Технологическая карта урока Программирование разветвляющихся алгоритмов.
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)
Технологическая карта урока Программирование разветвляющихся алгоритмов. Простой и составной условные операторы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 238 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Программирование разветвляющихся алгоритмов.»
Цели урока:
Познакомить учащихся с условным оператором и применение его при составлении программ на языке программирования Pascal.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с основными понятиями по данной теме;
- учить записывать простые и сложные команды ветвления;
- учить составлять программы на языке Pascal по блок-схеме разветвляющегося алгоритма;
- учить составлять программы с ветвлением на языке Pascal;
- продолжать формирование умений учащихся находить ошибки в программах, предвидеть результат выполнения программы.
Развивающие:
- развивать у учащихся умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, существенное, обобщать, формулировать выводы;
- развивать алгоритмического мышления, точности мышления, логического ума, внимательности, познавательный интерес и творческие способности.
Воспитательные:
- воспитание культуры умственного труда, самостоятельности, целеустремленности;
- воспитание информационной культуры.
Методы обучения:
- По способу передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические.
- По логическому восприятию: инструктивные и дедуктивные.
- По характеру мыслительных операций: репродуктивные (активное восприятие и запоминание информации), частично-поисковые (самостоятельная работа).
- По степени самостоятельности: работа под руководством учителя, самостоятельная работа учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа учащихся.
При изучении темы урока у учащихся формируются навыки использования:
- алгоритма «ветвления»;
- блок-схем для решения поставленных задач;
- операторов ветвления в языке программирования Паскаль.
Межпредметные связи: математика.
Программное обеспечение урока:
- Pascal АВС;
- презентация «Ветвления на Паскале»;
- проектор, экран.
Дидактические материалы к учебному занятию: опорный конспект урока.
Наглядное пособие: презентация «Ветвления на Паскале».
План урока.
| (1 мин) |
| (6 мин) |
| (13 мин) |
| (2 мин) |
| (1 мин) |
| (20 мин) |
| (2 мин) |
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте ребята! На предыдущих уроках мы изучили операторы, с помощью которых научились составлять алгоритмы и решать задачи с использованием линейных алгоритмов. Давайте проверим, как вы справились с выполнением домашнего задания: вы должны были повторить, что такое алгоритм, линейный алгоритм, операторы Pascal, условие и соответствующие определения, важные элементы блок-схемы.
- Актуализация знаний.
- Проверка домашнего задания, вопросы по домашнему заданию.
- Вопросы:
1. Как записывается заголовок программы на Паскале? | Program (name) |
2. Как записывается раздел описания переменных? | Var |
3. С какими типами числовых величин работает Паскаль? | Целые и вещественные |
4. Как записывается оператор присваивания? | := |
5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале? | Read (readln), write (writeln) |
- Изучение нового материала.
Для того чтобы учащиеся сами смогли сформулировать тему урока, с ними проводится следующая беседа.
На экран выводится слайд с картинкой:
Учитель. И уже сегодня перед вами стоит вопрос выбора, какой дорогой идти дальше. И от этого выбора на самом деле очень многое зависит. От чего будет зависеть выбор вашей будущей специальности?
Перед Вами много дорог и от того, куда Вы пойдете, какой путь выберете, зависит Ваша жизнь. Вот как у этого богатыря.
Учащиеся: Здесь отображены варианты путей для богатыря
Учитель: Правильно. А как определить какой именно выберет богатырь?
Учащиеся: В зависимости от условий выбора
Учитель: Молодцы, вы сами того не зная, уже сказали тему нашего сегодняшнего урока.
Итак, запишите в тетрадях тему: «Программирование разветвляющихся алгоритмов».
Объяснение нового материала сопровождается показом презентации. Учащиеся слушают объяснение и принимают участие в обсуждение нового материала.
Операторы перехода по условию (полная и неполная формы) следует обратить внимание учащихся на ввод нового понятия - составной оператор begin…end;
Учитель: Давайте рассмотрим задачу: Три отрезка заданы своими длинами.
Определить, образуют ли эти отрезки треугольник, и если образуют, то какой?
Учащиеся: остроугольный, прямоугольный или тупоугольный.
С начала нужно определить какая фигура является треугольником.
Учащиеся: Нужно чтобы длина наибольшей отрезка была меньше суммы двух других отрезков. Похожим способом можно определить вид треугольника. Прямоугольный треугольник можно определить по теореме Пифагора, для этого нужно что бы с2 = a2 + b2 , если наибольшая сторона будет меньше оставшихся сторон, то это тупоугольный треугольник, а если меньше то остроугольный.
Учитель: Рассмотрим решение этой задачи через построение блок схемы. Блок схема начинается с блока?
Учащиеся: Начало.
Учитель: Какой следующий будет шаг?
Учащиеся: Затем программа должна считать введенные пользователем длины отрезков: a,b,c.
Учитель: Для облегчения задачи в дальнейшем, мы условимся, что наибольшая длина отрезка будет равна переменной c. Для этого нам понадобится ветвление для определения наибольшую из переменных a и b. Его условием будет a>b. Какая фигура отвечает за условие?
Учащиеся: Ромб.
Учитель: Потом оно должно сравнить наибольшую из переменных с с. Если условие первого ветвления выполняется, то далее будет следовать новое ветвление с условием a>c. Как называется данное ветвление?
Учащиеся: Вложенное условие.
Учитель: Если это условие будет выполнятся, нужно поменять значения переменных местами. Как это сделать?
Учащиеся: Через промежуточную переменную p поменяем значения переменной a и c.
Учитель: Посмотрите сколько здесь действий? Два действия, значит их запираем в операторные скобки.
Если это условие выполнятся не будет то ничего делать не нужно. Если условие а >b не будет выполнятся, должно следовать условие b>c, если это условие будет выполняться то нам нужно через промежуточную переменную поменять значения переменной с с b, если условие не выполняется то так же ни чего делать не нужно.
Теперь приступим к проверке того могут ли отрезки составить треугольник.
Учитель: Теперь приступим к проверке того могут ли отрезки составить треугольник. Как мы это сделаем?
Учащиеся: Используем вложенное условие. Определим вид треугольника с условием с2 = a2 + b2 , если это условие выполняется, то программа должна вывести сообщение заданные отрезки образуют тупоугольный треугольник
Учитель: Тогда с него и начнем. Для этого проверим условие с2 = a2 + b2 , если это условие выполняется, то нужно вывести сообщение о том, что заданные отрезки образуют прямоугольный треугольник.
Если же, то условие не выполняется, то треугольник остроугольный либо тупоугольный. Как определить дальше вид треугольника?
Учащиеся: Используем вложенное условие. Определим вид треугольника с условием с2 > a2 + b2 , если это условие выполняется, то программа должна вывести сообщение заданные отрезки образуют тупоугольный треугольник. Если это условие не выполняется должны вывести сообщение, что заданные отрезки образуют остроугольный треугольник.
Учитель: Молодцы. Посмотрите внимательно на нашу блок-схему, все варианты развития условий мы рассмотрели?
Учащиеся: Осталось рассмотреть случай когда с < a + b не выполняется, то вывести сообщение заданные отрезки не образуют треугольник.
- Физкультминутка.
- Ребята конспектируют материал в свои рабочие тетради, записывают домашнее задание.
- Закрепление изученного материала – Практическая работа (Написать программу по составленной блок схеме .) Ребята справившиеся с заданием помогают товарищам.
Поставьте себе оценку : если нет ошибок или сами ее исправили – «5»;
с одной ошибкой справился с помощью учителя – «4»;
исправили ошибку совместно с учителем – «3»;
не набрал программу –«2».
- Подведение итогов. Выставление оценок. Рефлексия.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ «Программирование ветвлений на Паскале».
Условный оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы.
Формат записи оператор ветвления:
if логическое_условие если логическое_условие верно
then оператор_1 то выполняется оператор_1 ,
else оператор_2; иначе оператор_2;
Перед else точка с запятой не ставится!
Формат полного оператора ветвления: Формат неполного оператора ветвления:
if <логическое выражение> if <логическое выражение>
then <оператор 1> then <оператор>
else <оператор 2>;
Логическое выражение:
- Простой формой логического выражения является операция отношения:
- < меньше,
- > больше,
- <= меньше или равно,
- >= больше или равно,
- = равно,
- <> не равно.
- Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:
- not логическое отрицание (НЕ),
- and логическое умножение (И),
- or логическое сложение (ИЛИ),
- xor исключающее ИЛИ
- Порядок действий:
- Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.
Операторные скобки:
- Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … end
- Конструкция такого вида:
Begin <последовательность операторов> end
относится к составным операторам.
- Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Циклические алгоритмы"
Технологическая карта урока открытия новых знаний по информатике 9 класс, тема: "Циклические алгоритмы" автор учебника: Угринович Н.Д....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/29/picture-822594-1475146445.jpg)
Разветвляющиеся алгоритмы. Технологическая карта урока по информатике в 9 классе по ФГОС
Разветвляющиеся алгоритмы. Технологическая карта урока по информатике в 9 классе по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/29/picture-822594-1475146445.jpg)
Разветвляющиеся алгоритмы. Технологическая карта урока по информатике и ИКТ.
Разветвляющиеся алгоритмы. Технологическая карта урока по информатике в 9 классе по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/21/picture-1242697-1587461711.jpg)
Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика . 6 класс. Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.
Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.Цель урока: сформировать понятия «алгоритм», «текстовое описание алгоритма», «блок – схема», «алг...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/09/picture-431514-1397009999.jpg)
Технологическая карта по теме "Алгоритмы"
Технологическая карта по теме "Алгоритмы"учебник Босова Л.Л 6 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/17/picture-960411-1508245446.jpg)
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...