Рабочая программа по информатике для 7 класса УМК Л.Л.Босова
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)

Лебедева Инна Юрьевна

Рабочая программа по информатике для 7 класса УМК Л.Л.Босова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_a_klass_lebedeva_i.yu_.doc297.5 КБ

Предварительный просмотр:

01-34

Отдел образования Администрации Багаевского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Багаевская средняя общеобразовательная школа  №3

«Утверждаю»

Директор МБОУ Багаевской СОШ №3  

приказ от __________2015 г. № ____

___________________Бойченко И.Д.

Рабочая программа

по информатике___

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс) для   7 А класса

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 35

Учитель Лебедева Инна Юрьевна

Программа разработана на основе примерной  программы  основного общего образования  по информатике и ИКТ для 5-7 классов, а также авторской программы  профессора Н.В. Макаровой для 5-11 классов

РАЗДЕЛ № 1

Пояснительная записка

      Рабочая программа по  информатике для 7 класса  составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми  документами:

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

(Указать необходимое):

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897;

Примерная  программа  основного общего образования  по информатике и ИКТ для 5-7 классов, а также авторской программы Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Учебник: Н.В.Макарова. Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Теория. - СПб.: Питер,2010.

Устав школы;

Основная образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 3;

Учебный план МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2015 – 2016 учебный год;

Годовой учебный календарный график на 2015-2016 учебный год.

Положение МБОУ Багаевской  СОШ № 3   о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Цели обучения информатике в 7 классе:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моде-лях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуника-ционных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отноше-ния к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учеб-ной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи обучения информатике в 7 классе::

В 7 классе решаются следующие задачи обучения информатике и ИКТ:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики на последующих ступенях обучения, но и для успешного усвоения учебного материала по всем предметам в средней школе.

РАЗДЕЛ № 2

Общая характеристика учебного курса, предмета, дисциплины (модуля):

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию ин-теллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий не-обходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные тех-нологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобща-ющие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учеб-ного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в ком-бинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологиче-ской среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обра-ботки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).  

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные ин-струменты, требующие  относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования  и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отби-рать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  созда-вать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных техноло-гических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из  других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подго-товительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы мо-жет быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

РАЗДЕЛ № 3

Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане:

Учебный план МБОУ Багаевской СОШ №3 предусматривает обязательное изучение информатики на уровне основного общего образования в 7 классе – 35 часов (1 час в неделю)

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 учебный часа в неделю.

РАЗДЕЛ № 4

Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7 классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

1

Понятие об информации. Представление информации.

Информационная деятельность человека. Информационные процессы.

Информационные основы процессов управления

9

2

Представление об объектах окружающего мира.

Информационная модель объекта.

Представление о системе объектов

7

3

Основы классификации объектов. Классификация моделей.

Основные этапы моделирования

19

4

Итого

35

1 раздел: Информация. Информационные процессы.

Понятие информации. Представление . информации

Понятие информации. Восприятие информации человеком. Виды органолептической информации. Основные свойства информации. Разъяснение основных свойств информации: полезности, понятности, актуальности, полноты, достоверности — на примерах. Форма и язык представления информации. Назначение кода и кодирования информации. Понятие бита. Основные единицы измерения объема информации.

Учащиеся должны знать:

• понятие информации и ее основные свойства;

• виды органолептической информации;

• основные формы представления информации;

• назначение языка, кода и кодирования информации;

• основные единицы измерения объема информации.

Учащиеся должны уметь:

• определять объем информации любого текста;

• кодировать текст каким-либо способом.

Информационная деятельность человека

Понятие об информационной деятельности человека и роли в ней различных устройств формируется при рассмотрении всевозможных примеров. Основные виды работ с информацией: сбор информации, обработка информации, передача информации, хранение информации, поиск информации, защита информации. Понятие о датчике. Входная и выходная информация. Представление об источнике, получателе, кодирующем и декодирующем устройстве, схеме передачи информации. Носитель информации. Способы защиты информации.

Учащиеся должны знать:

• основные виды информационной деятельности человека;

• роль технических устройств на всех этапах работы человека с информацией;

• основные составляющие схемы передачи информации;

• назначение носителей информации;

• основные средства защиты информации.

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры информационной деятельности человека;

• приводить примеры использования технических устройств при работе с информацией;

• приводить примеры носителей информации;

• приводить примеры способов защиты информации;

• шифровать фразы с помощью своего ключа.

Информационные процессы

Понятие о процессе. Информационные процессы в обществе. Информационные процессы в живой природе. Информационные процессы в технике. Информационные технологии. Персональный компьютер как основное техническое средство информационных технологий.

Учащиеся должны знать:

• понятие информационного процесса;

• понятие информационных технологий и основные этапы их развития;

• роль технических средств в информационных процессах.

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике;

• приводить примеры технических устройств, используемых в информационных технологиях.

Информационные основы процессов управления

Понятие объекта управления. Управляющее воздействие и обратная связь. Замкнутая схема управления. Разомкнутая схема управления. Примеры систем автоматического управления, неавтоматического управления, автоматизированных систем управления.

Учащиеся должны знать:

• понятия объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи;

• структуру замкнутой и разомкнутой системы управления.

Учащиеся должны уметь:

• выделять объект управления и управляющее воздействие;

• указывать наличие или отсутствие обратной связи;

• приводить примеры систем управления разного типа.

2 раздел: Представление об объектах окружающего мира

Понятие объекта. Свойства и параметры объекта. Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта. Все перечисленные понятия формируются в процессе рассмотрения предметов окружающего мира. Представление сведений об объектах в виде таблицы.

Учащиеся должны знать:

• понятие объекта и его свойств;

• понятие параметра и его значений;

• понятие действия объекта;

• представление о среде существования объекта.

Учащиеся должны уметь:

• выделять объекты из окружающего мира и вести о них рассказ;

• называть параметры, характеризующие объект, и указывать их возможные значения;

• перечислять действия, характеризующие объект;

• определять среду обитания объекта;

• представлять сведения об объекте в виде таблицы.

Информационная модель объекта

Понятие модели. Примеры материальных и нематериальных моделей. Понятие информационной модели объекта. Выделение цели при создании информационной модели. Представление информационной модели объекта в виде таблицы, названиями граф которой являются: имя объекта, имена параметров, значения параметров, действия, среда. Примеры информационных моделей объектов.

Учащиеся должны знать:

• понятие модели объекта;

• понятие информационной модели;

• почему до создания модели важно определить цель;

• что одной из форм представления информационной модели служит таблица.

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры материальных моделей;

• приводить примеры нематериальных моделей;

• формулировать цель, прежде чем создавать информационную модель;

• выделять соответствующие цели характеристики объекта;

• представлять информационную модель объекта в виде таблицы.

Представление о системе объектов

Понятие отношений между объектами. Пространственные отношения. Временные отношения. Отношения части и целого. Отношения формы и содержания. Математические отношения. Общественные отношения. Понятие связи между объектами. Примеры на различные виды связей.

Понятие о системе. Элемент системы. Роль цели при определении системы. Связи и отношения между элементами системы. Среда существования системы. Понятие целостности системы.

Описание системы как единого объекта. Информационная модель элементов системы. Описание связей и отношений между элементами системы. Описание взаимодействия элементов системы. Примеры информационных моделей систем.

Учащиеся должны знать:

• понятие системы объектов;

• значимость и роль цели при изучении системы;

• виды Отношений между объектами;

• виды Связей между объектами;

• понятие целостности системы;

• типовую структуру информационной модели системы.

Учащиеся должны уметь:

• формулировать цель, для которой объект следует рассматривать как систему;

• приводить примеры систем;

• приводить примеры отношений и связей между объектами;

• определять вид отношений и связей между объектами в конкретной системе;

• разрабатывать информационную модель системы в соответствии с заданной целью.

3 раздел: Основы классификации (объектов)

Понятие класса объектов. Назначение классификации. Понятие и роль признака классификации. Свойство наследования. Примеры классификации различных объектов. Классификация компьютерных документов.

Учащиеся должны знать:

• понятие класса;

• назначение классификации объектов;

• понятие свойства наследования;

• основные классы документов, создаваемых на компьютере.

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры классификации всевозможных объектов, выделяя на каждом уровне признак классификации;

• отображать классификацию в виде иерархической схемы;

• определять, в чем проявляется само свойство наследования.

Классификация моделей

Виды классификации моделей. Классификация моделей по способу представления: материальные и абстрактные. Классификация абстрактных моделей по возможности их реализации в компьютере: мысленные, вербальные, информационные. Классификация информационных моделей по степени формализации и по форме представления. Инструменты моделирования как признак классификации информационных моделей.

Учащиеся должны знать:

• основные виды классификации моделей;

• основные признаки классификации моделей;

• характеристику каждого класса моделей.

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры моделей, относящихся к определенному классу;

• приводить примеры моделей из жизни.

Основные этапы моделирования

Место моделирования в деятельности человека. Прототип — моделирование — принятие решения. Этапы постановки задачи: описание задачи, цель моделирования, формализация задачи. Основные типы задач для моделирования. Рекомендации по формализации задачи. Этапы разработки модели: информационная модель, компьютерная модель.

Этап компьютерного эксперимента: план, тестирование, проведение исследования. Анализ результатов моделирования. Схема этапов моделирования.

Учащиеся должны знать:

• назначение моделирования;

• основные типы задач моделирования;

• основные этапы моделирования и последовательность их выполнения.

Учащиеся должны уметь:

• разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи;

• задавать цель моделирования и осуществлять формализацию задачи на этапе постановки задачи;

• создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную модель на этапе разработки модели.

№ п\п контрольной работы

Учебная четверть

Тема контрольной работы

1

1

Контрольная работа № 1 по теме «Информация. Информационные процессы».

2

2

Контрольная работа №2 По теме «Представление об объектах окружающего мира».

3

3

Контрольная работа №3 по теме «Классификация моделей»

4

4

Контрольная работа № 4 по теме «Основные этапы моделирования»

5

4

Итоговая контрольная работа по теме «Информация вокруг нас»

Раздел программы

Тема урока, контрольных, практических, лабораторных работ

Понятие об информации. Представление информации. (9 ч)

Вводное занятие по технике безопасности

Понятие информации. Восприятие информации  

Свойства информации

Представление информации. Кодирование информации

Информационная деятельность человека. Сбор и обработка.

Передача и хранение информации.

Поиск и защита информации

Практическая работа № 1 «Создание и редактирование текстового документа.»

Контрольная работа № 1 по теме «Информация. Информационные процессы».

Информационная деятельность человека. Информационные процессы (7 ч)

Информационные процессы. Понятие процесса.

ПК – основное ТС информационные технологии

Информационные основы процессов управления

Представление объектов в окружающем мире. Свойства и параметры

Действие как характеристика объекта.  Среда существования объекта

Практическая работа №2 «Составление таблиц»

Контрольная работа №2 По теме «Представление об объектах окружающего мира».

Информационные основы процессов управления (19 ч)

Представление о системе объектов. Отношение объектов

Связи объектов

Понятие о системе

Информационная модель системы

Основы классификации.

Классы и классификация.

Основание классификации

Наследование свойств

Примеры классификаций различных объектов

Практическая работа №3 «Включение в текстовый документ графических объектов»

Классификация компьютерных объектов

Классификация моделей. Виды классификации моделей

Классификация моделей по способу представлений. Инструменты моделирования.

Этапы моделирования. Моделирование в деятельности человека

Постановка задачи. Компьютерный эксперимент

Практическая работа №4 «Составление моделей»

Контрольная работа №3 по теме «Классификация моделей»

Контрольная работа № 4 по теме «Основные этапы моделирования»

Итоговая контрольная работа по теме «Информация вокруг нас»

№ п/п

Раздел

Рабочая программа

Практические работы

Контрольные работы

1

Понятие об информации. Представление информации.

9

1

1

2

Информационная деятельность человека. Информационные процессы.

7

1

1

3

Информационные основы процессов управления

19

2

3

ИТОГО:

35

4

5

РАЗДЕЛ № 5

Тематическое планирование (для программ, реализующих ФГОС,  1-8 класс)

Наименование раздела (количество часов)

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

УУД, осваиваемые обучающимися в рамках изучения темы

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Понятие об информации. Представление информации.

Информационная деятельность человека. Информационные процессы.

Информационные основы процессов управления (8 ч)

Аналитическая деятельность:

Оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.

Практическая деятельность:

кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;

определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

 определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов

оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.).

Самостоятельно ставить познавательную цель учебной деятельности; искать и фиксировать необходимую информацию, принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи

Различать и описывать способы передачи информации для человека и технического устройства; различать, характеризовать информацию различных видов, связанных со способом восприятия человеком; приводить примеры информации различного вида; перечислять, характеризовать, описывать свойства информации; анализировать свойства информации. Выделять и описывать основные информационные процессы; приводить примеры сбора информации; собирать информацию для достижения различных целей; обрабатывать информацию

Определять цели и функции участников; слушать и обсуждать различные точки зрения, сравнивать разные точки зрения, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Развивать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; аргументировать свою точку зрения; корректно спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом; организовывать совместную учебную деятельность в группах.

Представление об объектах окружающего мира.

Информационная модель объекта.

Представление о системе объектов (7 ч)

Аналитическая деятельность:

анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

определять основные характеристики операционной системы;

планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

получать информацию о характеристиках компьютера;

оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);

выполнять основные операции с файлами и папками;

оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

Самостоятельно ставить познавательную цель учебной деятельности; искать и фиксировать необходимую информацию, принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи

Уметь группировать объекты в множества на основании различных критериев, характеризовать и описывать объекты на основании присущих им признаков. Устанавливать причинно-следственные связи

Определять цели и функции участников групп, слушать и обсуждать различные точки зрения; сравнивать разные точки зрения; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Развивать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; аргументировать свою точку зрения, корректно спорить и отстаивать свою позицию; уметь организовывать совместную учебную деятельность в группах.

Основы классификации объектов. Классификация моделей.

Основные этапы моделирования (20 ч)

Аналитическая деятельность:

 анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;

форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

выполнять коллективное создание текстового документа;

создавать гипертекстовые документы;

выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);

 использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.

Принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи.

Выделять и описывать основные этапы моделирования; приводить примеры классификаций моделей информации; собирать информацию для достижения различных целей; обрабатывать информацию

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать и аргументировать свою позицию. Развивать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; аргументировать свою точку зрения; корректно спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом; организовывать совместную учебную деятельность в группах.

РАЗДЕЛ № 6

Календарно-тематическое планирование для 7 «А» класса

п/п

Тема урока, контрольных, практических, лабораторных работ

Количество часов, отведенных на освоение программного материала

Дата проведения урока

Основные виды учебной деятельности

Виды контроля

Требования к результату

По плану

По факту

1 гр.

2 гр.

1 гр.

2 гр.

Текущий

Тематический

Итоговый

Знать:

Уметь:

Научиться:

1 раздел: Понятие об информации. Представление информации. (9 ч)

Вводное занятие по технике безопасности

01.09

04.09

Усвоение новых знаний и умений

Самоконтроль

Знать общие представления о целях изучения курса информатики;

общие представления об информации и информационных процессах;

уметь работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику

навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе

Понятие информации. Восприятие информации  

08.09

11.09

Усвоение новых знаний и умений

Тематический контроль, внешний контроль

Свойства информации

15.09

18.09

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, самоконтроль, внешний контроль

Иметь общие представления об информации и её свойствах; Знать сущности понятий «информация», «сигнал»; Иметь представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества

Представление информации. Кодирование информации

22.09

25.09

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, самоконтроль, внешний контроль

Иметь обобщённые представления о различных способах представления информацию. Знать сущность понятия «знак». Иметь представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми

Информационная деятельность человека. Сбор и обработка.

29.09

02.10

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, самоконтроль, внешний контроль

Иметь общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире. Уметь приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике

Передача и хранение информации.

06.10

09.10

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль, самоконтроль

Иметь общие представления об передачи и хранении информации; умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; навыки классификации информационных процессов по принятому основанию

Поиск и защита информации

13.10

16.10

Усвоение новых знаний и умений

Тематический контроль, внешний контроль

Контрольная работа № 1 по теме «Информация. Информационные процессы».

27.10

23.10

Контрольная работа

Тематический контроль, внешний контроль

Иметь представления об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире, о принципах кодирования и алфавитном подходе к измерению информации

Практическая работа № 1

«Создание и редактирование текстового документа.»

20.10

30.10

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, итоговый контроль

2 раздел: Информационная деятельность человека. Информационные процессы (7 ч)

Информационные процессы. Понятие процесса.

10.11

13.11

Усвоение новых знаний и умений

Тематический контроль, внешний контроль

Иметь общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире. Уметь приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике

ПК – основное ТС информационные технологии

17.11

20.11

Усвоение новых знаний и умений

Тематический контроль, внешний контроль

Знать назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические принципы организации устройств (микропроцессора, устройств ввода-вывода, устройств внешней и внутренней памяти, системной шины, портов, слотов), принцип открытой архитектуры компьютера. Уметь приводить примеры использования компьютера, оценивать возможности компьютера по характеристике микропроцессора

Информационные основы процессов управления

24.11

27.11

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Знать:

-виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации.

- иметь представление о роли информации и информационных объектов в жизни людей (быту, технике, социальных науках, в биологических системах, в кибернетике и т.д.)

Представление объектов в окружающем мире. Свойства и параметры

01.12

04.12

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Знать: что такое модель объекта, информационная модель

Уметь: приводить различные модели для реального объекта (прототипа); составлять информационные модели объекта

Действие как характеристика объекта.  Среда существования объекта

08.12

11.12

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Знать: что такое объект, его характеристики

Уметь: приводить примеры объектов из различных предметных областей, описывать свойства объекта в таблице

Контрольная работа №2 По теме «Представление об объектах окружающего мира».

15.12

18.12

Контрольная работа

Тематический контроль, внешний контроль

Итоговый контроль

Практическая работа №2

Составление таблиц

22.12

25.12

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

3 раздел: Информационные основы процессов управления (19 ч)

Представление о системе объектов. Отношение объектов

12.01

15.01

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Знать:

-понятие системы объектов;

Уметь:

-приводить примеры информационных моделей объекта

Связи объектов

19.01

22.01

Усвоение новых знаний и умений

Тематический контроль, внешний контроль

Знать:

-виды связей и отношений между объектами системы

Уметь:

-устанавливать связи и отношения между объектами системы

Понятие о системе

26.01

29.01

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Знать:

-понятие системы объектов;

-виды связей и отношений между объектами системы

Уметь:

-устанавливать связи и отношения между объектами системы

Информационная модель системы

02.02

05.02

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Знать:

-модель;

-информационная модель системы

Уметь:

-приводить примеры информационных моделей системы

Основы классификации.

09.02

12.02

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Знать:

-понятие класса и классификации;

-принципы построения иерархической модели классификации объектов

Уметь:

-строить схему классификации различных объектов

Классы и классификация.

16.02

19.02

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Знать:

-виды классификации моделей;

-основные этапы моделирования

Основание классификации

23.02

26.02

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Знать:

-понятие класса и классификации;

-принципы построения иерархической модели классификации объектов

Уметь:

-строить схему классификации различных объектов

Наследование свойств

01.03

04.03

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Итоговый контроль

Знать:

-наследование свойств;

Уметь:

-классифицировать объекты

Примеры классификаций различных объектов

08.03

11.03

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Знать:

-понятие класса и классификации;

- классификации наиболее значимых систем и средств передвижения

Уметь:

-классифицировать информацию по содержанию

Контрольная работа №3 по теме «Классификация моделей»

15.03

18.03

Контрольная работа

Тематический контроль, внешний контроль

Практическая работа №3  

Включение в текстовый документ графических объектов.

22.03

25.03

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Классификация компьютерных объектов

29.03

08.04

Усвоение новых знаний и умений

Тематический контроль, внешний контроль

Знать:

-классификацию компьютерных документов;

- виды компьютерных документов

Уметь:

-распознавать информацию для создания определенного вида документов

Классификация моделей. Виды классификации моделей

12.04

15.04

Усвоение новых знаний и умений

Тематический контроль, внешний контроль

Знать:

-как классифицируются модели по области использования;

-классификацию моделей по области использования и по фактору времени

Уметь:

- различать виды классификаций в зависимости от выбранного основания

Классификация моделей по способу представлений. Инструменты моделирования.

26.04

22.04

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

Знать:

-классификацию моделей по способу представления;

-представления образно-знаковых моделей

Уметь:

- разделять модели на материальные и абстрактные (не материальные)

Этапы моделирования. Моделирование в деятельности человека

03.05

29.04

Усвоение новых знаний и умений

Тематический контроль, внешний контроль

Знать:

-понятие модели;

-основные этапы моделирования

Уметь:

-строить модели;

- правильно составлять информационные модели;

Постановка задачи. Компьютерный эксперимент

10.05

06.05

Усвоение новых знаний и умений

Тематический контроль, внешний контроль

Знать:

-компьютерную модель и компьютерный эксперимент;

-схему компьютерного эксперимента;

-этапы постановки задачи

Уметь:

- планировать эксперимент и проводить исследование;

- поставить задачу, таким образом, чтобы ее однозначно понял любой, кто будет участвовать в ее решении.

Контрольная работа № 4 по теме «Основные этапы моделирования»

17.05

13.05

Контрольная работа

Тематический контроль, внешний контроль

Итоговый контроль

Итоговая контрольная работа по теме «Информация вокруг нас»

24.05

20.05

Контрольная работа

Тематический контроль, внешний контроль

Итоговый контроль

Практическая работа №4

Составление моделей.

31.05

27.05

Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков

Тематический контроль, внешний контроль

РАЗДЕЛ №7

Учебно-методическое и материально –техническое обеспечение образовательного процесса

(подробный перечень  по каждой применяемой позиции):

Аппаратное обеспечение

  1. Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  2. Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  3. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  4. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Программное обеспечение

  1. Операционная система WINDOWS XP
  2. Windows Commander
  3. Для базового курса – пакет Microsoft Office 2003, антивирус Касперского, архиватор WinRar, учебный исполнитель Черепашка.

Интернет-ресурсы

  1. А.А. Красилов. Информатика в семи томах http://www.intellsyst.ru/publications/_text/TOM1.shtml
  2. Вопросы Интернет образования - http://vio.fio.ru
  3. Интернет Университет Информационных технологий — http://www.intuit.ru
  4. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://www.klyaksa.net/
  5. Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/
  6. Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru 
  7. Цифровые ресурсы к учебникам http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
  8. Электронная версия журнала «Информатика и образование» http://www.infojournal.ru/
  9. http://www.realcoding.net - программирование, учебники, статьи.
  10. www.emanual.ru - электронная документация
  11. www.ixbt.com - мега-сайт о компьютерах
  12. www.x-web.h11.ru - Веб-мастер
  13. www.3dnews.ru - новости компьютерной техники
  14. www.hw.by - белорусский "железный" сайт
  15. www.kv.by - газета "Компьютерные вести"
  16. www.softodrom.ru - Софт-портал (программы)
  17. http://www.distedu.ru/mirror/_inform/www.infoschool.narod.ru/soft.htm - cтатьи об информационных технологиях, интернет-технологиях, учебники по Flash, Photoshop, HTML. В помощь учителям-тематические планирования, материалы к урокам по информатике.
  18. www.ito.su Информационные технологии в образовании
  19. http://neerc.ifmo.ru/school/index.html Олимпиады по информатике
  20. http://www.computer-museum.ru/ Виртуальный компьютерный музей
  21. http://www.graphics.ru/tutor/ Уроки Photoshop
  22. http://www.office-f.ru/resources/excel/movies.htm - Microsoft Excel: обучающие видеоролики. Коллекция видеороликов в формате flash по обучению работе в Microsoft Excel.
  23. http://neural.narod.ru/ - Искусственный разум: сборник материалов. Сборник материалов по вопросу искусственного разума: статьи, обзор книг и пр. Конференция, посвященная реализации искусственного интеллекта в интернете. Общие сведения о проекте "СИРИУС".
  24. http://orel.rsl.ru/nettext/russian/chursin/populjarn_informat/pi.htm - Чурсин Н.: Популярная информатика. Электронная версия книги: изложение научных основ информатики доступным школьнику языком.
  25. http://vbrussian.com/index.asp - Visual Basic на русском. Статьи и примеры для начинающих программистов на VB. Новости. Коллекция программ. Обзор тематической литературы. Форум.
  26. http://svoisait.ru/ - Мастерская по созданию домашних страниц. Электронный учебник для начинающих программистов по технике создания веб-страниц: теория, практические примеры, советы, обсуждение вопросов в форуме.
  27. http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/cources/inform/ - Олимпиадные задачи по информатике: электронное пособие. Комментарии к задачам, ответы, решения, методические указания. Описание понятий и методов, используемых в решении задач.
  28. http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/cources/comp/ - Персональный компьютер для начинающих: электронное пособие. Основные сведения об устройстве персонального компьютера, операционной системе MS-DOS и ее файловой системе, сведения по использованию Norton Commander.
  29. http://www.kaplya.ic.km.ua/HTML-colors-1.html. - Коды цветов html-разметки. Таблица кодов цветов, применяемых при HTML-разметке.
  30. http://www.junior.ru/students/miroshnikov/ - Представление информации в компьютере. Электронное пособие по следующим темам: понятие об информации, единицы измерения информации, понятие о кодировании, кодирование данных двоичным кодом, кодирование текстовых данных, системы кодирования, кодирование графических данных, кодирование звуковой информации. Универсальная система кодирования текстовых данных.
  31. http://www.vbkids.narod.ru/ - Visual Basic для детей. Курс основ программирования на Visual Basic для детей от 10 лет (перевод с английского оригинального обучающего курса компании KIDware): 10 уроков, расположенных в порядке возрастания сложности изучаемого материала: последовательные шаги по созданию программ (проектов) на Visual Basic. Сведения об авторе перевода. Архив курса.
  32. http://www.membrana.ru/ - Мембрана: научно-популярный интернет-журнал. Тематическая подборка материалов с полнотекстовым поиском по различным тематикам: компьютеры, скоростные средства связи, космос, военная вода, новые разработки промышленности, химические элементы и пр. Мировые новости. Форумы и дискуссии. Ярмарка идей. Сведения о клубе «Мембрана». Фотогалереи.
  33. http://school.ort.spb.ru/library/classes_inf/lessons.html - Информатика: материалы к урокам. Учебные пособия по компьютерной графике, моделированию, верстке, программированию на языке Лого, программируемой мультипликации. Проверочные тесты.
  34. http://www.karelia.ru/psu/Chairs/IMO/pascal/theory/tests.htm - Тесты по языку программирования Паскаль. Сборник тестов по курсу языка программирования Паскаль по темам: "Динамические структуры", "Графика", "ООП".
  35. http://avnsite.narod.ru/ivt.htm - Задачи по информатике. Подборка задач по информатике: задания, решения, объяснения.
  36. http://repetitor.1c.ru/ - 1С-репетитор CD ROM по школьным предметам и др. Фирма 1С - известный разработчик учебных мультимедийных компьютерных программ и программ для бухгалтерии.
  37. http://www.nd.ru/ -  Компания «Новый Диск» является одним из крупнейших издателей и дистрибьюторов мультимедийного программного обеспечения в России.
  38. http://www.physicon.ru/ -  Компания ФИЗИКОН – известный разработчик учебных мультимедийных компьютерных программ и Internet-систем дистанционного обучения в области естественных наук (математика, физика, астрономия, химия и другие).
  39. http://www.trade.spb.ru/sever -  «Ребенок и Компьютер» Разработка мультимедийных обучающих программ по основным предметам школьного курса.
  40. http://www.km.ru/ -  KM  - одной из самых полных энциклопедий в России и в мире. CD ROM по образованию.
  41. http://www.multilex.ru/ -  Основной вид деятельности компании «МедиаЛингва»— разработка программных продуктов на основе оригинальных лингвистических технологий.
  42. http://www.bitpro.ru/ -  Учебные программы для школ, демо-версии, каталог программных продуктов.
  43. http://www.informatic.ru/ - Программы для знающих толк в математике и в информатике.
  44. http://www.nikita.ru/ - Направления деятельности компании - разработка издание компьютерных игр и развивающих программ для детей.
  45. http://www.buka.ru/ -  «Бука» является одним из сильнейших российских издателей компьютерных игр.
  46. http://www.download.ru/ - много ПО, в том числе и по образованию.
  47. http://www.download.com/ - много ПО, в том числе и по образованию
  48. http://www.freeware.ru/ http://www.freesoft.ru/ - много программ для Windows
  49. http://www.listsoft.ru/ -  Огромное количество free-программ
  50. http://omen.ru/ - Полезные программы и игры
  51. http://www.neosoft.ru/ -  Самые лучшие программы for Windows
  52. http://www.web-animator.com/ - Web-animator
  53. http://www.arcus.lv/dimas/banner.html - учебник Веб.
  54. http://vik.soft.donbass.com/design/ -  коллекция беспл. Графики
  55. http://www.animationonline.com/ -  Очень хороший сайт по анимации
  56. www.algoritm.ru - собрание различных алгоритмов
  57. www.codenet.ru - сайт посвященный программированию на Delphi,C++ и др. языкам программирования
  58. www.delphimaster.ru - сайт посвященный программированию в Delphi
  59. www.php.net - официальный сайт технологии PHP
  60. www.perl.com - официальная домашняя страничка Perl. Документация, новости, статьи.
  61. www.playmobile.ru - сайт посвященный программам на мобильные телефоны.
  62. www.rsdn.ru - сайт полностью посвященный программированию на Visual C++                    

Литература и средства обучения

Учебно-методический комплект - для учителя:  

1.        Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2010

2.        Информатика.8-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2010

3.        Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям

/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2005

4.         Информатика. Методическое пособие для учителя. 8 класс/ Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.:Питер, 2010

5.        Программа по информатике (системно-информационная концепция). Н.В.Макарова.- СПб.:Питер, 2009

6.        Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru

7.        Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net

8.        Цифровые образовательные ресурсы

                                                            -  для учащихся:

9.        Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2010

10.        Информатика.8-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2010

РАЗДЕЛ № 8

Результаты освоения курса информатики 5 класса и система их оценки (в рамках ФГОС,  1-8 класс)

Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в 7 классе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной  задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

 Требования к уровню подготовки выпускника 7-го класса

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Система оценки индивидуальных достижений обучающихся (в рамках ФГОС, 1-8 класс)

Система оценки

Оценка ответов учащихся

  • входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
  • промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
  • проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
  • итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.

Формы итогового контроля:

  • тест;
  • творческая, самостоятельная, практическая работа;
  • контрольная работа.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 60-70% — «3»;
  • 71-85% — «4»;
  • 86-100% — «5».

По усмотрению учителя  эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

        Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

        Ответ оценивается отметкой «4». если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

        Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

        Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

-   обучающийся обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

-   не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

-   отказался отвечать на вопросы учителя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.

Критерии оценивания умений и навыков обучающихся по курсу «Информатика»

Уровневая оценка ответа составляющие готовности к освоению программы

Критерии оценки ответа

Отлично

(высокий уровень)

Хорошо

(повышенный уровень)

Удовлетворительно

(достаточный уровень)

Неудовлетворительно

(недостаточный)

Полнота

(объем знаний)

Знание фактического материла по дисциплине

Вопрос раскрыт в соответствии с требованиями

Государственного образовательного стандарта по дисциплине

Вопрос не раскрыт

Информированность по дисциплине

Знание терминологии по дисциплине

Неполное знание терминологии по дисциплине

Отсутствие знаний по дисциплине, представления по вопросу

Обобщенность

(системность знаний)

Систематизация материала

Владение понятиями системы знаний по дисциплине.

Развитость самосознания.

Личная освоенность знаний.

Умение объяснять сущность понятий, выделять главное в учебном материале.

Владение терминологией по дисциплине.

Умения обобщения, умозаключения.

Неполное владение терминологией, умением обобщать, делать выводы.

Непонимание материала по дисциплине.

Гибкость

(вариативность знаний)

Связь теории и практики

Обоснование теоретических положений примерами из жизни и личного опыта

Подтверждение теоретических положений примерами из жизни и личного опыта

Доказательность отдельных теоретических положений примерами из жизни и личного опыта.

Отсутствие связи теории и практики

Дивергентность

Интерпретация материала

Умение выделить внутридисциплинарные связи

Теоретическое осмысление проблемной ситуации

Практическая интерпретация учебного материала

Отсутствие осмысления учебного материала

Конвергентность

Умение решать проблемные ситуации

Готовность к самостоятельному выбору, решению.

Умение найти эффективный способ решения проблемной ситуации.

Умение найти  решение проблемной задачи

Одностороннее решение задачи

Отсутствие решения задачи

Коммуникативность

Владение культурой устной (письменной) речи

Умение использовать знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

Логичное и доказательное изложение учебного материала.

Владение точной речью

Владение языковыми средствами для ответа на вопрос

Неполное владение языковыми средствами

Наличие коммуникативных «барьеров» в общении

Интерактивность

Умение ориентироваться в ситуации общения

Умение аргументировано отвечать на вопросы; вступать в диалоговое общение

Умение найти ответ на предложенный вопрос

Односторонний ответ на предложенный вопрос

Отсутствие ответа на предложенный вопрос

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Методического совета

МБОУ Багаевской СОШ № 3

От        ________   2015 года     №_________

Руководитель МС__________/Пьянова И.Г./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

   __________       /Пьянова И.Г./

«_____»  ___________ 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 5 класс Босова Л.Л.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Юосовой Л.Л. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подготовки уч...

Рабочая программа по "Информатика и ИКТ", автор Л.Л.Босова, А. Ю. Босова

Рабочая программа по "Информатика и ИКТ", автор Л.Л.Босова, А. Ю. Босова...

Рабочая программа по информатике 5 класс по учебнику Л. Босова

Пояснительная записка+тематическое планирование...

Рабочая программа по информатике 9 класс к учебнику Л. Босова

Пояснительная записка+тематическое планирование...

Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС по учебнику Босовой

Рабочая программа по информатике составлена с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по информатике 10 класс Л. Л. Босова, А. Ю. Босова

Рабочая программа и планирование составлено на основе примерной рабочей программы Л.Л.Босова, А.Ю.Босова....