"Приемы рефлексии на уроках информатики"
методическая разработка по информатике и икт

Тамбовцева Наталья Викторовна

Рассматриваемый этап урока – рефлексивно-смысловой.

Приведенные приемы рефлексии рассматриваются на примере 11 и 6 классов  общеобразовательной школы (содержательная и эмоциональная составляющие).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tambovtseva_priemy_reflesii_na_urokah_informatiki.docx48.09 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы рефлексии на уроках информатики.

Рассматриваемый этап урока – рефлексивно-смысловой.

Приведенные приемы рефлексии рассматриваются на примере 11 и 6 классов  общеобразовательной школы (содержательная и эмоциональная составляющие). Предлагаемые приемы рассмотрены на конкретных уроках информатики и выделены красным цветом.

УРОК №1

Урок информатики в 11 классе на тему

«Кодирование графической информации. Модель RGB.»

Учитель Тамбовцева Н.В.

Тип урока:

урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Цели урока:

  • способствовать формированию навыков применения предметных знаний в области кодирования графической информации, умений, навыков в условиях решения учебных задач повышенной сложности на представление информации в памяти компьютера;
  • создать условия для развития у обучающихся познавательной, коммуникативной, информационной компетенций.

Задачи урока:

Воспитательные:

  • Вовлечь в активную практическую деятельность, воспитать культуру навыков самообразования
  • обеспечить сознательное усвоение материала
  • совершенствовать навыки общения (развить коммуникативные умения)

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с формами представления графической (цветовой) информации
  • создать условия для формирования знаний о способе кодирования растровой графической информации в памяти компьютера
  • выработать практические навыки по кодированию/декодированию изображения

Развивающие:

  • Развивать активность и познавательный интерес
  • развивать творческое, логическое мышление, направленное на выбор оптимальных решений
  • развивать способность к анализу и синтезу
  • способствовать развитию внимательности, умению осуществлять самоконтроль, навыкам использования информационных технологий для решения различных задач.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • проявлять положительное отношение к урокам информатики, интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха или неуспеха в своей учебной деятельности
  • формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию
  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия совместных эффективных решений

Метапредметные:

Познавательные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
  • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы;

Коммуникативные: 

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Регулятивные:

  • развитие навыков планирования деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, прогнозирование результата своей деятельности;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Предметные:

  • умение использовать термин «кодирование», записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256
  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи
  • умение кодировать и декодировать изображения при известной цветовой палитре и параметрах изображения

Формы деятельности:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая

Формы обучения:

Смешанная

Оборудование урока:

  • мультимедиа проектор
  • компьютер ученика с установленным ПО
  • компьютер учителя с установленным ПО
  • ЦОР
  • презентация по теме
  • раздаточный материал
  • рабочая тетрадь
  • УМК

Этапы урока:

Учитель

Ученик

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

  1. Организационный этап

Проверка готовности учащихся к уроку. Взаимное приветствие учителя и обучающихся.

Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных понятий. Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы с вами говорили об аппаратных средствах, графических редакторах, видах компьютерной графики, о том, как изображение представляется на экране компьютера. Давайте вспомним основные понятия и определения, которые понадобятся нам для изучения нового материала. Восстановите, пожалуйста, текст как вы представляете его в исходном виде, вставив пропущенные слова.
Тематический диктант.

Самоопределение

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты

Умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им

  1. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Представим себе, что у нас есть возможность заглянуть в память компьютера и отобразить ее содержимое. Любая информация в памяти компьютера представлена в двоичном виде и представляет собой сочетание нулей и единиц. Например,

001 111 111 111 010 010 111 111 111 001 111 111 111 011 011 011 011 111 111 111 111 111 011 111 111 111 111 011 111 111 111 011 111 111 111 111 111 111 011 111 110 011 111 111 110 110 111 111 011 110 110 011 111 111 110 110 111 111 011 110 111 011 111 111 111 111 111 111 011 111 111 111 011 111 111 111 111 011 111 111 111 111 111 011 011 011 011 111 111 111 001 111 111 111 010 010 111 111 111 001

Как вы думаете, какое изображение на экране компьютера закодировано перед вами?

Смыслообразование

поиск и выделение информации

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Прогнозирование,
целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную

  1. Первичное закрепление знаний в знакомой ситуации (типичные)

Любой цвет задается тройкой чисел (r, g, b), показывающих в каком соотношении нужно взять эти цвета. Можно считать, что каждый цвет меняется в диапазоне от 0 до 1, где числу 1 соответствует максимально возможная яркость источника цвета, а числу 0 – полное отсутствие света, несущего данный цвет. Описание цвета тройкой чисел привело ученых к мысли, что можно считать эти числа координатами в пространстве. Тогда получается, что коды всех цветов заполняют куб с ребром 1. Яркость цвета определяется тем, насколько близко к 1 находится хотя бы одна из координат точки, соответствующей данному цвету. А чем ближе точка к диагонали, соединяющей черный и белый цвета, тем меньше насыщенность цвета, обозначенного этой точкой.

Давайте попытаемся ответить на вопросы:

  • — Какой цвет на цветовом кубе соответствует вершине (0,1,1)?
  • — На цветовом кубе отсутствуют координаты одной из вершин. Каковы координаты этой вершины и какому цвету она соответствует?
  • — Точке с координатами (1/2 , 1/2 ,0) на цветовом кубе соответствует коричневый цвет. Какой цвет, по вашему мнению, соответствует точке (1/4, 1/4 , 0)? А точке (3/4, 3/4 , 0)?
  • — Какие координаты на цветовом кубе имеет оранжевый цвет?

Итак, вернемся к битовой глубине и количеству цветов. Если считать, что для кодирования цвета каждого пикселя отведен только один бит, то очевидно, что это цвет может быть закодирован либо 0, либо 1, то есть только два цвета. 0 в этом случае черный цвет, 1 – белый. Посмотрите, пожалуйста, как кодируется черно-белое изображение в такой системе цветов (буква С).

Если предположить, что при использовании модели RGB, отводится для кодирования каждой составляющей цвета хотя бы по одному биту (т.е. всего 3 на пиксель), то может быть получено 8 различных цветов, которые можно отобразить в таблице:

Рассмотрим ее. Наличие составляющей – 1, отсутствие – 0.

На практике в современных компьютерах для кодирования цвета одного пикселя отводится 16 (Hi-Color) или 24 (True-Color) бита – по 8 бит на каждый пиксель. Каждая точка изображения, при такой системе кодирования может быть окрашена в один из 16 777 216 цветов. Большего количества цветов человеческий глаз воспринимать не способен.

При создании Веб-страниц использование двоичной системы для кодирования цвета неудобно, поэтому переходят к 16-ричной системе счисления, что значительно сокращает запись.

#RRGGBB, где

— RR - яркость красного

— GG- яркость зеленого

— BB - яркость синего.

Принцип кодирования остается прежним – чем больше составляющая определенного цвета, тем больший вклад вносит эта составляющая в результирующий цвет. Например, #FF0000 – красный, #FF00FF – фиолетовый.

Чтобы получить светлый оттенок какого-то «чистого» цвета, нужно одинаково увеличить нулевые составляющие; например, чтобы получить светло-красный цвет, нужно сделать максимальной красную составляющую и, кроме этого, одинаково увеличить остальные – синюю и зеленую: #FF9999 (сравните с красным – #FF0000)

Чтобы получить темный оттенок чистого цвета, нужно одинаково уменьшить все составляющие, например, #660066 – это темно-фиолетовый цвет (сравните с фиолетовым #FF00FF).

Смыслообразование

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных),

установление причинно-следственных связей

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Контроль

Коррекция

Оценка

  1. Первичное закрепление знаний в измененной жизненной ситуации (конструктивные)

Работа в парах.

1. Пусть используется режим True-Color. Укажите цвета, которые задаются кодами:

a) 000000001111111111111111

b) 011111110111111101111111

c) 011111110000000001111111

2. Для кодирования цвета фона страницы Интернет используются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB-модели. К какому цвету будет близок цвет страницы, заданный значением #999900?

1) белый 2) серый 3)желтый 4) фиолетовый

3. Для кодирования цвета фона страницы Интернет используются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB-модели. К какому цвету будет близок цвет страницы, заданный значением #40FF40?

1) темно-фиолетовый 2) светло-зеленый 3)желтый 4) светло-желтый

А теперь давайте попытаемся ответить на вопрос, который был поставлен нами в начале урока: «Какое изображение закодировано последовательностью:

001 111 111 111 010 010 111 111 111 001 111 111 111 011 011 011 011 111 111 111 111 111 011 111 111 111 111 011 111 111 111 011 111 111 111 111 111 111 011 111 110 011 111 111 110 110 111 111 011 110 110 011 111 111 110 110 111 111 011 110 111 011 111 111 111 111 111 111 011 111 111 111 011 111 111 111 111 011 111 111 111 111 111 011 011 011 011 111 111 111 001 111 111 111 010 010 111 111 111 001?»

Размер изображения 10х10 пикселей. На каждый пиксель отводится 3 бита – значит всего 8 цветов (см. таблицу). Давайте попробуем восстановить изображение, пользуясь подготовленной нами на прошлом уроке, графической сеткой.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

поиск и выделение информации

моделирование

установление причинно-следственных связей

построение логической цепи рассуждений

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Планирование

Прогнозирование

Контроль

Коррекция

Оценка

  1. Творческое применение, добывание знаний в новой ситуации

Работа в группах.

Каждой группе учащихся выдается карточка с двухцветным изображением (Приложение3), по которой они должны составить двоичный код изображения. Затем учащиеся обмениваются выполненными заданиями (по кругу) и напарник восстанавливает изображение в подготовленном шаблоне сетки в ТР MS Word. (Важна последовательность выданных карточек, так как при верно выполненном задании всего класса на экранах мониторов должно быть выведено побуквенно слово «ИНФОРМАТИКА»).

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

поиск и выделение информации

знаково-символические

моделирование

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты

подведение под понятие, выведение следствий

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Планирование

Коррекция

Оценка знаний

  1. Информация о домашнем задании. Инструктаж о его выполнении.

Учитель озвучивает домашнее задание, разъясняет его. Определяет критерии оценивания, категории сложности разного вида заданий.

Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

знаково-символические

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Оценка

Коррекция знаний

  1. Рефлексия, подведение итогов (ПРИЕМ «10 БАЛЛОВ»)

Учитель раздает таблицу для оценивания по 10-балльной шкале:

Я активно работал на уроке ...

МЫ вместе выполняли задание ...

МЫ помогали друг другу ...

ДЕЛО Я понял материал ...

ДЕЛО Я узнал больше, чем знал ...

ДЕЛО Я научился новому ...

ДЕЛО Я считаю, что все участники группы справились с заданием ...

Подведение итогов урока на основе рефлексивных листов обучающихся.

Нравственно-этического оценивания

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

Оценка,

Адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и понимание возможности внесения необходимых корректив в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.


УРОК №2

Интегрированный урок для учащихся 6 класса (история - информатика) «Новгородская боярская республика»

Тип урока: урок изучения новой темы (история), совершенствования знаний, умений и навыков (информатика).

Форма урока: комбинированный урок.

Подготовка к уроку:

Учителем:

  1. Подготовка демонстрационного материала и дидактического материала на каждом компьютере.

Учащимися:

  1. Опережающее задание учащимся - подготовить сообщение  «Занятия новгородцев»

Ход урока

  1. Организационная часть (мотивационно-смысловой этап).
  2. Проектировочный этап
  3. Операционно-деятельностный этап
  1. Территория Новгородской земли – работа с графическим редактором Paint
  2. Занятия новгородцев – создание схемы с использованием элементов встроенного графического редактора MS PowerPoint
  3. Основные категории новгородского населения – доработка уже готовой схемы с использованием инструмента «надпись»
  4. Политические особенности новгородской земли.
  5. Культура новгородской земли.

4. Контрольно-оценочный этап

5. Рефлексивно-смысловой этап – окончательное оформление проекта.

Примерный сценарий урока

Учитель истории. Сегодня мы с вами должны узнать - как управлялась Новгородская земля и почему мы изучаем Новгород отдельно от других княжеств. Может быть, кто-нибудь уже, догадался?

Обучающиеся:  Мы говорили о княжествах, а Новгород – республика.

Учитель истории. Правильно. Давайте вспомним, что такое республика? Как вы думаете, почему в Новгороде  была боярская республика?

Обучающиеся:-

Учитель истории. Мы уже не раз говорили, что географическое положение определяет не только занятия населения, но часто и государственное устройство. Давайте рассмотрим карту и определим где находилась Новгородская республика.

Задание 1. Учащимся предлагается самостоятельно определить географическое положение Новгородской земли по исторической карте “Русские земли в XII-начале XIII века” (карта высвечивается на экране, Приложение1.

Учитель  информатики: Результатом работы на нашем уроке сегодня должен стать проект, заготовка которого у нас уже есть. Правильно выполняя задания учителя истории, мы должны окончательно оформить его и получить презентацию «Новгородская боярская республика».

Задание 2. Географическое положение: определить расположение Новгородского княжества на электронной контурной карте, закрасить его и подписать. В рабочей папке находится фрагмент контурной карты, с которым мы будем работать. Скажите, пожалуйста, какой графический редактор наиболее удобен для работы с изображением?

Обучающиеся:  Paint.

Учитель информатики: Давайте откроем карту в графическом редакторе Paint. Границы княжеств обведены штрихпунктирной линией.  Скажите, пожалуйста, можем ли мы прямо сейчас залить Новгородское княжество зеленой краской?

Обучающиеся:   нет, так как в Paint можно залить только замкнутый контур, поэтому сначала надо обвести его, а потом залить с помощью инструмента «Заливка».

Учитель информатики: Найдите Новгородское княжество на карте, залейте его зеленым цветом, сохраните, а затем вставьте  изображение карты в заготовку презентации (слайд 2). Какой пункт меню позволит нам это сделать?

Обучающиеся:  Вставка – Рисунок – Из файла…

Учитель истории

Учащимся предлагается прослушать сообщение-рассказ учащегося “Занятия новгородцев” по картине А.М. Васнецова “Новгородский торг” (см. Приложение 2). Иллюстрация картины высвечивается на экране.

Задание3.

Исходя из занятий новгородцев, назвать основные категории новгородского населения и выполнить схему “Основные категории новгородского населения”.

Учитель информатики

Давайте выполним задание «Состав населения»:  пользуясь картиной А.М. Васнецова «Новгородский торг»,  составить схему, отражающую основной состав населения в Новгороде (слайд 4 проекта).

Скажите, пожалуйста, где взять основные фигуры, которые понадобятся нам для создания схемы на слайде?

Обучающиеся: Панель инструментов «Рисование» в программе MSPowerPoint

Учитель информатики: Скажите, пожалуйста, а как изменить внешний вид и размер фигур?

Обучающиеся:  В контекстном меню объекта выбрать «Формат автофигуры (надписи)».

Выполняют задание.

Учитель истории.

Отсутствие внешних врагов до 12 века позволяло новгородцам не допускать усиления власти князя. Давайте познакомимся с Политическими  особенностями  Новгородской земли.

Ребятам предлагается прочитать исторический источник “Договорная грамота Новгорода с великим князем тверским Ярославом Ярославичем 1270г.

- На каких условиях приглашали Новгородцы князя?

-Кто в городе имел настоящую власть?

-Вече – главный орган государственной власти Новгорода. В состав вече входило 400-500 человек из богатого и знатного боярства. Кроме боярства видное место принадлежало купцам, общегородское вече выбирало:

Посадника, который был руководителем системы управления, ведал судом, назначал должностных лиц.

Тысяцкого

Архиепископ

Учитель информатики

Давайте выполним Задание 4. Система власти в Новгороде: дополнить уже готовую схему недостающими элементами (слайд 5 проекта).

Учитель информатики: На слайде 5 уже имеется схема, отражающая систему власти в Новгороде. Ваша задача – дополнить ее определениями с помощью инструмента «Надпись».

Учитель истории.

Делается вывод: Оставаясь княжеством Новгородское государство, по сути, представляло боярскую республику с системой городского самоуправления. В Новгороде получило большое развитие торговля и ремесло.

Учитель информатики:

Ну, и для того, чтобы проект принял завершенный вид, давайте оформим его.

Задание5. Оформление проекта: оформить фон слайдов, настроить анимацию объектов на каждом слайде и анимацию смену слайдов.

Учитель информатики: Перечислите, пожалуйста, какие команды нам придется выполнить, чтобы исполнить задание?

Обучающиеся: Формат – Фон…

Показ слайдов – Смена слайдов

Показ слайдов – Настройка анимации

Учитель информатики: Фон для всех слайдов должен быть одинаковым -  градиентным (плавный переход из цвета 1 в цвет 2), но цвета, которые вы можете использовать, необходимо выбрать согласно некоторым правилам:
цвет 1 – эмоциональное состояние (настроение);
цвет 2 – удовлетворенность работой на уроке (личное).

Необходимо озвучить и обсудить цветовые обозначения (по М. Люшеру):

  • Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
  • красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
  • синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
  • зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
  • жёлтый – приятное, спокойное настроение;

Дополнительные цвета:

  • фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
  • серый – замкнутость, огорчение;
  • чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
  • коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Учитель истории.

Домашнее задание.

Особенность данного урока заключается в том, что этап рефлексии интегрирован в последнее практическое задание по информатике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ

Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...

Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ

Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...

мастер- класс на тему:"Использование приемов рефлексии на уроках башкирского языка"

Мастер-класс на тему:" Использование  приемов рефлексии на уроках башкирского языка". Делюсь опытом работы по методике " Шести думательных шляп" и составлению синквейнов....

Приемы рефлексии на уроках

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смыслову...

Приемы рефлексии на уроках математики в 5-ом классе

В работе представлены  приемы рефлексии, связанные с разными темами курса математики 5 класса.  Разработанные приемы позволяют связать подведение итогов урока, рефлексию, самооценку с ...

Выступление Бородачёвой Е.А. на городском семинаре «Приемы рефлексии на уроках")»

Обучение письму по учебникам И.Н.Верещагиной, О.В. Афанасьевой, "In Touch - 3", "New Opportunities"...

Приемы рефлексии на уроках математики

Данная работа содержит несколько приемов рефлексии, которые были опрбированы мной на уроках математики в основной школе....