гистограмма)
  1. Для чего используется график? (ответ: график используют тогда, когда нужно показать динамику изменения данных)
  2. Что показывает график в данном примере (ответ: график показывает изменение атмосферного давления)
  3. В какой из дней давление было максимальным? (ответ: 5 мая)
  4. Чему оно равно? (ответ: давление равно 760 мм.рт.ст)

- Давайте рассмотрим алгоритм построения диаграмм и графиков в электронных таблицах MS Excel, а также познакомимся с основными объектами диаграмм

(слайд 9).

  1. Создать таблицы с числовыми данными.
  2. Выделить необходимый диапазон данных
  3. Запустить Мастера диаграмм
  4. Выбрать тип диаграммы
  5. Форматировать и редактировать области диаграммы

Ребята, а сейчас приступим к выполнению практической работы по построению диаграмм и графиков в MS Excel.

Работа с информацией (получение, поиск, анализ).

Отвечают на вопросы

5 мин

Регулятивные:

1.Принимают участие в решении учебной задачи

Познавательные:

1.Анализируют информацию; делают  выводы, структурируют знания, устанавливают  логические связи.

Коммуникативные:

1.Аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

2. Умение полно и ясно выражать свои мысли, умение вести диалог.

3. Признавать возможность различных точек зрения

  1. Физкультминутка

(по необходимости).

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть на яркое пятно кабинета (считать до 5)

Выполняют упражнения

1 мин

  1.  Практическая работа. Самостоятельная работа.

Пересаживайтесь за компьютеры. Назовите основные правила ТБ при работе на компьютере.

-Запустите программу MS Excel.

-Пользуясь алгоритмом и инструкцией к практической работе, приступайте к построению диаграмм и графиков.

-В случае если у вас остается время, выполните также дополнительное задание.

(Учитель оказывает помощь, консультирует, контролирует)

Отвечают на вопросы.

Выполняют практическую работу.

15 мин

Познавательные:

1.Применяют полученные знания для решения учебных задач.

.

8. Домашнее задание

-Построить диаграммы на табличные данные с помощью Мастера диаграмм. Для этого прочитать параграф 4.3, и применить полученную информацию для составления семейного бюджета (Данные и им соответствующие диаграммы).

2 мин

Регулятивные:

1.Принимают цель, содержание и способы выполнения д/з

9. Рефлексия

Заполните таблицу на

карточке №4.

В конце урока вопросы к классу:

  1. Чему я научился?
  2. Что нового узнал?
  3. Удовлетворён ли я своей работой?

3 мин

Личностные:

рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

Регулятивные:

1.Проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценки;

2.Прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме"Диаграммы и графики в электронных таблицах "Excel"

Разработка урока в 9 классе по теме " Построение диаграмм и графиков с помощью электронных таблиц Excel"...

Презентация к уроку по информатике и ИКТ на тему:"«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»

Презентация к уроку по информатике и ИКТ на тему:"«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» ...

Открытый урок Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel 7 класс

Раздел программы: Информационное моделирование.Цель урока:  помочь учащимся 7 класса  получить представление о диаграммах...

Технологическая карта урока Тема урока: Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах

Раздел программы: Информационное моделированиеЦель урока: Познакомить учащихся с понятием диаграмм и графиков в электронных таблицах...

Урок по теме "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"

Разработка урока информатики в 8 классе по теме "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"....