Методическая разработка урока «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор»
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Сапожникова Галина Васильевна

Методическая разработка урока «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №461
Колпинского района Санкт-Петербурга

Городской фестиваль уроков учителей
общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга

 «Петербургский урок. Работаем по новым стандартам»

Урок информатики в 8 классе


«Программирование разветвляющихся алгоритмов.

Условный оператор»


Автор разработки Сапожникова Галина Васильевна,
учитель информатики высшей квалификационной категории
ГБОУ школы №461 Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2018

Тема урока: «Программирование разветвляющихся алгоритмов.

Условный оператор»

Цели урока:

  • Образовательные:
  • познакомить учащихся с основными понятиями по данной теме;
  • учить записывать простые и сложные условия команды ветвления;
  • учить составлять программы на языке Паскаль по блок-схеме разветвляющегося алгоритма;
  • учить составлять программы с ветвлением на языке Паскаль;
  • продолжить формирование умений учащихся находить ошибки в программах, предвидеть результат выполнения программы.
  • Развивающие:
  • развивать у учащихся умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, существенное, обобщать, формулировать выводы;
  • развивать у учащихся познавательный интерес и творческие способности.
  • Воспитательные:
  • формировать коммуникативные компетенции учащихся через работу в группах, воспитания уважения  друг к другу, умения слушать;
  • воспитание информационной культуры.

Учащиеся должны уметь:

  • написать блок-схему и программу с использованием условных операторов;
  • выполнить программу на ПК и проверить результат;
  • проверить правильность полученного результата.

Учащиеся должны знать:

  • форму записи условного оператора в блок-схеме и программе;
  • его место в блок-схеме и программе;
  • последовательность выполнения программы.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные – умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию ветвление;

Метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; 

Личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

  • Методы работы: частично поисковый, репродуктивный (проблемный), интегрированный

Формы организации работы детей: устная, письменная, индивидуальная, в парах.

Технологии:  проблемное обучение

Технологические особенности:

Оборудование урока:

  • компьютеры IBM PC с операционной системой MS Windows 7 и MS Office 2007, текстовый процессор MS Word;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация;
  • маркерная доска.

УМК:

  • Учебник Л.Босова «Информатика и ИКТ», 8  класс

Этапы интегрированного урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний  
  3. Применение теоретических положений в условиях решения задачи
  4. Самостоятельное творческое использование сформированных навыков и умений.  Компьютерный эксперимент
  5. Подведение итогов урока, выставление оценок. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении, рефлексия деятельности

Ход урока

Содержание этапа урока

Время

Вид и формы работы

Действия ученика

Универсальные учебные действия

1. Организационный момент

1 мин

Приветствие учителя подготовка рабочих мест

2. Актуализация знаний

7мин

Дает задание для повторения основных блоков для построения алгоритмов, задания для повторения видов алгоритмов

Индивидуальная, работа в парах, проверяют правильность выполнения работы

Познавательные УУД: формулируют ответы на вопросы учителя в устной/письменной речи; выполняют задания для актуализации собственных знаний в соответствии с планируемыми результатами обучения;

Коммуникативные УУД: слушают и понимают  смысл речи других учащихся класса и учителя.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.

3. Мотивационное начало урока

 2 мин

Постановка цели урока.

Просмотр слайдов презентации.

4. Объяснение нового материала

6 мин

5. Применение теоретических положений в условиях решения задачи

12 мин

Дает задания для построения блок-схем алгоритмов, дает задания на примере блок-схемы восстановить пословицу и объяснить ее смысл.

Отвечают на вопросы, составляют блок-схемы алгоритмов, работают у доски.

Познавательные УУД: 

Коммуникативные УУД: слушают и понимают  смысл речи других учащихся класса и учителя.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.

5. Самостоятельное творческое использование сформированных навыков и умений  

14мин.

Контролирует процесс составления алгоритма

Выполняют этапы решения задачи.

Итоговый контроль;

6. Подведение итогов урока, рефлексия деятельности.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

3 мин.

Просит показать полученные блок-схемы, написанные программы

Комментирует  домашнее задание

Сохраняют выполненные работы

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  ЭТАП   

–Здравствуйте, ребята! Садитесь.

 Проверить готовность учащихся к уроку, правильную организацию рабочего места. Отметить отсутствующих в журнале.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ   

Словарный диктант:

  1. Служебное слово заголовка программы program
  2. Служебное слово раздела описания переменных var
  3. Данные целого типа integer
  4. Данные вещественного типа real
  5. Начало раздела операторов программы begin
  6. Конец раздела операторов программы end
  7. Оператор ввода  исходных данных с клавиатуры  read, readln
  8. Оператор вывода результатов write, writeln
  9. Оператор присваивания :=
  10. Знаки сравнения  >=, <=

Найти ошибки в блок-схеме алгоритма

Найти ошибки в программе:

Program n_1;

Var x, y, P: real;

Begin;

Write (‘Введите х=’)

Readln(x);

Write (‘Введите y=’);

Readln(y);

P= x*y;

S:= x-y;

Writeln(‘P=’, P);

Writeln(‘S=’, S);

End

Program n_1;

Var x, y, P, S: real;

Begin

Write (‘Введите х=’);

Readln(x);

Write (‘Введите y=’);

Readln(y);

P:= x*y;

S:= x-y;

Writeln(‘P=’, P);

Writeln(‘S=’, S);

End.

3. МОТИВАЦИОННОЕ НАЧАЛО УРОКА

Предлагается решить задачу, определив этапы решения задачи

Заданы значения трех  углов (в градусах). Могут ли эти углы быть углами треугольника? Существует ли такой треугольник?

1этап. Постановка задачи

Дано

А – угол

В – угол

С- угол

Существует ли такой треугольник?

2 этап. Математическая модель

S  - сумма углов треугольника

S = A+B+C

Если S = 180, тогда  такой треугольник существует,  

иначе такой треугольник  не существует  

Учитель: Какой алгоритм используем для решения задачи? (разветвляющийся, )

3 этап.  Алгоритмизация

Учитель:   Сможем ли мы уже начать писать программу?   (нет) Почему? Умеем ли мы программировать разветвляющиеся алгоритмы?  

Ученики: нет, потому что в математической модели присутствует условие, а мы не знаем как программировать разветвляющийся алгоритм.

Учитель:  сформулируйте тему нашего урока.

Ученики: «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор»

Учитель: Запишите в тетради число и тему урока

Учитель: Цель урока: Формирование навыков решения задач с использованием условного оператора.

Задачи урока:

  1. Изучить команду для полного ветвления на языке программирования Pascal.
  2. Развить алгоритмическое мышление.
  3. Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи.

4. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель: Давайте попробуем перевести условие к нашей задаче на язык программирования, используя знания иностранных языков ( английский) (слайд )

4 этап. Программирование

if   S=180   then    Write (‘Треугольник существует’)

else Write (‘Треугольник  не существует’) ;

Учитель : запишем в тетради общий вид полной формы  условного оператора

if   условие   then    оператор 1

else оператор 2 ;

5. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

Учитель: Теперь вы знаете, как программировать разветвляющийся алгоритм, и я предлагаю вам самостоятельно применить полученные знания при решении следующей задачи.

Даны два угла треугольника (<90 градусов). Выяснить, является ли такой треугольник прямоугольным.

На доске  и в тетради ученики  выполняют 4 этапа решения задачи.

Учитель: рассмотрим следующую задачу

5. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СФОРМИРОВАННЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ  

Учитель: Далее вы самостоятельно будете использовать сформированные знания и умения. Я предлагаю вам выбрать маршрут:  «Зеленая дорожная карта» - задания более простого типа, «Желтая дорожная карта» - задания среднего уровня сложности , «Красная дорожная карта» - задания сложные.

Ученики выбирают какого уровня сложности задания они выбирают, переходят к компьютерам, открывают соответствующую папку и выполняют задания.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКЦИЯ О ЕГО ВЫПОЛНЕНИИ.

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Рабочий стол/Урок2018/голосование

Сегодня на уроке мы:

  • Повторили основные понятия по алгоритмам и способам представления, формы записи команды ветвления, общий вид условного оператора и структуру программы.
  • Научились составлять разветвляющиеся алгоритмы к различным задачам, используя три способа представления алгоритмов;
  • Научились составлять и вводить программу, с применением условного оператора к стандартным математическим задачам и проверили ее работу на конкретных примерах.
  • Мы достигли цели урока?

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Словарный диктант № Вопрос Ответ 1 Служебное слово заголовка программы program 2 Служебное слово раздела описания переменных var 3 Данные целого типа integer 4 Данные вещественного типа real 5 Начало раздела операторов программы begin 6 Конец раздела операторов программы end 7 Оператор ввода исходных данных с клавиатуры read, readln 8 Оператор вывода результатов write, writeln 9 Оператор присваивания := 10 Знаки сравнения >=, <=

Слайд 3

Ввод а, в конец начало Число в больше a >b ? Нет Да Число а больше Ввод а, в начало Число в больше a >b ? Нет Да Число а больше конец

Слайд 4

Начало Ввод x,y S:=x*y P:=x-y Вывод P, S Конец Начало Ввод x,y S:=x*y P:=x-y Вывод P, S Конец

Слайд 5

Program n_1; Var x, y, P: real; Begin; Write (‘ Введите х =’) Readln (x); Write (‘ Введите y=’); Readln (y); P= x*y; S:= x-y; Writeln (‘P=’, P); Writeln (‘S=’, S); End Program n_1; Var x, y, P, S: real; Begin Write (‘ Введите х =’); Readln (x); Write (‘ Введите y=’); Readln (y); P:= x*y; S:= x-y; Writeln (‘P=’, P); Writeln (‘S=’, S); End.

Слайд 6

Оценивание работы: 17-18 баллов - 5 14-16 баллов - 4 9 -13 баллов - 3

Слайд 7

Заданы значения трех углов (в градусах). Могут ли эти углы быть углами треугольника? Существует ли такой треугольник? 1. Дано: A B C Существует ли такой треугольник? 2 . Математическая модель S – сумма углов треугольника S = A+B+C Если S = 180, тогда такой треугольник существует , иначе такой треугольник не существует 3. Алгоритмизация ВВОД A, B, C КОНЕЦ НАЧАЛО Треугольник не существует S = A+B+C S = 180 ? Нет Да Треугольник существует

Слайд 8

Тема урока Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Цель урока : Формирование навыков решения задач с использованием условного оператора. Задачи урока : Изучить команду для полного ветвления на языке программирования Pascal . Развить алгоритмическое мышление. Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи.

Слайд 9

Заданы значения трех углов (в градусах). Могут ли эти углы быть углами треугольника? (Существует ли такой треугольник?) 1. Дано: A B C Существует ли такой треугольник 2. Математическая модель S – сумма углов треугольника S = A+B+C 3 . Алгоритмизация ВВОД A, B, C КОНЕЦ НАЧАЛО Треугольник не существует S = A+B+C S = 180 ? Нет Да Треугольник существует 4. Программирование S:= A+B+C; IF (S = 180) THEN WRITE (‘ Такой треугольник существует ‘) ELSE WRITELN (‘ Такой треугольник не существует ‘); Если S = 180 , тогда такой треугольник существует, иначе такой треугольник не существует

Слайд 10

Полная форма условного оператора: Действие 1 Условие Действие 2 Если условие тогда действие 1 иначе действие 2 if условие then оператор1 else оператор2 ; THEN ELSE ДА НЕТ

Слайд 11

Заданы значения трех углов (в градусах). Могут ли эти углы быть углами треугольника? (Существует ли такой треугольник?) 1. Дано: A B C Существует ли такой треугольник 2. Математическая модель S – сумма углов треугольника S = A+B+C 3 . Алгоритмизация ВВОД A, B, C КОНЕЦ НАЧАЛО Треугольник не существует S = A+B+C S = 180 ? Нет Да Треугольник существует 4. Программирование S:= A+B+C; IF (S = 180) THEN WRITE (‘ Такой треугольник существует ‘) ELSE WRITELN (‘ Такой треугольник не существует ‘); Если S = 180 , тогда такой треугольник существует, иначе такой треугольник не существует

Слайд 12

Даны два угла треугольника (<90 градусов). Выяснить, является ли такой треугольник прямоугольным. 1. Дано: A B Является ли треугольник прямоугольным ? 2. Математическая модель S – сумма углов А и В Если S = 90 , тогда такой треугольник прямоугольный, иначе такой треугольник не прямоугольный 3. Алгоритмизация ВВОД A, B КОНЕЦ НАЧАЛО Треугольник не прямоугольный S = A+B S = 90 ? Нет Да Треугольник прямоугольный 4. Программирование S:= A+B; IF (S = 90 ) THEN WRITE (‘ Такой треугольник прямоугольный ‘) ELSE WRITELN (‘ Такой треугольник не прямоугольный ‘); А В

Слайд 13

Известен дискриминант квадратного уравнения. Выяснить, имеет ли корни такое квадратное уравнение 1. Дано: D – дискриминант Имеет ли корни данное квадратное уравнение? 2. Математическая модель Если D >= 0 , тогда уравнение имеет корни, иначе корней нет 3. Алгоритмизация ВВОД D КОНЕЦ НАЧАЛО Нет корней D >=0 ? Нет Да Есть корни 4. Программирование IF (D >= 0) THEN WRITE (‘ Есть корни ‘) ELSE WRITELN (‘ Нет корней ‘);

Слайд 14

Определить, является ли треугольник со сторонами a , b , c равнобедренным. 1. Дано: a b c Является треугольник равнобедренным? 2. Математическая модель Если ( a=b) или (b=c) или (a=c), тогда такой треугольник равнобедренный иначе такой треугольник не равнобедренный 3. Алгоритмизация ВВОД a, b, c КОНЕЦ НАЧАЛО Треугольник не равнобедренный (a=b) or (d=c)or (a=c) Нет Да Треугольник равнобедренный

Слайд 15

OR ( ИЛИ) – выполнение хотя бы одного условия. Если ( a=b) или (b=c) или (a=c), тогда такой треугольник равнобедренный иначе такой треугольник не равнобедренный IF ( a=b) OR (b=c) OR (a=c) THEN WRITE (‘ Такой треугольник равнобедренный ‘) ELSE WRITELN (‘ Такой треугольник не равнобедренный ‘);

Слайд 16

Определить, является ли треугольник со сторонами a , b , c равнобедренным. 1. Дано: a b c Является треугольник равнобедренным? 2. Математическая модель Если ( a=b) или (b=c) или (a=c), тогда такой треугольник равнобедренный иначе такой треугольник не равнобедренный 3. Алгоритмизация 4. Программирование IF ( a=b) OR (b=c) OR (a=c) THEN WRITE (‘ Такой треугольник равнобедренный ‘) ELSE WRITELN (‘ Такой треугольник не равнобедренный ‘); КОНЕЦ Треугольник не равнобедренный (a=b) or (d=c)or (a=c) Нет Да Треугольник равнобедренный ВВОД a, b, c НАЧАЛО

Слайд 17

Определить, является ли треугольник со сторонами a , b , c равносторонним. 1. Дано: a b c Является треугольник равносторонним? 2. Математическая модель Если ( a=b) и (b=c), тогда такой треугольник равносторонний иначе такой треугольник не равносторонний 3. Алгоритмизация ВВОД a, b, c КОНЕЦ НАЧАЛО Треугольник не равносторонний (a=b) и (b=c) Нет Да Треугольник равносторонний

Слайд 18

Если ( a=b) и (b=c), тогда такой треугольник равносторонний иначе такой треугольник не равносторонний AND (И) – одновременное выполнение всех условий IF ( a=b) AND (b=c) THEN WRITE (‘ Такой треугольник равносторонний ‘) ELSE WRITELN (‘ Такой треугольник не равносторонний ‘);

Слайд 19

Определить, является ли треугольник со сторонами a , b , c равносторонним. 1. Дано: a b c Является треугольник равносторонним? 2. Математическая модель Если ( a=b) и (b=c), тогда такой треугольник равносторонний иначе такой треугольник не равносторонний 3. Алгоритмизация ВВОД a, b, c КОНЕЦ НАЧАЛО Треугольник не равносторонний (a=b) и (b=c) Нет Да Треугольник равносторонний 4. Программирование IF ( a=b) AND (b=c) THEN WRITE (‘ Такой треугольник равносторонний ‘) ELSE WRITELN (‘ Такой треугольник не равносторонний ‘);

Слайд 20

Простые и составные условия Простые условия состоят из одной операции сравнения. Составные условия получаются из простых с помощью логических связок AND (и), OR (или), NOT (не). AND – одновременное выполнение всех условий OR - выполнение хотя бы одного условия.

Слайд 21

Самостоятельное творческое использование сформированных навыков и умений

Слайд 22

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Рефлексия Рабочий стол \ Урок2018 \ Голосование На «Дорожной карте» написано домашнее задание, которое необходимо выполнить на этом же листе

Слайд 23

Подведение итогов урока

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

Технологическая карта урока по теме: "Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор"...

Разработка урока "Программирование циклических алгоритмов (цикл с заданным числом повторений)"

В разработке урока представлена технологическая карта урока, презентация, файл для работы с интерактивной доской, файлы для проведение этапа рефлексии....

Конспект урока по информатике на тему: «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор».

Цели:-          рассмотреть правила записи условного оператора;-          рассмотреть формат и назначение сост...

Урок Программирование разветвляющихся алгоритмов. Простой и составной условные операторы

Презентация к уроку 8 класса на тему Программирование разветвляющихся алгоритмов. Простой и составной условные операторы по программе Босовой Л.Л....

Технологическая карта урока Программирование разветвляющихся алгоритмов.

Технологическая карта урока  Программирование разветвляющихся алгоритмов. Простой и составной условные операторы...

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

На уроке учащиеся получат умения записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию «ветвление»...

Методическая разработка урока "Программирование циклических алгоритмов"

Данная работа представляет собой методическую разработку проведения урока открытия нового знания (согласно ФГОС ООО)по информатике для 8 класса по теме "Программирование циклических алгоритмов&qu...