Рабочая программа по Информатике 8 класс ФГОС (автор УМК Л.Л. Босова)
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)

Мерс Инна Анатольевна

Рабочая программа по Информатике  8 класс ФГОС (автор УМК  Л.Л. Босова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_8.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию города Барнаула

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 128

с углубленным изучением отдельных предметов»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО естественно-математического цикла

_______ О.Н.Чипурная

Протокол № _____ от

«____»_________ 20__ г.

СОГЛАСОВАНО

Заведующий учебной частью

________ М.А.Рыжиченко

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы  

_________Е.В. Кочетков                

Приказ № _____

от«____»_______ 20__г.

Рабочая программа

Образовательная область: математика и информатика

Информатика,

8 а, б, в, г, д, е классы,

основное общее образование

на 2019/2020 учебный год

Составитель:

Мерс Инна Анатольевна

учитель информатики

Барнаул 2019 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 8 класса составлена на основе Программы по информатике, авторы программы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2016г.

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа:

Данная программа рассчитана на 35 часов(1 ч. в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

В результате изучения учебного предмета «Информатика» в 8 классе ученик научится:

  • понимать сущность понятий «система счисления», «позиционная система счисления», «алфавит системы счисления», «основание системы счисления»;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024;
  • переводить заданное натуральное число из двоичной системы счисления в десятичную;
  • сравнивать натуральные числа в двоичной записи;
  • складывать небольшие числа, записанные в двоичной системе счисления;
  • понимать сущность понятия «высказывание», сущность операций И (конъюнкция), ИЛИ (дизъюнкция), НЕ (отрицание);
  • записывать логические выражения, составленные с помощью операций И, ИЛИ, НЕ и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
  • понимать сущность понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа»; понимать разницу между употреблением терминов «исполнитель», «алгоритм», «программа» в обыденной речи и в информатике;
  • понимать сущность понятий «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; знать об ограничениях, накладываемых средой исполнителя и его системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;
  • выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
  • определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями Робот, Черепаха, Чертежник и др.;
  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы обработки числовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
  • составлять несложные алгоритмы управления исполнителями Робот, Черепаха, Чертежник и др.; выполнять эти программы на компьютере;
  • использовать величины (переменные) различных типов, а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
  • анализировать предложенную программу, например, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
  • использовать при разработке алгоритмов логические значения, операции и выражения с ними;
  •  записывать на изучаемом языке программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык) арифметические и логические выражения и вычислять их значения;
  •  записывать на изучаемом языке программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык) алгоритмы решения задач анализа данных: нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел; нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
  • использовать простейшие приемы диалоговой отладки программ.

В результате изучения учебного предмета «Информатика» в 8 классе ученик получит возможность:

  • научиться записывать целые числа от 0 до 1024 в восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; осуществлять перевод небольших целых восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления;
  • овладеть двоичной арифметикой;
  • научиться строить таблицы истинности для логических выражений;
  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
  • познакомиться с законами алгебры логики;
  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
  • познакомиться с логическими элементами;
  • научиться анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • познакомиться с использованием в программах строковых величин;
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
  •  познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами.

Содержание учебного предмета

1. Математические основы информатики (12 ч.)

Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления. Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.

Двоичная система счисления. Запись целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичной системе счисления. Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Сравнение двоичных чисел. Двоичная арифметика.

Элементы математической логики. Высказывания. Простые и сложные высказывания. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций. Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.

Аналитические виды деятельности:

  • выявление различий в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;
  • выявление общего и отличий в разных позиционных системах счисления;
  • анализ логической структуры высказываний.

Практические работы:

  1. Перевод небольших (от 0 до 1024) целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и обратно.
  2. Сложение двух небольших двоичных чисел.
  3. Определение истинности составного логического выражения.
  4. Построение таблиц истинности для логических выражений.

2. Алгоритмы и программирование (21 ч.)

 Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями. Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.

Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Свойства алгоритмов. Алгоритмический язык (язык программирования) — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер — автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем.

Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке.

Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм.

Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.

Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения.

Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.

Язык программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык). Идентификаторы. Константы и переменные. Типы констант и переменных: целый, вещественный, символьный, строковый, логический.

Основные правила языка программирования: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).

Разработка алгоритмов и программ на изучаемом языке программирования Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями.

Примеры задач обработки данных: нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел; нахождение всех корней заданного квадратного уравнения.

Приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).

Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату.

Аналитические виды деятельности:

  • анализ предлагаемых последовательностей команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
  • определение по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
  • анализ изменения значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
  • определение по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
  • сравнение различных алгоритмов решения одной задачи;
  • анализ готовых программ;
  • определение по программе, для решения какой задачи она предназначена.

Практические работы:

  1. Составление программ для исполнителей Робот, Черепаха, Чертежник и др.
  2. Преобразование алгоритма из одной формы записи в другую.
  3. Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к нужному результату при конкретных исходных данных.
  4. Программирование линейных алгоритмов, предполагающих вычисление арифметических и логических Авторская программа 45 выражений на изучаемом языке программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык)
  5. Разработка программ, содержащих оператор/операторы ветвления, на изучаемом языке программирования из приведенного выше перечня.
  6. Разработка программ, содержащих оператор (операторы) цикла, на изучаемом языке программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык)
  7. «Ручное» исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных.

3. Итоговое повторение (1ч)

Формы организации образовательного процесса

Основной формой проведения занятий является урок (изучение новых знаний, закрепление знаний, комбинированный, обобщения и систематизации знаний, контроля и оценки знаний), в ходе которого используются:

  • -формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуально- групповые, фронтальные, практикумы;
  • -технологии обучения: беседа, фронтальный опрос, опрос в парах,  практическая работы;
  • -виды и формы контроля: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), тест, беседа, опорный конспект, самостоятельная работа,  итоговый, текущий, тематический

Критерии оценивания

Критерий оценки устного ответа

  •  Оценка «5» ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
  • Оценка «4» ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
  • Оценка «3» ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
  • Оценка «2» при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерий оценки практического задания

  •  Оценка «5» 
  • 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
  • 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
  • Оценка «4» работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
  • Оценка «3» работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
  • Оценка «2» допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Выполнение тестовых заданий:

  • Оценка «5» Выполнено 95-100% работы
  • Оценка «4» Выполнено 70-95% работы
  • Оценка «3» Выполнено 50-70% работы
  • Оценка «2» Выполнено менее 50% работы


Тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во часов

Вид проводимой на уроке работы

Примечание

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность

1

Введение

Тема «Математические основы информатики»

2

Общие сведения о системах счисления

1

§ 1.1

3

Двоичная система счисления. Двоичная

арифметика

1

§ 1.1

4

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы

счисления. Компьютерные системы счисления

1

§ 1.1

5

Правило перевода целых десятичных чисел

в систему счисления с основанием q

1

§ 1.1

6

Представление целых и вещественных чисел

1

§ 1.2

7

Множества и операции сними

1

§ 1.2

8

Высказывание. Логические операции

1

§ 1.3

9

Построение таблиц истинности для логических

выражений

1

§ 1.3

10

Свойства логических операций

1

§ 1.3

11

Решение логических задач

1

§ 1.3

12

Логические элементы

1

§ 1.3

13

Обобщение и систематизация основных понятий

темы «Математические основы информатики».

1

Проверочная работа

Тема «Алгоритмы и элементы программирования. Основы алгоритмизации»

14

Алгоритмы и исполнители

1

§ 2.1

15

Способы записи алгоритмов

1

§ 2.2

16

Объекты алгоритмов

1

§ 2.3

17

Алгоритмическая конструкция «следование»

1

§ 2.4

18

Алгоритмическая конструкция «ветвление»

Полная форма ветвления

1

§ 2.4

19

Неполная форма ветвления

1

§ 2.4

20

Алгоритмическая конструкция «повторение».

Цикл с заданным условием продолжения работы

1

§ 2.4

21

Цикл с заданным условием окончания работы

1

§ 2.4

22

Цикл с заданным числом повторений

1

§ 2.4

23

Алгоритмы управления

1

24

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа.

1

Проверочная работа

Тема «Алгоритмы и элементы программирования. Начала программирования»

25

Общие сведения о языке программирования

Паскаль

1

§ 3.1

26

Организация ввода и вывода данных

1

§ 3.2

27

Программирование линейных алгоритмов

1

§ 3.3

28

Программирование разветвляющихся

алгоритмов. Условный оператор

1

§ 3.4

29

Составной оператор. Многообразие способов

записи ветвлений

1

§ 3.4

30

Программирование циклов с заданным условием

продолжения работы

1

§ 3.5

31

Программирование циклов с заданным условием

окончания работы

1

§ 3.5

32

Программирование циклов с заданным числом

повторений

1

§ 3.5

33

Различные варианты программирования циклического алгоритма

1

§ 3.5

34

Обобщение и систематизация основных понятий

темы «Начала программирования».

1

Проверочная работа

Итоговое повторение

35

Основные понятия курса. Итоговое тестирование

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "Информатика и ИКТ", автор Л.Л.Босова, А. Ю. Босова

Рабочая программа по "Информатика и ИКТ", автор Л.Л.Босова, А. Ю. Босова...

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

рабочая программа 5-6 класс (ФГОС) Босова Л.Л.

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требования...

рабочая программа 7 - 8 класс (ФГОС) Босова Л.Л.

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...