Рабочая программа по информатике для 5 класса УМК Л.Л.Босова
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)

Лебедева Инна Юрьевна

Рабочая программа по информатике для 5 класса УМК Л.Л.Босова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_a_klass_lebedeva_i.yu_.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

01-34

Отдел образования Администрации Багаевского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Багаевская средняя общеобразовательная школа  №3

«Утверждаю»

Директор МБОУ Багаевской СОШ №3  

приказ от __________2015 г. № ____

___________________Бойченко И.Д.

Рабочая программа

по информатике___

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс) для   5 А класса

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 35

Учитель Лебедева Инна Юрьевна

Программа разработана на основе примерной  программы  основного общего образования  по информатике и ИКТ для 5-7 классов, а также авторской программы Л.Л. Босовой: «Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы.  7-9 классы/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 88 с.: ил. – (Программы и планирование)

РАЗДЕЛ № 1

Пояснительная записка

      Рабочая программа по  информатике для 5 класса  составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми  документами:

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

(Указать необходимое):

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897;

Примерная  программа  основного общего образования  по информатике и ИКТ для 5-7 классов, а также авторской программы Л.Л. Босовой: «Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы.  7-9 классы/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 88 с.: ил. – (Программы и планирование)

Устав школы;

Основная образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 3;

Учебный план МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2015 – 2016 учебный год;

Годовой учебный календарный график на 2015-2016 учебный год.

Положение МБОУ Багаевской  СОШ № 3   о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Цели обучения информатике в 5 классе:

1)        формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

2)        формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;

3)        усиление культурологической составляющей школьного образования;

4)        пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

5)        развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.) Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность подкрепляется самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого.

Задачи обучения информатике в 5 классе::

В 5 классе решаются следующие задачи обучения информатике и ИКТ:

  • развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач);
  • формирование основополагающих понятий информатики, таких как: «информация», «программа», «файл», «рабочий стол»,  «главное меню», «носители информации», «кодирование информации»,  др.;
  • формирование основополагающих понятий информатики, таких как: «файл», «папка», «единицы измерения информации», «понятие», «суждение», «умозаключение», «исполнитель», «алгоритм»  др.;
  • формирование основополагающих понятий информатики, таких как: «объект», «система», «информационное моделирование», «модель», «алгоритм»  др.;
  • формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.

Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики на последующих ступенях обучения, но и для успешного усвоения учебного материала по всем предметам в средней школе.

РАЗДЕЛ № 2

Общая характеристика учебного курса, предмета, дисциплины (модуля):

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

РАЗДЕЛ № 3

Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане:

Учебный план МБОУ Багаевской СОШ №3 предусматривает обязательное изучение информатики на уровне основного общего образования в 5 классе – 35 часов (1 час в неделю)

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 учебный часа в неделю.

РАЗДЕЛ № 4

Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

  • информация вокруг нас;
  • информационные технологии;
  • информационное моделирование;
  • элементы алгоритмизации.

Раздел  1. Информация вокруг нас

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Раздел  2. Информационные технологии

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).  Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование.  Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Раздел  3. Информационное моделирование

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел  4. Элементы Алгоритмизации.

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм.  Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

№ п\п контрольной работы

Учебная четверть

Тема контрольной работы

1

1

Контрольная работа № 1 по теме «Устройство компьютера.  Действия с информацией».

2

2

Контрольная работа №2 По теме «Информационные технологии».

3

3

Контрольная работа №3 по теме «Информационное моделирование»

4

4

Контрольная работа № 4 по теме «Элементы алгоритмизации»

5

4

Итоговая контрольная работа по теме «Информация вокруг нас»

Раздел программы

Тема урока, контрольных, практических, лабораторных работ

Информация вокруг нас (9 ч)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

Ввод информации в память компьютера.

Клавиатура.

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

Управление компьютером.

Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

Хранение информации.

Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»

Передача информации.

Электронная почта.

Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

Контрольная работа № 1по теме «Устройство компьютера.  Действия с информацией».

Информационные технологии (10 ч)

В мире кодов. Способы кодирования информации

Метод координат.

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

Практическая работа №5 «Вводим текст»

Редактирование текста.

Практическая работа №6 «Редактируем текст»

Текстовый фрагмент и операции с ним.

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

Форматирование текста.

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)

Разнообразие наглядных форм представления информации

Диаграммы.

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

Контрольная работа №2 По теме «Информационные технологии».

Информационное моделирование (8 ч)

Компьютерная графика. Графический редактор Paint

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

Преобразование графических изображений

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

Создание графических изображений.

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации

Контрольная работа №3 по теме «Информационное моделирование»

Элементы алгоритмизации (8 ч)

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации

Списки – способ упорядочивания информации.

Практическая работа №14 «Создаём списки»

Поиск информации.

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

Кодирование как изменение формы представления информации

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

Преобразование информации путём рассуждений

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1).

Создание анимации по собственному замыслу.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2).

Контрольная работа № 4 по теме «Элементы алгоритмизации»

Итоговая контрольная работа по теме «Информация вокруг нас»

№ п/п

Раздел

Рабочая программа

Практические работы

Контрольные работы

1

Информация вокруг нас

9

1

2

Информационные технологии

10

1

3

Информационное моделирование

8

1

4

Элементы алгоритмизации

8

2

ИТОГО:

35

5

РАЗДЕЛ № 5

Тематическое планирование (для программ, реализующих ФГОС,  1-8 класс)

Наименование раздела (количество часов)

Характеристика  основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

УУД, осваиваемые обучающимися в рамках изучения темы

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Информация вокруг нас (9 ч)

Аналитическая деятельность:

приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

приводить примеры информационных носителей;

классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Практическая деятельность:

кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.

умение анализировать объекты окружающей действительности,

осуществлять пошаговый и итоговый контроль

ставить учебные цели

планировать свои действия

оценивать свои выполненные задания

умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику;

ИКТ-компетентность

- умение слушать учителя

- постановка вопросов

формирование вербальных способов коммуникации

формирование умения отвечать на поставленный вопрос

давать самооценку

Информационные технологии (10 ч)

Аналитическая деятельность:

соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

Практическая деятельность:

создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

создавать и форматировать списки;

создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.

определять способы действий

умение планировать свою учебную деятельность

делать выводы  на основе полученной информации

умение структурировать знания

владение первичными навыками анализа и критической оценки информации

владение основными логическими операциями

умение воспринимать информацию на слух

умение слушать учителя

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Информационное моделирование (8 ч)

Аналитическая деятельность:

выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

Практическая деятельность:

использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;

создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

планировать свои действия

определять способы действий

ставить учебные цели

умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач

ИКТ-компетентность

умение структурировать знания

владение знаково-символическими действиями

умение смыслового чтения

определение основной и второстепенной

умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач

ИКТ-компетентность

умение структурировать знания

владение знаково-символическими действиями

умение смыслового чтения

определение основной и второстепенной

Элементы алгоритмизации (8 ч)

Аналитическая деятельность:

планировать последовательность событий на заданную тему;

подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;

создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.

определять способы действий

планировать свои действия

делать выводы  на основе полученной информации

умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач

умение воспринимать информацию на слух, работа в группах

планирование сотрудничества со сверстниками

РАЗДЕЛ № 6

Календарно-тематическое планирование для 5 «А» класса

п/п

Тема урока, контрольных, практических, лабораторных работ

Количество часов, отведенных на освоение программного материала

Дата проведения урока

Основные виды учебной деятельности

Виды контроля

Требования к результату

По

плану

По факту

Текущий

Тематический

Итоговый

Знать:

Уметь:

Научиться:

Раздел 1. Информация вокруг нас (9 ч)

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности.

01.09

01.09

Усвоение новых знаний и умений

Самоконтроль

Знать общие представления о целях изучения курса информатики;

общие представления об информации и информационных процессах;

уметь работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику

навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

08.09

08.09

Усвоение новых знаний и умений

Тематический контроль, внешний контроль

Знать знание основных устройств компьютера и их функций

Понимать основы ИКТ- компетентност

и

представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

15.09

15.09

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, самоконтроль, внешний контроль

Иметь представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера

Понимать основы ИКТ- компетентности; умение ввода информации с клавиатуры, понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати.

Управление компьютером. Практическая работа №2  «Вспоминаем приёмы  управления компьютером»

22.09

22.09

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, самоконтроль, внешний контроль

Иметь общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приёмах управления компьютером

Знать основы ИКТ- компетентности; навыки управления

компьютером

Понимать понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере

Хранение информации Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы».

29.09

29.09

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, самоконтроль, внешний контроль

Иметь общие представления о хранении информации как

информационном процессе; представления о многообразии носителей информации

понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве

понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

Передача информации

Тест по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса».

06.10

06.10

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль, самоконтроль

Знать общие представления о передаче информации как

информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации

понимание единой сущности процесса передачи информации

понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

Электронная почта

13.10

13.10

Усвоение новых знаний и умений

Тематический контроль, внешний контроль

Знать общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме

Понимать основы ИКТ -компетентности; умение отправлять и получать электронные письма

понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

Контрольная работа № 1по теме «Устройство компьютера.  Действия с информацией».

20.10

20.10

Контрольная работа

Тематический контроль, итоговый контроль

Электронная почта Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой».  

27.10

27.10

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Знать общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме

Понимать основы ИКТ -компетентности; умение отправлять и получать электронные письма

понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

Раздел 2. Информационные технологии (10 ч)

Метод координат

10.11

10.11

Усвоение новых знаний и умений

Тематический контроль, внешний контроль

Знать формы представления информации.        Уметь читать информацию, представленную на координатной плоскости

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

17.11

17.11

Усвоение новых знаний и умений

Тематический контроль, внешний контроль

Знать основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава)        Уметь определять элементы текста

Основные объекты текстового документа. Ввод текста

Практическая работа №5  «Вводим текст».

24.11

24.11

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Знать основные операции с текстом.        Уметь осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе

Редактирование текста Практическая работа №6. «Редактируем текст».

01.12

01.12

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Основные элементы окна текстового редактора редактировать текст (удаление символов и фрагментов,  исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста)

Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста».

08.12

08.12

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

этапы форматирования текстового документа форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта.

Контрольная работа №2 По теме «Информационные технологии».

15.12

15.12

Контрольная работа

Тематический контроль, внешний контроль

Итоговый контроль

Форматирование текста Практическая работа №8  «Форматируем текст».

22.12

22.12

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Этапы форматирования текстового документа форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта.

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы».

12.01

12.01

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Знать представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы

основы ИКТ-компетентности; умение применять

таблицы для представления разного рода однотипной информации

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Табличное решение логических задач.

19.01

19.01

Усвоение новых знаний и умений

Тематический контроль, внешний контроль

Знать представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы

основы ИКТ-компетентности; умение применять

таблицы для представления разного рода однотипной информации

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Разнообразие наглядных форм представления информации Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере Практическая работа №10  «Строим диаграммы».

26.01

26.01

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Уметь умение представлять информацию в наглядной форме

умение выбирать форму представления информации,

соответствующую решаемой задаче

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Уметь умение строить столбиковые и круговые диаграммы

умение выбирать форму представления информации,

соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые

данные

Раздел 3. Информационное моделирование (8 ч)

Компьютерная графика. Инструменты графического редактора Практическая работа №11  «Изучаем инструменты графического редактора».

02.02

02.02

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Уметь умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как

универсальном устройстве работы с информацией

Понимать развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Преобразование графических изображений Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

09.02

09.02

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Уметь умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической

информации

Понимать развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Создание графических изображений Практическая работа №13  «Планируем работу в графическом редакторе».

16.02

16.02

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Уметь умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов

умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ- компетентности

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации Практическая работа №14 «Создаём списки»*.

Списки – способ упорядочивания информации

01.03

01.03

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Знать представление об информационных задачах и их

разнообразии; представление о двух типах обработки информации

Уметь умение выделять общее; представления о подходах к

упорядочению (систематизации) информации

Понимать чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

 Иметь представление о списках как способе упорядочивания

информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки

представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ- компетентность

Понимать чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Контрольная работа №3 по теме «Информационное моделирование»

15.03

15.03

Контрольная работа

Тематический контроль, внешний контроль

Итоговый контроль

Поиск информации

Кодирование как изменение формы представления

Информации*

Практическая работа №15  «Ищем информацию в сети интернет».

22.03

22.03

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Иметь представление о поиске информации как информационной задаче

Уметь умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ- компетентность: поиск и организация хранения информации

Понимать первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её использования

знать представление о кодировании как изменении формы представления информации

Уметь умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи

Понимать понимание роли информационных процессов в современном мире

Раздел 4. Элементы алгоритмизации (8 ч)

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16  «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор».

12.04

12.04

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Понимать представление об обработке информации путём её

преобразования по заданным правилам

Уметь умение анализировать и делать выводы; ИКТ-

компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач

понимание роли информационных процессов в современном мире

Преобразование информации путем рассуждений

19.04

19.04

Усвоение новых знаний и умений

Тематический контроль, внешний контроль

Знать представление об обработке информации путём логических рассуждений

Уметь умение анализировать и делать выводы

Понимать понимание роли информационных процессов в современном мире

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

26.04

26.04

Усвоение новых знаний и умений

Тематический контроль, внешний контроль

Знать представление об обработке информации путём разработки плана действий

Уметь умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи

Понимать понимание роли информационных процессов в современном мире

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

03.05

03.05

Усвоение новых знаний и умений

Тематический контроль, внешний контроль

Представление об обработке информации путём разработки плана действий

Уметь умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи

Понимать понимание роли информационных процессов в современном мире

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

10.05

10.05

Усвоение новых знаний и умений

Тематический контроль, внешний контроль

Представление об обработке информации путём разработки плана действий

Уметь умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи

Понимать понимание роли информационных процессов в современном мире

Создание движущихся изображений Практическая работа №17  «Создаём анимацию».

17.05

17.05

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Знать представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определённому плану

Уметь умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи

Понимать понимание роли информационных процессов в современном мире

Контрольная работа № 4 по теме «Элементы алгоритмизации»

24.05

24.05

Контрольная работа

Тематический контроль, внешний контроль

Итоговый контроль

Иметь представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

Уметь умение структурировать знания; умения поиска и

выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

Понимать понимание роли информационных процессов в современном мире

Итоговая контрольная работа по теме «Информация вокруг нас»

31.05

31.05

Контрольная работа

Тематический контроль, внешний контроль

Итоговый контроль

Иметь представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

Уметь умение структурировать знания; умения поиска и

выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

Понимать понимание роли информационных процессов в современном мире

РАЗДЕЛ №7

Учебно-методическое и материально –техническое обеспечение образовательного процесса

(подробный перечень  по каждой применяемой позиции):

  1. http://infourok.ru/material.html?mid=110276
  2. http://easyen.ru/load/informatika/5_klass/rabochaja_programma_po_informatike_5_klassa/114-1-0-20461
  3. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
  7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

РАЗДЕЛ № 8

Результаты освоения курса информатики 5 класса и система их оценки (в рамках ФГОС,  1-8 класс)

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

        

        Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки обучающихся в области информатики и ИКТ:

  •  уверенная ориентация  в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких обще предметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  •  владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
  •  владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  •  владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  •  владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
  •  опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
  • умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

 

Требования к уровню подготовки выпускника 5-го класса

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.     Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

Раздел 1. Информация вокруг нас

Ученик научится:

•        понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

•        приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

•        приводить примеры древних и современных информационных носителей;

•        классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

•        кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

•        определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Ученик получит возможность:

•        сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

•        сформировать представление о способах кодирования информации;

•        преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

•        научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

•        приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

•        для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

•        называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

•        осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;

•        приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

Раздел 2. Информационные технологии

Ученик научится:

•        определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

•        различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

•        запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

•        создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

•        работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

•        вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

•        выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

•        применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

•        выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

•        использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

•        создавать и форматировать списки;

•        создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

•        создавать круговые и столбиковые диаграммы;

•        применять простейший графический редактор для создания и редактирования  простых рисунков;

•        использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;

•        осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

•        ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

•        соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

•        овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

•        научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

•        сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

•        расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

•        создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

•        осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

•        оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

•        видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

•        научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

•        научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

•        научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

•        научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

•        расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Раздел 3. Информационное моделирование

Ученик научится:

•        понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

•        различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

•        «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

•        перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

•        строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

•        сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

•        приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

•        познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

•        выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 4. Элементы алгоритмизации

 Ученик научится:

•        понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

•        понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

•        осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

•        понимать правила записи  и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

•        подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной  ситуации;

•        исполнять линейный алгоритм  для формального исполнителя с заданной системой команд;

•        разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

Ученик получит возможность:

•        исполнять алгоритмы, содержащие  ветвления  и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

•        по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

•        разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

Система оценки индивидуальных достижений обучающихся (в рамках ФГОС, 1-8 класс)

Система оценки

Оценка ответов учащихся

  • входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
  • промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
  • проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
  • итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.

Формы итогового контроля:

  • тест;
  • творческая, самостоятельная, практическая работа;
  • контрольная работа.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 60-70% — «3»;
  • 71-85% — «4»;
  • 86-100% — «5».

По усмотрению учителя  эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

        Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

        Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

        Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

        Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

-   обучающийся обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

-   не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

-   отказался отвечать на вопросы учителя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.

Критерии оценивания умений и навыков обучающихся по курсу «Информатика»

Уровневая оценка

ответа

Составляющие готовности

к освоению программы

Критерии оценки ответа

Отлично

(высокий уровень)

Хорошо

(повышенный уровень)

Удовлетворительно

(достаточный уровень)

Неудовлетворительно

(недостаточный)

Полнота

(объем знаний)

Знание фактического материла по дисциплине

Вопрос раскрыт в соответствии с требованиями

Государственного образовательного стандарта по дисциплине

Вопрос не раскрыт

Информированность по дисциплине

Знание терминологии по дисциплине

Неполное знание терминологии по дисциплине

Отсутствие знаний по дисциплине, представления по вопросу

Обобщенность

(системность знаний)

Систематизация материала

Владение понятиями системы знаний по дисциплине.

Развитость самосознания.

Личная освоенность знаний.

Умение объяснять сущность понятий, выделять главное в учебном материале.

Владение терминологией по дисциплине.

Умения обобщения, умозаключения.

Неполное владение терминологией, умением обобщать, делать выводы.

Непонимание материала по дисциплине.

Гибкость

(вариативность знаний)

Связь теории и практики

Обоснование теоретических положений примерами из жизни и личного опыта

Подтверждение теоретических положений примерами из жизни и личного опыта

Доказательность отдельных теоретических положений примерами из жизни и личного опыта.

Отсутствие связи теории и практики

Дивергентность

Интерпретация материала

Умение выделить внутридисциплинарные связи

Теоретическое осмысление проблемной ситуации

Практическая интерпретация учебного материала

Отсутствие осмысления учебного материала

Конвергентность

Умение решать проблемные ситуации

Готовность к самостоятельному выбору, решению.

Умение найти эффективный способ решения проблемной ситуации.

Умение найти  решение проблемной задачи

Одностороннее решение задачи

Отсутствие решения задачи

Коммуникативность

Владение культурой устной (письменной) речи

Умение использовать знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

Логичное и доказательное изложение учебного материала.

Владение точной речью

Владение языковыми средствами для ответа на вопрос

Неполное владение языковыми средствами

Наличие коммуникативных «барьеров» в общении

Интерактивность

Умение ориентироваться в ситуации общения

Умение аргументировано отвечать на вопросы; вступать в диалоговое общение

Умение найти ответ на предложенный вопрос

Односторонний ответ на предложенный вопрос

Отсутствие ответа на предложенный вопрос

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Методического совета

МБОУ Багаевской СОШ № 3

От        ________   2015 года     №_________

Руководитель МС__________/Пьянова И.Г./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

   __________       /Пьянова И.Г./

«_____»  ___________ 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 5 класс Босова Л.Л.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Юосовой Л.Л. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подготовки уч...

Рабочая программа по "Информатика и ИКТ", автор Л.Л.Босова, А. Ю. Босова

Рабочая программа по "Информатика и ИКТ", автор Л.Л.Босова, А. Ю. Босова...

Рабочая программа по информатике 5 класс по учебнику Л. Босова

Пояснительная записка+тематическое планирование...

Рабочая программа по информатике 9 класс к учебнику Л. Босова

Пояснительная записка+тематическое планирование...

Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС по учебнику Босовой

Рабочая программа по информатике составлена с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по информатике 10 класс Л. Л. Босова, А. Ю. Босова

Рабочая программа и планирование составлено на основе примерной рабочей программы Л.Л.Босова, А.Ю.Босова....